Определите род существительных. Составьте словосочетания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите род существительных. Составьте словосочетания.



Боа, гороно, депо, Дели, иваси, какао, колибри, Капри, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе, авеню, алиби, атташе, бикини, виски, антресоль, жалюзи, пенальти, пенсне, рандеву, рантье, рефери, салями, пони, толь.

 

От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, доли, гектары, грузины, дяди, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, цапли, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли, донья (дно), петли.

15. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр; мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный; амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

 

 

Функциональные стили речи

Контрольные вопросы:

1. Стили современного русского языка: сфера функционирования, языковая характеристика.

2. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

3. Ошибки, связанные с нарушением стилистических норм.

 

Литература для конспектирования (по выбору):

 

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 59 -68.

2. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002., С. 32-44.

3. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 198 – 225.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000., С. 73-93.

Практикум

Задание 1. Заполните таблицу:

Стили Цель, задачи Сфера применения Жанры и подстили Языковые особенности
1. Научный        
2. Официально-деловой        
3. Публицистический        
4. Разговорный        
5. Художественный        
           

Задание 2. Определите, к какому стилю относится текст. Сделайте стилистический разбор.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. При помощи языка люди обмениваются мыслями, выражают свои чувства. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познавательной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт.

Задание 3. Устраните лексические и стилистические недочёты.

1. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесённого в связи с этим ущерба урожайность в этом году уменьшилась. 2. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 3. Третий товарный сортяблок охватывает всю пригодную для использования (в основном для переработки) продукцию, но не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 4. Институт получает вещества, определяющие игривость шампанского. 5. Петр Васильевич высказал, что обувь комбината пользуется большим спросом. 6. Комиссия установила, что вследствие конструктивных и производственных дефектов плит перекрытия нередки случаи промерзания стен и потолков.

Задание 4. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, март месяц, необычный феномен, период времени.

Задание 5. Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические замены.

1. Мария долго искала мужа в карьере, ещё не ведая, что он был доставлен в больницу. 2. Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы. 3.Тот факт, что в “Динамо” плохо пестуют смену, ещё раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат. 4. Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду встречая радушный приём. 5. После двух туров впереди шествует российский шахматист. 6. Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на мелиорируемых землях. 7.Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним.

Логичность речи

1. Что следует понимать под логической ошибкой?

2. Перечислите виды логических ошибок, которые вы знаете.

3. Назовите условия речевой логичности на лексическом и синтаксическом уровне.

4. Какие законы логики вы знаете? Какова их роль в речи?

5. Какие виды логических операции с понятиями вы знаете? Где применяются подобные логические навыки?

6. Перечислите логические правила определения понятий.

7. Назовите и поясните логические правила деления понятий.

 

Литература для конспектирования:

1. Бочаров В. А. Введение в логику: университетский курс: учебник для вузов, изучающих философские дисциплины/ В. А. Бочаров, В. И. Маркин. - М.: Форум: Инфра-М, 2010.

2. Голуб И. Б.Культура письменной и устной речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: КНОРУС, 2010.

3. Голуб. И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Логос, 2010.

 

Задание 1. Проанализируйте фрагмент текста, взятого из газетной статьи. Какой из логических законов в нем нарушен?

«В конце мероприятия ребятам была дана возможность высказать свое мнение об акции. Многие из них понимают, что есть множество способов весело и полезно провести время, исключив употребление алкоголя и сигарет. И часто вредные привычки возникают «от нечего делать», «за компанию». Но существуют различные спортивные клубы, кружки, общественные молодежные объединения, где можно найти друзей, для которых совершенно не нужно, чтобы их друг употреблял спиртное или курил. К сожалению, современная молодежь этого не понимает. По этой причине важно, чтобы волонтерское движение развивалось и приобретало массовый характер».

Задание 2. Проанализируйте фрагмент текста, взятого из газетной статьи. Какой из логических законов в нем нарушен?

В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей разбудило новое землетрясение. Памир – горная страна в Средней Азии. Высшая точка Памира 7495 м.

 

Задание 3. Дайте правильное явное определение понятиям: Океан, нос, жена, Россия, корова.

Пример: Франция – страна (род), столицей которой является город Париж (видовое отличие).

 

Задание 4. Найдите ошибки, допущенные при делении понятия: Спортсмен: российский, высокооплачиваемый, лыжник, иностранный, шахматист. Перед выполнением задания повторите правила деления понятий.

Пример:

Космонавт: родившийся на Алтае, летавший в двадцать первом веке, Г. Титов, американец.

1) Первое правило делений нарушено, так как, например, космонавт Ю.А. Гагарин не вошел ни в одну из составляющих деления.

2) Второе правило делений нарушено, так как в данном делении задействованы четыре различных основания (место рождения, время полетов, личность космонавта, гражданство).

3) Третье правило делений нарушено, так как понятия «космонавт, летавший в 20-м веке» и «космонавт-американец» вступают в отношение пересечения, следовательно, не исключают друг друга.

4) Четвертое правило делений нарушено, так как понятие «космонавт Г. Титов» и «космонавт, родившийся на Алтае» вступают в отношение подчинения, следовательно, деление не является непрерывным.

 

Задание 5. Найдите ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения (последовательность расположения, однородность понятий), исправьте:

Я люблю тенистые парки летом и сугробы зимой, летние грозы и июльский тополиный пух.

 

Задание 6. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте:

Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.

 

Задание 7. Устраните логическую ошибку, связанную с использованием местоимений или союзных слов.

Назначены ответственные по работе с детьми из неблагополучных семей, в обязанности которых входит обеспечение их занятости.

 

Задание 8. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте:

На одном из концертов я дирижировал программой из произведений С.Прокофьева – исполнялась Классическая симфония и оратория «Иван Грозный».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.012 с.)