Основные подходы к тренинговой работе в различных психологических школах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к тренинговой работе в различных психологических школах.



Тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

 

Гуманстическое направление. Гуманистическое направление исходит из признания уникальности и самоценности человеческой личности. Главное здесь – осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности – "соответствия способа бытия человека в мире внутренней природе его личности". К.Рудестам называет следующие цели и задачи групп встреч:

· обучение участников межличностному поведению;

· подтверждение на практике теории групповой динамики;

· проработка проблем, с которыми участники сталкивались в реальной жизни;

· помощь участникам в развитии умения руководить;

· применение полученных знаний вне группы;

· развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранение неискренности на личном уровне – понимание целей, затрудняющих или облегчающих развитие группы – постижение межличностных отношений в группе;

· овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем (Рудестам, 1993).

Группа стремится определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами. Подчеркивается значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность целей и процесса порождает разнообразие чувств, которые необходимо понять, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими. Они развивают в группе коммуникативные умения, включающие описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь, конфронтацию.

Особенность Т–групп как психосоциальной методики. Возникновение Т–групп связано с исследованиями Курта Левина. К. Левин считал, что наиболее эффективно личность может менять свои взгляды и установки, именно находясь в группе. Учиться видеть себя глазами других полезно, так как это позволяет индивиду выявлять свои порочные установки, корректировать их и вырабатывать новые формы поведения.

Уже самые ранние исследования показали, что Т–группа оказывает положительное влияние на многие личностные параметры. Например, высокий уровень личностного осознания подразумевает чуткое отношение к потребностям других. Одним из путей к самоидентификации является повышение уровня самосознания.

Предметом интереса в Т–группах являются навыки межличностных отношений или процессы, происходящие в малых группах. В рамках групп с такой ориентацией основное внимание обращается на вклад каждого участника в работу группы, который зависит от его стиля общения, а также на эмоциональный климат и процесс принятия решений на уровне группы в целом. Т–группы ориентированы на развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне, на понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких как размеры группы и ее состав), а также на понимание специфики операций, выполняемых на уровне межличностного взаимодействия, и развитие умения выявлять и решать индивидуальные, групповые и организационные проблемы.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Работа в бихевиорально-ориентированных группах направлена на выделение неэффективных и опробование новых видов поведения в безопасном окружении. Суть метода состоит в том, что коль скоро, согласно постулатам бихевиоризма, весь свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработать более адаптивные реакции. Типичная методика тренинга – репетиция поведения. Участникам демонстрируется успешная модель поведения, а затем они пытаются ее освоить. Успешные действия участников положительно подкрепляются реакцией группы или ведущего, а неуспешные – гасятся отрицательным подкреплением.

Целями такого тренинга являются:

· обучение приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями, развитие поведения, рассматриваемого как желательное либо членами группы, либо обществом в целом;

· обсуждение проблем, с которыми участники столкнулись в реальных условиях, помощь участникам в развитии умения руководить, применение полученных знаний вне группы;

· совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими в конкретных ситуациях (осуществление продаж, ведение переговоров);

· овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем: разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

Таким образом, представители этого направления концентрируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Неадаптивное поведение рассматривают как результат неправильного научения. Следовательно, цель психологического вмешательства – это переобучение, то есть замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, правильные). Переобучение осуществляется с помощью классических бихевиоральных методов: оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ. Основная цель психотерапевтического процесса — реконструкция личности на основе пересмотра существующих жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Трансактный анализ включает в себя:

1) структурный анализ — анализ структуры личности;
2) анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;
3) анализ психологических игр — скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу во взаимоотношениях с людьми или для себя лично);
4) анализ сценария (скриптанализ) — рассмотрение индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует, сам не подозревая об этом.

Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»:

· Родитель – «внешние» психические установки, стереотипы поведения и моральные ценности, приятые когда-то личностью и существующие и функционирующие теперь, как «свои»;

· Ребенок – «изначальные» психические потребности и желания, свободные, социально не скорректированные, реакции и выражения эмоций, проявления своей индивидуальности;

Взрослый – «новообразованная» психическая структура, возникающая в процессе взросления и развития человека, позволяющая принимать соответствующие жизненной ситуации решения, учитывая «своего» Родителя и Ребенка.
Трансактный анализ — это интеракционная психотерапия, которая часто проводится в групповой форме. Пациентов обучают основным понятиям трансактного анализа, пониманию механизмов поведения и их дискомфортных состояний. Целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого «Я»-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства и жизненной позиции.

Главная цель трансактного анализа, по Р. и М. Маклюр Гулдинг, состоит в пересмотре ранних детских решений, которые принимаются нами в ответ на реальные и воображаемые родительские «приказания» (ожидания, просьбы, установки, объяснения и т.д.), и таким образом мы сами изначально строим свой жизненный сценарий, решаем, как мы будем жить. Если было принято ранее решение, то, с помощью различных психотерапевтических приемов, члены группы могут заново пережить сцены раннего детства, оживить ситуации, в которых они приняли определенное пораженческое решение относительно себя и своей жизни, и, в конце концов, могут принять новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне.

Психодрама — групповой метод, поэтому ее часто путают с тренингами. Действительно, и тот, и другой методы способствуют обучению новым схемам поведения. Но психодрама, по сравнению с тренингом, ретроспективна. Она обращается к прошлому, тогда как тренинг — к будущему. В ходе психодраматической терапии раскрываются внутриличностные особенности и переживания, комплексы и фобии, скрытые влечения личности. Как метод арт-терапии, психодрама призвана переводить бессознательные элементы личности в область сознательных. Помимо этого механизма, в психодраме активно воздействуют на личность:

· Проигрывание роли других людей, находящихся в группе, предметов одежды и обстановки, их окружающих; проигрывание ситуаций из их жизни

· Проигрывание другими людьми Вашей роли, Ваших жизненных ситуаций.

Приёмы и техники:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)