Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика идеологии либерализма

Поиск

Идеология современного либерализма, а также её отдельные положения, критикуется различными общественными деятелями.

Широкой критике подвергается индивидуализм, являющийся важной частью абсолютного большинства либеральных течений. Либерализм игнорирует коллективную природу человека, что препятствует общественной реализации личности, её развитию, стимулирует эгоизм и эгоцентризм, подрывающие основы государства и общества, а также ведет к опустошению личности. Так, по мнению ряда западных исследователей, индивидуализм в Америке, привел к тому, что в американце исчезли чисто человеческие качества.

Отдельной критике подвергается защита прав меньшинств, по мнению ряда исследователей, входящая в конфликт с права других людей. Например, кандидат философских наук Андрей Беляков писал:

Вместо защиты прав и свобод человека он [либерализм] стал настоящим «адвокатом дьявола». Либерализм перешел к защите прав заключенных, сексуальных меньшинств, умалишенных и т. п., т. е. категорий граждан, чьи т. н. права именно потому и поставлены под вопрос социальными институтами, что входят в конфликт с правами других людей.

Критика идеологии либерализма была озвучена и на официальном, международном уровне. Наталья Нарочницкая, президент Института демократии и сотрудничества, выступила в ООН в речью, в которой говорилось о необходимости защиты традиционных общественных институтов, в частности, семьи, которые, по её словам, под лозунгом прав и свобод человека яростно атакуются. Кроме того, она отметила:

Один из основателей либеральной философии открыто провозгласил абсолютную свободу самовыражения индивида, каким бы экстравагантным оно не было. Это означает полный отказ от понятия греха, без которого невозможно существование абсолютной морали, что неизбежно ведет к ценностному нигилизму, а значит, к деградации и упадку человеческой цивилизации.

Консерватизм (лат. Conservo – сохранять, беречь) – идеология, направленная на сохранение и поддержку существующих форм общественной жизни (социально-экономического уклада, политического устройства, культурной среды, традиционных и духовных ценностей). Оформление консерватизма в определенную систему взглядов относится к концу XVIII – началу XX в.в. и было реакцией на довольно широкое распространение либеральных идеалов, но прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. На начальном этапе своего становления эта идеология отражала интересы светских и церковных феодалов, возмущенных "дерзостью" либеральной мысли и политической практикой французских революционеров, стремившихся изменить существующий порядок, освященной вековой историей. Последователи этого течения выступали против общественного прогресса и демократии, за сохранение традиционных институтов (сильного автритарного государства, влиятельной церкви, частной собственности), за иерархическое устройство общества, основанное на естественном неравенстве и традиционных привилегиях, бережное отношение к устоявшимся традициям и т.д.

Основоположником консерватизма считается английский общественный деятель Э. Берк (1729-1797), изложивший свои взгляды в работе "Размышления о Французской революции", которая и сегодня считается "Библией" консерватизма.

К основным ценностям консерватизма он относил:

ü культ традиций, национальной культуры, морали, патриотизма;

ü приоритет интересов государства над интересами личности;

ü сильное иерархическое государство;

ü авторитет церкви, семьи, школы;

ü прагматизм, здоровый смысл, скептецизм;

ü постепенность и осторожность процесса социальных изменений;

ü преемственность в развитии;

ü историческое единство прошлого, настоящего и будующего;

ü свобода и ответственность.

На основе этих взглядов Берка и других мыслителей и политиков в XIX в. сложился устойчивый комплекс консервативных идей и ценностей, получивших название классического консерватизма.

Его основные идеи:

o признание ограниченности возможностей человеческого разума в познании общества и несовершенства человеческой природы;

o эффективная государственная власть (в связи со своим природным несовершенством человек не может жить без государства и других социальных институтов: государство призвано сдерживать присущие людям и отдельным группам эгоизм, поддерживать социальный мир и заботиться об общем благе. Без такой роли государства общество ждет либо гражданская война, либо неограниченное господство одной группы). Успешно выполнять свои функции может лишь сильное, авторитетное, но не диктаторское государство;

o интересы государства, нации выше, чем интересы индивида или какой-либо социальной группы;

o в экономической сфере – святость частной собственности, ориентация на развитие частного предпринимательства;

o социальное равенство – противоестественно для общества, так как сама природа человека обусловливает неравенство – между мужчинами и женщинами, трудолюбивыми и ленивыми, умными и посредственными людьми др. Поэтому нормальное общество естественно воспроизводит неравенство, которое в свою очередь стимулирует соревновательность между людьми, что способствует здоровому развитию общества при условии авторитетного контроля государства. Равенство должно существовать лишь в области морали и добродетели, и все обязаны исполнять свой долг;

o функционирование общества регулируют не только законы, но и обычаи и традиции. Концепция единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности в обновлении социальных связей, передающихся от предков к потомкам. (Будущее во многом определяется прошлым, поэтому важное значение придается формированию исторического сознания своих народов, уважительному отношению к прошлому);

o отказ от революционных преобразований и ориентация на постепенные изменения в обществе, что предоставляет возможность их дальнейшей корректировки, обеспечивает стабильность.

Анализируя основные постулаты классического консерватизма, необходимо обратить внимание на его главенствующую черту – традиционализм. Следует подчеркнуть, что консерваторы рассматривают традиции не как ориентацию на прошлое, а как условие преемственности и связи прошлого, настоящего и будущего и тем самым использования достижений предков для улучшения жизни нынешних и будущих поколений. Внимание к традициям помогает формировать историческое сознание, что дает возможность объяснить истоки и причины современных явлений, ставить реальные, свободные от утопизма цели. В тоже время бережное отношение к традициям вовсе не означает отрицания необходимых общественных перемен, но они целесообразны лишь тогда, когда существующие принципы доказали свою несостоятельность. Подчеркивается также, что при обновлении общества необходимо не скоропалительно отказываться от "устаревших" принципов, а серьезно думать над тем, что сохранить и передать в будущее.Важным понятием для консерваторов является "порядок", противостоящий хаосу, и лишь при наличии которого возможны "добрые дела" (Берк). Особую роль в поддержании порядка отводится государству, которое отделяется от общества и становиться над ним.

В силу такого широкого толкования традиционализма, порядка, свободы индивида и др. принципов, социальная база консерватизма со временем значительно расширяется: его последователями становятся не только представители "обреченных" социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно исторического развития, но и прагматически настроенные силы, стремящиеся к порядку, стабильности и отрицающие неопределенность, непредсказуемость скоропалительных изменений. Широкое распространение консервативных идей имеет место в 70-е годы ХХ ст, что многие исследователи связывают с трансформацией некоторых его идей и формированием нового течения – неоконсерватизма, черты которого проявились в США в период президентства Р. Рейгана, в Англии – премьерства М. Тетчер (партия тори-консерваторы), в Германии – канцлерства Г. Коля, возглавившего блок ХДС-ХССС.

В поисках путей разрешения некоторых "больных" вопросов современности (экономические кризисы, политическая нестабильность, растущая зависимость человека от технической сферы, разрушение традиционных межличностных коммуникаций, рост антисоциального поведения и пр.), консерваторы несколько обновили свой идеологический арсенал:

· по прежнему настаивая на необходимости формирования сильной власти и сохранении в обществе позиций сильного государства, неоконсерваторы, усматривая главные причины многих негативных явлений в чрезмерном вмешательстве государства в дела гражданского общества, пошли на некоторое ограничение государственного интервенционизма;

· сила государства в его профессионализме и моральности;

· являясь ярыми противниками уравнительного распределения благ, требуют сокращения социальных программ, т.к. убеждены, что превращение государства в "дойную корову" развращает человека;

· укрепление морали, семьи и религии. (Возвращение к испытанным традиционным ценностям поможет людям обрести духовное равновесие, освободиться от социального иждивенчества и активизировать собственные усилия на обеспечение своего благополучия);

· активизация в сфере международной политики. Усиление власти своей страны, превращение ее в мировую державу считается высшей и абсолютной целью, которой должны быть подчинены интересы всех граждан;

· идея прогресса не отрицается, но необходимо, чтобы развитие было органичным и будущее не уничтожало прошлое.

Понятие консерватизм и либерализм в недалеком прошлом, в значительной мере благодаря марксистским трактовкам, понимались в негативном свете. Если либерализм отождествлялся с излишней терпимостью, то консерватизм считался реакционным идеологическим течением, для которого характерна приверженность ко всему устаревшему в общественной жизни. В последние годы наблюдается возрастание интереса к этим течениям. Отказываясь от наиболее догматичных постулатов, взаимно обогащаясь, заимствуя некоторые социалистические идеи, эти политические течения становятся привлекательными для широких слоев населения.

 

Социализм (от лат. Socialis - общественный) – учение о преобразовании общества, базирующегося на частной собственности и эксплуатации, в общество в котором царит социальное равенство и справедливость, путем ликвидации частной собственности (как основы эксплуатации и социального неравенства) и установления коллективной (общественной) – социалистической собственности.

Первые попытки идеологически обосновать преобразование общества на началах коллективизма относятся к эпохе Возрождения и связаны с именами великих гуманистов XVІ в. – английского государственного деятеля и мыслителя Т. Мора (работа "Утопия") и итальянского поэта, философа и политического деятеляТ. Кампанеллы (работа "Город солнца"). В их произведениях, написанных в период кризиса феодализма, были высказаны идеи, направленные на преобразование господствующего общественного устройства на коллективных началах, выраженные в утопическо-литературной форме. Лишь в первой половине XIX в. появились мыслители, которые в своих произведениях резко критиковали капитализм, защищали интересы наемных рабочих и предложили концепцию переустройства общества на основе общественной собственности и социального равенства (французыА. Сен-Симон(1760-1825) и Ш. Фурье (1772-1837) и англичанин Р. Оуэн (1771-1851)). Это направление в истории развития социалистической идеологии получило название раннего или утопического (в марксистском определении), т.к. основными методами воплощения своих идей в реальную жизнь они считали образование, воспитание, убеждение, просвещение и др. мирные пути общественного преобразования. (В литературе это направление получило еще название "просветительского" социализма). Дальнейшее оформление социалистической идеологии произошло во второй половинеXIX в. и связано с именами немецких философов и общественно-политических деятелей К. Маркса (1818-1883) иФ.Энгельса (1820 - 1895). Выработанное ими учение получило название "марксизм" который был провозглашен идеологией пролетариата. В распространении и развитии социалистических идей в России большую роль сыграли Г. В. Плеханов иВ.И.Ленин, в Украине – М. Драгоманов, И. Франко, С. Петлюра, В. Винниченко и др.)*

В ходе исторического развития в социализме появляются различные направления: ранний (просветительский), марксизм, реформизм, демократический социализм (социал-демократия), советская и китайские модели и другие разновидности социализма. Но в основе каждого из этих направлений лежит либо марксистская, либо социал-демократическая идеология, поэтому более подробно остановимся на этих двух.

Марксизм как политическое учение оформился во в.п. XIX в. его основные черты марксистской идеологии:

- социализм как первая, низшая фаза коммунизма, которая приходит на смену капитализму в результате классовой борьбы пролетариата в ее высшей форме – революции. (Учение о классовой борьбе и революции – основополагающее ядров марксизме);

- ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов (путем экспроприации экспроприаторов);

- утверждение общественной собственности на орудия и средства производства (на первой фазе – в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной);

- установление диктатуры пролетариата как орудия преобразования в обществе;

- руководящая роль рабочего класса и его партии;

- отсутствие плюрализма в политической жизни, т.к. считается что интересы рабочего класса отражают интересы всех прочих классов и социальных групп;

- осуществление в сфере распределения принципа: "от каждого – по способности, каждому – по труду";

- обеспечение на этой основе социального равенства, социальной справедливости – условий для всестороннего развития личности.

Как видим, определяющий принцип этой идеологии, являющейся фундаментом для реализации идеала общественного устройства – отношение к частной собственности. Если либерализм рассматривает частную собственность как главный двигатель конкуренции и обеспечения благосостояния, марксизм рассматривает ее как главный источник эксплуатации и социальной дискриминации наемного труда, что и определяет требование ее полной ликвидации. Для реализации такого общественного идеала, где будет господствовать общественная собственность, необходимо усиление роли государства, которое выступает как важнейший элемент необходимых экономических преобразований и установления социального равенства и социальной справедливости. Но, вотличие от либерализма, который ограничивается равенством всех перед законом, марксизм выдвигает свое понимание равенства – на основе распределения общественных благ по трудуи создания примерно одинаковых возможностей в области образования, здравоохранения и др.

В распространении марксистских идей и подготовке предпосылок для создания массовых социалистических рабочих партий важную роль сыграли І Интернационал - (Международное товарищество рабочих (1864-1876)), основанный и руководимый К. Марксом и Ф. Энгельсом и ІІ Интернационал (Международное объединение социалистических парий (1889-1914)) – основан Ф. Энгельсом.

В начале ХХ в. в марксизме произошел распад на две противоположные ветви – ленинизм и социал-демократизм 1). Возглавляемая В.И. Лениным фракция РСДРП, получившая название "большевики", объявила себя истинной наследницей марксизма, взяв в свой арсенал основополагающие его догматы: учение о революционном переходе от капитализма к социализму, о необходимости слома старой (буржуазией) государственной машины и установления диктатуры пролетариата и руководящей роли во всех преобразовательных процессах партии рабочего класса. Творческое развитие марксизма В. Лениным выразилось в отказе от одного из основополагающих его принципов – от одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран и разработке учения о возможности победы социалистической революции в одной отдельно взятой стране в эпоху империализма, выдвинув идею о "слабом звене" в цепи капиталистических государств. Ленинизм стал идеологической основой Октябрьской революции 1917 г. в России и построения социализма в СССР и других странах. РаспадСССР, крах социализма в Восточной и Центральной Европе в конце 80-х – начале 90-х годов был результатом неэффективности системы, основанной на насильственных тоталитарных принципах во всех сферах – экономической, политической, идеологической, культурной и пр.

4. Национализм, проявление в современной России.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу[1]. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными[3]. Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

 

В структуре национализма как политической идеологии и политического мировоззрения соответственно можно выделить:

1) Фундаментальная идея (идея национальной исключительности, исключительности национального языка и культуры, идея исключительных прав, прав на независимость, на определенную территорию);

2) Идеализированный образ собственного этноса или нации как монолитной исторической общности – носителя определенных идеализированных качеств, которые отличают ее от всех других этнических общностей;

3) Образ враждебных (либо конкурирующих) этносов или государств, которым приписываются негативные черты и намерения;

4) Эпическая версия национальной истории, прославляющая достижения нации и принижающая ее конкурентов и противников;

5) Образ вождей и героев-мучеников, воплощающих в себе лучшие черты собственного народа, а также образ его гонителей и палачей, наделенных характерными негативными чертами;

6) Национальные ценности, выступающие в качестве концентрированного и неизменного выражения интересов собственного этноса, а также комплекса предъявляемых к его моральному облику и поведению требований;

7) Поведенческие установки – от пропагандируемых стереотипов национального поведения до разработанных программ действий национальных движений в конкретных ситуациях;

8) Идеологические доктрины и программы национальных движений;

9) Технологии этнической мобилизации, используемые лидерами национальных дви-жений.

Не рассматриваемый в качестве однозначно негативного явления, национализм способен выполнять в общественно-политической жизни ряд значимых позитивных функций, и в том числе:

1) Интеграционную – последний способствует интеграции этнических общностей в ситуации угрозы, кризиса и масштабного «исторического вызова»;

2) Стабилизирующую – на время способствует стабилизации политических систем благодаря консолидации вокруг национальной идеи;

3) Идентификационную – позволяет индивиду определить свою национальную идентичность посредством соотнесения с националистической (национальной) идеологией, содержащимися в ней идеями и ценностями;

4) Мобилизационную – осуществляет этнополитическую мобилизацию благодаря выдвижению этнополитических программ;

5) Программирование этнических действий – формулирует программы и повестку дня для национальных движений;

6) Патерналистскую (защиты национальных интересов) – активно претендует на защиту ущемленных интересов этнических групп, мобилизует для этих целей общественное мнение, людей и ресурсы.

Весьма разнообразна существующая в современных условиях типология национализма как политического движения и формы политической идеологии:

В соответствии с различными критериями разные мыслители выделяют отдельные виды национализма:

1) Французский социолог П. Бирнбаум соответственно выделяет культурный и государственный национализм:

а) культурный связан с отстаиванием всего того, что выражает национальную специфику определенного народа – то есть с защитой языка, культуры, самосознания (таков германский национализм, для которого духовное и культурное единение немцев важнее их пребывания в едином государстве);

б) государственный национализм нацелен на отстаивание силы и величия национального государства и нации, при котором культурные, языковые и др. моменты отходят на второй план (таков, к примеру, французский национализм, направленный на защиту «государства – нации»).

2) Русский филолог, философ и историк, один из основоположников и теоретиков евразийства Н. С. Трубецкой подразделял национализм на истинный и ложный:

а) ложный - это национализм народов, стремящихся обрести собственное государство с целью войти в мировое сообщество, стать европейской державой и растворить свою культуру в “общечеловеческой” (многочисленные “либеральные космополиты”);

б) истинный национализм - нацелен на защиту исторических традиций и культурной самобытности определенных народов, недопущение их ассимиляции (поглощения) Европой и Западом (его примером может послужить учение славянофилов в России).

3) Другой видный русский мыслитель - один из основоположников “легального марксизма” экономист, философ и социолог П. Б. Струве, в свою очередь выделял национализм творческий и охранительный:

а) Охранительный национализм, по Струве, заключается во всемерном ограждении определенного народа государством от конкуренции со стороны других стран и народов, создании ему искусственных привилегий и административном ограничении национальных меньшинств (таким был великодержавный национализм правящих кругов Российской империи, современных прибалтийских националистов, и т.д.);

б) Творческий национализм, не боящийся конкуренции, состоит в создании наиболее благоприятных условий для экономического, политического и культурного развития своего народа, при открытом его соперничестве с другими странами и народами. Именно такой национализм, по мнению мыслителя, наиболее близок демократии. Можно сказать, что в этом случае мы скорее имеем дело не с национализмом, а с патриотизмом.

В. И. Ленин в соответствии с классовым подходом соответственно выделял:

1) Национализм господствующих наций – реакционный, тесно связанный с интересами господствующих классов, империализмом и колониализмом, с которым пролетарии должны активно бороться;

2) Национализм угнетенных наций – связанный с идеями национального и социального освобождения, прогрессивный и заслуживающий поддержки пролетариев других стран.

Более общие классификации соответственно выделяют различные виды национализма в зависимости от взаимосвязи с определенной идеологией:

1) Интегральный (фундаменталистский) национализм – претендующий на наиболее полное и последовательное выражение интересов нации, на синтез существующих в ее рамках идеологии в единую национальную интегративную идеологию (С. Ниязов, Д. Дудаев, З.Гамсахурдиа и др.);

2) Национал-либерализм (М. П. Драгоманов, С. М. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве) – пытающийся соединить ценности свободы и национальные интерес, рассматривающие политические, экономические и личные свободы как условия прогрессивного развития определенной нации;

3) Национал-консерватизм (Ж. де Местр, Л. де Бональд, К. П. Победоносцев, М. П. Катков, Д. А. Толстой, П. И. Гучков, П. А. Столыпин и др.) – идеологии, усматривающие национальный идеал в идеализированном прошлом, увязывающие его с неизменными основополагающими ценностями (монархия, религия, аристократия, патриархальный дух и др.), которые необходимо сохранить от любых нововведений;

4) Национальный социализм ("Пруссачество и социализм" О. Шпенглера, сходные по смыслу и духу идеи К.Леонтьева) – идеологическое течение, полагающее социализм (понимаемый в немарксистском духе) выражение наиболее типичных свойств характера определенного народа;

5) Национал-радикализм – разновидность этнической идеологии, для которой характерны склонность к быстрым и глубоким переменам, использованию этнического насилия, мобилизация масс.

В зависимости от отношения к религии также выделяется:

1) Светский национализм – имеющий свою основу в светской, общегражданской идеологии (национализм К.Ататюрка);

2) Религиозный – использующий в качестве идейной опоры определенное вероучение, которое рассматривается как квинтэссенция ценностей определенного народа (А.Хомейни).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.012 с.)