Правовое поведение: понятие и виды. Правомерное, противоправное, юридически нейтральное поведение. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое поведение: понятие и виды. Правомерное, противоправное, юридически нейтральное поведение.



Противоправное поведение: понятие, признаки, виды. Правомерное поведение: понятие и виды. Факторы, определяющие правомерность деяний. Правовое поведение есть социально-значимое поведение индивидуальных, субъектов или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия. Поведение человека, регулируемое нормами права называется правовым поведением. Правовое поведение бывает правомерным и противоправным. Правомерное поведение – это такая деятельность человека, которым обусловлена его культурно-нравственными воззрениями и опытом в сфере социального действия права и основанная на сознательном выполнении его целей и требований. Виды правомерного поведения: социально-активное поведение, привычное поведение, конформистское поведение, маргинальное поведение. Признаки правомерного поведения: а) оно находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект); б) оно социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект); в) является осознанным, что составляет его субъективную сторону. Также по степени социальной значимости правомерное поведение подразделяется на: 1) необходимое (служба в армии, уплата налогов, исполнение законов и др.); 2) желательное (научное и художественное творчество, получение высшего образования и др.); 3) допустимое (отправление религиозных культов и др.). Противоправное поведение влечет за собой юридическую ответственность, которая осуществляется с помощью привлечения правоохранительных органов.

30. Понятие, основные признаки, состав правонарушений. Виды правонарушений. Причины правонарушений и пути их устранения. Правонарушение – это виновное противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или личности, за которое следует юридическая ответственность. Признаки правонарушения: а) Общественная вредность, опасность – основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, ограничивающее правомерное от противоправного. Общественная вредность или опасность правонарушения состоит в том, что оно посягает на важные ценности общества, условия его существования. б) Противоправность – есть юридическое выражение общественной опасности деяния, его вредности для общества. Границы противоправности и меру ответственности за их нарушение устанавливает государство. Любое правонарушение противоправно, но не всякое противоправное деяние является правонарушением. Так, не являются правонарушением противоправные действия малолетних и душевнобольных лиц. в) Виновность – т.е. правонарушение есть результат свободного волеизъявления правонарушителя, есть виновное поведение. Если у индивида нет свободы выбора, если он не способен опознать противоправность своего поведения, то это не правонарушение, а объективно противоправное деяние. Следовательно, лицо не будет привлечено к юридической ответственности. г) Деяние в форме действия или бездействия. Бездействие является правонарушением в случаях, когда лицо было обязано выполнять юридические требования, но не выполнило их. д) Наказуемость, т.е. возможность применения принудительных мер со стороны государства. В зависимости от степени социальной опасности, вредности, правонарушения делятся на преступления и проступки. Юридический состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых для возложения юридической ответственности. В юридической науке выделяются следующие элементы правонарушения: 1. Субъект правонарушения – лицо, совершившее виновное, противоправное деяние. Субъектом признается лицо, обладающее деликтоспособностью. 2. Объект правонарушения – это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, а видовым – жизнь, честь, здоровье. 3. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния. 4. Субъективная сторона правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. 4. Субъективная сторона правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступают вина, мотив и цель. Выделяют 2 формы вины – умысел и неосторожность. Умысел проявляется в том, что лицо не только осознает противоправность своего деяния и возможность наступления вредных последствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность наступления этих последствий. Неосторожность делится на преступную небрежность и преступную самонадеянность. При преступной небрежности лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, не предвидит его последствий. При самонадеянности лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, но легкомысленно надеется его предотвратить. Мотив – внутреннее побуждение к правонарушению. Цель – конечный результат, к которому стремится правонарушитель, совершая противоправное деяние. С виной тесно связано понятие казус-факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица.

В случае совершения правонарушения возникает юридическая ответственность в вид особого правоотношения между государством и правонарушителям, в результате которой на правонарушителя возлагаются определенные меры принуждения или ограничения. Юридическая ответственность – это необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения в случае совершения правонарушения.

31. Roman-Germanic legal family. Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств. К ней относятся Франция, ФРГ, Италия, Испания, Швеция, Дания, все страны Латинской Америки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств. Романо-германская правовая семья является результатом рецепции римского права, т.е. здесь в основу права легли достижения римского права. К основным характеристикам романо-германской правовой семьи можно отнести следующее: 1. Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. 2. Существуют три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. 3. Среди источников права значительна роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. 4. Судебная практика не является источником права. Суд не является правотворческим органом, судья не превращается в законодателя. Судья, работающий в стране, входящей в романо-германскую правовую систему, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации дела

32. Anglo-American legal family. Англо-американская правовая семья, или семья “общего права”. Данная правовая система характерна для Англии и для бывших колоний Британской империи. Сюда относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 государств – членов Британского содружества. В юридической литературе англо-американская правовая семья иногда именуется системой (семьей) общего права. Общее право (Сommon Law) исторически сложилось в Англии и названо так в связи с тем, что оно действовало на территории всей Англии (в период его становления Х–ХIII вв.) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и распространялось на всех свободных поданных короля в гражданском судопроизводстве. Семья “общего права” в основе своей является прецедентным правом, созданным судьями. Основные характерные черты англо-американской правовой системы: 1. Суд является творцом права. 2. Отсутствует кодифицированное законодательство. В Англии, например, отсутствует писанная Конституция. 3. Источниками права наряду с законами являются судебные решения (прецеденты). Они являются образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. 4. Существует автономия судебной власти от любой иной власти, отсутствует прокуратура и административная юстиция.

33. Систематизация законодательства: понятие и значение. Кодификация и инкорпорация: понятие, виды. Развитие кодификационного процесса в РК. Разработка и принятие новых кодифицированных актов – объективное веление времени. Систематизация законодательства - упорядочение нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике. В юридической науке существуют в основном три вида систематизации законодательства: инкорпорация, кодификация и консолидация. Инкорпорация – это сбор и объединение нормативного материала в единые сборники или собрания в определенном порядке (алфавитном, хронологическом, по субъектам). По субъектам, проводящим инкорпорацию, различают официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную инкорпорацию. Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную (как внешнюю, так и внутреннюю), переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Различают отраслевую и специальную кодификацию. Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. В результате кодификации существующие правовые нормы сводятся в единый, цельный акт, который принимается соответствующими государственными органами. Формами кодификации являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Например, Конституция – это главный кодифицированный акт. Кроме того, в Республике Казахстан в настоящее время действуют следующие кодексы – Гражданский, Уголовный, Таможенный, Налоговый, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и др. Также следует отметить Правила дорожного движения, Устав железных дорог и др.

34. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Законотворчество в РК: понятие, стадии. Юридическая техника. Правотворчество – это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм, гласность, профессионализм, законность, связь с правоприменительной практикой. Рассмотрим эти принципы: 1) демократизм – характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе; 2) гласность – означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности; 3) профессионализм – заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.; 4) законность – данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции и иных законов;

5) научность – в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуации, объективные потребности развития общества. 6) связь с правоприменительной практикой – без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. В зависимости от субъектов, правотворчество подразделяется на следующие виды: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума – всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни; 2) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов; 3) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями. Согласно ст. 61 Конституции РК право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента РК, Правительству РК и реализуется исключительно в Мажилисе. Обсуждение законопроекта происходит вначале в Мажилисе. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение 10 дней представляется президенту на подпись. Законы Республики Казахстан вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Президент РК подписывает закон в течение пятнадцати дней, обнародует либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, президент в течение 7 дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Изменения и дополнения в Конституцию РК вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числе депутатов каждой из Палат. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Проведение не менее 2-х чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно (ст. 62 Конституций РК). Все законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РК. Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Все законы публикуются в официальных источниках - газете “Казахстанская правда” или “Собрании законодательства РК". Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов. При подготовке и принятии юридических предписаний очень важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было дублирования, неясности, противоречий и двусмысленности. Цель юридической техники - привести в систему правовой материал, совершенствовать язык правового акта, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно развитость юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

35. Статья 39 Конституции РК. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Какова цель данной нормы? Дайте доктринальное толкование данной нормы, в частности понятие защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Приведите примеры из практики о действии данной нормы.

Цель данной нормы в сохранении демократического режима в государстве. Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым государством и, в целях сохранения этих прав, создана данная норма. Человек и гражданин в демократическом государстве свободен в выборе, в этом содержится суть прав и свобод человека. Говоря о защите государственного строя, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, в норме права имеется ввиду насильственное насаждение иной мысли, религии, что может нанести вред государству и гражданину этого государства. Нанося вред государству и гражданину, подвергается опасности население государства, что может привести к разрухе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.005 с.)