Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измерение результатов экономической деятельности.Основные макроэкономические показатели

Поиск

Измерение результатов экономической деятельности.Основные макроэкономические показатели

Основные экономические индексы.Особенности расчета и использования.

Основы анализа цикличности развития экономики.Содержание,структура, виды, последствия и методы анализа экономических циклов.

Инфляция и безработица как социально-экономические явления.Их взаимосвязь с экономическими циклами.

В условиях приближения к эконом.потенциалу возникает известная альтернатива между ростом занятости, с одной стороны, и ростом уровня инфляции, с другой. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождается ростом инфляции спроса, т.к. в экономике постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов, и расширять производство приходится за счет “переманивания “ ресурсов от одной фирмы к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может быть достигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы. Это означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная зависимость, определяемая как кривая Филипса. В любой момент времени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на кривой Филипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем выше ожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филипса. Выбор эконом.политики в этом случае затрудняется, т.к. фактический уровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.

Кривая Филлипса показывает, что при повышении спроса на рабочую силу и сокращении безработицы уровень цен в экономике повышается. Безработица ограничивает возможности роста заработной платы, следовательно, издержек, которые влияют на уровень цен. Кривая Филлипса описывает связь между инфляцией и безработицей только в коротком периоде, где сокращение безработицы невозможно без роста инфляции. В длительном периоде кривая Филлипса трансформируется вкривую стагфляции, которая показывает одновременный рост инфляции и безработицы.Для сокращения безработицы и увеличению занятости государство использует следующие методы: совершенствование системы информации о свободных рабочих местах; б) создание и улучшение деятельности бирж труда; в) развитие системы переподготовки кадров; г) создание условий для развития малого и среднего бизнеса; д) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей. Компромисс между инфляцией и безработицей в макроэкономических моделях может быть представлен в следующем виде:

,где - фактический уровень инфляции; - ожидаемый уровень инфляции; - инфляция спроса; - внешний ценовой шок (инфляция издержек).
Поскольку определяется динамикой циклической безработицы в соответствии с законом Оукена (закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП.- при каждом увеличении уровня безработицы на определенный процент (по отношению к показателю прошлого года),темп роста реального ВНП снижается на коэффициент . Коэффициент устанавливается эмпирическим путем.], то уравнение краткосрочной кривой Филипса принимает вид:
, где и - фактический и ожидаемый темп инфляции (соответственно); и - фактический и естественный уровень безработицы (соответственно); - внешний ценовой шок; - эмпирический коэффициент.

5.Инфляция спроса и инфляция издержек.Инфляционная спираль.

Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS. Содержание,факторы и кривые совокупного спроса и совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.Особенности кратко- и долгосрочного подхода в анализе

Кейнсианская модель «доходы-расходы».Содержание,предпосылки,особенности построения и использования.

Модель "доходы-расходы" - кейнсианская модель равновесия национального дохода, в которой: - планируемые расходы (совокупный спрос) и национальный продукт (совокупное предложение) являются функцией дохода и не зависят от цен, которые остаются фиксированными; а - национальный продукт равен национальному доходу, который, в свою очередь, равен располагаемому доходу вместе с чистыми налогами.

Предпосылки:

1. Экономика состоит из трех секторов:

· Производственный сектор (рынок товаров и услуг)

· Сектор домохозяйств (рынок труда)

· Финансовый сектор (рынок денег и финансовых активов)

2. Цены не являются абсолютно гибкими и изменение денежной массы не полностью отражается на росте цен, но и еще и частично на объеме выпуска

3. Не все рынки должны находится в равновесии, к примеру, рынок труда может быть неуравновешен. К этому приводит деятельность профсоюзов и переговорная сила фирм. В зависимости от того, кто победит устанавливается ставка заработной платы.

4. Модель учитывает роль государства. Переменная G задается экзогенно, то есть государство регулирует экономику.

5. Капитал — экзогенный фактор и не меняется за время действия модели.

6. Модель основывается на логике краткосрочного периода.

7. Равновесие спроса и предложения денег, как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов, то есть равновесный объем выпуска меньше потенциального.

8. Основной фактор, определяющий динамику потребления и сбережения — величина располагаемого дохода.

Приведенный чертеж получил название креста Кейнса. На линии Y = Е всегда соблюдается равенство фактических инвестиций и сбережений. В точке А, где доход равен планируемым расходам, достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений, то есть устанавливается макроэкономическое равновесие.

Таким образом, из теоретических положений кейнсианской модели следовали следующие выводы:

1) государство должно стать активным участником в экономике;

2) государство должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом), т.е. на совокупный спрос, что обеспечит необходимый объем выпуска;

3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики;

4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.

(Фискальная политика, ее цели, инструменты, механизм воздействия на экономику, достоинства и недостатки будут позже рассмотрены подробно).

Последователи Кейнса внесли некоторые важные дополнения в модель «доходы – расходы» (в модель «Кейнсианского креста»). В анализ было включено рассмотрение воздействия на экономику:

1) индуцированных (т.е. зависящих от уровня дохода) инвестиций и

2) чистого экспорта

Содержание,целевая ориентация и инструменты денежно-кредитной политики.Передаточный механизм денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика -политика, направленная на сознательное регулирование ден. массы в обращении.Другими словами, денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.ДКП направлена прежде всего на регулирование макроравновесия.Основные цели, которым придается приоритетное значение при разработке денежно-кредитной политики– высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность ставки процента, стабильность на финансовом рынке и стабильность валютного курса. Основные инструменты денежно-кредитной политики:

Официальная учетная ставка- редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

Операции на открытом рынке.

Валютные интервенции – вмешательство ЦБ на валютном рынке,т.е., купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.

Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.

Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.

Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов

Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредитно-денежной политики:1)изменение величины реального предложения денег в результате проведения ЦБ соответствующей политики2)изменение ставки процента на денежном рынке3)реакция совокупных расходов(в особенности инвестиционных расходов)на динамику ставки процента4)изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса.

Содержание,целевая ориентация и инструменты фискальной политики.Исрользование эффекта мультипликатора в налогово-бюджетном регулировании.

Фискальная политика -изменение гос. расходов и налогов, в зависимости от эконом.ситуации в стране.Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого эконом.развития,увеличение занятости,снижение инфляции.Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение эконом.ситуации делится на дискреционную и автоматическую. Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами.Рассмотрим влияние изменения тех и других на совокупный спрос,ВВП полагая,что:1)гос.расходы не влияют ни на потребление,ни на инвестиции; 2)чистый экспорт равен нулю;3)вся совокупность налогов сведена только к налогам на доходы населения;4)налоговые поступления-величина постоянная;5)фискальная политика влияет на совокупный спрос(совокупные расходы),но не на совокупное предложение.Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности,что приведет к сокращению объема ВВП. Поэтому рост гос.расходов, как правило,сопровождается бюджетным дефицитом.

Автоматическая фискальная политика-основана на зависимости доходов и расходов го.бюджета от состояния национальной экономики,в частности от уровня НД,благодаря чему для изменения параметров бюджета не требуются спеуиальные решения правительства.Она осуществляется с помощью встроенных(автоматических)стабилизаторов-элементы доходной или расходной части гос.бюджета,величина которых меняется в зависимости от фазы эконом.цикла,противодействуя эконом.конъюнктуры.К ним относят автоматические изменения налоговых поступлений и систему пособий по безработице и социальным выплатамСуществуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения.

Налоговый мультипликатор -коэффициент,который показывает насколько изменится равновесный объем производства при изменении величины налогов на единицу.Знак «-»означает,что он действует в противоположном направлении изменению налогов.Величина налогового мультипликатора всегда меньше мультипликатора расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост гос.расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, имеет своим результатом увеличение выпуска продукции. Таким образом, сбережения, являющиеся главным источником финансирования увеличения расходов государства через механизм внутреннего долга, пускаются в оборот и тем самым увеличивают совокупный спрос.Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

 

Измерение результатов экономической деятельности.Основные макроэкономические показатели



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.009 с.)