Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Богатство, разнообразие и выразительность речи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Контрольные вопросы: 1. Роль эстетического и эмоционального фактора в восприятии устной и письменной речи. 2. Выразительность речи. Использование пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений. 3. Образность речи. Тропы и стилистические фигуры (сравнение, метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, гипербола, литота, перифраза, анафора, эпифора, инверсия, антитеза, градация).
Литература для конспектирования (по выбору) 1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 259-302. 2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002., С. 80 -84.
ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Троп – это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежит сравнение, образ.
Эпитет - это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету: «На лужайке перед домом носилась обезумевшая газонокосилка»; «Мы способны помочь миру в его раскаленный час». Метафора – это скрытое сравнение. «Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент» (А.Блок). Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними: «Все решает кошелек» (вместо «деньги») Гипербола (преувеличение) – непомерное увеличение каких-то качеств явления: «Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете».
Литота – (преуменьшение) – чрезмерное уменьшение каких-то качеств: «Это можно сделать за одну секунду». Ирония - слово или выражение в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (Крылов) (в обращении к ослу). Олицетворение – троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: «Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа» (Л.Леонов). Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д. Перифраза – замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вместо «Англия»). Синекдоха (разновидность метонимии)- перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Все флаги будут в гости к нам (в значении «корабли»). И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Защита (вместо «защитник») требует оправдания подсудимого. Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидности повтора: анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов). Пример анафоры: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Пример эпифоры: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь ). Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Жуковский). Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка). Бессоюзие (асиндетон) – бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения. Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Градация – расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления. Человек является образом и подобием Творца, и каждый из нас волен, свободен этот образ в себе раскрывать, очищать и поднимать или, наоборот, затемнять, грязнить и топтать. (Из лекции-проповеди Александра Меня). Инверсия – расположение слов в обратном порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи. Легко верить в бога, а в человека поверить вы пробовали? Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Эта фигура усиливает эмоциональное воздействие текста. Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце нации.. Риторический вопрос- это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира? Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? Умолчание - оборот речи, выражающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех окнах – любопытные, на крышах - мальчишки. Шампанского!
Практикум Выполните тестовые задания. I. Выберите правильное определение. А. Троп — это образное выражение, содержащее преувеличение. Б. Троп — это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В. Троп — это образное выражение, содержащее преуменьшение. II. Определите, в каком столбике перечислены только тропы: а) метонимия; б) метафора; в) метафора; эпифора; сравнение; гипербола;
III. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: а) эпифора; б) антитеза; в) анафора; полисиндетон; градация; асиндетон; эпитет; параллелизм; олицетворение; риторическое инверсия; риторический обращение; умолчание; вопрос;
IV. Определите фигуры речи.
1. Зачем, когда придёт пора, Мы гоним детство со двора? Зачем стараемся скорей Перешагнуть ступени дней?
А. Риторический вопрос. В. Асиндетон. Б. Риторическое обращение. Г. Полисиндетон.
2. Ступеньки вверх, Ступеньки вниз – Кружится голова.
А. Антитеза. В. Анафора. Б. Эпифора. Г. Риторическое восклицание.
3. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам.
А. Антитеза. В. Синекдоха. Б. Инверсия. Г. Анафора.
4. И скучно, и грустно, И некому руку подать.
А. Градация. В. Умолчание. Б. Полисиндетон. Г. Эпифора.
5. Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.
А. Антитеза. В. Умолчание. Б. Градация. Г. Эпифора.
6. Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает.
А. Эпифора. В. Эллипсис. Б. Антитеза. Г. Анафора.
7. Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцвели; Ох, как бы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила.
А. Эпифора. В. Инверсия. Б. Анафора. Г. Параллелизм.
V. Назовите тропы.
1. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А Фет)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.014 с.) |