Функции вещи в художественной литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции вещи в художественной литературе.



Материальная культура как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Изображение предметов материальной культуры в литературе э волюционирует, отражая изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни.В литературном произведении вещь выступает как элемент условного, художественного мира. И в отличие от реальной действительности границы между вещами и человеком могут быть зыбкими. Русские народные сказки дают много примеров очеловечивания вещей. Эту традицию продолжает русская и зарубежная литература..Условно можно выделить важнейшие функции вещей в литературе.

1. культурологическая (вещь может быть знаком изображаемой эпохи и среды. Особенно характерно это для романов-путешествий, где представлены различные миры: национальные, сословные, географические. Очень важна эта функция и в историческом романе- жанре, формирующемся в эпоху романтизма и стремящемся в своих описаниях наглядно представить историческое время и местный колорит.Знаковую функцию вещи выполняют и в бытописательных произведениях. Вещь может служить знаком богатства\бедности.)2. характерологическая функция(Вещи могут выстраиваться в последовательный ряд. Но охарактеризовать персонажа может и одна деталь на фоне литературной традиции может стать значимым и отсутствие вещей.вещи часто становятся знаками, символами переживаний человека)

Жанровые различия произведений сказываются на изображении вещей, актуализации тех или иных функций. Знаками того или иного уклада жизни вещи выступают в исторических романах и пьесах, бытописательных произведениях, в частности в физиологических очерках. Степень детализации зависит от авторского стиля.Подчеркивают своеобразие того или иного уклада жизни, быта различные лексические пласты языка, так называемый пассивный запас языка и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: архаизмы, неологизмы и т.д применение подобной лексики- это и выразительный прием, и трудность для читателя. Иногда сами авторы снабжают тексты примечаниями обычно помогают читателю понять текст комментаторы, редакторы и переводчики.

19Предметность - то же что и деталь. Деталь - это выразительная подробность, несущая большую смысловую нагрузку. Деталь всегда позволяет нам ее увидеть, она конкретна: 1) Обильная насыщенность текста деталями. 2) Избирательное отношение к деталям. Обычно анали текста строится на нахождении детали и ее осмысления. Настоящее значение деталь приобретает именно в комплексе с другими деталями, сама по себе она обычно ничего не несет.Каждый автор отличается специфичным подходом к деталям. Например для одних очень важны детали портрета, внешности, характера. У многих авторов детали несут не сколько предметное, сколько символическое значение. Детали: Портрет, пейзаж, интерьер, развития действия (сюжетные). Лирика: любое чувство имеет деталь и предметную часть. Деталь может быть крайне лаконичнаили же весь лирический мир будет построен на ней. В Эпосе – мир строется на деталях, они могут быль лаконичными или пересыщать произведение. Тот кто насыщает произв деталями, более полно рисует эпический мир. Деталь более свободна чем в драме и лирике Драма: Любая деталь является неприменным участником действия. Она играет служебную роль. Драматург не может позволить себе обильность деталей, т.к. деталь тормозит действие. Деталь может быть обозначена: Авторские ремарки. Описание действующих лиц, ремарки относительно интерьера.

20 Сюжет - Сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев; с помощью сюжетов обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречие. С-это связи, симпатии, антипатии, история роста, того или иного характера, типа общественно значимый, существенный для той или иной среды герой. Сюжет - образное изображение ведущих идей произв. Сюжет - это Не содержание произв., в произв могут быть и внесюжетные элементы: авторские отступления, вставные эпизоды. В основе любого сюжета лежит конфликт - кокое-то жизненное противоречие, столкновение отдельных людей или целых групп. В соответствии с основными развитиями конфикта в сюжете различают: Экспозиция- Вступительная, поясняющая часть сюжета (изображение обстановки, основных действующих лиц. Экспозиция также может быть и в начале и в серидине и в конце. Завязка - событие которое является началом действия, выступая его непосредственной причиной. Кульминация - высший момент развития действия. Противоречие между борющимися силами достигает предела, выражается в особенно острой форме. Развязка - разрешение конфликта. В некоторых произведениях есть еще: Пролог - Вступительная часть произведения где автор знакомит с предшествующими событиями, состовляющими основное содержание произведения. Эпилог - заключительная часть произведения где сообщается о дальнейшей судьбе. В лирике сюжет если присутствует то в коком-то зачаточном варианте.Лирич сюжет не событийный, а движение мысли, чувства. В эпосе и драме сюжет основа, здесь обязательно должны быть события, действия. Хроникальный сюжет – естественное движение времени. Концентрический сюжет - действие вокруг какой-то проблемы.

Сюжет развязка, которого имеет оценочное значение называется телеологическим. Сюжет смысл которого не однозначен н6азывается обвивалентным. В лирике сюжет встречается, но играет служебную роль и часто является иносказанием. В современной литературе сюжет либо едва прочерчен, либо вовсе отсутствует. Сюжет можно определить через понятие мотивов. Фабулой называется совокупность событий между собой, о которых сообщается в произведении.

21ФАБУЛА – событийная основа произведения, последовательность событий в их логической-причинно следственной связи.Первоначально термин "Ф." имел значение - басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "Ф." обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению. В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического.Ф.вместе с сюжетом объединяет совокупность событий.в 19 веке было их обратное определение.в Ф. календарное время,пространство географическое.В сюжете отдаление от реалистичности,время замедляется или ускоряется.

 

 

22 Конфликт - Столкновение сторон, мнений. Сил. Это борьба характера с характером., характера с обстоятельствами. Может быть внешним и внутренним. В лирике конфликта быть не может. может быть только лирическое переживание. Эпос и драма бе конфликта не могут существовать. Драма отличается остротой. Напряженностью конфликта, примерение может состояться только в конце произведения., нету места для сглаживания. Компромиссов. Эпос характеризуется тяготением к миру, гармонии, согласию, равновесию. Все конфликты эпическсий мир воспринимает как досадную неизбежность.Сюжет последовательность завязки,кульм.,развязки.Сюжет всегда конфликтен.

 

23. Понятие «мотив». Виды мотивов.

Мотив - термин, вошедший в литературу из музыковедения. В литературоведении понятие мотив использовалось для характеристики составных частей сюжета. Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано Веселовским. Его интересовала повторяемость мотивов в разных жанрах у разных народов. Особую сложность представляет выделение мотивов в литературе последних веков: их разнообразие и сложная функциональная нагрузка.Мотив часто рассматривается как категория сравнительно-исторического литературоведения. Выявляются мотивы, имеющие очень древние истоки, ведущие к первобытному сознанию (блудного сына, договора с дьяволом, гордого царя и т.д)

В литературе разных эпох встречается и функционирует множество мифологических мотивов. Общепризнанным показателем мотива является его повторяемость. Ведущий мотив в одном или во многих произведениях писателя может быть определен как лейтмотив. Он может рассматриваться на уровне темы и образной структуры произведения. У Чехова в Вишневом саде мотив сада как символа Дома, красоты и устойчивости жизни.. можно говорить о роли как лейтмотива, так и об организации второго, тайного смысла произведения- подтекста, подводного течения.. (фраза: «пропала жизнь» - лейтмотив Дяди Вани. Чехова)В лирическом произведении мотив - повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Мотивы в лирике более самостоятельны, ибо не подчинены развитию действия. Иногда творчество поэта в целом может рассматриваться как взаимодействие, соотношение мотивов.Один и тот же мотив может получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и оригинальность поэтов.мотивы делятся на Свободные и связанные мотивы:те, которые можно пропустить (детали, подробности они играют важную роль в сюжете: не делают произведение схематичным.);те, которые нельзя опустить при пересказе, т.к нарушается причинно-следственная связь.. составляют основу фабулы.Динамические и статические мотивы:

1. изменяющие ситуацию. Переход от счастья к несчастью и наоборот.2. не меняющие ситуацию (описания интерьера, природы, портрет, действия и поступки, не приводящие к важным переменам)Свободные мотивы бывают статическими, но не всякий статический мотив свободен.

24 Пространство и время в художественной литературе.

 

Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир – как материальный, так и идеальный. Естественными формами существования этого мира являются время и пространство. Однако мир произведения всегда в той или иной степени условен, и, конечно, условны также время и пространство. взаимосвязь временных и пространственных отношений называют хронотопом.Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Ещё одним свойством литературных времени и пространства является их дискретность (т.е. прерывность). Дискретность пространства проявляется в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей.Характер условности времени и пространства зависит от рода литературы. По особенностям художественной условности время и пространство в литературе можно разделить на абстрактное (такое, которое можно понимать как «везде»/«всегда») и конкретное. Изображённое время и время изображения (т.е. реальное (сюжетное) и художественное время) редко совпадают.

Важное значение имеет завершённость и незавершённость художественного времени. Художественное время и художественное пространство, это характер художественного образа, которые обеспечивает целостное восприятие художественной действительности. Художественное пространство представляет собой модель мира данного автора на языке его пространства представлений.

 

25 Проблема автора в литературном произведении. Способы выражения авторской позиции.

Автор: а) творец худ. Произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Б) образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем самого себя. В) художник-творец, присутствующий в его творении как целом, здесь автор определенным образом подает и освещает, осмысливает, оценивает реальность, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.

 

 

29 Композиция - членение литературного произведения на составные части и объединение их в единое целое для художественно-образного воплощения замысла писателя. Композиционное единство и законченность художественного произведения, согласованность всех его частей друг с другом и с общим замыслом писателя – очень важное условие достижения художественности. Работа над композицией предполагает: построение образов персонажей, а также других образов произведения и их группировку; построение сюжета, выбор формы повествования, общую композицию, то есть сведения всех компонентов в единое целое. Работа над комп требует учета особенностей выбранного рода и жанра В котором воплощается замысел. В композ произведения входит также его членение на части, главы, эпизоды, абзацы (в эпических произведениях), на акты, явлении (драм), на строфы (в лирич). Благодаря взаимной связи компонентов читатель получает возможность более глубоко понять содержание произведения, оценить мастерство писателя. Композиция- отражает логику жизни, закономерности жизненных связей и отношений. *жизнеподобие*- важнейший закон построения реалистических произв. *Элемент Условности*- вымышленность, элементы продуманности. Приемы и средства композиционной организации :* Композиционный контраст *- сопоставление противоположных образов, сюжетных линий, эпизодов и т.д. К.К заостряет образную мысль писателя, делает ее более эмоциональной и доходчивой. * Сюжетно- композиционная инверсия*- нарушение последовательного хода повествования или порядка следования событий, эпизодов. * ком кольцо*- прием, сущность которого сводится к тому, что произведение заканчивается тем же образом (эпизодом, мотивом), которым оно было начато.(чаще в лирич) *Сюжетное обрамление*- когда основной сюжет введен как бы в рамку другого сюжета, который выступает как мотивировка основного рассказа. Главное в композиции: В драмат. произв. – Организация действия, основанного на резком столкновении противополжных характеров. Действие драм не более 2-3 часов. Небольш кол актеров. Лирич произ- создание единства основного переживания или настроения, сравнительная краткость, использование стихотв речи, обилие образных контрастов и повторов. Эпические – могут быть очень короткими, простыми по компазиции. Образы пейзажей, обр- пейзажи, обр-вещи, образ повествоватиля.

 

--последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;

--способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;

--способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";

--точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;

--придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

 

31 Категория литературного рода.

 

художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика, драма.Эпичность – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широта взгляда на мир, и его принятие как некой целостности. Она может иметь место во всех литературных родах. Драматизм –настроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. Лиризм – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажа. Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Однако эпос и лирика могли сформироваться и независимо от обрядовых действий, например, на основе мифологических сказаний возникли прозаические легенды и сказки. Лирическое самовыражение возникало в трудовых и бытовых отношениях трудовых народов. => Существовали разные пути формирования лит.родов.Наряду с произведениями, полностью принадлежащими к тому или иному роду, существуют те, что соединяют в себе свойств двух родов. Так, Шеллинг характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой». Отмечалось присутствие эпического начала в пьесах Островского, «лирическими драмами» называли произведения Матерлинка и Блока.

 

 

32. Категория литературного жанра.

 

(с фр. – вид)

 

Жанры – исторически сложившиеся типы художественных произведений.Жанровое определение может быть дано автором («роман в стихах»), либо подразумеваться. Жанровые обозначения хорошо знакомы читателю, он знает признаки произведений того или иного литературного жанра. К жанрам литературы относятся, например, поэма, басня, роман, новелла – эпические, т.е повествовательные жанры; ода, элегия – лирические; трагедия, комедия – драматические.

Выбирая какой-то жанр, писатель исходит из некой жанровой системы, из классификации произведений.Жанр призван дать целостное представление о произведении. Жанр определяется через комплекс признаков. Жанровые признаки – величина переменная в литературном процессе, что находит отражение в сменяющих друг друга жанровых теориях. Так, далеко не все трагедии даже эпохи классицизма соответствуют жанровому канону. В истории всех жанров можно выделить переменные и устойчивые признаки, и именно последние обеспечивают преемственность, позволяют узнать, идентифицировать жанр на протяжении многовековой его истории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.045 с.)