Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 13. Фискальная политика

Поиск

План.

1. Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты.

2. Воздействие инструментов фискальной политики на экономику.

3. Виды фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

4. Дискреционная и автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

 

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налого-

вая) политика, как и монетарная политика представляет собой разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т.е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Ее целью является:

1) стабильный экономический рост

2) полная занятость (отсутствие циклической безработицы)

3) стабильный уровень цен (отсутствие инфляции)

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

- государственные закупки;

- налоги;

- трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж.М.Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Это предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 ден. ед. (повысило заработную плату чиновнику или учителю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. DG = 100 ден. ед. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал «основным психологическим законом» и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон … состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» («marginal propensity to consume» - mрс):

mрс = DC/DY 0 < mрс < 1

Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал «предельной склонностью к сбережению» («marginal propensity to save» - mps):

mps = DS/DY 0 < mps < 1

(Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные).

Очевидно, что сумма mрс и mps равна 1.

mрс + mps = DC/DY + DS/DY = (DC + DS) /DY = DY/DY = 1

Величины mрс и mps для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Предположим, что экономические агенты тратят на потребление 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что mрс = 0.8, а mps = 0.2.

Когда государство увеличивает свои закупки на 100 ден. ед., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 ден.ед., из которого 80 ден. ед. он потратит на увеличение потребления и 20 ден. ед. на увеличение сбережений. Потратив 80 ден. ед., он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 ден. ед. (80 × 0.8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 ден. ед. (80 × 0.2=16) на прирост сбережений. Полученные 64 ден. ед. дополнительного дохода продавец также потратит на дополнительные потребление (51.2 ден. ед.) и сбережения (12.8 ден. ед.). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам и может быть представлен в виде пирамиды:

DY1 DG = 100

       
   


DС DS

DY2 80 20

       
   


DC DS

DY3 64 16

       
   


D C DS

DY4 51.2 12.8

 

Общий прирост совокупного дохода (DY) в результате роста государственных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:

DY = DY1 + DY2 + DY3 + DY4 +...

А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженного на величину предельной склонности к потреблению (mрс), то изменение совокупного дохода равно:

DY = DG + DG × mрс + (DG × mрс) × mрс + (DG × mрс 2) × mрс + (DG × mрс 3) × mрс + …

= DG (1 + mрс + mрс2 + mрс3 + mрс4 +...)

В скобках мы получили бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (mрс < 1), сумма которая равна 1/(1 – mрс). В результате:

DY = DG × 1/(1 – mрс)

Подставим численные значения:

DY = 100 + 80 + 64 + 51.2 + … = 100 × 1/(1 – 0.8) = 100 × 5 = 500

Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1/(1 – mрс)

Мультипликатор автономных расходов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно – через изменение потребительских расходов.

Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что РД = ЛД – ). Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 ден. ед., то располагаемый доход увеличивается на 100 ден. ед. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если mрс = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 ден. ед. потребление увеличивается на 80 ден. ед. (100 × 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 ден. ед. составит 400 ден. ед. (DY = DС × 1/(1- mрс) = 80 × 5 = 400), а не 500 ден. ед., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 ден. ед., т.е. мультипликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь мультипликатор автономных налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов

Поскольку DY = DС × 1/(1- mрс) (1)

 

при этом DС = mрс × (DРД),

 

а DРД = - D ,

 

поэтому DС = mрс × (- D ) (2)

 

Подставим формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппируем, получим:

DY = mрс × (-D ) × 1/(1 – mрс) = [- mрс /(1 – mрс)] × (D )

Величина [- mрс /(1 – mрс)] и есть мультипликатор автономных налогов. А поскольку (1 – mpc) есть не что иное, как mps (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор автономных налогов можно записать и как (- mрс / mps).

mult = - mрс /(1 – mрс) = -mрс / mps

В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что

его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100 ден. ед. (D = - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400 ден. ед.:

DY = - mрс /(1 – mрс) × (D ) = - 0.8/(1 – 0.2) × 100 = = - 4 × (-100) = 400

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше

мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0.8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 ден. ед., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 ден. ед.:

DY = DG × 1/(1 – mрс) = 100 × 5 = 500

а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 ден. ед.:

DY = D × [-mрс /(1 – mрс)] = 100 × (- 4) = 400

В результате совокупный доход увеличивается на 100 ден. ед., т.е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т.е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов, означает изменение располагаемого дохода). Если трансферты увеличиваются на 100 ден. ед., то располагаемый доход увеличивается также на 100 ден. ед. При предельной склонности к потреблению, равной 0.8, потребление увеличится на 80 ден. ед.

DС= DРД × mрс = 100 × 0.8 = 80

а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:

1/(1- mрс) = 1/ (1- 0.8) = 5

то совокупный доход увеличится на 400 ден. ед.:

DY = DC × 1/(1 – mрс) = 80 × 5 = 400.

Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 ден. ед., а с 80 ден. ед., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 ден. ед., а только 400 ден. ед.

Определим теперь формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:

DТr = DРД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

DС = DРД × mрс = D Тr × mрс

А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

DY = DС × 1/(1 – mрс) = D Тr × mрс × 1/(1 – mрс) = [ mрс /(1- mрс)] × D Тr

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна:

mult Tr = mрс /(1– mрс) или mult Tr = mрс / mps

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному и выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

· Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.12.1(а)),

направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

- увеличение государственных закупок;

- снижение налогов;

- увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только

совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.12.1 (в)). Поэтому эти инструменты могут использовать в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

· Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономи-

ки), направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис.12.1 (б)). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

- сокращение государственных закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

 

Рис.12.1. Воздействие фискальной политики на экономику

На совокупный спрос На совокупное предложение

а) Стимулирующая б) Сдерживающая в) Стимулирующая

Р LRAS Р LRAS Р LRAS SRAS1

SRAS SRAS SRAS2

Р2 Р1 Р1

AD2

Р1 AD2 Р2 Р2

AD1 AD2 AD

                       
     
       
 
 
     


Y1 Y* Y Y* Y1 Y Y1 Y* Y

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную автоматическую.

· Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодатель-

ное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

· Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии

встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

- подоходные налоги (включающие в себя все виды налогов на доходы, в том

числе налог на прибыль корпораций); заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог;

- косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

- пособия по безработице;

- пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т.е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

 

Лекция 14. ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Фондовый рынок – институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, то есть ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг позволяет правительству и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов и, следовательно, получают большие возможности для выбора.

В РФ выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором (одновременно и с равными правами) присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Понятие фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые и определяют состав участников рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.

Рынок ценных бумаг соотносится с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, финансовый рынок. Традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.

Финансовый рынок включает в себя денежный рынок и рынок капиталов.

На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных накоплений (до 1 года); на рынке капиталов – средне- и долгосрочных накоплений.

Фондовый рынок является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых (банковских) кредитов, перераспределение денежных ресурсов через систему страхования, внутрифирменные кредиты и т.д.

Целью функционирования рынка ценных бумаг, как и все финансовых рынков, является обеспечение механизма для привлечения инвестиций в экономику.

В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным способом перераспределения денежных накоплений.

Таким образом, фондовый рынок создает условия для свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования.

 

Структура фондового рынка

Любой фондовый рынок состоит из следующих компонентов:

1) субъекты рынка;

2) собственно рынок (объединяет биржевой и внебиржевой фондовые рынки);

3) органы государственного регулирования и контроля (комиссия по ценным бумагам, ЦБ РФ, Министерство Финансов и т.д.);

4) саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые по поручению государства выполняют определенные регулирующие функции);

5) инфраструктура рынка:

· правовая;

· информационная (финансовая пресса, система фондовых показателей и т.д.);

· депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (хранение ценных бумаг, зачет обязательств по совершенным сделкам, расчеты ценными бумагами и т.д.);

· регистрационная сеть (регистратор – организация, которая регистрирует владельцев именных ценных бумаг и переход права собственности).

Субъектами рынка ценных бумаг выступают:

1) эмитенты (заемщики) – государство и юридические лица, выпускающие ценные бумаги и привлекающие таким образом необходимые им средства;

2) инвесторы (или их представители, которые не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг) – граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления своих имущественных прав (население, промышленные предприятия, инвестиционные фонды, страховые компании);

3) профессиональные участники – юридические лица и граждане, которые осуществляют профессиональные для рынка ценных бумаг виды деятельности (дилерская, брокерская и т.д.)

Дилер – частное лицо или фирма, член фондовой биржи, который ведет биржевые операции от своего имени и за свой счет.

Маклер – посредник на бирже, работающий за жалование.

Брокер – выполняет поручение клиента (инвестора) на покупку или продажу ценных бумаг и обязан предоставлять своему клиенту ограниченную информацию об эмитенте (предприятии, ценные бумаги которого являются объектом вложения). Клиент сам принимает инвестиционное решение, а брокер ему нужен только для доступа на биржу, так как сам клиент не имеет такой возможности.

Риск и ответственность за эффективность вложений несет инвестор. Таким образом, рынок ценных бумаг создает возможности для объединения заемщиков и инвесторов.

 

Виды рынков ценных бумаг

При существовании рынка ценных бумаг вкладчик может получить прямой доступ к предприятию, и точно так же предприятие может обратиться к вкладчику (инвестору) непосредственно как к источнику финансирования. Эти взаимоотношения называются первичным рынком. Первичный рынок ценных бумаг объединяет два процесса – новый выпуск ценных бумаг и их первичное размещение. Инвестор желает иметь возможность быстро реализовывать свои инвестиции. В связи с этим рынок ценных бумаг, используя посредников и формируя финансовые учреждения (банки и т.д.), создает вторичный рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги.

Фондовые рынки можно классифицировать по следующим признакам:

· по территориальному принципу (международный, национальный и региональный рынки);

· по видам ценных бумаг (рынок акций, облигаций и т.д.);

· по видам сделок (кассовый, форвардный рынки и т.д.);

· по эмитентам (рынок корпоративных ценных бумаг, рынок государственных ценных бумаг и т.д.);

· по срокам (рынок кратко-, средне- и долгосрочных ценных бумаг, рынок бессрочных ценных бумаг);

· по отраслевому принципу и др.

Ценная бумага – документ, удовлетворяющий имущественные права,

осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценная бумага – денежный документ, который удостоверяет отношения займа лица, выпустившего такой документ, по отношению к владельцу документа.

Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов (документарная форма) или записей на счетах (бездокументарная форма).

Корпоративные ценные бумаги привлекают временно свободные капиталы в других отраслях и позволяют использовать их в наиболее доходных проектах. Этот вид ценных бумаг обеспечивает межотраслевой поток финансовых ресурсов с целью обеспечения развития перспективных отраслей производства.

 

Инструменты рынка ценных бумаг можно условно разбить на 3 основные категории инвестиционных продуктов:

1) акции;

2) долговые обязательства (облигации, векселя);

3) производные ценные бумаги.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении известного пая в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда. Денежная сумма, обозначенная на акции, - номинальная стоимость. Цена, по которой акция продается на рынке, - курс акций. Курс акций находится в прямой зависимости от получаемого по ним дивиденда.

Выпускаются следующее категории акций:

· акции трудового коллектива. Распространяются только среди работников своего предприятия (ЗАО);

· акции предприятий. Распространяются среди других предприятий и организаций;

· акции акционерного общества, распространяемые путем открытой подписки на них либо в порядке распределения всех акций между учредителями.

Акции могут выпускаться как именные, так и на предъявителя.

Акционерное общество может выпускать простые (обыкновенные) акции и привилегированные.

Привилегированные акции дают право:

· на получение фиксированного дивиденда;

· на привилегию в первую очередь претендовать на имущество предприятия в случае его ликвидации.

Обычно привилегированные акции не дают право голоса при решении дел компании. Эти акции могут быть кумулятивными и с некумулятивным дивидендом. Владельцем кумулятивных привилегированных акций выплачиваются дивиденды, включая тот период, когда предприятие несло убытки.

Например. Предприятие должно выплачивать владельцам этих акций 100 000 рублей. В один год предприятие несет убытки и дивидендов не выплачивает. На следующий год предприятие решило направить на выплату дивидендов (т.к. уже есть прибыль) 250 000 руб. Следовательно, если есть привилегированные акции с кумулятивными дивидендами, то их владельцы получают 200 000 руб. (за первый и второй годы по 100 000 руб.), а остальные 50 000 руб. будут распределены между владельцами обыкновенных акций.

Обыкновенная акция не имеет фиксированной нормы прибыли. Сумма выплачиваемых дивидендов зависит в основном от объема доходов и от решения собрания акционеров о том, какую часть доходов направить на дивиденды.

Акции, распределяемые среди учредителей, называются учредительскими. Они дают некоторые преимущественные права, например, дополнительное количество голосов на общих собраниях акционеров, их владельцы играют главную роль в управлении предприятием. На долю владельцев приходится наибольшая часть прибыли.

Облигация – ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой определенного процента. Облигации всех видов можно распространять среди предприятий и организаций только на добровольной основе.

Срок выплаты облигации – это время, в течение которого должна быть погашена полностью стоимость облигации.

Особой чертой большинства облигаций является то, что они предлагают купон с фиксированной процентной ставкой, что дает заранее известную годовую норму прибыли, следовательно, заемщик (эмитент) знает свои ежегодные расходы по заимствованию (выплате дивидендов, процентов), а кредитор (инвестор) знает ту сумму процентных платежей, которую он будет получать каждый год. Хотя купон и является постоянно величиной, сама цена облигации будет менять в зависимости от процентных ставок, которые существуют на рынке в настоящий момент, а также от общего восприятия экономических факторов (уровень инфляции в стране, в частности). Фиксированная процентная ставка, устанавливаемая по облигациям, будет во многом зависеть от «качества» эмитента, а также от любых других долговых инструментов, которые были выпущены данным эмитентом и находятся в обращении в настоящий момент.

Некоторые облигации могут иметь купон с плавающей процентной ставкой. Для того чтобы выпустить облигации с плавающим купоном, необходимо соответствовать тем же самым критериям «качества», а сама плавающая ставка будет объявляться как величина или процент над базовой ставкой (например, LIBOR – Лондонская межбанковская ставка, предложенная по межбанковским депозитам). Таким образом, рыночная цена облигации будет менее изменчивой, так как процентная ставка будет корректироваться, например, каждые 6 месяцев с целью отражения рыночных условий на настоящий момент времени.

Вексель – это письменное долговое обязательство строго установленной формы. Выдается заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю). Векселедержатель имеет право требовать от заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе. Вексель – это ценная бумага; разновидность кредитных денег.

Различают простой вексель и переводной вексель.

Простой вексель – ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по наступлению срока определенную сумму денег держателю векселя.

Переводной вексель (тратта) содержит письменный приказ векселедержателя (трассата), адресованный плательщику (трассанту), об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу.

 

Существуют также производные ценные бумаги.

Самостоятельным типом ценных бумаг является опцион. Опцион – это право приобрести или продать ценные бумаги по определенной цене в определенный момент времени в течение определенного срока. Опцион на покупку – СА-опцион; на продажу – ритопцион. Цена, по которой осуществляется покупка или продажа, называется ценой выполнения.

Опцион, который должен быть выполнен в определенную дату, называется европейским; опцион, который может быть выполнен в любое время определенного срока – американский.

Варрант (или право) дает право его владельцу приобретать акции или облигации предприятия по льготным ценам. Цена права незначительно колеблется вокруг разницы между подписной и рыночной ценой. Возникает рынок прав. Варрант похож на опцион, но он выпускается на более продолжительный срок, обычно на несколько лет. Варрант выпускается для того, чтобы сделать базовый актив (акцию, облигацию) более привлекательным. Выпускается бесплатно, как «рекламная приманка».

Фьючерс – это оформленный определенным образом контракт на приобретение известного количества ценных бумаг в установленный период по базисной цене, которая фиксируется при заключении контракта. Фьючерсные контракты строго стандартизированы и отражают конкретные требования продавцов и покупателей ценных бумаг.

 

От владения ценными бумагами можно получать два вида дохода:

· инвестиционный (доход от простого владения ценными бумагами, который относительно стабилен);

· спекулятивный (доход от владения ценной бумаги, цена на которую возросла больше, чем ожидалось; следовательно, это доход от перепродажи).

 

С точки зрения содержания различаются денежные ценные бумаги (содержат денежные требования-чеки, векселя, облигации и т.д.) и товарные ценные бумаги (закрепляют права, чаще всего – собственности или же залога, например, коносаменты).

 

Государственные и муниципальные ценные бумаги

Государственные и муниципальные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций и иных ценных бумаг. Эми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.152 (0.012 с.)