Лекция 4. Основные этапы риторического канона. Инвенция – изобретение содержания убеждающей речи. Топика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Основные этапы риторического канона. Инвенция – изобретение содержания убеждающей речи. Топика.



Демонстрация

Необходимо обращать внимание на ряд моментов: темп и ритм, пауза, интонация, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляция, постановка дыхания, манеры; так как человек говорит не только с помощью слов, но и с помощью тела: говорят руки, ноги, поза, мимика.

Слово элокуция происходит из латинского языка и означает: выражение, речь; способ изложения, стиль, слог. Данное слово нельзя смешивать со словом элоквенция – красноречие, дар слова. Элокуция и элоквенция происходят от латинского глагола eloquor – высказывать, говорить, произносить речь.

 

Особый раздел общей риторики традиционно называется оратория – теория и мастерство публичной (ораторской) речи.

Еще одна область общей риторики – эристика – теория и искусство ведения спора.

И, наконец, разделом общей риторики является – теория и искусство ведения беседы (диалога).

Частные риторики описывают правила построения и восприятия речи в разных видах. В деятельности человека есть особые области, которые можно назвать сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение (или неумение) владеть словом необычайно велика. Это дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организационная деятельность, торговля и журналистика – словом, все те профессии и занятия, успех в которых в большой степени связан с речью. Для этих областей разработаны (к сожалению, в основном пока за рубежом) так называемые частные риторики. Частные риторики разрабатывают способы обучения хорошей профессиональной речи.

Одна из самых древних частных риторик – судебная. Помимо судебной риторики можно назвать следующие частные риторики: политическая, церковная, педагогическая, деловая и др.

Что же касается судебной риторики (ее также называют часто юридической), в наше время чрезвычайно актуальны ее практические и теоретические аспекты. И это неслучайно, ведь язык и право принадлежат к числу величайших ценностей культуры, которые имеют фундаментальное значение для бытия человека. Право создается для утверждения и защиты единого справедливого порядка, обеспечивающего всем участникам общественных отношений равную меру свободы. Право во всех своих проявлениях существует в.языковой форме.

1. Юридические предписания приобретают качества нормативного правового регулятора лишь постольку, поскольку фиксируются в официальных письменных текстах – законах, издаваемых государственными органами в строго определенном порядке.

2. Идеи, направляющие правовое регулирование, также имеют языковое выражение.

3. Наконец, слова необходимы, чтобы координировать социальное взаимодействие в юридически значимых ситуациях и достичь согласования интересов различных участников правоотношений.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в суде граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. Однако, строго говоря, обвинительная и защитительная речи представляют собой виды красноречия, помимо которых существуют и другие виды судебной риторики. Сама же судебная риторика может рассматриваться как комплекс риторических знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной профессиональной речи, как умение строить аргументированное рассуждение, воздействующее на правосознание людей.

 

3. Как риторика связана с другими науками?

Философия и риторика. С античных времен философия («диалектика») и риторика считались основой гуманитарного образования. Философия и риторика имеют дело с общими проблемами – нравственными, мировоззренческими. Этика – часть философии, практическая философия. Этический момент очень важен и в подлинной риторике, вне этики риторика становится искусством манипулирования..

Логика и риторика. Риторика (учение об убедительной речи) и логика (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний) возникли одновременно и изначально задумывались как дополняющие друг друга дисциплины. Риторика и логика – не одно и то же. Для логики суждение является логичным / нелогичным в силу своего строения, логика исключает из рассмотрения адресанта и адресата. Для риторики же фигуры адресанта и адресата очень важны. Основная задача риторики, в отличие от задачи логики, состоит не в доказательстве того или иного положения, а в изменении мнений адресата.

Риторика оперирует не истинными, а лишь вероятностными утверждениями. Если логика является средством при помощи которого наука получает новое знание, то сфера действия оратора – общественная жизнь, а в общественной жизни более важными являются не точные знания, а мнения. Мнения – это среда, в которой органично существует любое общество.

Риторическая аргументация шире, чем логическая. Например, риторика, наряду с общими положениями, рассматривает и другие средства убеждения – частные случаи, на которые можно ссылаться как на пример или образец.

Риторика и грамматика – классические науки о речи, однако грамматика учит, как правильно строить речь, а риторика, основываясь на принципах грамматической правильности, требует индивидуального творчества и своеобразия.

Тесно связаны психология и риторика, стилистика и риторика. Стилистика и риторика имеют самую непосредственную связь с филологией. Филология объединяет несколько наук, целью которых является изучение духовной культуры через анализ письменных текстов. Существуют классическая (античная), германская, славянская и др. филологии, сосредоточившие свое внимание на постижении соответствующих культур.

Герменевтика – это наука об истолковании смысла текстов. В широком смысле – это учение о понимании какой-либо из объективаций человеческой духовности: письменных текстов, произведений искусства, священных книг, правовых установлений, истории. Понять – значит установить значение, смысл явления. Основоположником современной герменевтики считается русский философ и писатель В.В.Розанов, который рассматривал понимание как «лечение разума, терзаемого болью непонимаемого». Различают герменевтику философскую, теологическую, литературную, юридическую.

Развитие техники юридического толкования имеет богатейшую историю. Вот, например, несколько правил толкования, применяемых еще в римском праве:

· «Закон вправе толковать тот, кто его устанавливает».

· «Толкованием закона следует скорее ослаблять, чем усиливать наказание».

· «Нет преступления, не указанного в законе» и т.д.

Еще один пример. Средневековая правовая формула для правителей Англии гласит: «The king can not do wrong». Дословный перевод: Король не может делать (поступать) неправильно. Данная фраза трактовалась следующим образом: Король не может преступить закон. Еще одно, более современное толкование фразы: Король не вправе нарушать закон (т.е., перед законом все равны).

Под литературоведением понимают науку, изучающую художественную литературу и включающую теорию литературы, историю литературы и литературную критику. Однако в Древней Греции риторика как теория и мастерство создания прозаических текстов противопоставлялась поэтике – науке о создании поэтических произведений. Исторически из античного ораторского искусства возникла проза.

Важно отметить, что как предмет систематического преподавания, риторика сложилась раньше других филологических дисциплин (грамматики, поэтики, стилистики и др.). Классическая риторика является предшественницей культуры речи.

Новые теории, возникшие в ХХ веке вследствие развития речевых технологий, исторически восходят к риторике. Это, в частности: теория коммуникации, разрабатываемая американскими учеными, связи с общественностью, менеджмент и администрирование, которые представляют собой аналог деловой риторики, и др.

 

4. Принято различать риторику для говорящего и риторику для слушающего.

Риторика для говорящего учит создавать тексты. С самого начала своего существования риторика обслуживала нужды говорящего (пишущего). В отличие от наук, которые учили читать, понимать, извлекать смысл из текстов, риторика учит создавать эти тексты, учит говорить убедительно. Поэтому, как уже отмечалось выше, риторика особенно необходима для людей так называемых «говорящих профессий», «профессий повышенной речевой ответственности».

Однако риторика необходима не только говорящему (пишущему). Она нужна и слушателю (читателю). Риторика для слушающего имеет дело уже с созданным текстом.

· Риторический анализ позволяет понять, как устроена готовая речь.

· Риторический анализ уже созданного текста может помочь отделить риторику от манипулирования сознанием, помочь распознать уловки, демагогию, элементарную неискренность говорящего.

· Риторический анализ позволяет оценить текст с точки зрения его эффективности, позволяет указать на риторические ошибки и предложить варианты их исправления. Известно, что оратор может проиграть свое дело не из-за того, что правда не на его стороне, а из-за обыкновенного неумения говорить убедительно. Наряду с орфографическими, пунктуационными и прочими ошибками, связанными с нарушениями норм литературного языка; наряду со стилистическими сбоями, с нарушениями норм общения, существуют и риторические ошибки. Речь, например, может оказаться бесцветной, рыхлой по композиции, производить впечатление легковесной и т.п.

· Риторический анализ позволяет рассматривать текст в культурологическом аспекте (другими словами, в связи с контекстом, в котором эта речь существует).

 

5. Значение риторики – фундаментального учения о речи – связано с тем, речь – это инструмент управления обществом и общественными процессами. Значение риторики в современной жизни определяется следующими причинами:

· В современном мире резко увеличилось количество конфликтов. Конфликты пронизывают и коммуникативное пространство. Конфликт в коммуникативном пространстве представляет собой диалог, участники которого имеют нетождественные позиции и не могут или не хотят изменить их таким образом, чтобы произошло их отождествление. Разрешение конфликта возможно только тогда, когда в результате общения появляется совместная позиция.

· В информационном обществе постоянно возникает противоречие между людьми, владеющими технологиями общения, и профессионалами, носителями конкретных областей знания: одни владеют языком, другие – предметом. В данном случае необходимо повышать эффективность культуры общения.

· В современном мире благодаря развитию технических средств записи, хранения и передачи информации существенно возросла доля устного общения.

Таким образом, современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

 

 

телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить…Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».

Но чтобы слово приобрело власть, силу, над ним нужно постоянно работать, красноречие требует огромного труда. Это прекрасно объясняет Протагор: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на головы тем, которые его любят…». Обратите внимание на то, что именно Протагору принадлежат слова «цветы красноречия», которые употребляются и сейчас; цветы красноречия – это как раз то, что делает речь особенной, совершенной, украшенной.

По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а поиск убедительности. Софисты были известны прежде всего тем, что полагали, будто доказать можно все, что угодно, главное – выбрать правильные средства доказательства. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь бесконечно разнообразна и изменчива. Истина – это только субъективные суждения о ней; человек есть мера всех вещей. Нельзя говорить, что одно мнение истиннее другого, можно говорить лишь, что одно мнение убедительнее другого. Для этого в распоряжении софистов были 2 средства диалектика – искусство рассуждать и эристика – искусство спорить. Таким образом, риторика софистов была риторикой словесного спора, состязания, борьбы.

Горгий разработал множество стилевых ресурсов, которые актуальны и до сих пор. Так, Горгий первым использовал в своих речах антитезу (противопоставление), оксюморон (сочетание противоположных понятийоксюморон ().ение использовал в своих речах антитезу (),туальны и до сих пор. ое искусство в открытых им специальных школах ().). Горгий создал множество средств украшения речи, названных по его имени «горгиевыми фигурами». Его речи характеризуются соразмерностью частей предложений, использованием рифмованных концовок, использованием аллитераций (концентрацией определенных согласных звуков) и ассонансов (концентрацией определенных гласных звуков).

Среди первых наиболее ярких риторов-софистов, кроме Горгия, можно назвать Протагора, которого считают основоположником эристики (искусства спора), а также Лисия (ок. 459 – 380 гг. до н.э.) – одного из первых известных судебных ораторов. Лисий – один из 10 древнегреческих ораторов, которых во II – I вв. до н.э. признали классическими.

Лисий был известен своей речью против Эратосфена, одного из Тридцати тиранов, которого Лисий считал виновником смерти брата. Это была первая судебная речь Лисия, и она сделала его знаменитым в Афинах, так что в последующие 20-25 лет своей жизни он написал громадное количество речей – более 400, тогда как ни у одного из других греческих ораторов число речей не превышает 100.

Логографы пользовались большим уважением в Афинах. Главным делом логографа было написать речь, которую клиент выучивал наизусть и произносил на суде. Искусство древнего логографа составлять речь так, чтобы она казалась сочиненной самим клиентом, обозначается термином «этопея». Трудность составления речи увеличивалась еще тем, что при кажущейся ее простоте она должна была содержать толкование закона. Кроме того, речи составлялись за очень короткое время. Главное достоинство речей Лисия – это уже упомянутая «этопея», т.е. его речи по характеру, форме, выбору слов строго соответствовали умственному развитию и социальному положению клиента. Надо отметить также мягкий тон, которым проникнуты его речи. В речах Лисия отсутствуют или очень умеренно употребляются риторические украшения, однако его речи отличаются чистотой языка. Помимо художественных достоинств, речи Лисия представляют для современного читателя большой исторический и культурно-бытовой интерес. Читая Лисия, мы знакомимся с юридическим строем Древних Афин, правовыми отношениями, этикой, частной жизнью.

 

2. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) вошел в историю как гениальный собеседник, проницательный спорщик и диалектик, вечный ученик, который черпал знания даже от людей малообразованных, ироничный остряк, любитель правды, своими невинными вопросами разоблачавший неправду и ложь. Речей Сократа не сохранилось, его образ и его взгляды известны нам по диалогам Платона. Сократ считал нахождение истины основной задачей общения. Сократ отошел от монологической формы и всю свою сознательную жизнь общался в пространстве диалога. Диалог позволял задавать вопросы и получать на них ответы. Сократ активно использовал иронию и майевтику. Блестяще владея искусством спора, Сократ противопоставлял свой метод ведения спора, который он называл диалектическим, эристике софистов. В ходе диалектических бесед человек, по мысли Сократа, восстанавливает знания доставшейся ему бессмертной души, другими словами, духовно возрождается. Поэтому свою роль собеседника, посредством диалектики помогающего возрождению знания и его закреплению, Сократ по аналогии с ремеслом своей матери-повитухи называл майевтикой, т.е. повивальным искусством (подобно тому, как повивальное искусство помогает человеку появиться на свет, искусство диалектики помогает родиться /возродиться человеческой душе).

Важную роль в становлении риторики сыграл ученик Сократа Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Платон негативно относился к софистам и софистической риторике, противопоставляя ей диалектику – особое средство поиска истины. Платон всегда подчеркивал нравственную цель искусства слова: «Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости…» Чтобы наставить слушателей на истинный путь, оратор должен сам знать, что истинно, что ложно, что справедливо и что несправедливо, а это знание доступно только философу.

Трудности понимания философии и риторики Платона состоят в отсутствии систематического изложения его взглядов. Платон известен своими диалогами («Федр», «Горгий», «Апология Сократа»), в которых он изложил философские и, в частности, риторические взгляды. В диалогах Платон создал образ Сократа и привел образцы сократического диалога – диалога, в котором участники при помощи умело поставленных вопросов ищут истину.

Платон сравнивал речь с живым организмом: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».

Таким образом, риторике софистов, которую Платон не считал наукой, он противопоставил подлинное красноречие, основанное на знании истины, а потому доступное лишь философу. Эта теория красноречия изложена Платоном в диалоге «Федр, в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром». Ценное в теории Платона – это идея воздействия речи на душу: задача оратора – «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми».

Классический период греческой риторики завершается деятельностью Демосфена и Аристотеля.

Демосфен (385 – 322 гг. до н.э.) был и судебным, и политическим оратором. Демосфен, не обладая природными ораторскими способностями, стал выдающимся оратором. Поскольку он всегда произносил речи на животрепещущие темы и должен был сразу же привлечь внимание слушателей, вступление в его речах было кратким и энергичным. Главной частью речей Демосфена было повествование – изложение существа дела. Строилось оно необычайно искусно, динамично. Здесь были и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Греции, и красочные описания, и воображаемый диалог с противником. Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Демосфен первый ввел в обычай сопровождать речи жестикуляцией; когда его однажды спросили, что необходимо для хорошего оратора, он ответил: «Жесты, жесты и жесты».

 

3. Основоположником риторики считается Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, логик и ритор, которого называли универсальным гением античности. Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Был учеником Платона; провел в его Академии 20 лет, а в последние годы жизни основал в Афинах собственную школу, которую назвал Ликей. Утром там занимались философией, вечером – риторикой, что неслучайно: со времен античности философия и риторика составляют основу гуманитарного образования.

Аристотель, обобщив опыт греческой риторики, в своих трудах создал общую теорию красноречия и тем самым положил начало традиции европейского риторического искусства. Аристотель считается основоположником риторики как науки и отцом логики. Аристотелевское учение о стиле стало основой европейских теорий литературы и эстетики.

Среди его работ, имеющих непосредственное отношение к риторике, следует назвать трактаты «Риторика», «Топика», «О софистических опровержениях». «Риторика» Аристотеля состоит из трех книг:

· в первой – обосновывается предмет риторики, рассматривается классификация ораторских речей, предлагается система общих мест речевой деятельности (топика);

· во второй – исследуется основа риторического доказательства, или «причины, возбуждающие доверие к говорящему»; по Аристотелю, это – разум, добродетель и благорасположение;

· в третьей – описываются качества стиля, дается классификация тропов и фигур, а также рассматриваются вопросы композиции.

«Риторика» Аристотеля начинается фразой: «Риторика – искусство, соответствующее диалектике…» Диалектикой называли в античности философию. Риторика соответствует философии, так как обе они имеют всеобщий характер (не относятся к области какой-либо одной науки) и поэтому необходимы каждому. Аристотель определял риторику «как способность находить возможны способы убеждения относительно каждого данного предмета» (в то время как другие науки могут учить и убеждать только относительно того, что принадлежит к их области). По Аристотелю, риторика – наука и мастерство прежде всего доказательной (убеждающей) речи.

Свою систему риторики Аристотель изложил по триадам.

1. Три элемента, из которых слагается речь. Аристотель первым предложил трехчастную модель речевой коммуникации. Он утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего» Тем самым Аристотель подчеркивал приоритетность позиции слушателя в речевом общении: ведь если речь не ясна слушателю, она не достигает своей цели и, следовательно, не нужна.

2. Три рода слушателей:

1) «простой зритель», обращающий внимание только на дарование оратора;

2) «судья того, что может совершиться» (например, член народного собрания);

3) «судья того, что уже совершилось» (судья). Отсюда естественно вытекают –

3. Три рода риторических речей («у каждого из этих родов речей различная цель», отмечает Аристотель):

1) эпидейктические (показательные, торжественные) речи;

2) совещательные;

3) судебные.

Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Здесь представляется наиболее важным настоящее время. Цель – показать, что прекрасно, а что постыдно.

«Дело речей совещательных – склонять или отклонять». Цель – склонять к полезному, побуждать к хорошему и отклонять от вредного, худшего. Время – будущее.

«Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать». Время – прошедшее. Цель – показать, что справедливо, а что несправедливо.

4. Три способа убеждения в речах:

1) зависящие от характера говорящего – надо произнести речь так, чтобы внушить доверие к себе как к человеку честному, знающему, обладающему многими добродетелями (впоследствии эти доводы были названы этическими, илидоводами к этосу);

2) зависящие от самой речи, когда истина выводится на основании логических доводов, доводов к логосу;

3) зависящие от настроения слушателей – надо повлиять на людей так, чтобы возбудить в них чувства удовольствия или неудовольствия (доводы к пафосу, пафос – в переводе с греч. «страсть, чувство»).

5. Три условия, придающие речи характер убедительности:

1) демонстрация определенного склада личности оратора (впоследствии стал использоваться термин – образ оратора и были описаны ораторские нравы);

2) доказательность;

3) возбуждение доверия.

Третья книга «Риторики» посвящена стилю. Аристотель полагал, что главное достоинство стиля заключается в ясности: «доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». «Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, но должен подходить к предмету речи. Из имен и глаголов те отличаются ясностью, которые вошли во всеобщее употребление».

В Древней Греции было известно множество прекрасных ораторов, слава которых дошла до наших дней, а многие принципы и технологии античных ораторов мы используем в своей речи, зачастую не зная ничего об их создателях. Во II веке до н.э. появился канон десяти лучших аттических (древнегреческих) ораторов. Среди них: Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Ликург, Демосфен, Гиперид и другие. Именно благодаря их ораторской деятельности был разработан риторический канон – пятиэтапная система подготовки и произнесения публичного высказывания, которая применятся и сейчас.

 

4. Усвоение риторики римской культурой было закономерным, тем более что Рим в первые века своего существования был республикой. Риторика проникает в Рим во II – I вв. до н.э. в условиях обострения политической борьбы. Ораторское искусство, тесно связанное с политической жизнью, положенное в основу воспитания римского гражданина, наиболее полно воплотило в себе римский национальный характер. Политика и право были римлянину ближе, чем литература и искусство.

Ораторское искусство в античном Риме обладало огромной силой: «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора» (Цицерон). Римские ораторы в большей мере, чем греческие ориентировались на практическую сторону общения. Так, известен афоризм Катона, обращенный к начинающему оратору: «Придерживайся сути дела, слова найдутся». В римской риторике была усовершенствована композиция выступления, которая стала шестичленной: вступление, изложение, разделение, обоснование, опровержение и заключение. Были сформулированы требования к технике речи, которые фиксировали необходимость обладания оратором сильного голоса, способного меняться в соответствии с ситуацией высказывания. Была усовершенствована и классификация риторических фигур.

Крупным оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.). Славу мастера судебного искусства приобрел Гальба, кторый обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать доказательства в речи. Знаменитым судебным оратором был Гай Попирий Карбон (умер в 82 г. до н.э.), блестяще показавший себя во многих процессах по гражданским и уголовным делам. Можно также назвать имена таких известных римских адвокатов, как Марк Антоний (143 -87 гг. до н.э.), Красс и Квинт Гортензий Гортал. Но все лучшее, чего достигло древнеримское ораторское искусство, сконцентрировано в деятельности Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.), знаменитого оратора, писателя, поэта, философа, политического деятеля Древнего Рима. Жизнь и деятельность Цицерона – яркое доказательство силы и значения ораторского искусства в республиканском Риме.

Помимо большого количества речей, которые до настоящего времени могут служить прекрасными образцами для других ораторов, до нас дошли и теоретические сочинения Цицерона, посвященные ораторскому искусству; среди 19 трактатов по риторике самыми известными являются три: «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов».

В «Бруте» излагается история римского красноречия – от истоков до времени самого Цицерона. Автор скорбит об упадке красноречия в Риме в связи с началом гражданской войны, причем именно тогда, когда оно достигло своего наивысшего развития. Рисуется идеал оратора и выдвигается требование универсального образования, т.е. основательного знакомства с философией, правом, историей. Более всех наук Цицерона с детства привлекала философия. В «Бруте» он называет ее матерью всего, что хорошо сделано и сказано; по мнению Цицерона, философия – это «сгущенное и сжатое красноречие».

Идеал оратора рассматривается также и в трактате «Оратор». Здесь же подробно анализируются три типа, или стиля ораторского искусства: «простой», «средний» и «высокий» – и утверждается, что истинный мастер красноречия должен в равной мере владеть всеми тремя стилями. Цицерон так сформулировал слагаемые ораторского мастерства: «Красноречивым можно считать того, кто, говоря и на форуме, и в суде, умеет доказывать, очаровывать и убеждать. Доказывать необходимо, очаровывать приятно, убеждать – верный путь к победе; именно это свойство важно, если хочешь выиграть дело… доказывать надо тонко, очаровывать – в меру, убеждать горячо; во всем этом и заключается сила оратора. Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о незначительных вещах просто, о возвышенных с достоинством, о тех, что как бы лежат посредине, с должной умеренностью».

В трактате «Оратор» рассматриваются и теоретические вопросы ораторского искусства: подбор и расположение материала, способы выражения, построение периодов, проблемы ритма и метра.

В сочинениях Цицерона впервые встречается термин «гуманитарный», что в переводе с латинского языка означает «человеческий, свойственный человеку». Цицерон писал, что «быстрый язык, звучный голос, сильные легкие, крепкое телосложение, склад и облик всего лица и тела», дарованные природой, еще не делают человека человеком. «Полнота человечности», по Цицерону, – это свобода и достоинство личности: совесть, честь, долг, доброта и любовь к людям, образованность, учтивость, изысканность манер и речи. Для воспитания настоящего человека необходимы риторика, философия и право – эти науки Цицерон и назвал гуманитарными.

Самые известные речи Цицерона (всего сохранилось 58 судебных и политических речей Цицерона.).

· Речь в защиту Публия Квинкция (81 г. до н.э.) первая из сохранившихся до наших дней судебных речей Цицерона, но это не первое выступление оратора в процессах. Но эта речь принесла Цицерону громкую славу и вызвала его отъезд из Рима. В последующие 2 года Цицерон путешествовал, он посетил Афины, Малую Азию, Родос. В это время окончательно сформировался стиль красноречия Цицерона, стиль, в котором сочетались элементы двух школ ораторского искусства: старой аттической (греческой) и пышной, многословной азианской (так называемый «азианский стиль», отразивший восточные традиции).

· Обвинительные речи против Вереса, превратившие Цицерона в самого популярного адвокате в Риме.и оказавшие благотворное влияние на дальнейшее продвижение Цицерона по лестнице государственных должностей.

· Выступление в защиту Помпея – первая чисто политическая речь Цицерона.

· Речи против Катилины (63 г. до н.э.), ставшие хрестоматийными примерами ораторского искусства.

· Речи против Марка Антония, которые сам Цицерон назвал Филиппиками, по образцуречей Демосфена против Филиппа Македонского.

Постепенное превращение Рима в империю, в которой император обладал неограниченной властью, оказало огромное влияние на риторику: появилось новое понимание риторики – риторика стала рассматриваться не как искусство убеждать, а как искусство хорошо говорить. Наиболее ярко такое понимание риторики нашло выражение у Марка Фабия Квинтилиана (36-100 гг. н. э.). Перу Квинтилиана принадлежит трактат «Образование оратора. 12 книг риторических наставлений», в котором обобщен опыт классической риторики и опыт самого Квинтилиана как преподавателя риторики и судебного оратора. Труд Квинтилиана – вершина исследования римского ораторского искусства.

Сначала Квинтилиан рисует образ идеального оратора: «Итак, да будет оратор таков, чтобы его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершенен во нравах, но совершенен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия».

В первой книге Квинтилиан рассказывает о первоначальном воспитании будущего оратора в семье;

· во второй – о занятиях в риторической школе и о природе риторики как таковой;

· третья – девятая книги представляют собой своего рода энциклопедию теории ораторского искусства;

· десятая книга посвящена анализу греческой и римской литературы и разбору образцов, интересных и полезных для будущего оратора;

· одиннадцатая книга описывает внешние приемы оратора;

· двенадцатая книга рисует моральный и общественный образ оратора.

Таким образом, если для греков в риторике главным было искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. В средние века риторика становится искусством украшения речи. С этого времени она обращена не только к устным, но и к письменным текстам. Средневековые риторики писались на латыни. Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVII –XIX веках.

 

корень вет -, означающий говорение (ср. современные слова: привет, совет, ответ, завет и т.д.). В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра: дидактическое, учительное слово – «Поучение» – и торжественное панегирическое хвалебное «Слово». Оба жанра представлены уже в XI веке. Первым древнерусским дидактическим сочинением было «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты (умер в 1059/1060 г.), а «Слово о законе и благодати» 1049 г., автором которого является Илларион Киевский – первый и долгие годы единственный русский (не поставленный из Византии) киевский митрополит. «Слово о законе и благодати» состоит из трех частей: 1 – о Ветхом и Новом завете, которые названы соответственно законом и благодатью, 2 – о князе Владимире и 3 – посвящена Ярославу Мудрому. В третьей части Илларион достигает вершины ораторского искусства, используя целую систему повторов.

Золотым веком русского красноречия называют XII век. Он отмечен двумя вершинами «Словом о полку Игореве» и ораторскими произведениями Кирилла Туровского. Для «Слов» Кирилла характерен излюбленный в средние века прием – истолкование притчи. Кирилл блестяще владел византийской риторической традицией, ее сложными формами. В его произведениях повторы играют двойную роль: придают речи ритмичность и образуют своеобразный путеводитель по тексту, обозначая главные темы в виде ключевых слов.

К XII веку относится также и «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.). В этом памятнике, написанном великим Киевским князем, отразилась государственная мораль и политическая концепция Древней Руси. Основная идея «Поучения» – идея сильной княжеской власти. Многие современные исследователи русского красноречия отмечают его консолидирующий характер. Важнейшая цель слова в Древней Руси – это объединение русских земель и русских людей в целостный «русский мир».

Древнерусское красноречие развивалось на основе взаимодействия устной народно-поэтической традиции и античных, византийских и южнославянских риторических образцов. Древнерусский риторический идеал, глубоко нравственный и житейски разумный, базируется на следующих принципах:

1. Высокий статус книжного слова, почтение к книжному знанию.

2. Божественная природа слова. Сила слова.

3. Дар слова, красноречие – одна из первых и важнейших для человека добродетелей (Михальская, 1996).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.088 с.)