Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритм и метр. Основные стихотворные размеры.

Поиск

Ритм и метр. Основные стихотворные размеры.

Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:1дробится на сопоставимые между собой отрезки.2обычно обладает внутренней мерой, т.е. ритмом. Исключение – верлибр.

Метр – общая схема звукового ритма стиха.Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами.

Системы стихосложения:метрическая.силлабическая.тоническая. Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский.

Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий – считается, что на его произнесение нужно то же самое время. Мора – длина краткого слога. Длина долгого слога – 2 моры.Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе.

Гексаметр – 6-стопный дактиль, схема каждой стопы –UU, но возможно и – – при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей. Силлабическая система.Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах.

Длинная строка обычно разбивается паузой – цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская. Тоническая система.Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.Ритмические нарушения. Пиррихий – пропуск метрического ударения. Спондей – сверхсхемное ударение. Хореямб – совмещение спондея и пиррихия.Появляются новые стихотворные размеры. Дольник – 2-3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.В зависимости от количества стоп – трёхдольник и т.д. Тактовик – между сильными местами помещается 1-3 безударных слога. Акцентный стих – урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе. Верлибр – свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами. Стопа – повторяющееся сочетание сильных и слабых мест. Размер – количество мест в стопе. Клаузула – окончание стиха (не то же самое, что рифма). Словораздел – совпадение конца слова с концом стопы. Цезура – словораздел, повторяющийся в нескольких строчках. Фоника – раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.

 

 

Типы и системы стихосложения в мировой поэзии

Существующие системы стихосложения распадаются на две большие группы: количественное (квантитативное) и качественное (квалитативное) Эти две группы различаются по тому принципу соизмеримости, по которому соотносятся их единицы.

Количественное стихосложение в основу соизмеримости кладет количество времени, нужное для произнесения первичной ритмической единицы – слога. В этом отношении оно напоминает музыкальный строй (слог близок к ноте в музыке). Его можно назвать музыкально-речевым стихосложением, поскольку в основе его ритма лежат и речевые, и музыкальные элементы.

К музыкально-речевому стихосложению относятся античное (метрическое) стихосложение, русское народное стихосложение, восточный аруз.

Наряду с этим существует качественное стихосложение, в котором музыкальное начало отсутствует, слоги в нем соотносятся не по длительности их произнесения, а по своему качеству, т.е по ударности и безударности. Следует заметить, что у нас весьма распространен термин «музыкальность стиха» и в применении к качественному стихосложению, но в этом случае он не несет в себе точного содержания (т.е. указания на длительность слога), а является своеобразной метафорой, обозначающей благозвучие и выразительность данного стихотворения. К качественному стихосложению относятся три основных вида: стихотворение силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. Качественное стихосложение иногда называют также стихосложением акцентным (акцент – ударение) и тоническим (тон – ударение).

 

Рифма. Виды рифм.

Рифма – созвучие последнего ударного слога и клаузул (в классической традиции).Рифма соединяет строчки, заставляет выявлять и сопоставлять рифмующиеся слова. Могут рифмоваться не только концы строк, но и начала, начало с концом, может быть внутренняя рифма.В русской традиции рифма возникает вместе с силлабикой. Сначала появляются грамматические женские рифмы – под влиянием польского языка, где ударение всегда падает на предпоследний слог. Точная рифма – случай, когда от ударного гласного до конца слова звуки полностью совпадают.

В XVIII-XIX вв. в основном используется точная рифма. Богатая рифма – совпадают не только все звуки после ударного гласного, но и некоторые звуки до него. Бедная рифма – совпадают только звуки после ударного гласного. Тавтологическая рифма – формальное совпадение слов. Есть различие в семантике. Составные рифмы – рифмуются сразу два слова, на их основе составляются каламбуры.Рифма – один из видов звукового повтора. В стихотворной речи встречаются и другие повторы. Ассонанс – повторы гласных звуков, в первую очередь ударных. Аллитерация – повторы согласных.В некоторых системах стихосложения аллитерация объединяет стихотворение, без неё стихи не воспринимаются. Аллитерация и ассонанс могут служить для звукоподражания.На основании звуковых повторов строится неточная рифма. Ассонанс – один из её видов. Диссонанс – такая рифма, в которой совпадают только согласные.Неточные рифмы используются при стремлении к новаторству или к разговорности

 

 

16 Персонаж – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой и действующее лицо.Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете. В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи(если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное- в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта. Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике резко ослабевает по сравнению с эпосом и драмой, поэтому вопрос о персонажах в лирике целесообразно рассматривать отдельно.Чаще всего литературный персонаж- человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, но самое главное - от творческого метода писателя. О второстепенном герое реалистической повести может быть сказано больше, чем о главном герое модернистского романа. Наряду с людьми могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа. Есть жанры в которых подобные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, научная фантастика, анималистская литра и др. Центром предмета художественного познания составляют человеческие сущности. Применительно к эпосу и драме это характеры, т. е общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей, высшая степень характерности - тип (часто слова характер и тип используют как синонимы). Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным - противоречивым, статичным- развивающимся и т. д. свое понимание, оценку характеров писатель передает читатель, домысливая и претворяя прототипы. Персонаж и характер - понятия не тождественные! В литературе, ориентированной на воплощение характеров, последние и составляют основное содержание- предмет рефлексии, а часто споров читателей и критиков. В одном и том же персонаже критики видят разные характеры. таким образом персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой- как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.Есть лица, не имеющие характера, выполняющие только сюжетную роль,есть двойники, варианты оного типа. существование однотипных персонажей дает основание критикам для классификаций.В соответствии с их статусом в структуре произведения персонаж и характер имеют разные критерии и оценки. Характеры вызывают этически окрашенное к себе отношение, персонажи прежде всего оцениваются с эстетической точки зрения, т. е в зависимости от того, насколько ярко и полно они воплощают характеры.средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали вещного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои.Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Однако сюжетная связь - не единственный тип связи между персонажами, в литературе он обычно не главный. Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров в зависимости от избранной темы. Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера, в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений. В лирике основное внимание уделяется раскрытию переживания лирического субъекта. Объектом переживания лирического субъекта часто выступает собственное я, в этом случае его называют лирическим героем. Персонажи в лирике изображены иначе, чем в эпосе и драме. Здесь отсутствует сюжет, поэтому характеры редко раскрываются через действия и поступки. Главное - отношение лирического субъекта к персонажу.В стихотворении может быть представлена система персонажей,если в стихотворении изображены персонажи, объединенные в группу по общему признаку, то возникает собирательный образ. Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой — лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя.

 

 

Ритм и метр. Основные стихотворные размеры.

Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:1дробится на сопоставимые между собой отрезки.2обычно обладает внутренней мерой, т.е. ритмом. Исключение – верлибр.

Метр – общая схема звукового ритма стиха.Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами.

Системы стихосложения:метрическая.силлабическая.тоническая. Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский.

Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий – считается, что на его произнесение нужно то же самое время. Мора – длина краткого слога. Длина долгого слога – 2 моры.Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе.

Гексаметр – 6-стопный дактиль, схема каждой стопы –UU, но возможно и – – при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей. Силлабическая система.Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах.

Длинная строка обычно разбивается паузой – цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская. Тоническая система.Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.Ритмические нарушения. Пиррихий – пропуск метрического ударения. Спондей – сверхсхемное ударение. Хореямб – совмещение спондея и пиррихия.Появляются новые стихотворные размеры. Дольник – 2-3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.В зависимости от количества стоп – трёхдольник и т.д. Тактовик – между сильными местами помещается 1-3 безударных слога. Акцентный стих – урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе. Верлибр – свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами. Стопа – повторяющееся сочетание сильных и слабых мест. Размер – количество мест в стопе. Клаузула – окончание стиха (не то же самое, что рифма). Словораздел – совпадение конца слова с концом стопы. Цезура – словораздел, повторяющийся в нескольких строчках. Фоника – раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.233.160 (0.008 с.)