Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители.



Начинается в 1 веке н.э. конец – 14-15вв. Периоды:

v Период апологетики (греч. «защита» христианской религии) Тертуллиан: «Верую, ибо это абсурдно» 1-4 вв.

v Период патристики 1-8 вв н.э. философское творчество «отцов церкви»: Аврелий Августина (=Августин Блаженный, Августин Святой), Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, каподокийский кружок: Василий Великий, его брат Григорий Нисский, Иоан Златоуст + Иоан Домаскин

v Схоластики 9-15 (школа, университетская философия=дисциплина) Боэций, Иоан Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, Пьер Авеляр, Дунс Скотт, Фома Аквинский

- Оторванность от действительнотси, амкнутость, крайний догматизм, подчинение идеям, учительство, схематичность, назидательность. Знание: сверхъестественное и естественное.

Временные факты: 1) Установление церковного канона. 2) Статус священнослужителя. Установление обрядов и предметов (иконы, мозаики, скульптура). 3) Споры об уместности писания лика Христа. 4) Иконоборчество. 5) Придание символического значения краскам на иконах и мозаиках. 6) Разрабатывается церковный календарь (юлианский сменился на григорианский). 7) Первый университет в Болонии (первая академия в России РАН при Екатерине II)

Общая характеристика. Теоцентризм, креационизм, проведенциализм и откровение

1) Формировалась в тесной зависимости от христианской религии. 2) Характерно обращение к текстам, как к главному источнику о мире в целом и о человеке-один из поводов упрекать средневековую философию в отсутствии самостоятельности. 3 смысла: буквальный (телесный), моральный (этический) и духовный (божественный) 3) Догматика церкви формировалась на Вселенских соборах. Символ Веры был сформулирован на никеевском и константинопольских С.

Догмы христианства: 1) Вера в единого Бога, при этом Бог не только един, но и троичен в лицах 2) Бог, являясь началом и творцом мира в один момент стал человеком 3)Христос и Бог и человек

Аврелий Августин: «Я верю, чтобы понимать»

ü Разум ограничен в своих возможностях. Он изначально искажен грехом. Оплодотворён верой.

ü Пренебрежение к чувственному познанию. Истина в Библии.

ü Основная проблематика задаётся христианской догматике.

Проблемы:

1) Соотношение веры и разума (в отличии от античности – разум и чувства)

2) Соотношение человеческой свободы и божественного предопределения.

3) Проблема теодицея (оправдание Бога) Бог – источник и податель всех благ. Откуда зло?

4) Проблема универсалий (общих понятий)

5) Проблема веры и разума. Вера должна применяться для познания Бога (Фома Аквинский). Истина Веры и истина Знания (Фома Аквинский)

Патристика. Аврелий Августи н (Августин Блаженный) 354 – 430 гг «Исповедь», «О граде божьем»

идея Бога в душе человека. 2 града: избранных и обречённых на гибель. Перемешаны. Земное (будет побеждено) и Божественное царства борются. Так как люди грешны – необходима гос власть, подчиняющаяся духовной. Церковь способна объединить мир.

Фома Аквинский. Реалист

ü Отец заточил его и ввел в камеру обнаженную красавиц, сбежал. Переспорил 14 докторов.

ü Ввел понятие теологические добродетели (вера, надежда, любовь)

ü «Философия – служанка богословия». Не хочет принизить философию, он помогает познать Бога.

5 видов бытия: 1) Всё что движется движимо другим, источник движения – Бог. Онтологическое доказательство: из идеи совершенства Бога вытекает его бытие (Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский) 2) Соотношение различных качеств вещей приводит к мысли о наличии высшего качества. 3) Космологическое: все в мире причиннообусловлено, значит есть первопричина – Бог 4) Случайность возможна, когда есть необходимость; высшая необходимость – Бог 5) Телеологическое: целесообразность и совершенство в мире свидетельствуют о наличии Бога

Доказательства существования Бога: 1) движение 2)причина 3) случайность и необходимость (случайное зависит от необходимого – первоначало – Бог) 4) цель 5) откровение и разум

 

Основные проблемы патристики. Философия Аврелия Августина. В православии обычно именуется и эпитетом блаженный Августин. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди». «О граде божьем», «О троице» - христианские. Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древнихдоктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников. Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение. Его мировоззрение - геоцентрическое.Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является основой, причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить, мир бесконечен. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. Бог является также наиважнейшим предметом и причиной познания. Душу Августин понимает чисто спиритуалистически, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. Основой духовной жизни является воля, эмоции но не разум. Волю, сущность Бога, должен познать человек. Как у Платона, так и у Августина существуют двамира: идеальный - в боге и реальный - в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю. Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом, человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в боге. Он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и другихеретических учений. В отличие от скептиков Августин разделял представление о том, что познание возможно. Августин находит еще один пункт, подтверждающий возможность познания. В подходе скептиков к миру, в самом сомнении он видит определенность, достоверность сознания, ибо можно сомневаться во всем, но не в том, что мы сомневаемся. Это сознание сомнения при познании является непоколебимой истиной. Истину о боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. Противоречия: 1) истина – привилегия церкви, 2) истина познается в результате божьих откровений, волевых усилий.

Патристика (4-9 в н.э.) - учение отцов церкви. Что такое церковь. В основе патристики лежала философия Платона. Философию патристики по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологетическую и систематическую; с точки зрения места возникновения - на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала систематика, на Западе – апологетика (защита религиозной истинности, против языческой философии). 2 направления:

1) гностицизм- учение, которое стремилось понять, что из себя представляет вера. Наибольший расцвет которого приходится на середину II в. Дуалистическое объяснение мира (борьба добра и зла), идеи о конце мира, о страшном суде. Важной проблемой гностицизма была теодицея. Теодицея - оправдание бога. Различают бога-творца и бога-искупителя. Таким образом, существуют два божества: бог как всеблагой искупитель и подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург) мира. Существенной чертой гностицизма была мистика. Превращение бога в человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения.

2) манихейство. Основатель: Мани. Свет и тьма суть двойное, начало одновременно божественного и дьявольского происхождения, между ними происходит постоянная борьба. Человеческая душа также понимается дуалистически, одна ее часть произошла из света, другая - из тьмы. От учения христианской церкви манихейство основательно отличается отбрасыванием Ветхого завета, дуалистическим учением о двух царствах и особой идеей искупления. 2 царства – земное (чел) и божественное. Апологеты. В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого "апология" - защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения.

Античная философия

Тертуллиан: христианство – не политическая религия, нравственность только в трудах отцов церквей, идолопоклонство – грех, философия и религиозная вера не совместимы, вера – высшая истина (в Евангилие, разум не нужен).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.011 с.)