Возникновение философии как нового типа мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение философии как нового типа мировоззрения.



Философия-«любовь к мудрости». Философия зародилась более 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии(Арийской цивилизации), Китае, Египте. В Греции она достигла своей классической формы. Первым человеком, назвавшим себя философом был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее выделил другой древнегреческий философ – Платон. Есть и другая точка зрения: слово «философ» впервые встречается у Гераклита, который придал ему значение «исследователь природы вещей», другой смысл этому слову «любовь к мудрости» придали философы школы Сократа. Одна из главных причин возникновения философии- разделение первобытного общества на разные социальные слои. Философия-1) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека.

2) наука о сущем(существующем), насколько и поскольку оно сущее. Философия занимается тем, что есть реально, объективно. Внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология – учение о бытии и его сущности; гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия – учение о человеческом обществе, аксиология – учение о ценностях, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, однако проблемы мировоззрения она решала с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение.

 

Философия русского космизма

Философия русского космизма. Их заслуга в том, что они впервые поставили проблемы «Человек и Космос», «Человек и Вселенная». Они попытались осмыслить многие человеческие проблемы во вселенском масштабе, что следует ожидать от будущего, на каком этапе развития находится человеческая цивилизация. Первая особенность русской философии — глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей философствования.
Вторая особенность — её борьба против абстрактности классической мысли, против "отвлеченных начал". Во фронтальной критике рационализма западной философии нового времени правомерно усматривать третью особенность русской философии. Четвертая особенность русской философии заключалась том, что тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека, Бога, единства жизни, истории и познания была центральной в русской религиозно-космологической метафизике. Пятая особенность русской философии заключалась в стремлении мыслителей России органически объединить гносеологию, новую онтологию со смысложизненными, этическими, эстетическими измерениями бытия и познания. 6. Синтез индивидуального и общественного.
Философия «общего дела». Федоров (1928-1903) был не только глубоко верующим человеком, но и религиозным философом. Поэтому с позиций решения традиционного для философов вопроса — что первично: дух или материя? — Федоров может быть отнесен к объективным идеалистам. Для него несомненно существование Бога христианского, который и сотворил мир, природу, человека. Но хотя Бог и является творцом всей вселенной, его замыслы и предначертания были искажены, не выполнены полностью, поэтому мы и имеем несовершенную природу вокруг нас. Важной чертой учения Федорова является тео-антропоцентризм. Антропосоциогенез (происхождение человека и общества), в понимании мыслителя, начинается, разумеется, с Бога. Но главное внимание он уделяет человеку. Федоров считает, что мало признать разум, дух первичным в мироздании. С его точки зрения логично признать, что весь мир постоянно нуждается в разуме, чтобы «быть космосом, а не хаосом». Федоровскую веру в могущество человеческого духа и разума можно сравнить только с пламенной верой мыслителей Возрождения и Просвещения; он искренне считает, что человек может и должен спасти не только себя, но и всю вселенную. Это осуществимо благодаря двойственной природе человека: с одной стороны, природной и животной, с другой — трудовой и творческой. Разумное управление природой и преодоление привычного хода вещей Федоров считает объективной закономерностью всемирного процесса. Главная цель такого господства разума над слепыми природными силами — воскрешение всех умерших. Эту цель русский мыслитель обосновывает с нравственной точки зрения. Федоров утверждает, что, чем совершеннее в обществе разделение труда (прежде всего, на умственный и физический), тем менее оно делается способным к просвещению. Отделение умственного труда от физического Федоров сравнивает с кастовым устройством общества. По взглядам Федорова, ничто так наглядно не раскрывает самой сущности исторического процесса, как изучение почерков, письменности. Развитие же общества, по его мнению, привело к разобщению людей, отмене законов братства. К истории и миру можно относиться объективно, т. е. рассматривать природу, общество как некую данность, которую можно изучить, исследовать, описать, отразить в формулах, законах. Этот тип миросозерцания означает подчиненность существующим порядкам (природным и социальным). Противоположным является субъективное отношение к миру. Точкой отсчета здесь становится субъект, человек. Весь мир воспринимается только через призму личности. Знание воспринимается здесь за конечную цель, дело заменяется культом идей, мысли придается большее значение, чем действию. Проективный тип отношения к миру, когда знание должно стать не умозрительным описанием и объяснением сущего, а проектом должного, проектом изменения мира. Таким всеобщим проектом должно стать преодоление смерти, — достижение бессмертия для всех живущих и воскрешение умерших. Человечеству надо дать великую и абсолютно нравственную цель, которая объединила бы людей, при достижении которой они смогли бы преодолеть свое «небратское» состояние. Проект «всеобщего дела» — это проект выполнения «долга к отцам-предкам, воскрешения, как самой высшей и, безусловно, всеобщей нравственности, нравственности естественной для разумных и чувствующих существ, от исполнения которой зависит судьба человеческого рода». Дело воскрешения — это возвращение долга отцам, которые дали нам жизнь. Долг надо вернуть, т. е. вернуть им жизнь. Смысл учения Христа не в догматах, а в том, что Иисус Христоспоказал возможности человека в преодолении смерти. Прах отцов окружает нас, и если человечество объединит свои усилия, то оно сможет, раскрыв тайны наследственности, используя научные достижения, восстановить из этого праха наших предков. Федоровский проект «общего дела» — это утопия, которая носит поистине глобальный, космический характер. Преодоление смерти — центральная нравственная задача, вслед за решением которой человечество придет к полной «регуляции» природы. Русский космист в своей философской утопии воплотил горячую веру в человека, его разум. Осуществление проекта предполагает не только преодоление смерти, но и ликвидацию социального неравенства. Это требует двух объединений: объединения внешнего, которое может совершиться через самодержавие, и внутреннего — через православие. Главное зло цивилизации Федоров видит не только в ее откровенной бездушности и предоставлении каждому свободы без общей цели, но и в тотальной победе вещи над чело­веком и человеческим, товарно-денежных от­ношений над нравственностью и творчеством. Федоров свою главную идею называет так­же супраморализмом (от лат. supremus — выс­ший и moralis - нравственный).

К.Э. Циолковский видел будущее человечества в его распространении за пределы Земли. Он называл Землю колыбелью человечества. Его самое знаменитое высказывание: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Труды Ц. посвящены проблемам взаимоотношений человека и космоса как элементов единой системы, путей обретения человеком счастья на Земле и в космосе, оснований человеческой нравственности. Никакие авторитеты, кроме "авторитета точной науки", по Ц., не могут способствовать пониманию его идей. По мнению Ц., ни материализм, ни религиозный дуализм не в состоянии разрешить проблему смысла Вселенной. Провозглашая космический пантеизм, понимая атомы как неуничтожимые элементы материи, обладающие чувствительностью и зачатками духовности, Ц. утверждал, что жизнь и разум выступают атрибутами материального мира. Бесконечные, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. Социальные мыслящие существа различной степени совершенства - неизбежный продукт процессов развития космоса. Разумная жизнь на Земле - частный случай присущего материи стремления к прогрессивным изменениям. Критерием же высшей степени развития цивилизации, по Ц., является способность трансформировать структуру Вселенной вкупе с сопряженными эволюционными процессами. Не имея конца в реальном времени, будучи единой саморегулирующейся системой, Вселенная Ц. вырастает из стоящей выше Космоса нематериальной Первопричины. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие разума. Причина создала Вселенную, чтобы доставить атомам ничем не омраченное счастье. С точки зрения Ц., познающие воля и разум человека способны сделать людей счастливыми. Препятствием выступают страсти - источник всех человеческих страданий. Именно страсти лишают людей разумного умиротворенного существования. Принципиальное решение этой проблемы в планетарном масштабе Ц. видел в создании посредством биологического подбора "существа без страстей, но с великим разумом". Промежуточным этапом этого процесса Ц. полагал выявление особо одаренных индивидов и создание для них действительно комфортных условий. В перспективе, по Ц., самым уважаемым занятием людей станет интеллектуальный труд, а наиболее ценным продуктом - научное знание. Истина, с точки зрения Ц., способна указать на наилучшее общественное устройство. В идеальном обществе все члены в своей деятельности следуют одному, единой воле, единой идее: такое общество - как бы одно существо. Конечный же результат эволюции людей Ц. видел в преодолении ими собственной физической природы, трансформацию в "небывалое разумное животное", лучистое существо". Только в таком облике человек, по Ц., будет достоин контакта и союза с иными разумными силами Вселенной, равноправного участия в едином космическом содружестве.

В. И. Вернадский выдвинул идею «ноосферы». Ноосфера – в переводе означает сферу разума. В. считал, что высшим развитием биосферы является ноосфера, когда живая природа все больше управляется разумом человека. Этим термином он хотел подчеркнуть, что влияние разума на процессы, происходящие на поверхности Земли, необыкновенно усиливаются вплоть до того, что разум начинает господствовать и возникает ответственность разума перед живой природой и самим собой. Человек все больше осознает, что его деятельность кардинально меняет облик планеты. Центральной идеей, проходящей через все творчество В., является единство биосферы и человечества. В. считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса, т.е. пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет некоторые природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии. Для В. было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. В. рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для В. человек был, прежде всего, носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете, и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум воспринимался Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть природы. Природа создала разумное существо, постигая, таким образом, себя. В научном творчестве В. можно найти подтверждение и широкое применение основных законов диалектики, таких, как единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу. Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой, оно становится Вселенской категорией. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.

 

Билет №2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.57.87 (0.014 с.)