Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.



Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра... Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного. Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства. Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии. Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы. Предсознательное находится все же ближе к бессознательному.

Неофрейдизм (происходит из психоанализа Фрейда 1856-1939) чтобы не дать разрушится человек переключает либида на соц цели. Чел стремится к бессмертию. Религию понимал как разновидность невроза. Однофакторное понимание чел-ка. Представители неофридизма: Фромм, Юнг, Хорни Адлер. Фромм - психокультурный фрейдизм. Пытается понять механизм взаимодействия психологич и социальн факторов общественного развития. Игнорирует классовую структуру, а сущность человека и историч процесса понимает только абстрактно-психологически.

Карл Густав Юнг 1875-1961. Архитип – это формальныя схема, фантастический прообраз кот в символической форме отражает культурный опыт человеч рода Столкновение с архитипом - Нуминозное состояние – состояние озарения. Чел понимает без док-в где находится истина.

Хорни Пришла к выводу что любая паталогия социально психоокультурена. Г лавн невротические проблемы возникают из за того что чел не может завязать правильные отношения в окружающей его среде. Самые популярные неврозы: Привязанности, Власти, Покорности, Изоляции.

 

Билет №4.

Древнекитайская философия: основные проблемы и представители.(VI—II вв. до н. э.)

Общие закономерности философии Запада и Востока:

1.Философская мысль зарождается с возникновением классового общества и государства

2.Она,как правило, зарождается в лоне мифологии.

3.Философское знание выступает как любомудрие, обращенное к исследованию общечеловеческих ценностей, среди которых главным является отношение человека к миру.

4.Поэтому философское знание носит мировоззренческий характер.

5.Филос.знание носит научный и методологический характер: идет поиск истины на протяжении всего ее существования и на основе философии идет анализ самых различных явлений.

6.Филос.знание - особое знание, связанное с сущностным познанием мира, целостным его изучением; философские категории - это наиболее общие понятия.

7.Философия является "душой культуры", философскому знанию присуще проникновение во все духовные ценности: искусство, религию, этику, право, политику, науку.

Особенности философской мысли Запада и Востока:

1.Философия Востока преимущественно сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада явл. многопроблемной: исследует натурфилософские (учение о природе), онтологические, гносеологические, этические, политико-правовые проблемы;

2. В исследовании самой проблемы человека есть разница: восточная фил. исследует человека с точки зрения практики, жизнедеятельности человека, их образа жизни, поэтому в ней содержится этикет, практические наставления правителям, старшим и младшим по возрасту, по социальному положению и т.п. В западной фил. исследуются проблемы человеческих взаимоотношений: проблемы справедливости, свободы, зла, добра, совести, блага и т.п.

3. В восточной философии практически отсутствует разработка проблем логики. В западной философии познание, как правило, связывается не просто с рациональным, но с развитием категорий, законов логики.

4. Восточная философия развивается в тесном взаимоотношении с религией: зачастую одно и то же философское направление разрабатывается в русле религии и как философское направление. Западная философия часто носит атеистический или деистический характер.

5. Западная культура - личностная культура, поэтому она восприимчива и к другим личностям и культурам, она основана на свободе творческого самовыражения личности. Это культура, терпимая к другим культурам, поэтому она внутренне свободна. Правда, просто терпимости к другим недостаточно, необходимо взаимопонимание, понимание духовной жизни другого, признание за ней некой правды, хотя бы и неполной.

Древнекитайская философия.

Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии».

В центре внимания китайских мыслителей не Вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общественные принципы. Вместе с тем рассматривается и природа: обожествляют небо. Вся природа одушевлена - каждая вещь, место и явление имеют своих демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших привело позднее к образованию культа предков. Вместе с небом существуют и взаимодействуют две противоположности: ян (светлое, мужское, твердое) и инь (темное, женское, мягкое). Эти противоположные космические силы обычно объединялись со стихией (ци) - воздух, эфир. К ним присоединялись пять материалов (земля, вода, огонь, дерево, металл). Перемены заключаются во взаимодействии и изменении всех элементов. Изменение имеет свой путь (дао) и этот путь проживают все вещи.

Возникает в 1 тыс. до н.э. 6 основных школ в истории Китая: конфуцианство, натурфилософия(школа «инь-ян», даосизм, моизм, школа имён и легизм. Конфуцианство. Представители: Кун фу-цзы, Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Родоначальник древнекитайской философии Конфуций, его книга «Беседы и суждения». Главное правило Конфуция: что я не хочу чтобы делали мне, я не хочу делать другим. В представлениях о небе и духах Конфуций следовал традиции. Небо для него — высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит па страже социального неравенства. Небо Конфуция — судьба, рок, дао. Конфуцианцы — общественники. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуцианская этика опирается на такие этические понятия, как взаимность, золотая середина и человеколюбие, составляющие в целом правильный путь (дао), которому должен следовать всякий, кто желает жить в согласии с самим с собой, с другимилюдьми и с самим мирозданием, а значит, жить счастливо. Основа человеколюбия — «жэнь» — почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. Образ человека, следующий конфуцианским заповедям- это «благородный муж». Благородный муж- это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы поведения. Главная задача благородных мужей- воспитать в себю и распространять повсеместно человеколюбие. Конфуций осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты. Философия конфуцианства близка к идеализму.

И (долг)

- ЛИ (ритуал, справедливость)- ДЭ (добродетель)- СИНЬ (доверие, искренность)

ЖЭНЬ( человеколюбие, гуманность).

Даосизм.

Главной категорией является дао. Дао- подобно высшей добродетели и воде, это естественное начало всех вещей, которое не может быть выражено логически и рационально. Человек - часть природы. Подчинение законам Вселенной обеспечивает человеку счастье в единстве с природой.

Главное внимание в даосизме уделяется человеку и человеческому обществу. Основатель даосизма: Лао-цзы. Шенжэнь (совершенномудрый)- этический идеал даосов. Они отвергали человеколюбие, справедливость, отцовскую любовь. Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путём, он ни во что не вмешивается.

Школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян. Цель даосизма - личная праведность, душевное совершенство.

Философия экзистенциализма.

Философия жизни - направление, сложившееся в конце XIX в. К основоположникам этого течения относят Бердяева и Шестова в России; Сартра, Камю во Франции; Ясперса и Хайдеггера в Германии. Это философское учение выдвигало на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Это учение сформировалось на противопоставлении философских течений, которые мало внимания уделяли человеку, его внутреннему миру и переживаниям. В мировоззрении экзистенциалистов сливаются три философские тенденции: теологические размышления Кьеркегора, его стиль философствования; иррациональная "философия жизни" Ф.Ницше и феноменология Э.Гуссерля. Единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Это бытие - начало и конец любого знания. Человек сначала существует - думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Человек сам определяет свою сущность. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь. Экзистенция есть то "внутреннее", которое постоянно переходит во внешнее предметное бытие человека. Поднимали вопрос о смысле жизни каждого индивидуума и его месте среди себе подобных. Предприняли попытку взглянуть на человека как бы "изнутри", разобраться в проблемах, которые стоят перед обществом и его членами в те времена, когда все больше распространяется бездуховность, старые идеалы деформируются. Принято различать религиозный экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Религиозный экзистенциализм зовет человека к Богу от мира, к самоуглублению, позволяющему обрести новое измерение бытия, расширяющему границы индивидуального Я, поскольку взрывается эгоистическая замкнутость и открываются необъятные горизонты коммуникации со всей эпохой и вечностью. В атеистическом экзистенциализме Сартра и Камю - отказ от Бога. Сознание у Сартра отождествляется с отрицанием бытия, к безграничному самоутверждению стремится, к "желанию быть Богом" самому. Человек должен постоянно изобретать себя, реализовать себя в различных ситуациях выбора, поэтому всегда человек связан со своей ответственностью за этот выбор - отсюда экзистенциальная тоска как осознание неоправдываемости своих выборов. Согласно Ясперсу и Марселю, свободу можно обрести лишь в боге; согласно Сартру, свобода есть нечто понятое нигилистически, как отрицательность по отношению к бытию. Человек свободен в том смысле, что он сам проектирует самого себя, выбирает себя, создает себя, не считаясь ни с чем, кроме собственной субъективности, сущность которой - в полной независимости от чего бы то ни было. Экзистенциалистов, например, Хайдеггера совершенно не интересовал вопрос о существовании мира, поскольку само бытие мира и человека нисколько не зависит от нас - человек застает мир уже готовым. Хайдеггер приходит к выводу, что человеческая мысль может жить и живет только в вопросах и прежде всего в вопросах о бытии, поэтому философия всегда была и остается только "любовью к мудрости". Ясперс считает, что история ограничена во времени и пространстве: во времени она есть вечное настоящее, в пространстве ограниченность истории совпадает с ограниченностью индивида, земли, на которой он живет, планеты, космоса. Из-за любви к жизни и из-за ужаса перед смертью люди еще на заре своего существования создали могучие институты (религии, церкви), которые только тем и занимаются, чтобы успокоить живущих, обещая им за праведную жизнь вознаграждение в виде бессмертия души, райской жизни в потустороннем мире. Для Камю - смерть не решает никаких проблем, ибо она есть порог, за которым ничего нет. Жить надо здесь, на этой земле. Смысл жизни корениться в самом человеке, в его отношении к миру, к другим людям. У Камю разум находит, что самое страшное - не в смерти, а в жизни, ибо смерть - конечный предел всех человеческих страданий, а жизнь - только их начало. Основные идеи философии экзистенциализма:

1.Дух одержал победу над разумом. И это – основа экзистенциализма. Сосредоточили внимание на человеческом существовании. Самоубийство.

2.Бунт против рациональности. Это не разрушение, а бунт против абсурдности бытия, утверждения свободы, любви, творчества.

 

Билет №5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.04 с.)