ТОП 10:

Религия древнего Египта. Важнейшие мифы и культы.



Существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий. Типологически относится к религиям, характерным для древнейших классовых обществ (поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.). Египетская религия была явлением исторически развивающимся, а не стабильным. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни.

Нет никаких оснований считать, что египетская религия возникла и развивалась каким-то особым, только ей свойственным путем. Конкретные формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Но письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений.

Только малая часть египетского пантеона может выступать главными его представителями, т.к. существовали многочисленные местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. К главным богам и относящимся к ним же главным мифам египетской культуры можно отнести:

Миф о появлении всего живого и божественного, родоначальником которого является бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба (бог земли) и богиню Нут (богиня неба). По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сет, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сет завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сет разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре она родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сета и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сет - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сет.

Миф о боге солнца Ра. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю. Вечером же он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Мифы о загробном мире. Бог потустороннего мира - Анубис. Изображался в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Египтяне представляли себе своих богов в зооморфном или антропоморфном виде, что создавало необходимость для божества иметь свой земной дом. Таким "домом" являлся египетский храм, где хранились изображения богов, предметы культа. Служение культу состояло в основном в аккуратном выполнении разных обрядов, угодных и, как полагали египтяне, необходимых божеству (удовлетворение их потребностей, разного рода жертвоприношения). Огромную роль в отправлении культа играли жертвоприношения - быки, антилопы, козы, гуси, плоды, различные изделия, в том числе из муки и даже из цветов, а также пиво и молоко. Жертвоприношения всегда сопровождались формулой: "Жертва, которую дарует царь".

К сфере культа относится и деятельность оракулов - одна из форм общения человека с божеством. Человек задает божеству волнующие его вопросы; божество, если хочет, "отвечает" человеку. Явление оракула возможно было лишь в том случае, если человек в чем-то сомневался и искал разрешения своих сомнений в "ответе" божества. Однако "волеизъявление" божества происходило иногда и без запроса человека.

Мистерии - театральные представления из жизни богов, разыгрывавшиеся в храмах или при них.

Сведения о египетских мистериях говорят об их ритуальном содержании. Элемент нравственности в них отсутствует, что соответствует основной и характерной черте египетской религии. Но ритуальная структура египетской религии вовсе не абсолютна. Постепенно мистерии Осириса приобретают некую нравственную окраску. Осирис, Исида и Хор становятся образцами высоконравственного поведения и именно поэтому завоевывают все большую популярность.

 

 

Государства Палестины

Ослабление Египта в XI—X вв. до п. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время. Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути. Благоприятное географическое положение, относительная открытость страны и постоянная вовлеченность ее населения в общественную жизни древнего Ближнего Востока объясняют постоянный интерес к этой стране. Проникновение древнееврейских племен в Палестину не было кратковременным актом и не сопровождалось полным уничтожением местного ханаанейского населения, его общества и культуры. Поэтому XII-XI вв. до н.э. характеризовался длительным сосуществованием и взаимовлиянием двух различных структур - городского сословно-классового общества ханаанеев и родоплеменного общества древних евреев.

Основной единицей социальной организации древних евреев являлся отцовский род (мишпаха), в коллективной собственности которого была земля. Род имел общие празднества и общее место захоронения, его члены были связаны обязанностью кровной мести и взаимопомощи, имущество должно было оставаться в роду, непременным атрибутом которого была генеалогия. Высшей, относительно стабильной единицей являлось племя, или "колено" (матте, шебет). В процессе взаимодействия между отдельными племенами сперва образуются маленькие племенные союзы. Во главе этих союзов племён становятся наиболее сильные и богатые племенные вожди.

В середине XI в. до х.э., когда усилился напор филистимлян, давление восточных соседей, продолжалось сопротивление еще независимых ханаанейских государств. Царем был провозглашен Саул. Он осуществил ряд действенных мер по объединению "колен" и созданию центральной власти: создал столицу в г. Гивеа (совр. Телль-эль-фуль), упорядочил набор племенного ополчения, ввел территориально-административное деление страны на 5-6 округов.

Все эти мероприятия позволили Саулу одержать ряд побед над филистимлянами и другими соседями, но одновременно усилили оппозицию против него. Наибольшая опасность для Саула исходила от могущественного южного племени Иуда, к которому принадлежал один из приближенных царя и его зять Давид, сын Иессея. Давид вступил в открытую борьбу с Саулом. Ослабленный борьбой с Давидом, Саул потерпел сокрушительное поражение в войне с филистимлянами. Царем над Иудой и другими южными "коленами" был провозглашен Давид. Это вызвало сопротивление северных "колен", которые не хотели смириться с утратой своего преобладания в возникающем государстве. Семь лет длилась изнурительная борьба за власть, завершившаяся победой Давида.

В начале царствования Давида государство продолжало оставаться весьма непрочным союзом двух групп "колен" - северной, возглавляемой Эфраимом, и южной, с Иудой во главе. Непрочность этого союза была вызвана еще и тем, что между территориями обеих групп племен находилось независимое ханаанейское государство Иерусалим. Поэтому одним из первых начинаний Давида было взятие сильно укрепленного Иерусалима (в 995 г. до н.э.), объявленного им своей столицей. Поскольку Иерусалим находился вне территорий "колен", то перенос столицы в этот стратегически важный город способствовал усилению власти царя. На это же были направлены и другие мероприятия Давида. Он реорганизовал вооруженные силы, создав, наряду с племенным ополчением, зависимый от царя и верный лично ему отряд так называемых витязей (гибборим) и постоянное войско из чужеземных наемников. Вся страна была разделена на двенадцать округов, границы которых более или менее соответствовали племенным территориям. Более определенными стали также функции царя: он был верховным предводителем войска, обладал ограниченной судебной властью, участвовал в культе, однако ни Давид, ни его преемники не были царями-жрецами. Создание дееспособного государственного аппарата позволяло Давиду вести активную и успешную внешнюю политику.

Эпохой расцвета Израильско-Иудейского царства историческая традиция, сохранившаяся главным образом в библии, обычно считает время царствования Соломона. Он начинает свое царствование с жестоких расправ над своими противниками, ознаменовавших разрыв с двойственной политикой Давида и однозначный выбор тенденции к укреплению центральной государственной власти в ущерб родоплеменным традициям. Царствование Соломона было временем расцвета торговли, в особенности внешней, и укрепления мирных связей с целым рядом соседних государств. Соломон установил дружественные отношения с египетским фараоном, что способствовало проникновению египетского влияния во многие сферы столичной придворной жизни. В Иерусалиме были построены роскошные дворцы, знаменитый храм в честь бога Яхве и крепость. Иерусалим и целый ряд городов, имевших стратегическое и экономическое значение, были превращены в сильные крепости. Время царствования Соломона в исторических преданиях изображалось как «золотой век» Израильско-Иудейского царства. Царь Соломон в исторических и поэтических сказаниях превратился в легендарный образ идеального царя, мудрого правителя и судьи.

Объединённое Израильско-Иудейское царство не было прочным. Северная часть Палестины, Израиль, была богатым земледельческим районом. Южная Палестина, заселённая главным образом иудеями, во многом сохраняла древние и примитивные формы скотоводческого хозяйства. Эти экономические и культурные противоречия стали обнаруживаться уже при Соломоне. Среди израильтян стало назревать недовольство деятельностью Соломона, обременившего северные области тяжёлыми податями. После смерти Соломона его преемнику Ровоаму не удалось удержать в своих руках власти над Израилем. Иеровоам(его брат), опираясь на поддержку Египта, поднял восстание против Ровоама и восстановил независимое Израильское царство, царём которого он и был провозглашён. Около 928 г до н.э. распалось Израильско-Иудейское царство. С этого времени началась упорная и длительная борьба между Израилем и Иудеей, которая привела к их взаимному ослаблению и к усилению соседних государств и племён.

Окончательно разгромил Израильское царство ассирийский царь Саргон II. В 722 г. до н. э. он взял Самарию и увел в плен израильского царя Осию, угнав вместе с ним 27290 израильтян, захваченных в плен и переселённых в Мидию и Месопотамию. Вместо них он поселил в Израиле вавилонских и арамейских колонистов. Разгром Израиля должен был способствовать некоторому усилению Иудеи, которая издавна соперничала с Израилем. Изменившиеся международные условия создали для этого благоприятную обстановку. Ассирия начала клониться к упадку, что дало возможность Иудее усилить свою борьбу за независимость. Таким образом, стремление централизовать государство нашло своё отражение в попытке централизации государственной религии. Однако все эти попытки внутренней консолидации не смогли спасти Иудейского царства. В 597 г. до н. э. Иерусалим был взят войсками вавилонского царя Навуходоносора II и затем окончательно разгромлен в 586 г. до н. э.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.005 с.)