Классификация топов. Внутренние и внешние топы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация топов. Внутренние и внешние топы.



1. Инвенция -первый этап подготовки речи, на котором оратор должен определить, о чем он будет говорить. Инвенция – центр риторики, поскольку совершенная речь всегда базируется на своеобразной, яркой, глубокой мысли.

Термин «изобретение» не совсем удачен. В действительности оратор ничего не изобретает; на данном этапе ведется поиск содержательного наполнения речи в соответствии со строгими рекомендациями и правилами. Инвенция – это использование приемов и правил, которые позволяют найти материал, необходимый для составления речи. Прежде всего, инвенция – нахождение, поиск идей. На этом этапе перед оратором стоит вопрос: Что сказать?

Слово «изобретение» указывает на творческий характер инвенции. «Изобретение в риторике предполагает новизну и оригинальность высказывания, без чего невозможно сформировать индивидуальный характер речевого общения, поиском которого заняты все участники речи» (Аннушкин, 2006, 17).

Существуют по меньшей мере два подхода к определению инвенции, которые зависят от понимания сущности ораторского искусства. Так, согласно Аристотелю, сущность риторики состоит в убеждении («риторика – это наука убеждать»), и поэтому инвенцию можно определить как поиск способов убеждения, соответствующих теме, предмету речи.

Есть и еще одно, более широкое определение, которое вытекает из определения риторики как «искусства хорошо говорить». В частности, оно представлено у М.В.Ломоносова: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи». «Пристойных» – имеется в виду идеи, которые соответствуют избранной теме, раскрывают ее и при этом не являются надуманными, противоречащими здравому смыслу. Здесь уже нет акцента на убеждении. Ораторское искусство далеко не всегда имеет дело с убеждением, иногда от оратора требуется только говорить логично и по существу, не пытаясь изменить убеждения слушателей.

Николай Федорович Кошанский отмечал, что инвенция «дает способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой». «Открывать в одной мысли другие, искать в данном предложении новых – значит мыслить. Нельзя тому сочинять, кто не умеет и не хочет думать: хорошо писать – значит хорошо думать».

Обратимся к конкретным задачам, которые должен решить автор на начальном этапе подготовки речи.

1. Оратор должен четко определить, о чем именно он будет говорить. Для этого ему необходимо уточнить тему речи и четко сформулировать тезис (основную мысль), который должен быть донесен до аудитории. От удачного выбора темы во многом зависит успех выступления. Тема должна быть интересна оратору и вызывать интерес у слушателей. Выбирая тему, необходимо учесть условия, в которых будет произноситься речь.

2. Кроме того, оратор должен определить цель речи – тот результат, которого он должен достигнуть. Речь должна иметь общую и конкретную цели. общую и конкретную цели. Общая цель – это вид реакции, которую оратор хочет вызвать у слушателей: информировать, убедить, развлечь или склонить к действию. Конечно, здесь целей может быть несколько, но необходимо выбрать главную. Конкретная цель – это центральная идея речи, важнейший тезис оратора: о чем он хочет информировать, в чем убедить и т.д.

3. Цель напрямую связана с жанром. Вместе с темой, тезисом и целью речи нередко с самого начала избирается и стратегия убеждения, на основе которой будет строиться речь. Тема, тезис, цель, жанр, стратегия убеждения – все это замысел речи.

4. На стадии инвенции оратор должен собрать материал для своей речи. Под материалом в данном случае следует понимать конкретные идеи, примеры и положения, которые станут наполнением речи, а также аргументы, которые могут быть использованы для доказательства тезиса. Кроме того, он должен определить, будет ли тема речи интересной и важной для аудитории, и найти такой поворот темы, при котором речь сможет вызвать наиболее сильный эффект. В целом эту вторую задачу можно охарактеризовать как развертывание (разработка) темы и тезиса речи.

Существуют четыре источника накопления материала: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) интервью и беседы; 4) чтение. Все они находятся в тесной связи, и при работе над любой темой нужно стремиться максимально использовать каждый из них.

Материал обязательно должен отражать и раскрывать тему речи, а также соответствовать цели. Однако все дело в том, что в подавляющем большинстве случаев материала оказывается больше, чем его необходимо для написания речи. Поэтому тему, тезис и цель речи можно сравнить с ситом, через которое просеивается песок для того, чтобы собрать камни, т.е. наиболее значимые положения.

Инвенция состоит из двух частей: топики (нахождение мыслей, идей для развертывания темы) и аргументации (нахождение доводов для доказательства).

 

2. Тему речи необходимо разработать, т.е. разбить ее на ряд подтем, которые в совокупности и составят тему. Как это сделать? Античная риторика предлагает уже готовую программу, или понятийную решетку, в соответствии с которой можно представить любую тему.

Мысли приходят и уходят, они зачастую трудноуловимы. Как их вызвать, поймать? Это можно сделать, набросив на мелькающие в сознании идеи специальную сеть – сеть понятий. Эта сеть и есть набор так называемых «общих мест», предлагающий «способы мысли» о любой данной теме.

Топика – это риторическое учение, которое было создано для того, чтобы помочь оратору разрабатывать содержательную сторону речи.

Свое название топика получила от древнегреч. слова topos (множ. число - topoi), которое переводится на русский как «общее место»; в лат. языке существовало аналогичное выражение – loci communi. Этот термин и соответствующее ему понятие в риторической теории и практике занимает особое место.

Риторические топы (топосы) следует отличать от общих мест в современном смысле этого выражения. Общими местами сейчас называют банальность, избитую, тривиальную мысль, которая для всех очевидна, не требует доказательств, а потому не представляет интереса. В этом выражении присутствует отрицательная оценка. Однако ранее “общие места” представляли собой вовсе не избитые фразы, не готовый результат чужого творчества, настоящие смысловые модели, по которым любой оратор мог создавать свою речь.

Общее риторическое место – это конкретный способ, с помощью которого оратор развивает тему. Поэтому общие места можно считать рекомендациями оратору, которые обобщают удачные находки предшественников, т.е. общие места являются своеобразным каталогом уместных и удачных суждений и аргументов, которые когда-либо использовались ораторами.

Топика – это совокупность (набор) общих мести способы их применения на этапе инвенции. Топика отражает универсальную организацию человеческого мышления, т.е. представляет собой набор категорий, которыми мыслит каждый человек. Топика традиционно рассматривалась как очень мощное средство, поскольку она опиралась на представление о познании как припоминании. Таким образом, топика опирается на логику, по сути топика представляет собой практическую логику.

М.В.Ломоносов различал идеи “простые” (т.е. понятия) и идеи “сложенные” (сложные, или суждения). Так, например, суждением является: “Ночью люди после трудов покоятся”, которое состоит из идей “простых”. Ломоносов отмечал, что идеи живут, и поэтому обладают одним из важнейших свойств жизни: “из одной простой идеи расплодиться могут многие”. Идеи размножаются делением; “общие места и есть те способы размножения идей, познав которые человек приобщался к культуре мысли и речи.

Почему эти смысловые модели получили такое название – “общее место”? Место - каждая идея, каждая подтема занимает в речи особую позицию, особое место. А общими они были названы по причине их обобщающей природы.

Значимость топики заключается в двух моментах: во-первых, топика помогает осуществить разработку темы, выявить те ее аспекты, которые важны с точки зрения коммуникативной ситуации; во-вторых, топика помогает построить обоснование тезиса.

 

Классификация топов.

Система топосов была впервые представлена в сочинениях Аристотеля и Цицерона. Количество топов у разных авторов было разным. В “Риторике” Аристотеля около 40 топов, которые могут использоваться как для изобретения, так и для аргументации. У Цицерона – 16 основных топов

Внутренние и внешние топосы. Со времен Аристотеля теоретики риторики различают внутренние и внешние топы.

Внутренние – исходят из самого предмета, его структуры и его качеств (напр. род/вид). Другими словами, эти топосы так или иначе связаны с самим объектом. А.А. Волков называет внутренние топосы “алфавитом мысли”.

Внешние - опираются на уже существующее знание об объекте, на то, что было установлено другими людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.186.149 (0.008 с.)