Лекция 1. Введение в макроэкономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Введение в макроэкономику



Кругооборот продукта, расходов и доходов

В двухсекторной модели экономики

 
 

 

 


 

Домохозяйства покупают товары и услуги (т.е. предъявляют спрос на товары и услуги), которые производят фирмы и поставляют на рынок товаров и услуг (т.е. обеспечивают предложение товаров и услуг). Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают экономические ресурсы – труд, землю, капитал и предпринимательские способности - (т.е. предъявляют спрос на экономические ресурсы), собственниками которых являются домохозяйства (которые обеспечивают предложение экономических ресурсов). Материальные потоки должны быть обеспечены (опосредованы) денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов (consumption). Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают выручку от продаж (revenue), из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой издержки (costs), а для домохозяйств – доходы (income) – заработную плату (за фактор труд), ренту (за фактор землю), процент (за фактор капитал) и прибыль (за фактор предпринимательские способности). Полученный доход домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (потребительские расходы).

Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, служащий основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода служит предпосылкой дальнейшему увеличению расходов. Вот почему схема получила название модели кругооборота или модели круговых потоков. Материальные потоки движутся против часовой стрелки, а денежные – по часовой стрелке. Спрос движется по часовой стрелке, а предложение – против.

Из схемы следует, что:

- стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока;

- национальный продукт равен национальному доходу;

- совокупный спрос равен совокупному предложению;

- совокупные расходы равны совокупным доходам.

 

Лекция 2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ.

ВВП / численность населения страны

· величина национального дохода на душу населения (NI per capita):

Лекция 5. БЕЗРАБОТИЦА

 

План

1. Понятие безработицы. Население и рабочая сила. Занятые и безработные. Уровень безработицы.

2. Виды безработицы. Естественный уровень безработицы.

3. Последствия безработицы: неэкономические и экономические. Закон Оукена.

4. Государственная политика по борьбе с безработицей.

 

Безработица и ее показатели. Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL).

POP = L + NL

К категории «не включаемых в численность рабочей силы» относятся люди, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу. В эту категорию автоматически попадают: 1) дети до 16 лет; 2) люди, отбывающие срок заключения в тюрьмах; 3) люди, находящиеся в психиатрических лечебницах; 4) инвалиды.

Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов. Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относят людей, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут:

- студенты дневного отделения (поскольку должны учиться)

- вышедшие на пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья – поскольку либо уже отработали свое, либо больше не могут работать)

- домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд)

- бродяги (поскольку просто не хотят работать)

- люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому прекратившие поиск работы.

(Поскольку отчаявшиеся работники учитываются в численности «не включаемых в

рабочую силу», а не в численности безработных, несмотря на то, что они хотели бы трудиться, то их наличие в экономике занижает официальный показатель уровня безработицы).

К категории «включаемых в численность рабочей силы» относят людей, которые либо

имеют место работы в общественном производстве, либо работы не имеют, но работать хотят и работу активно ищут, т.е. предпринимают специальные усилия по поиску работы. Поэтому общая численность рабочей силы делится на две части:

· занятые (employed - E) – это люди, имеющие работу, причем неважно, занят человек

полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную (в этом случае он считается неполно или частично занятым). При этом человек считается занятым, если он не работает по следующим причинам: 1) находится в отпуске; 2) болеет; 3) бастует; 4) из-за стихийных бедствий. В эту категорию однако не попадают люди, занятые в «теневой экономике», поскольку они официально нигде не зарегистрированы и не учитываются статистическими службами.

· безработные (unemployed - U) – это люди, не имеющие работу, но активно ее ищущие или ожидающие начало трудовой деятельности с определенной даты. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна сумме количества занятых и безработных:

L = E + U

(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя

формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно, если это не оговаривается специально, рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Итак, не следует путать категорию «трудоспособного населения» и категорию «общей численности рабочей силы». Категория «трудоспособного населения» включается в себя также часть людей, не относящихся к общей численности рабочей силы.

Показатели изменения количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения. Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). В условиях стабильной экономики (в состоянии равновесия) количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

 

Занятые

               
   
     
 
   
 
 


Не включаемые

в рабочую силу

       
   
 
 

 


Безработные

 
 


Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

u = U/L × 100% или u = U/(E + U) × 100%

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель доли включаемых в рабочую силу (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого (старше 16 лет) населения, выраженное в процентах:

доля включаемых в рабочую силу = рабочая сила × 100%

Лекция 7. ИНФЛЯЦИЯ

 

План.

1. Понятие инфляции. Измерение инфляции.

2. Виды инфляции.

3. Причины инфляции.

4. Последствия и издержки инфляции.

 

Инфляция и ее показатели. Инфляция – это чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров и услуг, что приводит к падению покупательной способности денег и росту цен на эти товары и услуги. Следовательно, инфляция – это обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

«Инфляция- банкротство с полным карманом денег».

 

Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

 

В этом определении важны следующие слова:

· устойчивая. Это означает, что инфляция – длительного процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

· общего уровня цен. Инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на разные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен – дефлятор ВВП.

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.

Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции.

Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation - p), который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен (дефлятора ВВП) текущего года (P t) и общего уровня цен (дефлятора ВВП) предыдущего года (P t – 1) к уровню цен предыдущего года:

P t - P t – 1

p = × 100%

P t – 1

Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

Виды инфляции. В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции.

Если критерием выступает темп (уровень) инфляции, то различают:

· умеренную инфляцию, которая измеряется процентами в год и уровень которой составляет до 10% в год. Темп инфляции на уровне 3-4% в год полагается нормальным явлением для современной экономики, считается стимулом для увеличения выпуска продукции и носит название «естественного уровня инфляции» (natural rate of inflation);

· галопирующую инфляцию, также измеряемую процентами в год, но темп которой выражается двузначными числами и которая считается серьезной экономической проблемой для развитых стран; такая инфляция считается недопустимым явлением, так как приводит к тяжёлым социально-экономическим последствиям (снижению уровня жизни населения, банкротству фирм и т.д.);

· гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 × 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз;

· ползучую, которая проявляется в длительном постепенном росте цен.

Причины инфляции. Если критерием выделения типов инфляции выступает причина инфляции, то различают:

· инфляцию спроса (demand-pull inflation), причиной которой служит увеличение совокупного спроса. Проявляется в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен и т.д..Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег. Основной причиной инфляции большинство экономистов, особенно представители школы монетаризма считают увеличение денежной массы, приходя к этому выводу из анализа уравнения количественной теории денег.Как отмечал глава монетаризма, экономист Милтон Фридман: «Инфляция есть всегда и повсеместно чисто денежное явление». Именно высокие темпы роста денежной массы (эмиссии денег) с целью финансирования дефицита государственного бюджета, который возникает из-за того, что расходы государства существенно превышают его доходы, служит основной причиной высокой инфляции, наблюдаемой в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В этих странах эмиссия денег является по сути единственным возможным способом финансирования бюджетного дефицита, поскольку иные источники финансирования, такие как внутренний и внешний займы ограничены и даже иногда недоступны.

Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис.6-2 (а)), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис.6-2 (б)).

 

Рис.6-2. Инфляция спроса

 

а) Краткосрочный период б) Долгосрочный период

 

Р AD2 Р AD1 AD2 LRAS

AD1 SRAS Р2

Р2

Р1 Р1

 

 

       
 
 
   

 


Y1 Y2 Y Y* Y

 

При этом в краткосрочном периоде инфляция (рост уровня цен от Р1 до Р2) сочетается

с ростом реального выпуска (от Y1 до Y2). В долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне Y*. Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип «нейтральности денег». Этот принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (величину реального выпуска, реальных доходов и т.п.), а меняется только уровень цен и поэтому изменяются номинальные показатели.

· инфляцию издержек (cost-push inflation), причиной которой является сокращение совокупного предложения, что происходит, как известно, в результате роста издержек. Проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию. Инфляция издержек ведет к стагфляции (рис.6-3) – одновременному спаду производства (от Y1 до Y2) и росту уровня цен (от Р1 до Р2).

 

Рис.6-3. Инфляция предложения (издержек)

Р

AD SRAS2

Р2 SRAS1

 

Р1

 

 

 
 


Y2 Y1 Y

 

  • импортируемую инфляцию, которая вызвана воздействием внешних факторов, например, чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
  • кредитную инфляцию, которая вызвана чрезмерной кредитной экспансией (расширение кредитных операций в стране);
  • подавленную (скрытую) инфляцию, возникающую вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне (так было в СССР); в этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены растут.

Последствия инфляции. Если критерием выделения типов инфляции служат последствия инфляции, то различают:

· ожидаемую (expected) инфляцию;

· непредвиденную (неожиданную) (unexpected) инфляцию.

Общими последствиями и ожидаемой, и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег.

Покупательная способность (ценность) денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, а это означает, что покупательная способность денег падает. Если Р – уровень цен, т.е. ценность товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность денежной единицы будет равна 1/ Р, т.е. это ценность (value) денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Например, если корзина товаров и услуг стоит 5 ден. ед. (Р = 5 ден. ед.), то цена одной ден. ед-цы составит 1/ Р или 1/ 5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается, и она теперь стоит 10 ден. ед. (Р = 10 ден. ед.), ценность денег сокращается вдвое и составляет теперь 1/10 корзины товаров.

Таким образом, чем выше уровень цен (чем выше темп инфляции), тем меньше покупательная способность денег. А чем меньше покупательная способность денег, тем меньшее количество наличных денег хотят держать люди на руках. Это связано с тем, что люди, которые хранят наличные деньги, в период инфляции платят инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег» («run from money»). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги. В своей книге «Монетарная история США» Милтон Фридман, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин, и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли, то это инфляция; а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы – то это гиперинфляция.

Причины инфляции:

 

1. Чрезмерный выпуск бумажных денег государством (эмиссионными банками) с целью покрыть дефицит своего бюджета. Когда нечем выплачивать пенсии, стипендии, зарплату, эти расходы покрываются за счёт работы печатного станка (так было в Росси до 1994 года).

2. Сокращение объемов производства, связанное с уменьшением предложения товаров в натуральном объёме.

3. Превышение спроса над предложением (без сокращения объёмов производства и даже при некотором его росте) при избытке денежных средств. Инфляция усиливается ажиотажным спросом, вызванным предстоящим подорожанием товаров (1995 год – шампунь, 2006 год – соль).

4. Рост издержек производства, то есть расходов на сырьё, материалы, зарплату и выплату налогов и т.д.

 

Несмотря на то, что существует много видов и форм проявления инфляции, основной причиной ее возникновения является нарушение товарно-денежного равновесия, вызываемое в той или иной форме переполнением сферы денежного обращения избыточной денежной массой.

Издержки инфляции. Инфляция, независимо от того ожидаемая она или непредвиденная, имеет серьезные издержки. Величина этих издержек определяется темпом инфляции: чем выше темп инфляции, тем издержки инфляции больше.

К издержкам инфляции относятся:

· издержки «стоптанных башмаков» (shoeleather costs) – они представляет собой трансакционные издержки (transaction costs) инфляции. Трансакционные издержки – это издержки по совершению сделки (transaction). В данном случае это издержки по получению наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк на депозит под определенный процент, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п.. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные. И в том, и в другом случае человек сталкивается с трансакционными издержками – издержками по получению наличных денег. Чем выше темп инфляции, тем чаще человек должен проводить подобные трансакции и поэтому тем выше издержки «стоптанныхбашмаков»;

· издержки «меню» (menu costs) - этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны: а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат; б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен; в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен. Рост темпа инфляции увеличивает эти издержки;

· издержки на микроэкономическом уровне – они связаны с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов (relative-price variability and the misallocation of resources). Поскольку, с одной стороны, изменение цен обходится фирмам дорого (высоки издержки меню), а с другой стороны, из-за боязни отпугнуть частыми изменениями цен своих постоянных клиентов, фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к общему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, и ресурсы направляются в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на разные товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года;

· издержки, связанные с и скажениями в налогообложении, порожденные инфляцией (inflation-induced tax distortions). Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов на сбережения:

- на доходы от продажи ценных бумаг (сapital gains), которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой ценная бумага продана человеком, и более низкой ценой, по которой она была им ранее куплена. Эта разница является объектом налогообложения. Например, человек покупает облигацию за 20 ден. ед., а продает ее за 50 ден. ед. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не 30 ден. ед. (50 – 20), а только 10 ден. ед., так как он должен был бы продать облигацию за 40 ден. ед. (20 × 2), чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, с учетом падения вдвое покупательной способности денег. Причем он должен заплатить налог не с 10 ден. ед. (50 - 40), а с 30 ден. ед. номинального дохода, потому что шкала налогообложения применяется к номинальным доходам и не учитывает инфляцию. В результате человек после выплаты налога не получит даже 10 ден. ед. реального дохода;

- на номинальную ставку процента, котораяоблагается налогом даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет позже) просто компенсирует инфляцию.Так, если человек дает кредит, например 100 ден. ед. и хочет получить реально 5% годовых (5 ден. ед.), то, ожидая инфляцию на уровне 10%, он должен назначить номинальную ставку процента, равную 15%, чтобы получить в конце года 115 ден. ед., из которых его номинальный доход составит 15 ден. ед. (из них 10 ден. ед. скомпенсируют инфляцию, т.е. падение на 10% покупательной способности денег и 5 ден.ед. должен был бы составить его реальный доход. Однако правительство берет налог (фиксированный процент) с величины номинального дохода, т.е. с 15 ден. ед. В результате после выплаты налога, реальный доход человека будет меньше 5 ден. ед. Причем, чем выше уровень инфляции, тем меньше величина реального дохода, остающегося после выплаты налога. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоги растут. Поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает, а реальный доход после выплаты налога уменьшается, что снижает стимул к сбережениям.

· издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство (confusion and inconvenience). Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Как расстояние измеряется в метрах, масса – в килограммах, а температура – в градусах, стоимость измеряется в денежных единицах (рублях, долларах и т.п.). Снижение покупательной способности денег в условиях инфляции означает, что размер «экономической измерительной палочки» уменьшается. Например, на 1 обесценившийся рубль можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 копеек. Измеритель уменьшился вдвое. (Это эквивалентно тому, как если бы мы пытались измерить расстояние линейкой, на которой написано 1 метр, но в которой в действительности только 50 см). С одной стороны, это делает сделки запутанными, а с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и поэтому делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным.

Издержки инфляции существуют даже, если инфляция стабильна и предсказуема.

Отличия в последствиях ожидаемой и непредвиденной инфляции. П оследствия инфляции зависят от того, является инфляция ожидаемой (expected) или непредвиденной (unexpected).

Рост уровня цен означает не только падение покупательной способности денег, но и снижение реальных доходов. Различают доходы номинальные и реальные. Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).

Лекция 8. ДЕНЬГИ

 

План.

1. Деньги: их происхождение и сущность. Функции денег.

2. Виды денег.

3. Денежные агрегаты. Деньги и «почти-деньги».

4. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег и ее последствия.

 

Деньги и их функции. Деньги представляют собой финансовый актив, который служит для совершения сделок - для покупки товаров и услуг. (Другое определение: деньги – это законное платежное средство, которое служит для совершения сделок.).

Активом называется все, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные и финансовые. Реальные активы – это вещественные (материальные) ценности: оборудование, здания, мебель, бытовая техника и т.п. Финансовые активы – это ценности, представленные ценными бумагами. Финансовые активы делятся на денежные финансовыеактивы (деньги) и неденежные финансовыеактивы (ценные бумаги – акции и облигации). Ценность неденежных финансовых активов заключается в том, что они приносят доход: акции – в виде дивиденда, а облигации – в виде процента. Ценность денег заключается в их высокой ликвидности, т.е. способности обмениваться на товары и услуги. Ликвидность (liquidity – от английского слова «liquid», что означает «жидкий, текучий») – это способность актива быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, или превращаться в принятое в экономике платежное средство. Свойством ликвидности обладают все активы (и реальные, и финансовые), однако у разных активов степень ликвидности разная. Наименьшей ликвидностью обладают реальные активы, поскольку их продать сложнее, чем, например, ценные бумаги. Что касается финансовых активов, то наибольшей ликвидностью обладают денежные финансовые активы, поскольку в рыночной экономике только деньги могут обслуживать сделки и являются универсальным законным платежным средством. Нельзя купить хлеб в булочной, отдав взамен акцию или облигацию. Свойством абсолютной ликвидности обладают наличные деньги.

Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции. Деньги выполняют пять функций: 1) средства обращения, 2) мера стоимости, 3) средства платежа,

4) запаса ценности, 5)мировые деньги.

· В качестве средства обращения (medium of exchange) деньги являются посредником в

обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер - обмен товара не на деньги, а на другой товар. Однако бартер связан со значительными издержками. С одной стороны, это потеря времени и усилий - альтернативные издержки, а, с другой стороны, это прямые трансакционные издержки - издержки по совершению сделки (transaction costs), к которым относится, например, издержки «стоптанных башмаков». Для осуществления обмена товара на товар необходимо выполнение условия, которое английский экономист Уильям Стенли Джевонс назвал «двойным совпадением желаний» (double coincidence of wills). Человек, желающий приобрести какой-либо товар, должен найти такого продавца этого товара, который взамен согласился бы получить то, что производит данный человек. Двойное совпадение желаний – ситуация крайне редкая. Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в обмен на продаваемый им хлеб нужны сапоги. Заболевший художник должен найти аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А преподаватель макроэкономики, желающий сделать себе модную прическу, должен найти парикмахера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции, например, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться успехом. Но при этом время будет потрачено, а башмаки стоптаны. Поэтому бартер является крайне неэффективной и нерациональной формой обмена. Деньги - величайшее изобретение человечества. Появление денег в качестве посредника в обмене сняло проблему двойного совпадения желаний и ликвидировало издержки обмена. Любой товар можно продать за деньги, и на полученную сумму купить любой другой товар. Это свойство быстро и без издержек обмениваться на любой товар или услугу (свойство ликвидности) определяет ценность денег и делает функцию денег как средства обращения наиболее важной.

· Функция меры стоимости или единицы счета (unit of account) означает, что деньги являются измерителем ценности всех товаров и услуг. Как масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, а объем жидкости – в литрах, так ценность (стоимость) измеряется в определенном количестве денег. Пока не появились деньги, стоимость каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем, человеку, желающему купить чужой товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в сапогах, коровах, топорах, столах и т.д. При денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно знать лишь, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. Ценность товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Таким образом, в качестве единицы счета деньги используются людьми для установления цен товаров и услуг.

Единицей счета выступает денежная единица страны - национальная валюта (рубль в России, доллар в США, фунт стерлингов в Великобритании и т.д.). В условиях высокой инфляции покупательная способность денег падает, национальная валюта обесценивается. Это означает, что величина «измерительной палочки» уменьшается, что затрудняет расчеты по экономическим сделкам, поэтому в качестве дополнительной единицы счета может выступать более стабильная денежная единица другой страны (например, доллар в России) или условная денежная единица (у.е.).

Для того, чтобы деньги выполняли функцию единицы счета, они не обязательно должны иметься в наличии. Достаточно мысленно приравнять стоимость товара или услуги к определенной сумме денег.

· Функция средства платежа (standard of deferred payment - мера отложенных платежей)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.137.245 (0.093 с.)