Внешняя торговля.Основные теории внешней торговли.Проблема выбора внешнеторговой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя торговля.Основные теории внешней торговли.Проблема выбора внешнеторговой политики



Внешняя торговля -форма международных эконом.отношений,представляющая собой совокупность экспорта товаров и услуг,в производстве котрых страна обладает сравнительным преимуществом,и импорта товаров и услуг,в производстве которых страна не обладает сравнительным преимуществом,регулируемая институтами мирового хозяйства и направленная на эконом.рост.Участники(субъекты):государство,резиденты(регионы,фирмы,физические лица отечественной экономики),и нерезиденты(регионы,фирмы и физические лица зарубежной экономики)

Эконом.направление теоритической мысли   Причины внешней торговли Эффект,получаемый от внешней торговли Структура экспорта и импотра Внешнеторговая политика
Теория меркантилизма Ман,Серра, Монкретьен Увеличение возможности накопления капитала Эконом.рост страны экспортера,эконом.падение страны импортера Экспорт готовых изделий,импорт сырья Протекционизм импорта готовых товаров,кроме импорта сырья
Классическая школа Смит Абсолютное преимущество в производстве товаров Рост производства и потребления торгующих стран Экспорт товаров с абсолютным преимуществом,импорт товаров без абсолютного преимущества Политика свободной торговли
Рикардо Относительное преимущество в производстве товара Экспорт товаров с относительным преимуществом,импорт товаров без относительного преимущества
Неоклассическое направление Хекшер,Олин,Леонтьев Различие в наделенности стран факторами производства Выравнивание относительных и абсолютных доходов однородных факторов между странами Экпорт товаров,выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства,импорт товаров,для выпуска которых страна хуже наделена факторами производства Политика свободной торговли
Неотехнологическое направление Вернон Технические изменения,возникающие в какой-то одной из торгующих стран Эффект масштаба Экпорт новейших товаров  

Внешнеторговая политика -составная часть эконом.политики государства,предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов(налоги,субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования).Выделяется 2противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм -система ограничений импорта,когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов,используются другие меры,препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными.Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства,способного заменить импортные товары.Однако протекционизм имеет оборотную сторону Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами.Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран-торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Свобода торговли -внешнеторговая политика,при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров.Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

22.Проблема выбора моделей государственного регулирования.

Гос.регулирование экономики -система мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра, осуществляемых гос.учреждениями для решения задач экономического, соц –го и полит-го хар-ра.Не столь длительная история гос.регулирования экономики свидетельствует о наличии разных подходов к регулированию. Анализ существующих подходов позволяет выделить разные модели гос.регулирования экономики. Под моделью здесь понимается системное единство концептуальных представлений о взаимодействии государства и экономики и практических мер, принимаемых в рамках этих представлений.

Модель планового развития экономики- основана на народнохозяйственном планировании, под которым понимается процесс составления и выполнения плана развития национальной экономики на определенный период: год, 5 лет и более.

План представляет собой систему показателей, характеризующих состояние экономики на конец планируемого периода. Составление плана предполагает изучение состояния экономики, выявление существующих в ней проблем и имеющихся ресурсов, выбор направлений использования ресурсов и общего эконом.развития, разработку соответствующей системы показателей на период планового развития.Основные субъекты, от которых зависит выполнение плана-предприятия. Поэтому планирование предполагает меры воздействия на предприятия. По содержанию этих мер и по характеру самого плана планирование подразделяют на директивное и индикативное.

Директивное планирование-планы составляются для каждого предприятия и их выполнение является обязательным.

В странах, где преобладающей является частная собственность, возможно применение модели индикативного,т.е.рекомендательного планирования. Как правило, план, в котором определяются ориентировочные данные о приросте ВНП, изменения в его структуре и распределении, возможная динамика цен, занятости, экспорта и импорта, составляется на 5 лет.

Поскольку для частных предприятий выполнение плана не является обязательным, то для обеспечения его выполнения государство использует различные средства косвенного воздействия на предприятия,т.к.прямые административные меры к ним здесь применить нельзя. К числу таких средств относятся:

- госзаказ;

- продажа государством товаров частным предприятиям по определеным ценам и на определенных условиях;

- предоставление предприятиям налоговых льгот, гос.дотаций, субсидий, субвенций, кредитов;

Разновидностью индикативного планирования является программирование, которое широко применяется в странах с рыночной экономикой,которое представляет собой деятельность по составлению программ развития и их реализации. В отличие от планирования программирование охватывает отдельные сферы национальной экономики (энергетику, транспорт, сельское хозяйство, экологию, образование, здравоохранение и т.д.) или отдельные территории страны.

Кейнсианская модель- родилась на основе критики классического подхода к рыночной экономике как саморегулируемой системе, не требующей гос.вмешательства со стороны.

Особой критике подвергся тезис о равенстве сбережений (S) и инвестиций (I): S=I и зависимости сбережений от нормы банковского процента (r): S=f(r).Данная модель предполагает воздействие государства на совокупный спрос в целях стимулирования эконом.роста.кейнсианская модель пригодна в условиях циклического спада производства, при наличии безработных и простаивающих мощностей предприятий.

Прежде всего государство должно влиять на спрос со стороны населения. Для этого оно должно стимулировать потребительские расходы, включая воздействие на склонность к потреблению и сбережению. Основные рычаги такого воздействия-налоговая и бюджетная политика. При этом учитывается действие мультипликатора совокупного спроса.Активную политику государство должно проводить и отношении инвестиционного спроса со стороны компаний, используя в первую очередь рычаги денежно-кредитной политики, но не исключая и использование средств госбюджета для формирования инвестиций в периоды эконом.кризисов.кейнсианская модель носит стимулирующий характер.

Модели политики предложения и монетаризма. Модель политики предложения появилась в середине 70-хгг. прошедшего столетия как реакция на кейнсианскую модель.В отличие от кейнсианской эта модель предполагает воздействие государства не на совокупный спрос, а на совокупное предлдожение.В отличие от кейнсианской в этой модели стимулирование совокупного предложения не только не вызывает повышение уровня цен, но даже способно привести к его снижению.

Она предполагает использование средств, способных побудить предприятия не просто наращивать производство, но делать это за счет накопления капитала на обновляющейся технической основе, позволяющей удешевлять производство и понижать общий уровень цен.Сторонники данной модели считают, что здесь наиболее действенным средством является конкуренция среди производителей. Вот почему они полагают необходимым со стороны государства принимать меры по обеспечению большего совершенства рынка, чтобы на нем был высокий уровень конкуренции.помимо снижения налоговых ставок и предоставления налоговых льгот на предложение необходимо воздействовать всем набором возможных методов, включая:

- антимонопольное законодательство;

- политику доходов, в том числе “замораживание” заработной платы, чтобы сдержать рост издержек предприятий;

- проведение жесткой рестриктивной денежно-кредитной политики для борьбы с инфляцией;

- использование госбюджетных средств для оказания помощи предприятиям в деле их технического переоснащения, в подготовке и переподготовке кадров;

- приватизацию гос.предприятий для пополнения госбюджета.

Представители монетаризма считают, что государству следует уделять основное внимание денежной массе, находящейся в экономике, через нее влияя на производство.Так, американский экономисты М.Фридман предложил уравнение:dM = dP + dY, гдеdM-среднегодовой прирост денежной массы,dP-ожидаемый темп инфляции,dY-среднегодовые темпы роста ВНП.Из этого уравнения следует, что если государство добьется стабильного уровня цен, то увеличивая денежную массу, оно обеспечит соответствующий прирост ВНП.

На практике государство, исходя из стоящих перед ним конкретных задач, стремится выбрать и проводить наиболее оптимальный вариант политики, используя по необходимости элементы различных моделей гос.регулирования экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.01 с.)