Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №28 школа и просвещение в XVIII В. Политика царского правительства в области просвещения.

Поиск

Со времен Петра 1 просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную политическую направленность. Увеличилось число светских солдатских гарнизонных школ, прямых продолжателей традиций петровских «циферных школ». В 1721г их насчит ок 50, а в 1765г школы были при 108 гарнизонных батальонах, где училось 9 тыс солдатских детей. Существовали национальные военные школы на Кавказе. Основное же внимание уделялось образованию дворянскхи детей в закрыытх учебных заведенияхю В 1731 г был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752г морской Шляхетский корпус. В 1758г. Артиллерийская и Инженерная школы в Петербурге объеденились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. В 18в входит в моду приглашать учителей-иностранцев, особенно французов. Важнейшим событием сер 18 в была организация первого в стране высшего гражданского учебного заведения – Московского университета (1755г). Куратором его был влиятельн елизаветенский вельможа – Шувалов, известный меценат, основатель и президент Академии художеств. Однако идейным строителем Московского университета был гениальный русский ученый М.В.Ломоносов. Он разработал проект организации университета. Он добился чтобы университет был бессословным (только при Ек2 исключит дворянство) и светским учебным заведением. Первые три факультета: философский, медицинский и юридический. Для подготовки студенческих кадров была создана специальн гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев. Здесь изучались русский, латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. В созд-и учебников принял активное участие Ломоносов, написавший «Риторику» и «Российскую граматику». Преподование велось на русском языке. Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. В неп преподавали Десницкий, Аничков, Поповский, Барсов и др. По образцу Московской была создана гимназия в Казани. Из стен МГУ вышла чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки. Несмотря на эти успехи потребность в организованной с-ме школьн образования ощущулась все более остро. По инициативе Ек 2 проекты школьного образования поручены образованейшему из предситавит русской знати – Бецкому. Главная идея плна Бецкого – создание из молодого поколения «новой породы людей» - гуманных и справедливых, которые смогут сделать общ-во справедливым. Для реалезации этой идеи он предложил принцип закрытых учебных заведений, где бы дети жили от 6 до 18 лет. При этом соблюдался бы принцип сословного разделения – для дворян особо, для купечества особо и т.д. Реализация этого плана выразилась в реформе гимназии в Петербурге, Сухопутного и Морского шляхетских корпусов; создано училище для мальчиков при Академии художеств, комерческое училище в Москве. Открыт Московский воспитательный дом для «незаконорожденных детей» и подкидышей. Бецкой был инициатором и женского образования. Открытие “Общества двухсот благородных девиц”, вошедшего в историю под названием Смольного института, при нем было особое «мещанское отделение». Деят-ть Бецкого и реалезация его плана нив коей мере не решали проблему созд сис-мы начального образования, потребность в кот с годами росла все больше. В 1782г. Организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской губернии. В 1786г. Такие училища открыты в 25 губерниях. Малые училища ограничивались преподованием навыков чтения, письма, чистописания, рисования, граматикой и «христианским законом и добронравием». Главные училища сверх того включали изучение арифметики, геометрии, механики, физики, географии, истории,естественную историю и гражданскую архитектуру. Всего в к 18в в России насчитывалось ок 550 различн учебных заведений с числом учащихся до 62 тыс ч-к. Из них ок 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ, и ок 60 закрытых дворянских учебных заведений. Крестьянству путь в школу закрыт.

 

Вопрос №29 Крестьянская война 1773-1775 гг. (Периодизация, особенности, манифесты Е.И. Пугачева).

Периодизация: 1 этап: сентябрь 1773 - март 114 (казахский). 2 этап: апрель 1774 - июль 1774 (горно-заводский) (до Казани, основные силы - рабочие люди, башкиры). 3 этап: июль 1774 - 1775 (Крестьянский - самый не организованный, поволжский) (осн. силы - крестьяне)

Цель: уничтожение феодально-крепостнического строя.

Ход восстания: 1 этап: 17 сентября 1773 г. - казак донской станицы Зимовейской Е.И. Пугачев публично объявил себя императором Петром 3. Произошло это в Уральске на хуторе Толкачевых перед 80 казаками, которые тут же присягнули ему в верности. 18 сентября 1773 г. Пугачев с отрядом отправляется к Яицкому городку, но на штурм не решается и двинулся вверх по Яику, не имея какого - либо сложившегося плана действий. По ходу продвижения отряда одна за другой захватывались крепости Яицкой укрепленной линии. Сопротивление повстанцем оказали под Татищевой крепостью, после взятия которой пугачевцы устроили кровавую расправу над офицерами и дворянами. У пугачевцев появилась артиллерия. В начале октября Пугачев во главе почти 3 тысячного отряда с 20 пушками подступили к Оренбургу. Губернатор И.А. Рейнсдорп успел принять меры к обороне города. Попутка пугачевцев взять город штурмом не имела успеха. От перебежчиков Пугачев узнал, что в городе нет достаточного продовольствия, и решил взять город мором. Началась 6-месячная осада губернского центра. Располагалась армия Пугачева в семи верстах от Оренбурга - в слободе Берда. Сюда, в армию Пугачева вскоре прибыли первые отряды башкир, калмыков, марийцев. На помощь осажденным был послан полуторотысячный отряд генерала В.А. Кара. Однако отряд Кара по отдельности был разгромлен силами Пугачева, отряд которого к этому времени составлял около 20 тысяч человек. Кар бежал. Когда кар появился в Москве, правительство трезво посмотрело на происходящее и приняло решение отправить против мятежников полностью укомплектованные полки, а не разрозненные отряды. 22 марта 1774 г. - первое сражение трех регулярных полков с армией Пугачева. Здесь 6,5 тыс. войско Голицына противостояли 8 тыс. войску Пугачева. Закончилось это разгромом пугачевского войска. Осада Оренбурга снята. Самому Пугачеву и еще 500 казакам удалось бежать в Башкирию.

2 этап: После похода Пугачева по заводским районам Южного Урала ряды восставших пополнились горнозаводскими рабочими и башкирами. Пугачевцы потерпели поражение под Троицкой крепостью от войск генерала И.А. Декалонга. Пугачев повернул в направлении Казанской губернии. Его появление в губернии обеспечивало приток новых сил. Крестьяне, узнавая о приближении Пугачева убивали своих помещиков, грабили и поджигали помещичьи усадьбы. «Петра 3» повсеместно встречали с хлебом и солью. При подходе к Казани у Пугачева снова создалась армия в 20 тыс. человек. 12 июля город пал. Но пугачевцы не взяли кремль. Этому помешала вовремя подошедшие войска Михельсона, который разгромил плохо организованную армию. Самому Пугачеву удалось бежать. На этом этапе пугачевцы все чаще прибегали к грабежу и разбою и оставляли за собой разрушенные и сожженные руины. 3 этап: Сигналом к этому этапу послужил манифест Петра 3 от 31 июля 1774 г. Манифест был не случайно провозглашен именно в это время. Он был направлен к лицам «находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков». А именно в это время Пугачев переправляется на правый берег Волги в районы «классического» крепостничества. Начались массовые убийства дворян, офицеров, чиновников и др. Но правительственные войска были схожи по жестокости, укрощая повстанцев. По приказу командующего войсками П.И. Панина было казнено и наказано большое количество повстанцев. Как пишут современники, «города, селенья и дороги были уставлены по приказу Панина виселицами с трупами повстанцев, которые запрещалось снимать и хоронить месяцами».

Пугачев решает идти на Дон, к казакам. Расположенные на его пути города сдавались без сопротивления. Единственный город, оказавший сопротивление был Царицын. На следующий день после попытки захватить город, туда вошли преследователи Пугачева. Он понял, что убежать не удается. Не оправдалась и надежда на донских казаков, они остались верными правительству.

24 августа 1774 г. произошло последнее сражение у Сальниковой ватаги, в 40 верстах от Черного Яра. Повстанцы потерпели сокрушительное поражение от отборных войск Михельсона. С отрядом из 160 яицких казаков Пугачев ушел в заволжские степи с намерениями вернуться в места, где начиналось восстание. Но шансов не было. После заключения мирного договора с Турцией на подавление восстания спешили полки А.В. Суворова. 15 сентября Пугачева обезоружили, связали и отправили в Яицкий городок, оттуда в оковах и клетке под усиленной охраной его повезли в Москву. Казнили 10 января 1775 г.

 

 

Вопрос №30 Петр I и его сподвижники. Оценка преобразований Петра I в отечественной историографии. Сподвижники Петра являлись, без сомнения, меньшинство в русском обществе, но воспитанные в школе Петра и поставленные им у власти, они прониклись взглядами своего воспитателями и после его смерти не дали государству уклониться на путь реакции. Победа над ними принадлежит «птенцам» Петра, и в этом их главное историческое значение. Но птенцы Петра различны и дать им общую характеристику нет возможности. У них есть одна общая черта – практический характер воспитания и деятельности. В первую очередь это Меньшиков. Петр наделил его большими полномочиями и он стал после Петра вторым лицом в государстве. Это велики государственный деятель и талантливый полководец. Были и др. сподвижники Петра взятые им из низших слоев общества. Генерал-прокурор сената Ягужинский и дипломат барон Шафиров. Большинство сотрудников достигло высокого государственного положения именно личными заслугами и талантами – великий канцлер граф Головкин, генерал-адмирал Апраксин, дипломаты Толстой, Матвеев, Неплюев, Волынский. Из людей родословных на высоких административных постах удерживались представители 3 фамилий: Шереметьев, старший графом и фельдмаршалом, князем Голициным – сенатор и фельдмаршал, Князья Долгорукие и еще необходимо упомянуть Репнина, фельдмаршала. так был разнообразен по своему социальному составу ближайший круг Петра. Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Большинство считают, что реформы Петра 1 имели выдающиеся значение в истории России (Валишевскии, Соловьев, Ключевский, Костомаров, Карпович, Молчанов, Павленко и др.) С одной стороны царствование Петра вошло в отечеств. историю как время блестя. С др. стороны итогом деятельности Петра 1 некоторые историки считают создание «регулярного госу-ва», т.е. гос-ва бюракратического, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, возрастает роль монарха, его влияния на все сферы жизни об-ва и гос-ва (Мавроди, Вернадский). Болдырёв, изучая личность Петра и его реформы делает вывод о том, что петров. преобразования направлены на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась сложной. Идеалом гос. устройства для Петра 1 было регулярное гос-во, модель, подобная кораблю. Только такое гос-во могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и поэтому вошёл в историю как великий реформатор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.250 (0.007 с.)