Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 6. Диспозиция – расположение изобретенного содержанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Специфика и важность композиции. 2. Структура речи. 3. Характеристика традиционных частей речи. 4. Состав и строение хрии. 5. Современный взгляд на композицию речи.
Диспозиция – второй этап работы над речью. Если на этапе инвенции оратор определяет, о чем он будет говорить, исследует объект речи, выделяет значимые его аспекты, конкретизирует их, находит способы доказательства тезиса, то на втором этапе задача оратора – расположить собранный материал, четко представить последовательность утверждений и аргументов, в также прочих компонентов речи. Чтобы понять специфику и важность диспозиции, нужно обратиться к тому, как представляли задачи этого этапа сами риторы. В “Очерках теории и истории риторики” Н.А. Безменова ссылается на ритора Нового времени Ш. Батте, который указывал, что идеи, вырабатываемые в процессе инвенции, нелинейны; они как бы существуют с друг другом одновременно, параллельно. Ш. Батте отмечал, что “мысли входят в наше сознание толпой”. А наша речь имеет линейный характер, поэтому перед оратором встает задача выявить связи между идеями и расположить из последовательно, друг за другом. Следовательно, задачу диспозиции можно видеть в создании правильного (оптимального) порядка того, что было «изобретено». Структура речи Итак, диспозиция как раздел риторики рассматривает расположение частей ораторской речи. Однако здесь возникает вопрос, что считать частью: отдельный аргумент, отдельную фразу, абзац? Как членить речь? Традиционно в высказывании выделяются начало, середина и конец (другими словами, вступление, основная часть, заключение – таков наш так называемый «сложный план»; Аристотель называл эти части речи соответственно: «голова», «тело», «ноги»). Итак, еще древние риторики выделяли в речи отдельные фиксированные части, вроде вступления, описания, воззвания или заключения, и, следовательно, диспозицию можно представить как последовательное нанизывание этих частей. Для этого были и есть основания, которые современная лингвистика объяснила бы следующим образом. Всякая речь состоит из отдельных микрожанров, т.е. речевых актов – действий, которые совершает говорящий при помощи слов. Выдающийся филолог ХХ века М.М. Бахтин назвал эти жанры первичными. Их можно назвать также прагматическими, или функциональными, т.е. выделенными на основе цели высказывания. Например, мы что-то обещаем – микрожанр обещания, порицаем – микрожанр порицания и т.п. Все, что мы говорим, подчинено какой-то цели, говорится для чего-нибудь, вот и предлагается членить речь на такие целевые блоки, которые называются речевые акты, или первичные функциональные жанры. Граница жанров – это граница смены установок говорящего. Такое деление выглядит вполне здраво и, кроме того, помогает в обучении построению речи, помогает планировать речь. Ораторы прошлого разработали классификации таких микрожанров («клятва», «обращение», «уступка», «сомнение», «описание места», «описание времени» и т.п.). Таким образом, композицией речи можно считать последовательность микрожанров, из которых она состоит. Отметим, однако, что древние ораторы, хоть и выделяли в речи подобные микрожанры, работали с более крупными речевыми единицами, такими, как: 1) обращение (зачин), 2) именование темы (вступление), 3) повествование (историю вопроса), 4) описание (положение дел на момент речи), 5) доказательство, 6) опровержение, 7) воззвание (обращение к чувствам слушателей), 8) заключение. Более же мелкие «кубики», части речи (клятва, угрозы и пр.) рассматривались отдельно, часто смешивая их с риторическими фигурами, в частности – фигурами мысли. Выводы. Существуют первичные микрожанры (такие, как клятва, уступка и пр.), к их комбинации в конечном счете сводится речь. Существуют более крупные жанры (вступление, заключение и т.д.), и речь может быть рассмотрена как их последовательность. Наконец существуют макрожанры – сами речи (например, обвинительная или защитительная). Уяснение данной трехступенчатой структуры помогает структурировать речи из отдельных блоков, отдельных частей. Допустим, мы хотим прочесть обвинительную речь (макрожанр). Теоретически она может состоять из всех восьми классических частей. Возможно, какая-то часть будет опущена, возможно, что-то поменяется местами. Центральными категориями для такого раздела риторики, как диспозиция, являются именно крупные жанры, которые мы рассмотрим ниже. Предварительно нужно заметить, что в риторике прошлого следование жанров считалось практические обязательным. Обратимся к каждому из этих жанров. Традиционные части речи. 3.1. Обращение. Это жанр, с которого начинается речь. Его основная задача – установить границу между всем, что говорилось до нас, и тем, что будет говориться нами. Обращение можно рассматривать как предложение темы, выделение ее из всего множества тем. Кроме того, обращение предполагает наличие говорящего (того, кто обращается) и аудитории (тех, к кому обращаются). Следовательно, одна из основных функций обращения – установить контакт оратора с аудиторией. Обращение нередко отсылает к ситуации, в которой произносится речь. Так, русский судебный оратор Н.П.Карабческий в рамках одного судебного дела выступал сразу после известного русского адвоката П.А.Александрова. Будучи пораженным тем, что он услышал, он начал свою речь с непосредственного и достаточно эмоционального комментария: «Я должен говорить, но я еще слушаю». Именно в обращении мы заявляем о себе как об авторе речи, отсюда основная задача обращения состоит в том, чтобы расположить к себе аудиторию, привлечь внимание к собственной персоне. Нередко обращение бывает очень кратким: оратор ограничивается лишь одним вокативным предложением (Друзья! или Уважаемые коллеги! или Господа сенаторы!). В целом обращение можно считать факультативным, необязательным компонентом речи. 3.2. Именование темы (вступление). Если в зачинеоратор говорит скорее о себе, чем о предмете речи, то во вступлении он вводит аудиторию в курс дела: Темой моей лекции будет…. Вступление произносится или читается первым, а сочиняется последним и в этом смысле является самой трудной для оратора частью речи. Вступление должно отражать содержание и пафос высказывания в целом, являясь речью о речи. Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи, от состояния оратора. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но оратору помогает здесь знание правил построения вступления. Во-первых, даже при неудавшемся вступлении, если оно кратко, интерес к оратору сохранится и ошибку можно исправить – впереди целая речь, в содержании которой обнаружатся качества оратора. Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным. Яркое вступление привлекает внимание и вызывает симпатию к оратору, но если речь начинается слишком эмоционально, оратору может не хватить сил продолжать в том же духе, на том же эмоциональном уровне: от сильной эмоции аудитория быстро устает, а оратору нужно приберечь пафос к концу речи. В-третьих, вступление не должно резко контрастировать с основными частями речи, так как может сложиться впечатление, что оратор стремится привлечь внимание к себе, а не к предмету речи. Таким образом, вступление должно быть уместным, должно соответствовать предмету речи и быть постепенным – таковы общие правила вступления.. Полезным структурообразующим элементом вступления является перечисление тем с называнием их количества: Представляя вашему вниманию новый учебник, я хотел остановиться на трех моментах…. В данном случае оратор осуществляет деление темы – перечисляет те аспекты темы, которые, по его мнению, позволяют полностью ее раскрыть. Иногда деление темы выделяют в качестве особой, самостоятельной части речи. В риторике принято выделять несколько видов именования темы. Естественное вступление (древние назвали его «принципиум») – это обычное вступление, оно содержит следующие компоненты: заявление темы, перечисление ее отдельных аспектов, объяснение значимости или актуальности избранного предмета и пр. Сущность искусственного вступления («инсиуацио» – данное слово означает узкий, извилистый проход, а также часть речи, рассчитанную на то, чтобы расположить к себе слушателей) состоит в том, что оратор начинает речь издалека, приближается к основной мысли постепенно, при этом в начало выносится пример, частный случай, от которых можно перейти в более общим суждениям. Такой вид вступления называют вступлением с ораторской предосторожностью. Ораторская предосторожность применяется тогда, когда аудитория заранее не согласна с оратором. Во внезапном вступлении («экс абрупто») оратор начинает речь не с общих рассуждений, а непосредственно с основной проблемы, которая непременно его сильно волнует. Классическим примером такого вступления является начала речи Цицерона против Катилины: «Доколе, наконец, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?» Важнейшая особенность внезапного вступления – кризис: оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть эмоций, становится более пластичной и направляется в нужное русло. Именование темы – это составляющая, которая при необходимости (в первую очередь – при очевидности темы) может быть опущена; в еще большей степени это касается деления темы. 3.3. Повествование – это рассказ о фактической стороне дела, в частности это может быть и история разработки данного вопроса. В отличие от описания повествование динамично, оно содержит перечень событий. Повествование занимает ведущее место в судебных речах, им широко пользовались русские судебные ораторы XIX века, часто – и обвинение, и защита, тогда перед присяжными выстраивались две версии жизни, особенно различались они психологической трактовкой. Общие свойства повествования в судебных речах – убедительность, модальность, изобразительность, стилистическая индивидуальность. Убедительность повествования основана на правдоподобии излагаемого материала, таким образом, повествование на деле является таким же аргументом, что и рассуждение 3.4. Описание в отличие от повествования дает синхронный, статичный срез событий. В судебных речах, как обвинительных, так и защитительных, с помощью описания дается общая картина места происшествия. В описании говорящий и слушающий находятся как бы в одной точке, из которой они вместе рассматривают изображаемый предмет. Искусство описания в основном и состоит в поддержании единства взгляда (точки зрения) говорящего и слушающего. В описании могут встречаться эмфатические, подчеркивающие выражения: «Запомним», «Обратим внимание», «Мы еще вернемся к этому месту» и т.п. Описания подразделяются по характеру предмета речи на описания вещей, ситуаций, людей, идей и т.д. По словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные: первые дают образ предмета в ходе его созерцания, вторые – дают аналитический образ строения, назначения, то есть идею предмета. Описание является сильным аргументом, поскольку в описании данные представляются таким образом, как будто они принадлежат слушающему в той же мере, что и говорящему. Другое дело, что описание – принадлежность главным образом письменной речи, так как в устной объем и смысловая сложность описания ограничены и оратору постоянно приходится перебивать описания более занимательным повествованием, чтобы удержать внимание аудитории. Проще других наглядное естественное описание конкретного предмета. Портрет – это естественное описание одушевленной индивидуальности. Описание идеи – идеография, 3.5. Доказательство. Доказательство сосредотачивает логические аргументы. Здесь используется силлогистика, рассуждения с дефиницией, индукция, топика, т.е. все то, о чем говорилось выше в связи с инвенцией. Соответственно цель доказательства – обосновать основную мысль речи. Доказательство состоит из обоснования и опровержения. В этой части используется апофазис – последовательный перебор и опровержение всех инициатив, кроме одной. Сродни апофазису по форме, но противоположен по содержанию другой прием, именуемый диализис – учет всех альтернатив. Необходимо сказать несколько слов о расположении аргументов. Какое расположение аргументов лучше: нисходящий или восходящий? Нисходящий – самый «провальный» способ, когда оратор высказывает сначала более сильные аргументы, затем – более слабые. Более выгодным является восходящий порядок: такую рекомендацию давал Н.Ф.Кошанский, когда писал, что материал следует располагать «по мере увеличивающегося интереса». П.Сергеич считал, что восходящее расположение аргументации является единственно правильным и допустимым. Итак, при восходящем расположении аргументов оратор сначала излагает слабые доводы, а сильные приберегает к концу. Существует еще способ расположения доводов, который называют гомеровским (гомерическим): сильные – слабые – сильные доводы. При этом сильные доводы предлагаются в максимально кратком виде и даются по отдельности, а слабые – соединяются вместе, так что образуют единый неразрывный комплекс. Такой способ расположения аргументов считается лучшим порядком, потому что затрудняет их анализ и критику (т.е. их трудно опровергать). При подготовке этой части речи ораторы часто допускают распространенные ошибки: 1) Первую ошибку традиционно называют «чрезмерным доказательством». Ее сущность заключается в том, что оратор приводит слишком много доказательств, забывая о том, что истинность тезиса зависит не от количества аргументов, а от их силы. 2) Еще одна ошибка – отказ от доводов, которые кажутся слабыми, но взятые вместе могли бы быть сильными. 3) Третья серьезная ошибка – это приведение аргументов, которые может использовать противоположная сторона. 3.6. Опровержение посвящено разбору аргументов противника. Эта часть полезна оратору уже тем, что он сам критически рассматривает собственную аргументацию, ищет и ней уязвимые места и совершает предупредительные действия. Существует два вида опровержения: критика и разоблачение. Цель критики – показать несостоятельность или неприемлемость предложений оппонента и тем самым побудить аудиторию принять другое решение, а оппонента – изменить мнение о предмете обсуждения. Критика бывает явной и неявной. Неявная критика – это скептическая оценка тезиса без конкретного указания недостатков и точного указания на слабые места: «Ваши идеи представляются мне сомнительными», «Я отношусь к вашим утверждениям весьма скептически» и т.п. Явная критика – указание на конкретные недостатки тезиса. По направленности такая критика может быть трех видов: деструктивная, конструктивная и смешанная. Деструктивной называется критика, направленная на разрушение тезиса, аргументов и демонстрации. Конструктивной критикой будем называть обоснование собственного тезиса с целью опровержения. Для конструктивной критики необходимо следующее: · Четко и развернуто представит свой тезис. · Показать, что этот тезис не просто отличается от предлагаемого, а противоречит ему как альтернативный. Под смешанной подразумевается критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы. Цель разоблачения – показать несостоятельным самого оппонента и тем самым побудить аудиторию к разрыву с ним. Риторика не рекомендует прибегать к разоблачению, поскольку разоблачение приводит к разрыву общественных связей. Более того, опровержение не является постоянным элементом речи; хороший ритор стремится не прибегать к опровержению, когда у него есть что сказать. Общее правило опровержения состоит в использовании восходящей или гомерической последовательности в обращенной форме: наиболее слабые доводы оппонента располагаются в начале и в конце изложения и разделяются, а сильные доводы располагаются в середине и объединяются. Одним из ярких приемов, используемых в опровержении, является антистрефон – истолкование аргументов противника в свою пользу. Другой прием состоит в отвержении доводов противника, которые отводятся как смешные или нелепые – это антирезис (Этот аргумент нелеп; Ваше возражение противоречиво; Где же логика? «Где вы видели пьяного таракана?» - М.Булгаков «Бег» ). 3.7. Воззвание. Здесь сосредоточены эмоциональные доводы: аудитория уже подготовлена доказательством, ее сомнения рассеяны опровержением, и теперь требуется только эмоциональное закрепление достигнутого. Воззвание содержит два элемента: рекапитуляцию и побуждение. По мере развертывания аргументации адресат речи обсуждает и критически оценивает доводы и приходит к частичному согласию. Но аргументация остается разрозненной, так как речь часто содержательно сложна и многочастна, а совокупность согласованных сама по себе частей еще не дает целого, с которым предстоит согласиться или не согласиться. Вот это целое, с точки зрения приросшего смысла, оратор и формулирует в рекапитуляции. Простая капитуляция представляет собой краткий повтор тезиса. Обобщение – это краткое повторение высказывания в рекапитуляции, которая предстает как равнозначная высказыванию. Существуют и более сложные формы обобщений, которые воспроизводят не содержание, а основную аргументацию. Описания чувств в латинской риторике назывались донизисом, демонстрация восхищения – адмирация, демонстрация отвержения, отвращения – абоминация. Побуждение – часть построения, означающая окончание речи и непосредственный переход к действию, которое организовано мыслью. Побуждение должно быть эмоционально и энергично. Допустимый объем завершения речи зависит от объема высказывания. Политическая риторика, как правило, требует кратких завершений, поэтому политические ораторы часто обходятся без рекапитуляций. Судебная риторика, напротив, допускает развернутые рекапитуляции, которые могут воспроизводить важнейшие доводы аргументации или содержать собственные рассуждения. Церковная проповедь обычно избегает развернутых рекапитуляций, а академическая учебная речь их требует – в виде выводов. 3.7. Заключение речи представляет собой истолкование смысла высказывания. Заключение может содержать краткое резюме или так называемую концовку, либо и то, и другое. В резюме подводится итог содержанию речи, в концовке получает оформление сам выход из речевой коммуникации. Стандартной формулой концовки было знаменитое Dixi, т.е. “Я сказал”. Источник этого оборота – Библия. Более полно формула звучит так: «Я сказал и тем облегчил свою душу». 5. Современный взгляд на композицию. Линейно развертываемый текст несет определенную информацию. На некоторые его части приходятся информационные сгустки, на некоторые – пустоты, когда нам не сообщается ничего нового. Человеческий мозг отдыхает на пустотах и «штурмует» информационные пики. Наиболее информативны начало и конец (как слова, так и предложения, так и текста). Принцип выдвижения, который был выработан стилистикой на материале художественных произведений, заключается в следующем: наиболее содержательные, наиболее важные стороны текста должны быть особым образом помечены для облегчения восприятия. Чем яснее будет высвечена главная мысль, тем эффективнее окажется текст. Начало, конец, заголовок. Однако этих позиций явно мало. Было сформулировано понятие схемы выдвижения (способы намеренного выделения того или иного компонента речи). · Графическое выделение в письменном тексте. · Повтор. · Конвергенция – сосредоточение в одном фрагменте текста ярких выразительных приемов, благодаря чему этот фрагмент выделяется среди других. · Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях. Если конвергенция выделяет фрагмент на фоне текста, то сцепление выделяет некую цепочку фрагментов. · Градация – построение высказываний по принципу усиления или ослабления какого-то признака. · Обманутое ожидание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.009 с.) |