Идентификация и интерпретация события 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификация и интерпретация события



Идентификация- поиск ответов на вопрос Что—Где—Когда. Обычно этот поиск осуществляется на уровнях досознательной обработки происходящего-случающегося, и сознанию предстают события уже именованные и локализованные в пространстве и во времени.

Многие события, такие как рождение, смерть, вступление в брак, перемена места работы, стихийное бедствие и т.п. — не создают никаких трудностей при их идентификации. Однако, идентификация других нередко становится нелегкой, а то и неразрешимой задачей.

Индикатором события является эмоция («взволнованность сознания»), иначе — причина эмоции и есть событие. Не всегда удается легко осознать причину возникновения тех или иных эмоциональных состояний. Иной раз мы чувствуем, что ситуация («положение дел») изменилась, но что именно изменилось, остается неясным. Это рождает чувство беспокойства, заставляя продолжать попытки идентифицировать (описать, обозначить) событие.

Интерпретация — это поиск причин события (то есть, причин причины эмоции) и, возможно, следствий. Если идентификация — это «оконтуривание» события, то интерпретация — помещение этого «контура» в адекватный контекст. По простому – идентификация –что это? интерпритация- как это произошло? от куда это?

В благоприятных обстоятельствах идентификация и интерпретация являются фазами ситуационной ориентировки и предваряют формирование плана действия. В неблагоприятных — разворачивается процесс переживания и производится отсрочивание действия (идет формирование установки). Однако идентификация и интерпретация событий в любом случае является существенным моментом в ориентации действия.

Интерпретация события

Интерпретация произошедшего – самая трудоемкая составляющая анализа. Группа должна ответить «Зачем и Почему», найти причины и вскрыть механизмы порождения тех или иных событий, наблюдаемых в ходе проигрывания игры или выполнения упражнений. Интерпретация событий — это выявление причин, условий и механизмов их развертывания. Интерпретация — наиболее важное звено социопсихологических технологий. Именно здесь происходит формирование, совершенствование и шлифовка средств понимания других людей, себя и ситуации. Интерпретационные схемы, используемые людьми для понимания событий, выявляются, рефлексируются и проверяются на выживание в конкурентной борьбе, проходят проверку на прочность.

Самая простая процедура — опрос участников и свидетелей прошедших событий или их воссоздания (реконструкции). Всем задается простой по форме и очень непростой по сути вопрос: почему произошло так, как произошло? В чем причины и истоки такого развертывания событий? Где их подоплека? В ходе опроса и последующей дискуссии происходит столкновение и сопоставление мнений, позиций и точек зрения.

Основной формой работы на этом этапе, безусловно, является групповая дискуссия в ее классической форме, то есть с выдвижением предложений, аргументацией, контраргументацией, формированием коалиций единомышленников, использованием различных средств убеждения и переубеждения оппонентов. Что не исключает, разумеется, использования альтернативных процедур типа «мозгового штурма» или модерации.

Проводя интерпретацию не стоит во что бы то ни стало стремиться к консенсусу. Более того, быстрое формирование единодушия во мнениях, если только это не тренинг командообразования, скорее настораживает тренера, а не радует его. Группа не должна придти в состояние закрытости для нового опыта. Опыта, закрытого раз и навсегда коллективно выработанной единой и однозначной интерпретацией. Недоговоренность здесь скорее достоинство, чем недостаток, причем, когда речь идет о недоговоренности, то имеются в виду оба смысла этого слова (и не договорились и недоговорили).

Выявление и сопоставление различных точек зрения на природу интерпретируемых событий необходимы для более полного и более объективного понимания устройства социальной жизни. Дискуссия выполняет важную функцию — она блокирует скороспелые, поверхностные и однобокие интерпретации, способствует обращению к реальности, в которой ищутся обоснования правильности занимаемой позиции и, следовательно, ведет к более разностороннему и глубокому постижению этой реальности.

Реконструкция и обогащение событийной картины совместно пережитого, квалификация и интерпретация происходившего – последовательные стадии работы тренинговой группы по социальному конструированию опыта. Конструированию, осуществляемому в рамках «коллективной зоны ближайшего развития», то есть неизбежно ограниченного, ограниченного наличными социально-когнитивными ресурсами членов конкретной группы. И вместе с тем, способствующего расширению индивидуальных сознаний участников группового тренинга и приращению их ресурсов.

 

 

13. Эффекты тренинга. Множественность эффектов коммуникативного тренинга (Азиза)

Перечень эффектов коммуникативного тренинга не слишком велик, хотя и не сводится к двум категориям. Поэтому в качестве основы для классификации эффектов лучше взять более дифференцированную и, самое главное, нацеленную на анализ внутренних процессов схему Т.Рассела. Тим Рассел выделял следующие компоненты компетентности, на которые тренинг может оказать воздействие или в которых могут произойти изменения под влиянием тренинга: 1) знания; 2) умения (физические, ментальные, социальные); 3) установки. С некоторыми дополнениями эта схема может служить инструментом упорядочивания и анализа эффектов, производимых тренингом в целом и его отдельными частями.

Начнем, тем не менее с компонента, отсутствующего в схеме Т.Рассела. Одним из результатов тренинга является формирование мнений о нем, мнений как непосредственных участников, так и людей так или иначе к нему причастных и, кроме того, мнений о тренинге в целом и об отдельных его частях. В схеме Киркпатрика этот пласт эффектов обозначается словом реакции, и под этим понимается совокупность субъективных впечатлений, отражающих удовлетворенность участников как тренинга в целом, так и отдельными его сторонами. Для внешней оценки более важными являются мнения о тренинге в целом, для внутренней – мнения о частях. В литературе преобладает несколько пренебрежительное отношение к этому пласту эффектов, что выражается в частом использовании для его характеристики атрибута поверхностный. Считается, что информация, полученная на основе анализа мнений слабо отражает результативность и наименее значима для организации-заказчика. Опять-таки, считается, что повсеместная распространенность этого вида оценки эффектов обусловлена его сравнительно низкой трудоемкостью и легкостью получения данных.

Причин, почему возможности сбора информации с помощью оценочных листов используются недостаточным образом, несколько. Одна из них связана с распространяющимся скепсисом по поводу применимости опросников для оценки эффективности. Организации, заказывающие тренинг, не хотят заниматься тем, что представляется для них малозначимым. Для участников тренинга это занятие представляется непродуктивным. Сбор информации и ее детальный анализ рассматривается как дорогостоящее мероприятие, нередко более затратное, чем проведение самого тренинга. Несколько более обнадеживающей выглядит ситуация с оценкой новых (пилотных) программ, особенно, если предполагается широкое их использование в дальнейшем. Тогда дополнительные усилия при обкатке и совершенствовании перспективных подходов и технологий считаются вполне оправданными. В случае пилотной программы рекомендуется осуществлять более детальную оценку и проводить опросы в конце или начале каждого дня, а не только в конце курса как в случае с регулярными программами. Многократные замеры качества тренинга не только дают информацию, ценную для задач совершенствования тренинговой программы. Данные, получаемые таким образом, обеспечивают углубленное понимание тех процессов, которые продуцируют те или иные эффекты тренинга. У тренера возникает возможность связать оценки различных частей программы с их содержанием и уже более целенаправленно искать то, что обусловило те или иные эффекты. Кроме того, прослеживание динамики оценок за обозримый промежуток времени помогает отделить эффекты, обусловленные той или иной программой обучения, от эффектов, причиной которых являются групподинамические процессы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.006 с.)