Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного языка



Контрольные вопросы:

1. Виды норм русского литературного языка.

2. Характеристика лексических, грамматических, синтаксических норм.

Литература для конспектирования (по выбору):

 

1. Даренская Н.А., Буянкина Н.Н. Культура речи: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002., С.11-28.

2. Данцев А.А. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 118-125.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990., С. 31 – 44.

4. Русский язык и культура речи: Учебник \ Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2000. – С. 324 – 339.

Практикум

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Прокомментируйте свой ответ. Например: Наступила война. Исправляем: Началась война (смысловая ошибка, так как наступает то, что неизбежно, закономерно)

1) Я счел нужным изъявить сомнение. 2) Не время уповать на лаврах. 3) И вновь команда университета одержала первенство. 4) Правительство предпринимает усилия по стабилизации обстановки. 5) Эти вопросы постоянно находятся в поле внимания ученых. 6) В планах сельчан возведение свинарника. 7) Львиная часть премии досталась руководителям. 8) Пока суть да дело, устаревшие курсы из года в год включаются в учебные планы. 9) От подобных сцен мороз по коже продирает. 10) Моя автобиография не представляет интереса для читателя. 11) Смешанное чувство досады и недоумения вызывают действия нашей администрации. 12) Дифирамбы сыплются на ректора как из рога изобилия. 13) Продолжительность процесса длится несколько минут. 14) Разрешите поднять тост. 15) Данная тема имеет для нас несомненный интерес. 16) В монографии красной линией проходит мысль о сращении данных процессов. 17) Гуманитарные университеты - рассадники просвещения.

2. Перепишите предложения, числительные запишите словами, а не цифрами.

1) Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль). 2) Забастовки произошли еще в 281 (город). 3) Стипендии были выплачены 1552 (студент). 4) Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).5) Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 6) Письмо датировано 1831 (год). 7) Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар). 8) К 2567 (наименование) в список добавили еще 1033 (наименование). 9) В трех зрительных залах – по 70 (место). 10) Потери составили более 843 (килограмм).

Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении имен числительных.

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами восемьдесят тремя книгами. 3. Папанинцы пробыли на льдине 274 суток. 4. Город находится в полуторастах километров от областного центра. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. 6. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. 7. Машины стояли у обоих ворот. 8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. 9. Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны. 10. В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушек. 11. Каждому дали по пяти тетрадей.

4. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте правильный вариант, определите тип ошибки.

1) Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта. 2) Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе. 3) Два инфаркта подорвало его здоровье. 4) Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта. 5) Мне кажется, что А.С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси. 6) Для Блока все старое, все образы старого мира - враждебно. 7) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе. 8) У нас в стране очень плохая экология. 9) Спортсмены одержали командное первенство на европейском чемпионате. 10) Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек. 11) Она считала, что нет ничего ужаснее, чем иметь такую дефективную фигуру.

Выберите подходящий по смыслу пароним

Национализм (воинственный - воинствующий); ужин (дружеский - дружественный); платье (эффектное - эффективное); человек (фанатичный - фанатический); характер (взрывной - взрывчатый); муки (нестерпимые - нетерпимые); почва (глинистая - глиняная).

6. Найдите в приведенных предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте правильный вариант, определите тип ошибки.

1) Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома. 2) Все лето трудились они на своей плодородной земле, возделывая урожай. 3) Чтобы хоть как-то скрасить этих обделенных судьбой детей, мы решили провести для них детский праздник. 4) В стране еще много проблем, поэтому нам предстоит обсудить целую кучу законодательных инициатив. 5) Львиная часть работы была уже выполнена. 6) В нашем городе начинают свою работу участковые избирательные кампании. 7) Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 8) В город ему пришлось ехать окружным путем. 9) Мне было грустно читать о несчастной героине Тургенева: о ее жизни, повадках и характере. 10) По этому вопросу вышло несколько объемных книг и статей. 11) Нужно проявлять терпеливость к недостаткам близких людей. 12) Поэма эта является пиком в творчестве поэта. 13) Рисунки получились немного неудачливые. 14) Такой прием обработки наиболее эффектен в наших условиях. 15) Не из-за чего было ломать дрова.

Поставьте заключенные в скобках слова и числительные в нужном падеже.

1. К 15 мая в хозяйстве вспахано более 1750 (гектары). 2. В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом сверх плана. 3. Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара. 4. В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника. 5. За год надой составил до 2455 (килограммы) молока на каждую корову. 6. Каждому члену бригады было выплачено дополнительно по 78 (рубли). 7. От каждой свиноматки получено в среднем по 11 (поросята). 8. Для школьных мастерских куплено (тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44). 9. Сдано в ремонт (часы – 24). 10. Было уничтожено до (полторы роты) противника. 11. В полк пришло до 150 бойцов пополнения. 12. Лейтенант ушел в разведку с 8 (автоматчики). 13. Ответ пришел только через (52 – сутки, день).

8. Подчеркните лишнее слово в синонимическом ряду.

Выразить, сформулировать, назвать, придумать; воплотить, реализовать, привести, осуществить; употреблять, использовать, находиться, применять; храбрый, веселый, отважный, бесстрашный; обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый; мысли, думы, размышления, чувства.

Подберите антонимы к приведенным словам.

Вежливый, вечность, возникать, гигант, движение, естественный, забывать, завязывать, знание, искренность, истина, красивый, мирить, надевать, находить, оптимизм, победа, приближать, свет, свобода, создавать, трагический, утверждать, храбрый, цивилизация, частый.

Укажите ошибки в управлении. Исправьте предложения.

1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание. 2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникумов. 3. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин. 4. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности. 5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприятиях. 6. В Доме культуры состоялся семинар с агитаторами поселка. 7. Назовем основные показатели, за которые спорят работники управления. 8. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответствующем проценте к месячному заработку. 9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды. 10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.

 

Составьте словосочетания со следующими паронимами.

Столб – столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский - хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный – бережливый.

Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.

 

Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь);. превосходство (над кем-нибудь); преимущество (пере кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчет (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчет (в чем-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.005 с.)