Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сократические школы и их роль в истории философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для всех школ авторитетной фигурой был Сократ, память о котором его последователи стремились зафиксировать в “сократических сочинениях. Главным персонажем этих сочинений неизменно был Сократ, а главной задачей — описание его характера (этоса). Школы Сократа: киники (Диоген Синопский), киренаики (Аристипп из Кирены), мегарская школа (Эвклид,Диодор Крон), иногда добавляют и Академию Платона. Киники ( циники) видели смысл жизни в достижении личной независимости и внутренней свободы. Они отрицали цивилизованный образ жизни, высказывали пренебрежение к общепринятым социальным нормам, богатству, славе и т.п. Исторически первой сократической школой была мегарска я – основатель самый старший из учеников Сократа Эвклид из Мегары (не математик – старше того примерно на сто лет). Особое внимание уделяли искусству спора и анализу парадоксов. Этика киренаиков не отвергает наслаждение, удовольствие, но отмечает, что человек не подчиняется наслаждениям, а управляет ими при помощи разума, изучение природы бесполезно, 2 состояния души: плавное, человек счастлив, грубое, боль, страдания. Философия киренаиков нашла свое отражение в философии Эпикура и его последователей. Все сократики большое внимание уделяли этическим вопросам, считая добродетель необходимым условием счастья, а философию — воспитанием души. Бытие как философская категория. Виды бытия. Категория «бытие» рассматривает, анализирует ту часть объективной реальности, которая соотносится с человеком. Бытие охватывает материальное и духовное. Действительность, существующая вне человеческого сознания, называется объективной реальностью. Действительность, рассмотренная в сознании субъекта, является уже субъективной реальностью. Бытие передает единство субъективной и объективной реальности. Две концепции бытия: идеалистическая и материалистическая. Бытие - филос. категория, кот. фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Обыденное мышление воспринимает термины "быть", "существовать" как синонимы. Но философия, воспользовавшись термином естественного языка "быть", придала ему категориальный статус, т.е. перешла от вопроса о существовании мира "здесь" и "сейчас" к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Решение такого рода вопросов предполагает умение мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств. Введение любой философской категории нельзя рассматривать как результат игры ума того или иного мыслителя. Все великие философы вводили новые категории для обозначения и одновременно решения какой-то реальной проблемы. Мир сам по себе не озадачен проблемами, т.е. мыслями по поводу каких-то трудностей. Например, природа не рефлектирует по поводу собственных стихий и катаклизмов: они становятся проблемами для человека. Но люди в ходе своей жизнедеятельности создают и свои собственные проблемы, как личные, так и всеобщие, касающиеся всего рода человеческого. Онтология - учение о Бытии. Декарт сводил понимание бытия к самосознанию как источнику объективной значимости человеческого мышления, он понимал под бытием всё то, что прошло через мышление. У французских материалистов 18 века природа рассматривалась как бытие, бытие – чувственная материя, а ее совершенным проявлением является человек. И.Кант считал, что внешний мир существует независимо от сознания людей. Бытие недоступно познанию – это «вещи в себе». Исходное положение системы Гегеля – тождество мышления и бытия, пони мание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Специфика человеческого бытия состоит в том, что оно есть не что иное, как человеческая жизнедеятельность во всех ее проявлениях, что наполняет мир значением и составляет основу осознания человеком его социальной природы. Понятие бытия тесно связано с понятием субстанции. Понятие субстанции (от лат. substantia - сущность) имеет два аспекта: 1. Субстанция - это то, что существует "само по себе" и не зависит в своем существовании ни от чего другого; 2. Субстанция - это первооснова, от ее существования зависит существование всех других вещей. Гераклит пытался объединить эти понятия. С помощью бытия человек осмысливает вечное, неизменное. Категория бытия помогает оценить свои собственные, человеческие возможности, стремления, "меру своего присутствия" в мире. Категория субстанции помогает человеку "обжиться" в окружающем мире, установить исходные принципы структурной организации мира, связи единого и многого. Парменид (VI-V век до н.э.) вводит сравнение бытия с шаром как символом абсолютной замкнутости, завершенности, совершенства. Соответственно, познать такое бытие можно только непосредственно, с помощью интеллектуальной интуиции, но не посредством изучения мира конкретных вещей. 1. Первый вид бытия - это организованное бытие, или организованная, имеющая форму, структуру, энергетическая живоначальная субстанция бытия. Это творение. творческой программы в чистом виде. Это несубстанциональное бытие или чистое небытие, это единый совершенный творческий Создатель, или Чистое Осознание. В основе структуры мира 3 вида бытия: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное. 1. Бытие природы — это часть объективной реальности, которая передает единство природы и человека, мир его потребностей и интересов, единство материального мира и мира человеческого духа. 2. Бытие социальное. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера и т. д. 3. Бытие идеальное, духовное — представляет собой бытие нематериального, невещественного начала, в отличие от материального, природного начала. Структура бессознательного: рефлексы, подсознание, интуиция.
Билет №7. Философия Платона: учение об идеях, государстве и человеке. Идея государства. Теория идеального государства представлена П. в «Государстве». 3 сословия: земледельцы- ремесленники (добродетель умеренности), стражи (мужество и сила) и правители (мудрецы-философы) - мудрость. Политический идеал П.- это стабильность государства. На страже государства стоит правосудие. Виды власти: 1)монархия (власть царя)- тирания(незаконная власть царя) 2)аристократия- олигархия 3)демократия-охлократия Наихудшей формой он считал демократию. Платон считал, что во главе государства должен стоять мудрый монарх. Добродетели: 1) мужество 2) справедливость3) красота 4) наличие воли 5) умеренность Теория идей Платона. Платон создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами. Материальный мир, окружающий нас и который мы познаем своими чувствами, является лишь «тенью» и производен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются; идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Идеи – подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. Под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. 2 мира: 1) мир идей вечных, прекрасных 2) мир вещей. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты и добра – совершенная, вечная, неизменная, не содержит в себе ничего материального (как и все остальные идеи). Дуализм души и тела Платон противопоставляет душу и тело как 2 разнородные сущности. Тело - разложимо и смертно, а душа- вечна. На основе теории припоминания Платон производит и определенную иерархизацию души. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело подчиняется ей. Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой – тянет к земле. Состоит душа из трех частей – разум, воля и благородные желания и третья – низшая часть – влечения и чувственность. Добродетели Платона: Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость – добродетель воинов, умеренность – добродетель народа. Справедливость является «надсословной», некой «державной» добродетелью. Человек Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. Теория познания. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Платон отрывает чувственное познание от рационального. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности. Стимулом к знанию является любовь к прекрасному.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.10 (0.009 с.) |