Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ритм и метр. Основные стихотворные размеры.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ритм и метр. Основные стихотворные размеры. Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:1дробится на сопоставимые между собой отрезки.2обычно обладает внутренней мерой, т.е. ритмом. Исключение – верлибр. Метр – общая схема звукового ритма стиха.Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами. Системы стихосложения:метрическая.силлабическая.тоническая. Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский. Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий – считается, что на его произнесение нужно то же самое время. Мора – длина краткого слога. Длина долгого слога – 2 моры.Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе. Гексаметр – 6-стопный дактиль, схема каждой стопы –UU, но возможно и – – при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей. Силлабическая система.Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах. Длинная строка обычно разбивается паузой – цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская. Тоническая система.Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.Ритмические нарушения. Пиррихий – пропуск метрического ударения. Спондей – сверхсхемное ударение. Хореямб – совмещение спондея и пиррихия.Появляются новые стихотворные размеры. Дольник – 2-3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.В зависимости от количества стоп – трёхдольник и т.д. Тактовик – между сильными местами помещается 1-3 безударных слога. Акцентный стих – урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе. Верлибр – свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами. Стопа – повторяющееся сочетание сильных и слабых мест. Размер – количество мест в стопе. Клаузула – окончание стиха (не то же самое, что рифма). Словораздел – совпадение конца слова с концом стопы. Цезура – словораздел, повторяющийся в нескольких строчках. Фоника – раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.
Типы и системы стихосложения в мировой поэзии Существующие системы стихосложения распадаются на две большие группы: количественное (квантитативное) и качественное (квалитативное) Эти две группы различаются по тому принципу соизмеримости, по которому соотносятся их единицы. Количественное стихосложение в основу соизмеримости кладет количество времени, нужное для произнесения первичной ритмической единицы – слога. В этом отношении оно напоминает музыкальный строй (слог близок к ноте в музыке). Его можно назвать музыкально-речевым стихосложением, поскольку в основе его ритма лежат и речевые, и музыкальные элементы. К музыкально-речевому стихосложению относятся античное (метрическое) стихосложение, русское народное стихосложение, восточный аруз. Наряду с этим существует качественное стихосложение, в котором музыкальное начало отсутствует, слоги в нем соотносятся не по длительности их произнесения, а по своему качеству, т.е по ударности и безударности. Следует заметить, что у нас весьма распространен термин «музыкальность стиха» и в применении к качественному стихосложению, но в этом случае он не несет в себе точного содержания (т.е. указания на длительность слога), а является своеобразной метафорой, обозначающей благозвучие и выразительность данного стихотворения. К качественному стихосложению относятся три основных вида: стихотворение силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. Качественное стихосложение иногда называют также стихосложением акцентным (акцент – ударение) и тоническим (тон – ударение).
Рифма. Виды рифм. Рифма – созвучие последнего ударного слога и клаузул (в классической традиции).Рифма соединяет строчки, заставляет выявлять и сопоставлять рифмующиеся слова. Могут рифмоваться не только концы строк, но и начала, начало с концом, может быть внутренняя рифма.В русской традиции рифма возникает вместе с силлабикой. Сначала появляются грамматические женские рифмы – под влиянием польского языка, где ударение всегда падает на предпоследний слог. Точная рифма – случай, когда от ударного гласного до конца слова звуки полностью совпадают. В XVIII-XIX вв. в основном используется точная рифма. Богатая рифма – совпадают не только все звуки после ударного гласного, но и некоторые звуки до него. Бедная рифма – совпадают только звуки после ударного гласного. Тавтологическая рифма – формальное совпадение слов. Есть различие в семантике. Составные рифмы – рифмуются сразу два слова, на их основе составляются каламбуры.Рифма – один из видов звукового повтора. В стихотворной речи встречаются и другие повторы. Ассонанс – повторы гласных звуков, в первую очередь ударных. Аллитерация – повторы согласных.В некоторых системах стихосложения аллитерация объединяет стихотворение, без неё стихи не воспринимаются. Аллитерация и ассонанс могут служить для звукоподражания.На основании звуковых повторов строится неточная рифма. Ассонанс – один из её видов. Диссонанс – такая рифма, в которой совпадают только согласные.Неточные рифмы используются при стремлении к новаторству или к разговорности
16 Персонаж – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой и действующее лицо.Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете. В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи(если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное- в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта. Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике резко ослабевает по сравнению с эпосом и драмой, поэтому вопрос о персонажах в лирике целесообразно рассматривать отдельно.Чаще всего литературный персонаж- человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, но самое главное - от творческого метода писателя. О второстепенном герое реалистической повести может быть сказано больше, чем о главном герое модернистского романа. Наряду с людьми могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа. Есть жанры в которых подобные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, научная фантастика, анималистская литра и др. Центром предмета художественного познания составляют человеческие сущности. Применительно к эпосу и драме это характеры, т. е общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей, высшая степень характерности - тип (часто слова характер и тип используют как синонимы). Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным - противоречивым, статичным- развивающимся и т. д. свое понимание, оценку характеров писатель передает читатель, домысливая и претворяя прототипы. Персонаж и характер - понятия не тождественные! В литературе, ориентированной на воплощение характеров, последние и составляют основное содержание- предмет рефлексии, а часто споров читателей и критиков. В одном и том же персонаже критики видят разные характеры. таким образом персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой- как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.Есть лица, не имеющие характера, выполняющие только сюжетную роль,есть двойники, варианты оного типа. существование однотипных персонажей дает основание критикам для классификаций.В соответствии с их статусом в структуре произведения персонаж и характер имеют разные критерии и оценки. Характеры вызывают этически окрашенное к себе отношение, персонажи прежде всего оцениваются с эстетической точки зрения, т. е в зависимости от того, насколько ярко и полно они воплощают характеры.средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали вещного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои.Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет. Однако сюжетная связь - не единственный тип связи между персонажами, в литературе он обычно не главный. Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров в зависимости от избранной темы. Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера, в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений. В лирике основное внимание уделяется раскрытию переживания лирического субъекта. Объектом переживания лирического субъекта часто выступает собственное я, в этом случае его называют лирическим героем. Персонажи в лирике изображены иначе, чем в эпосе и драме. Здесь отсутствует сюжет, поэтому характеры редко раскрываются через действия и поступки. Главное - отношение лирического субъекта к персонажу.В стихотворении может быть представлена система персонажей,если в стихотворении изображены персонажи, объединенные в группу по общему признаку, то возникает собирательный образ. Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой — лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя.
Ритм и метр. Основные стихотворные размеры. Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:1дробится на сопоставимые между собой отрезки.2обычно обладает внутренней мерой, т.е. ритмом. Исключение – верлибр. Метр – общая схема звукового ритма стиха.Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами. Системы стихосложения:метрическая.силлабическая.тоническая. Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский. Долгие и краткие гласные чередуются, строки соизмеримы по времени произнесения. Вместо двух кратких слогов может быть один долгий – считается, что на его произнесение нужно то же самое время. Мора – длина краткого слога. Длина долгого слога – 2 моры.Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе. Гексаметр – 6-стопный дактиль, схема каждой стопы –UU, но возможно и – – при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей. Силлабическая система.Используется в языках, где нет различия по долготе-краткости гласных или оно неважно. Есть фиксированное ударение, поэтому слова не могут различаться только долготой или ударением. Тогда возникает фразовое ударение.Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах. Длинная строка обычно разбивается паузой – цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.В русской силлабике встречается только женская рифма, клаузула перед цезурой тоже всегда женская. Тоническая система.Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений).Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения.Ритмические нарушения. Пиррихий – пропуск метрического ударения. Спондей – сверхсхемное ударение. Хореямб – совмещение спондея и пиррихия.Появляются новые стихотворные размеры. Дольник – 2-3-хсложный размер. Между сильными местами помещается 1 или 2 безударных слога, количество сильных мест в стихах одинаково.В зависимости от количества стоп – трёхдольник и т.д. Тактовик – между сильными местами помещается 1-3 безударных слога. Акцентный стих – урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе. Верлибр – свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами. Стопа – повторяющееся сочетание сильных и слабых мест. Размер – количество мест в стопе. Клаузула – окончание стиха (не то же самое, что рифма). Словораздел – совпадение конца слова с концом стопы. Цезура – словораздел, повторяющийся в нескольких строчках. Фоника – раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.007 с.) |