ТОП 10:

Империя Александра Македонского и эллинистический мир.



Александр стал правителем Македонии в возрасте 20 лет. Спустя 2 года в 334 г до н.э. он отправился в свой знаменитый поход на Восток. Изначально, начиная поход, Александр не думал даже о завоевании всей Персидской державы, ставя перед собой цель завоевание Малой Азии и превращение Эгейского моря в безопасную от персов зону. Поход продолжался в течение 10 лет, результатом которого стало образование огромной империи, простиравшейся от реки Истр до реки Ганг. Соответственно в нее вошли Малая Азия, Сирия, Египет, Персия, Средняя Азия и, наконец, Индия. Александр Македонский был, несомненно, великим полководцем и крупным государственным деятелем. В своей державе он силой оружия объединил самые различные страны, как культурные греческие полисы, так и народы, сохраняющие пережитки первобытнообщинного строя. В империи отсутствовала единая экономическая база и она представляла собой военное объединение. Македонское завоевание свелось главным образом к захвату крупных городов, важных в стратегическом отношении опорных пунктов. После завершения похода перед Александром встала сложная задача по организации управления внутри державы. Центром империи он сделал Вавилон. Он стремился укрепить единство государства, сгладить противоречия между завоевателями и побежденными. Отсюда так называемая политика «слияния народов», которая нашла наиболее яркое выражение в свадьбе в Сузах, когда в один день пышно отпраздновали бракосочетание 10 тыс. воинов – греков и македонян - с местными девушками. Сам Александр женился на старшей дочери Дария.

Александр мало изменил прежнюю административную систему Ахеменидов: сочетание сатрапий и зависимых государств. Он ограничил власть сатрапов гражданскими делами, поставив наряду с ними военных комендантов, которые подчинялись непосредственно ему самому. В организации местного управления и эксплуатации местного населения немаловажная роль принадлежала вновь основанным городам. Согласно примерным данным Александр основал около 20 городов, в число которых входят Александрия (в Египте), Александрия Ариана и др., при этом Александр преследовал, прежде всего, военные цели, видя в новых городах опорные пункты своей власти. В социально- экономическом отношении война повлекла за собой распространение рабства в его классическом виде. Также массовая чеканка монет способствовала распространению товарно-денежных отношений.

После смерти Александра Македонского в ходе междоусобных войн между ближайшими полководцами царя (диадохами) великая империя распалась, на ее развалинах появились новые государственные образования с новыми общественными отношениями. Можно выделить четыре региона, имеющих ряд общих признаков как географических, так и в культурном и общественном развитии: 1)Египет и Ближний восток 2)Средний Восток (Иран, Средняя Азия), 3)Балканская Греция, Македония,4) Великая Греция и Причерноморье.

Народы Переднего Востока и греческого мира перешли на новый этап в своей историй. Этот период именуется эпохой эллинизма. Эллинизм стал насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира в единую систему государств, имеющих много общего в социально - экономической структуре, политическом устройстве и культуре. Эллинизм начался с походов Александра Македонского в 334 г. До н.э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского) римлянами в 30 г. до н.э.

Достижения эллинизма выразились как в экономической жизни, социально-классовой структуре, культуре и религии.

Благотворно сказалось на хозяйственной жизни эллинистических государств более тесное взаимодействие друг с другом, развивались торговые пути, принимались меры для преодоления как полисной, так и древневосточной изоляции за счет поощрения торговых операций, таких как введение налоговых льгот для купцов, охрана торговых путей, забота о состоянии дорог. С новым этапом связано интенсивное градостроительство, основание новых городов с новым контингентом населения в благоприятных для хозяйственной жизни местах, на которых возникали процветающие хозяйства. Большая часть вновь основанных городов стали крупными культурными, ремесленными и торговыми центрами.

В классово-социальных отношениях появились на ряду с классом зависимых работников разных статусов увеличилось общее количество рабов классического типа. Усложнилась структура господствующего класса –в него вошли не только представители местной аристократии, но и иноземцы; греки и македоняне составили его верхушку.

В государственном устройстве на смену пришла эллинистическая монархия, сочетающая в разных вариантах как полисную государственность, так и древневосточные монархические порядки. Обожествление правителя, чья власть была неограниченна, бюрократический аппарат, царская собственность на большую часть земель, наличие профессиональной армии – это роднит эллинизм с восточными деспотиями. Однако существовали и города греческого типа, где развивались частные хозяйства, собиралось Народное собрание, избирался совет и магистры, функционировали полисные институты.

Стоит отметить взаимное обогащение и влияние греческой и восточной культур друг на друга. Для эпохи эллинизма характерно развитие точных наук: астрономии, математики, физики, биологии, географии. Также происходит расцвет градостроительства, архитектуры, скульптуры, литературы, поэзии. Эллинистические монархи, располагавшие огромными материальными ресурсами, стремились направить культуру в нужное им русло. Поэтому государств стали крупнейшими центрами культурной и научной жизни того времени, с массой библиотек, школ, музеев. Одной из самых знаменитых и крупнейших библиотек того времени стала Александрийская библиотека, которая насчитывала свыше полумиллиона папирусных свитков.

Эллинистическая культура является закономерным продолжением тех направлений, жанров, круга идей и представлений, которые сложились в Греции в V-IV вв. до н.э.. Воздействие древневосточной культуры на развитие эллинистической проявлялось в обогащении ее рядом новых идей, например идей мистицизма, индивидуализма в философии, внедрение ряда достижений древневосточной науки.

 

Греческий пантеон.

Олимпи́йские бо́ги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии – боги второго поколения (после изначальных богов и титанов – богов первого поколения), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи: Зевс, Посейдон, Аид (включался в список редко), Гера, Деметра, Гестия, а также их потомки Гефест (не всегда), Гермес, Персефона, Афродита (в ранних традициях – позднерожденная титанида), Дионис (не всегда), Афина, Аполлон, Артемида, иногда Геба. Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое. Они никого и ничему не учат и не наставляют, ибо у них нет твердых нравственных понятий, подобных тем, которые выражены в священных книгах современных религий. Напротив, их поведение – яркий пример «семи смертных грехов». И не случайно само понятие «грех» отсутствует в их языке. Боги лишены авторитета, без которого немыслима ни одна религиозная система. Они бессмертны, но не всемогущи, ибо над ними, как и над людьми, стоит судьба. Помимо Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания богов становились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения – храмы, именно они считались земными дворцами богов и богинь, наряду с особым, принадлежащим каждому богу, помещением в небесных чертогах. Родиной Зевса мыслилась гора Ида на острове Крит, местом рождения Апполона и Артемиды считался каменистый островок Делос. Гефест, родившийся на Олимпе, получил вторую родину на острове Лемнос, куда он был сброшен матерью Герой.

С богами были соединены определенные растения, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Орел, считавшийся вестником Зевса и постоянно находившийся у его ног на Олимпе, очевидно, приобрел это положение потому, что еще до Зевса мыслился владыкой неба. Священными животными Афины были змея и сова, у многих народов рассматривавшиеся как носители мудрости.

Особенно очевидны следы восточного происхождения в такой богине, как Афродита. Не случайно ее земным уделом стал остров Кипр, заселенный финикийцами, географически близкий к сирийско-палестинскому побережью, где почитались Астарта и Адонис, Атаргитис и другие богини любви. Такие черты Афродиты, как страстность, изнеженность, бесспорно восходят к ее восточным предшественницам. Чуждым богом для греков-современников Гомера был и Аполлон. Недаром, согласно мифам, в конфликте между ахейцами и троянцами он выступал на стороне последних. Восточное происхождение Аполлона явствует из сходства его культовых статуэток с изображением бога-воителя в сирийско-палестинском регионе. Но в образ этого пришельца с Востока, бесспорно, вошли черты местного племенного бога-волка.

Помимо влияния других, более древних, религий на формировании образов олимпийских богов сказались также особенности общественно-политической истории Греции. Зависимость облика того или иного бога от общественно-экономического бытия наиболее очевидна на примере таких богов, как Аполлон и Дионис. Аполлон в гомеровской религии – страж созданного богами порядка в природе и человеческом коллективе, охранитель достигнутого аристократией господствующего положения в обществе, покровитель меры во всем, в том числе и в искусстве. Напротив, Дионис – бог вина, освобождающего от скованности и общепринятых правил, бог буйного веселья, дарующий радость тем, кто был ее лишен, и прежде всего людям физического труда, бог крестьянства гористой Греции, где землями, пригодными для землепашества, обладали одни аристократы, а на мелких неудобных участках можно было разводить оливы и виноград, бог-страдалец, рожденный смертной женщиной и испытавший уже в младенчестве муки, погибший в муках, чтобы возродиться в человеке.

Родственные отношения между богами, обрисовываемые мифом, могли объясняться не только их общим происхождением и совместным вхождением в греческий пантеон, но и близостью социальных функций. Аполлон и Артемида, считавшиеся единоутробными близнецами, объединены присущей аристократии воинственностью. Война и охота (в период утраты последней хозяйственного значения) были привилегией аристократов.

Об олимпийских богах мы узнаем от эпических поэтов, авторов гимнов о богах, историков, драматургов, систематизаторов мифов (мифографов): образы богов и богинь переплавляются в горниле творческих талантов и приобретают черты господствовавшие в разные эпохи древнего мира философских представлений. Зевс Гомера – это далеко не то же самое, что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не говоря уже о Зевсе Платона, сознательно стремившегося к философской модернизации образов олимпийцев. Таким образом, неизменность и разграниченность функций богов не более чем фикция.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.007 с.)