Менеджмент, менеджер, предприниматель.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент, менеджер, предприниматель.



Модели менеджмента (японская, американская). Функции процесса управления. Менеджерская информация.

Ознакомившись с введением, студент должен знать различные определения менеджмента и особенности моделей менеджмента.

Необходимо самостоятельно сформулировать особенности российской модели менеджмента, которая находится в стадии формирования и еще окончательно не оформилась.

 

 

Тема 1. История развития менеджмента. Современная управленческая парадигма. Модели менеджмента

Краткое содержание

Этапы развития теории и практики менеджмента. Классическая школа управления. Принципы Ф.У.Тейлора.

Поведенческая школа. Партисипативный подход. Хоторнские эксперименты. Школа управленческой науки или количественный подход. Ситуационный подход в управлении.

Системный подход.

Изучив данную тему, студент должен:

· знать различные подходы к пониманию управления;

· ознакомиться с работами представителей школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гильберт, А. Черч); школы административного управления (А. Файоль, Д. Муни и Рейли, Т. Девис, Л. Урвин, А. Гьюлик), школы человеческих отношений и школы поведенческих наук (Э. Мейо,Ф. Ротлисбергер,П. Друкер,Д. МакГрегор, Р. Ликерт) и др. Особое внимание обратить на школу науки управления или количественную школу, где сформулированы три методологических подхода: процессный, системный, ситуационный.

При изучении темы 1 необходимо читать раздел 1 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты раздела 1 практикума. Подготовить доклады, раскрывающие суть приведенных выше школ управления.

Тема 2. Стратегические и тактические планы
в системе менеджмента

Краткое содержание

Стратегические, тактические и оперативные планы в системе менеджмента.

Общая цель организации (миссия). Частные цели. Требования, предъявляемые к определению частных целей. Оценка внешней среды. Характеристика политического, экономического, социального, технологического фона. Процесс диагностики внутренних проблем. SWOT analysis, метод ключевых вопросов, SPACE анализ. Выбор стратегии.

Изучив данную тему, студент должен:

· знать определение миссии и требования, которые предъявляются к ее формулировке; требования, предъявляемые к частным целям;

 

· уметь оценивать внешнюю среду, окружающую фирму, выявлять при этом внешние угрозы и внешние возможности (шансы), сильные и слабые стороны фирмы.

· иметь представление об основных страгегиях: ограниченного роста, роста, сокращения, сочетания; глобальных стратегиях конкуренции (минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования); корпоративных стратегиях (связанной диверсификации, несвязанной диверсификации, международной диверсификации); функциональных стратегиях (наступательных, оборонительных, стратегиях для фирм, занимающих различные отраслевые позиции (лидеры, следующие за лидером, отстающие).

При изучении темы 2 необходимо читать раздел 2 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты из раздела 2 практикума.

 

 


Тема 3. Организационные отношения
в системе менеджмента. Управление группой.

Краткое содержание

Департаментализация. Централизованные и децентрализованные организационные структуры. Бюрократические организационные структуры.

Преимущества и недостатки функциональной структуры.

Преимущества и недостатки дивизиональной структуры. Адаптивные (органические) организационные структуры. Проектная организационная структура. Матричная организационная структура.

Понятие группы. Формальные группы. Группа руководителей, рабочая (целевая) группа, комитет. Неформальные группы. Факторы, влияющие на эффективность работы групп. Современные изменения в организации труда.

Организация работы малых производственных групп. Система полного технического обслуживания. Групповые кружки качества. Бригады результативности /производительности.

 

 

Изучив данную тему, студент должен:

· знать основные особенности различных организационных структур;

· уметь создавать организационные структуры для различных фирм.

· знать сущность таких понятий, как формальная и неформальная группа; факторы, влияющие на эффективность их функционирования;

· уметь принимать управленческие решения по созданию формальных групп.

 

При изучении темы 3 необходимо читать раздел 3 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты из раздела 3 практикума.

Подготовить доклад о целесообразности создания малых производственных групп, групповых кружков качества, бригад результативности (производительности).

 

 

Тема 4. Мотивация, регулирование и контроль в системе менеджмента

Краткое содержание

Понятие и роль мотивации. Теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Двухфакторная теория мотивации Герцберга. Теория человеческих потребностей А. Маслоу. Процессуальные теории мотивации.

Теория ожиданий.

Теория справедливости. Модель Портера – Лоулера.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Виды контроля. Поведенческие аспекты контроля.

 

Изучив данную тему, студент должен:

· знать основные теории мотивации;

· уметь влиять на основные мотивы, характерные для трудовых коллективов.

· знать понятие контроля и его виды.

 

При изучении темы 4 необходимо читать раздел 4 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты из раздела 4 практикума.

 

Выявить основные мотивы увольнения работников по собственному желанию.

Выявить основные факторы роста производительности труда.

Обосновать роль оплаты труда в повышении производительности труда.

Обосновать показатели, по которым следует осуществлять контроль за деятельностью различных категорий работников.

Сформулировать преимущества и недостатки различных видов контроля.

 

 

Тема 5. Лидерство, влияние, власть.
Руководство, стили руководства

Краткое содержание

Лидерство. Влияние. Власть и ее формы (власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; традиционная власть; экспертная власть; власть, основанная на харизме). Баланс власти. Руководство. Стили руководства. Теория «Х» и «У». Теория «управленческой решетки» и ее практическая значимость. Выбор стиля руководства в зависимости от уровня зрелости подчиненных.

Изучив данную тему, студент должен:

· знать сущность таких понятий, как лидерство, влияние, власть, руководство;

· уметь применять в практической деятельности рассмотренные в этом разделе теории.

При изучении темы 5 необходимо читать раздел 5 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты из раздела 1.5 практикума.

Привести причины, которые приводят к смещению баланса власти в сторону подчиненных.

Обосновать положительные и отрицательные стороны власти, основанной на принуждении и вознаграждении. Сформулировать основные направления вознаграждения подчиненных.

 

Тема 6. Кадровое планирование

Краткое содержание

Роль кадрового планирования. Последствия ошибочного кадрового планирования. Вопросы, решаемые кадровым планированием. Планирование привлечения персонала. Внутрифирменное привлечение. Привлечение работников вне рамок предприятия. Средства внешнего набора. Характеристики, используемые для отбора персонала. Методы сбора информации, необходимой при отборе. Собеседования. Проблемы, возникающие при их проведении. Испытания. Тесты на пригодность; тесты по проверке интеллекта; тесты на эрудицию; тесты для характеристики личности. Планирование высвобождения. Скрытая (латентная) безработица. Планирование карьеры.

Изучив данную тему, студент должен:

· знать, почему возрастает роль кадрового планирования в настоящее время;

· уметь обосновывать целесообразность того или иного вида привлечения, составлять перечень вопросов при проведении собеседования.

При изучении темы 6 необходимо читать раздел 6 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты из раздела 6 практикума.

 

 

Тема 7. Управление рабочим временем. Организация заработной платы

 

Краткое содержание

Рабочее время. Измерение рабочего времени. Расписание работы. Гибкий график, его разновидности. Сжатая неделя. Частичная занятость. Проблемы оптимального использования рабочего времени. Принцип Парето. Принцип Эйзенхауэра. Планирование рабочего дня. Изучение использования рабочего времени. Хронометраж. Фотографии и самофотографии рабочего дня. Метод моментных наблюдений.

Тарифная система. Американские, японские, западноевропейские тарифные системы. Формы заработной платы. Условия применения сдельной формы. Ее недостатки. Условия применения повременной формы. Системы заработной платы. Формы коллективного премирования. Регулирование оплаты труда. Определение минимальной заработной платы. Определение оптимальной доли заработной платы в общих доходах работников. Определение оптимальной доли тарифа в средней заработной плате.

Понятие социального партнерства. Роль международной организации труда. Формирование системы социального партнерства в России.

 

Изучив данную тему, студент должен знать понятие рабочего времени, единицы его измерения, подходы к планированию и управлению рабочим временем.

· знать такие понятия, как тарифная система, формы заработной платы, возможность и целесообразность их применения, системы заработной платы, системы премирования;

· уметь обосновать выбор формы и системы заработной платы, целесообразность применения той или иной системы премирования, уровень минимальной заработной платы.

При изучении темы 7 необходимо читать раздел 7 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты из раздела 7 практикума.

 

Сформулировать основные статьи расхода рабочего времени.

Выявить основные потери рабочего времени на промышленном предприятии и дать рекомендации по их устранению.

Дать рекомендации по планированию рабочего времени на день (неделю). Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны сдельной и повременной форм. Сформулировать показатели, по которым следует осуществлять выплату премий. Обосновать целесообразный уровень выплат в виде премий в общих выплатах.

 

Тема 8. Типы производств. Типы планировок производств. Производственная мощность. Календарное планирование. Диспетчеризация.

Краткое содержание

Единичное (проектное), серийное, массовое производство. Пооперационная функциональная планировка. Фиксированная позиционная планировка. Линейная или поточная планировка. Поточная линия.

Системы поточного производства с «выталкиванием» (Push system) и «вытягиванием» (Pull system) изделия, запущенного в производство. Система КАН-БАН.

Понятие производственной мощности. Календарное планирование. Теория расписаний. Критерии оптимальности. Учетно-плановый график Ганта. Метод сетевого планирования и управления. Работы и события. Метод критического пути.

Диспетчерский контроль.

 

Изучив данную тему, студент должен знать

· типы производств, перспективы их развития, их связь со стратегиями, выбранными фирмами; типы планировок производств.

· понятие производственной мощности, а также критерии оптимальности, применяемые при осуществлении оперативного управления производством.

 

 

При изучении темы 8 необходимо читать раздел 8 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты раздела 8 практикума.

Обосновать целесообразность применения того или иного типа производства для различных предприятий.

Построить сетевой график создания того или иного объекта (например, строительство гаража).

 

 

Тема 9. Управление качеством

Краткое содержание

Значение качества. Показатели качества. Управление качеством. Системы управления качеством.

Стандартизация и сертификация.

Контрольные карты Шухарта. Схемы Исикава. Диаграммы Парето.

Изучив данную тему, студент должен:

· знать сущность управления качеством;

· знать основные системы управления качеством;

· уметь выявлять факторы, влияющие на качество продукции.

При изучении темы 9 необходимо читать раздел 9 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты из раздела 9 практикума.

 

Систематизировать факторы, влияющие на качество того или иного продукта, используя схемы Исикава. Обосновать показатель качества того или иного продукта.

 

Тема 10. Управление запасами

Краткое содержание

Управление запасами. Модели управления запасами. Независимый спрос. Системы фиксированного количества и фиксированного времени. Зависимый спрос. Нормирование запасов. Методы расчета потребности в материалах: детерминированный, стохастический, эвристический. Классификация материалов. АВС- анализ. ХУZ- анализ.

Изучив данную тему, студент должен знать основные задачи управления запасами, системы управления запасами, классификации запасов.

При изучении темы 10 необходимо читать раздел 10 учебного пособия, выполнить тренировочные задания и тесты из раздела 10 практикума.

Обосновать целесообразность применения системы фиксированного количества и системы фиксированного времени для различных видов запасов.


4. Вопросы для проведения итогового контроля

1. Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.

2. Функции менеджмента.

3. Японская модель менеджмента.

4. Американская модель менеджмента.

5. История развития менеджмента.

6. Классическая школа управления.

7. Поведенческая школа управления.

8. Ситуационный подход в управлении.

9. Системный подход в управлении.

10. Стратегическое планирование.

11. Понятие миссии, частные цели.

12. Учет внешнего окружения (среды) при выработке стратегии.

13. Выявление сильных и слабых сторон фирмы.

14. Глобальные стратегии конкуренции (минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования).

15. Корпоративные стратегии (стратегия связанной диверсификации, стратегия несвязанной диверсификации и др.).

16. Функциональные стратегии (наступательные, оборонительные, вертикальной интеграции, стратегии организаций, занимающих различные отраслевые позиции).

17. Организационные структуры.

18. Бюрократические и адаптивные организационные структуры.

19. Функциональная (классическая) организационная структура.

20. Дивизиональная структура.

21. Структура организации, построенной по продуктовому признаку.

22. Структура организации, ориентированная на потребителей.

23. Региональная (географическая) структура.

24. Проектные и матричные организационные структуры.

25. Группы и их значимость. Формальные и неформальные группы.

26. Мотивация и ее теории.

27. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

28. Теория человеческих потребностей Маслоу.

29. Процессуальные теории мотивации.

30. Теория ожиданий и теория справедливости.

31. Понятие контроля и его виды.

32. Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти.

33. Руководство, стили руководства.

34. Управленческая решетка и ее использование.

35. Кадровое планирование и его значение.

36. Планирование привлечения персонала.

37. Планирование высвобождения персонала.

38. Критерии отбора персонала.

39. Собеседования и испытания – основные методы сбора информации, необходимой при отборе персонала.

40. Понятие рабочего времени.

41. Расписание работы. Нестандартные режимы работы.

42. Проблемы оптимального использования рабочего времени. Принципы Парето и Эйзенхауэра.

43. Организация заработной платы. Понятия тарифной системы, форм и систем заработной платы. Формы коллективного премирования.

44. Типы производств. Понятие производственной мощности.

45. Календарное планирование. Понятие критического пути.

46. Управление качеством. Контрольные карты Шухарта. Схемы Исикава. Диаграммы Парето.

47. Управление запасами.

 


Практикум

 

Раздел 1. История развития менеджмента.
Модели менеджмента

 

1.1. Тренировочные задания

 

1. Менеджмент:

а) управление хозяйственной деятельностью;

б) государственное или общественное управление;

в) управление в неживой природе;

г) управление автомобилем.

2. Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

а) в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве и др.;

б) в любой сфере деятельности фирмы: научные исследования, производство (операции), сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.016 с.)