Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика философского знания. Предмет и метод философии. Социальные функции философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Для начального периода характерен космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность (космос - от греч. вселенная). Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (антропос – греч. –человек). Религиозная философия средневековья теоцентрична (теос – греч. – бог): природа и человек рассматриваются как творение бога. Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план проблемы познания, научных методов, проблемы общественного устройства. В некоторых современных философских течениях философская проблематика сведена к логическому анализу языка, пониманию и истолкованию текстов (герменевтика), структурному анализу систем. Вместе с тем основные философские проблемы исследуются на протяжении всей истории философии. Основной вопрос философии- что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? – делит философов на материалистов(метафизический- простой, примитивный и диалектический- очень сложный, научный, всё рассматривается в развитии ), признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи; и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествует материи и творит ее.(объективный- основа всего существующего объективное, независящее от человека начало- мировой дух, абсолютная идея и субъективный- считают первичным сознание человека, который признаётся единственной реальностью). Существуют еще и дуалистические философские системы (от лат.дуо – два), признающие материальное и духовное двумя независимыми началами. Предмет философии -всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества и человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Методы: Функции философии: 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. Позитивизм.Основные этапы и представители. Позитивизм - течение буржуазной философии, основанное в 30-х гг.19 века французским философом Огюстом Контом. Позитивизм означал требование к философии – отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциональных начал и вообще сверхчувственных сущностей. Эти поиски характеризовали как бесплодную метафизику и противопоставили ей стремление к построению системы «положительного» знания, то есть знания бесспорного и точного, опирающегося на факты. В понятие метода позитивизма О.Конт вкладывал следующие значения: стремление к знанию непосредственно полезному (выгодному) и удобному для применения, ради чего его содержание должно быть сведено к непосредственно данному. В истории позитивизма выделяются три основных этапа: 1-пассивный (О.Конт, Милль, Спенсер – в Англии, Лесевич, Михайловский – в России); 2– махизм или эмпириокритицизм; (Мах и Авенариус) 3– неопозитивизм ("логический атомизм", "логический эмпиризм", "логическая семантика", "аналитическая философия") Различие между этими этапами обнаруживается в изменении истолкования основного вопроса философии (О.Контом этот вопрос был объявлен неразрешимым, далее – появились мнения, что он поддается преодолению на основе нейтрального (т.е. не материалистического и не идеалистического) истолкования ощущений, позднее – что основной вопрос философии лишен научного смысла. Программа позитивизма может быть описана так: 1.Познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации; 2.Вся прежняя философия как метафизическая должна быть упразднена и заменена непосредственно специальными науками («наука сама по себе философия»), или обобщенным и «экономным» обзором системы знаний, или учением о соотношениях между науками, об их языке и т.д. 3. В философии должен быть проложен средний путь, который должен возвыситься над противоположностью идеализма и материализма. Есть мол третье, нейтральное решение основного вопроса философии. Ценными были также достижения позитивистов в разработке средств логического анализа языка науки, критики Махом ограниченности ньютоновской механики, мысли О.Конта о всеобщей классификации наук. Махизм отразил в себе гносеологический кризис естественнонаучного материализма 19 века. На этой основе он пришел к релятивистскому отрицанию объективности научного знания, к агностицизму и идеализму. Отмечается примирительное отношение позитивистов к религии, враждебность атеизму. Они разграничивают области действия науки и религиозной веры. Для позитивизма в целом характерен не откровенный идеализм, а эклектическое колебание между материализмом и идеализмом. Позитивизм в социологии характеризуется программой внешнего описания наблюдаемых явлений, отождествления общественного бытия и общественного сознания. Позитивизм отрицает диалектику субъекта и объекта в практической деятельности и познании. Главная форма второго этапа позитивизма – эмпириокритицизм – обратил свое внимание на факт относительности научного знания и сделал вывод о том, что наука не дает подлинной картины реальности, а доставляет лишь символы, знаки, отметки для практики, то есть отрицают объективную реальность, отражаемую нашим сознанием. На первый план выступает субъективно-идеалистическая теория познания. Основные составные элементы философии эмпириокритицизма: 1) программа «очищения опыта», в которой нашла специфическое выражение антиматериалистическая направленность позитивизма; 2) теория нейтральных элементов опыта; 3) теория экономии мышления. Один из основных принципов логического позитивизма - принцип верификации (от лат. истинный и делаю), согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с фактами чувственного опыта. К аналитической философии относят также постпозитивиз м, основные идеи которого сформулированы в работах английского философа Карла Поппера, выдвинувшего принцип фальсификации (от лат. ложный и делаю) и основанную на этом принципе концепцию критического рационализма.
Билет №3. 1.Древнеиндийская философия: основные проблемы и представители. Индийскую философию делят на три периода – ведический (первая половина 1 тысячелетия до н.э. –время возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); 2- эпический (вторая половина 1 тысячелетия до н.э. -–время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных связей и отношений в форме варно-кастового деления общества); 3- классический (с первого тысячелетия н.э. и до 17-18 вв. – возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры). 1) Ведическая философия- Явления природы рассматривались как могущественные, всеведущие божества; к ним обращались с просьбами и мольбами, чтобы умилостивить их. У каждого человека есть своя карма (дхарма), свой образ жизни, предустановленный свыше. Уклонение человека от выполнения своей кармы может привести к тому, что его душа может возродиться в оболочке животного, насекомого. При выполнении – возрождается в человеке более высокого общественного положения. Социальные слои: 1)брахманы(жрецы)- уста 2)кшатрии(воины)- руки 3)вайшьи(торговцы, ремесленники)-живот 4)шудра- ноги Главной категорией философии древней Индии был Брахман - первоначала всего мира, которое проявляется в каждом человеке. Главная задача индийцев - соблюдение дхармы(предназначение человека) и мокши(спасение, связанное с избавлением от желаний). Философия буддизма. Буддизм- возник в 5 в. До н.э. 4 благородные истины Будды: 1) есть страдание в мире 2) есть причины страдания 3) есть прекращения страдания 4) благородный путь, который ведёт к прекращению страдания- нирвана «угасание» В буддизме нет ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли, т.е. тех самых «краеугольных камней», без которых согласно европейской культуре, невозможно всерьез говорить о религии и морали. Вместе с тем буддизм не имеет ничего общего с атеизмом. Но боги здесь, как и люди, не являются творцами мироздания, подчинены закону кармы. Буддизм отрицает не только бессмертие души, но и само ее существование. Восемь этапов пути: правильная вера; правильная решимость как отказ от дурных намерений; правильная речь – результат воздержания в речи от клеветы, лжи, оскорблений и т.д.; правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому; правильный образ жизни – обеспечение своих потребностей честным путем; правильное усилие – постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их добрыми; правильное направление мысли – взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания как чуждые и чужие, а не как на «мои»; правильное сосредоточение – принятая в йоге психотехника, ведущая к нирване, «обузданию мысли и чувства», когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру. Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.172 (0.008 с.) |