Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №20. Россия во второй четверти XVIII В. Роль Русской гвардии в дворцовых переворотах.

Поиск

Несмотря на то, что последователи Петра не обладали его качествами. Россия не вернулась назад, а продолжала развиваться в направлении, данным Петром. Происходило усиление эксплуатации крестьянства, повышения прав дворянства и развитие мануфактурной промышленности. Несмотря на временные победы старой знати не только не пал абсолютизм, не был отменен табель о рангах и к концу 18 века интересы родовой знати уже мало отличались от интересов всего дворянства. Большое значение в этом имела гвардия. В советской историографии господствовало мнение о том, что дворцовые перевороты были до смешного легки, когда речь шла о передаче власти от одной дворцовой группировки к другой. Гвардии отводилась роль бездумной военной силы, которой пользовались дворцовые группировки. Огромную роль приобретали сильные люди, падение которых можно было приравнять к дворцовым переворотам. Также как Меньшиков (1727), Бирон (1740). Дворцовые перевороты мало влияли на положение обюрократившегося дворянства. Даже его высших слоев, а гвардии тем более. Современная точка зрения отличается от советской (Анисимов, Каменский, Курупнин). Гвардия стала для Петра универсальным инструментом власти «кузницей кадров». Гвардейские офицеры выполняли любые поручения царей от организации горной промышленности до контроля за деятельностью сената и контроля за высшим генералитетом (фельдмаршал Шереметьев). Гвардия была той идеальной моделью, ориентируясь на которую Петр и хотел создать идеальное государство. Гвардейцы не только были, но и ощущали себя государственными людьми. Понимали себя создателями нового государства. Гвардейцы были мало связаны с современным бытом и были людьми - реформами, как жизненного принципа. С гвардии начиналось национальное самосознание русского дворянства, главная задача которых служить России. Среди гвардейцев был сильно развит дух товарищества, коллегиальности, чему способствовало то, что Петр 1 был сам капитан Преображенского полка. Вместе с тем, гвардейцы без рассуждений подчинялись Петру 1 и выполняли его требования. В этом берет начало трагическая разбойность. Петр 1 пытался вырастить рабов с качествами свободных людей. При нем лучшим его сподвижником был развит дух товарищества, обсуждение важнейших вопросов, коллегиальность. Поэтому гвардия боролась за наследников Петра 1.

С 1725 - 1762 гг. роль гвардии непрерывно возрастает. В годы правления Екатерины 2 гвардейцы стали привилегированными.

В 1725 г. гвардия под руководством Меньшикова возвели на престол Екатерину 1 и обеспечили господство с новой петровской аристократией.

В 1730 г. гвардия не дала захватить власть аристократии при поддержке Анны оторвала кондиции.

В 1740 г. гвардия под руководством Миниха свергла Бирона.

В 1741 г. гвардия самостоятельно свергла немцев окончательно и возвела на престол Елизавету Петровну.

В 1762 г. гвардия возвела на престол Екатерину 2.

 

Вопрос №21Просвещенный абсолютизм Екатерины II в 60-х гг. XVIII в. Его особенности.

Термин «просвещенный абсолютизм» в западноевропейском обществе возник после появления в 1784 году статьи Иммануила Канта «Что такое просвещение». Просвещение было широким идейным течением в годы, когда стало очевидным несовершенство отживавшей в странах Западной Европы свой исторический срок феодальной системы, в глубинах которой происходило вызревание новых буржуазных отношений. Его теоретические основы заложили и разработали выдающиеся философы, ученые и писатели Франции Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо, Д,Аламбер, Лессинг и др. Утверждение идеологии просветителей происходило в период вступления на историческую арену буржуазии, когда развернулась острая критика уходящего феодального строя и его институтов. Правое, умеренное крыло просветителей (их большинство) выступало за эволюционный путь развития, без потрясений и насилия. Идеологи европейского Просвещения в своем учении строго исходили из теории «естественного права», основным постулатом которого было утверждение о свободе и равенстве всех людей от рождения. Все пороки существующего феодального строя объяснялись ими невежеством народа, в силу этого неспособного понять несовершенство, несправедливость законов. Паразитический образ жизни монархов и дворян просветители также на счет их непросвещенности. из этого следовал вывод – надо просветить всех и каждого. Народу надо осознать, что никому не дано право их угнетать, дворянам – устыдиться того, что порабощение, угнетение народа недостойно их «благородного» звания и наносит вред обществу в целом. Наиболее существенным элементом в утопической конструкции просветителей был расчет на то, что пониманием несовершенства строя и несправедливости законов более всех проникнется сам монарх и аннулирует такие законы. Он это сделает тем быстрее и последовательнее, чем большей властью будет обладать. Упование идеологии Просвещения на всевластие «мудреца на троне» привело к идее союза философов – просветителей и монархов. Основные надежды на «просвещенного монарха» возлагал сам Вольтер. Чаяние основано на том, что идеи Просвещения в той или иной мере разделяли прусский король Фридрих 2, Шведский -0 Густав 3, австрийский император Иосиф 2. Отсюда и термин «просвещенный абсолютизм». Идеи Просвещения обладали большой притягательностью и быстро распространились по всей Европе. В России они получили хождение под понятием «вольтерьянство». Этому способствовало практически беспрепятственное и даже поощряемое самой Екатериной издание довольно большими тиражами трудов французских философов – Вольтера, Монтескье, Руссо, и др. За 10 лет (1767 – 1777) В стране отдельными сборниками было издано более 400 переведенных на русский язык статей из популярной в то время «Энциклопедии» Дидро и Д,Аламбера. К тому же многие имели возможность самостоятельно знакомиться с трудами просветителей в оригинале. Пример по-настоящему истового увлечения трудами просветителей подавала сама императрица, без всякого лукавства признававшаяся в письмах к друзьям: «Вольтер мой учитель: он, или, лучше сказать, его произведения, развили мой ум и мою голову» Однако между теорией «просвещенного абсолютизма» и попыткой Екатерины 2 реализовать ее на практике была огромная, обусловленная российской действительностью дистанция. С годами она увеличивалась и по чисто политическим мотивам и в конечном счете привела к практическому отказу Екатерины от воплощения в жизнь идей просвещения. Два решающих события стали на этом пути – восстание Пугачева и Французская революция. По мнению историков, «просвещенный» либерализм императрицы не выдержала этого двойного испытания. Если еще в радужные 60-е гг. 18 века и в самом начале следующего десятилетия императрица, не без основания считая себя истинной последовательницей. ученицей европейских просветителей, всячески пропагандируя их учение. Отсюда старания Екатерины сохранить лицо «мудрой правительницы» перед Европой.

Первый период царствования Ек. II это явление её реформаторской деятельности. Она провозгласила себя продолжательницей Петра I. Она как и Петр ставила целью благо народа, но пыталась вкладывать в это несколько иное содержание, т.е. пыталась развитие государственности соединить с либеральными методами правления, рассредоточение власти.

Просвещенный абсолютизм понимали как опора самодержавия на людей чести, т.е. дворянскую интеллигенцию. Ек II понимала, что чрезмерный деспотизм усиливал самодержца и одновременно расшатывал его власть. Рвались связи престола с обществом, поэтому Ек пытается провести определённые либеральные реформы. Ек расширила права, сената, печати. В начале царствования она считала возможным ограничение её власти высшим имперским советом, как в Швеции. Панин Н.И. предлагал в этом качестве утвердить сенат, но скоро Ек поняла, что за этими идеями стоит небольшая группа дворянской интеллигенции. Ек отвергла проект Панина.

В 1764 году началась секуляризация церковных земель (экономические, т.к. она были преданы в ведение «коллегии экономии», доходы от них шли на содержание церкви, священники стали получать гос жалования, монастыри стали штатными) Т.о. церковь окончательно подчинилась гос-ву, не только политически, но и экономически.

В 1766 году было учреждено вольноэкономическое общество, с целью замены крепостного труда, вольнонаёмным.(ВЭО)

ВЭО поступали работы по улучшению крепостного хоз-ва и даже фр просветители, которые участвовали, пришли к выводу, что в России нужно оставить всё как есть.

Право собственника на недвижимое имущество предложили регламентировать феод повинности.

Ограничение барщины одним днём.

В 1766 г создана Уложенная комиссия взамен устаревшего Соборного уложения 1754 г. Выборы депутатов в комиссии проходили по сословиям, всего было 573 депутата, в основном дворяне: всего 193 – от уездов, 208 – от городов, но 2 депутата – от провинций. Основной вопрос комиссии – крестьянский. Коронин(?) предложил наделить крестьян собственностью; Козельский – регламентация повинностей. Помещики дб получать доход от этой коллегии, путём перевода крестьян из крепостных в государственные.

По мнению Коменского, Ек затевала это всё с целью отмены крепостного права. Она искала поддержку в дворянстве,но последние проявили себя как реакционная сила. Ек специально собрала представителей городов, купечество,но выяснилось, что их интересуют монопольные центры.

В 1768 году Ек под предлогом начавшейся войны распустила Уложенную комиссию, одновременно в 60-е годы шло усиление крепостного законодательства, что послужило главной причиной началу крестьянской войны. После крестьянской войны внутренняя политика Ек меняется, она остаётся на позициях просвещённого абсолютизма, но уже в более узком «русском» смысле слова, т.е. прав и свобод прежде всего для дворянства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.153 (0.01 с.)