Работа с событиями: объективация и анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с событиями: объективация и анализ



Проведение номера.

Выполнение упражнений и игры создают ту событийную картину, которая и представляет собой живую ткань особого опыта, получаемого в тренинге. Если нет событий, соучастниками и свидетелями которых являются члены тренинговой группы, если ничто не завладело их вниманием, если им не о чем говорить, то нет и основы опыта, а, следовательно, нет и самого тренинга. Сказанное не означает, что каждый быстротекущий момент тренинга должен быть до предела наполнен (упакован) искрометностью, воодушевлением и энтузиазмом, а соучастники и свидетели происходящего обязаны пребывать в состоянии перманентно затаенного дыхания. Более того, может быть, как раз большая часть исполнения номера и должна быть заполнена той рутиной, которую Ю.М.Лотман называл бессюжетной структурой (Лотман, 1970, с.288), а П.В.Растянников – просто тягомотиной. Событие выступает из рутины, как фигура из фона. Секрет успеха многих литературных произведений заключен в том, что у писателя получилось выстроить последовательность напряжений и расслаблений с характером пульсаций, созвучных человеческой природе. Распределение событий во времени создает особую ритмику тренинга и организация такой ритмичности – одна из задач тренера как на стадии проектирования номера, так и на стадии его исполнения.

Яркие и значимые события обладают теми характеристиками, которые поэт обозначил как весомость, грубость, зримость, громкость. Особенностью Ψкого тренинга является то, что большинство событий протекает во внутреннем (ментальном) плане и почти недоступно для прямого обнаружения. Значит, этот событийный пласт должен быть поднят, выявлен специальными средствами, например приемы объективации и овеществления, позволяющие узреть затаенное и услышать беззвучно произносимое. Материализация - выполняет "перевод ментальной реальности (цели и намерения, образ ситуации, планы действий, мысли, чувства и эмоции участников коммуникации) в факты предметной и поведенческой реальности".

Пример, «психологические шахматы», используется для отработки тактики ведения беседы или переговоров. Участвуют попарно и осуществляют ком-цию в письменном виде. Для этого исп-ют 3 протокола: 1) общий - каждый участник в письменном виде регистрирует свои вербальные и невербальные реакции, которые может слышать и видеть его партнер. 2)индивидуальный протокол, в котором отмечает те вербальные (внутренняя речь про себя) и невербальные действия, которые не предназначены для партнера.

К примеру, один из участников пишет в общем протоколе: «Подхожу к Леониду и останавливаюсь на расстоянии полтора метра напротив него, улыбаюсь и говорю, что, мол, хорошая погода».Второй участник вначале в индивидуальном протоколе описывает свои, предположительно недоступные для восприятия партнера, реакции типа «Ну и ну, опять Сергей подвалил. Что ему в этот раз от меня нужно? Однако, притворюсь, что рад.» В общем протоколе он пишет «Улыбаюсь в ответ и говорю с ноткой иронии, что очень рад неожиданной встрече». И так далее. Сопоставление явных и тайных протоколов разговора позволяет достичь более полного постижения феноменологии и механизмов развертывания беседы двух людей.

Событийная картина предстает в более полном виде и позволяет сделать более содержательные выводы. Описанная процедура позволяет получить всем участникам представление о ходе беседы с большей полнотой, чем в «реальной жизни». Полный протокол разговора явится ценным материалом для разбора результатов игры.

2 функция материализации - это синхронизация действий с ответными реакциями. Так, при проведении упражнений на отработку техники убеждения ведущий может попросить того из участников, кто выполняет роль убеждаемого, каким-либо явным образом выражать степень своего внутреннего принятия или неприятия того или другого варианта аргументации, который демонстрируется участником, исполняющем роль убеждающего. Это можно сделать, например, тем или иным образом наклоняя карандаш, который держится в руке.

Другой пример. При отработке умения держать нужную дистанцию можно попросить того из партнеров, к которому должен по сюжету пристраиваться тренирующийся, обозначить свое ощущение комфортности данной дистанции просто положением одной из ног. Скажем, если дистанция ощущается, как слишком близкая, правая нога передвигается вперед, а если есть ощущение излишней дистанционированности – то назад.

3 роль материализации – сделать обратную связь, которую получают участники по ходу выполнения упражнений более рельефной, придать ей большую «перцептивную массу». «Третейский суд» - объяснял на паре – группа делится на 2 команды, выделяют 3х судей и наблюдающего, который будет представлять собой обратную связь. Участники каждой из команд, выступают и убедительно обосновывают альтернативную позицию своей группы, по очереди – один из 1 команды, следующий из 2 команды и т.д. После каждого ответа суд двигает стрелку в пользу одной из команд, а наблюдатель который сидит в другом конце комнаты, двигается со стулом в указании стрелки. Получается так, что даже незначительное изменение положения указки тут же сопровождается весьма заметными перемещениями человека со стулом, дополняемые обыкновенно еще более заметным шумом. Таким образом обратная связь становится в прямом смысле слов «весомой, громкой, грубой, зримой». И, следовательно, более впечатляющей.

4 функция материализации – обеспечение наглядного сопоставления. Иной раз ведущему достаточно просто фиксировать на листе бумаги или на доске некоторые характеристики процесса выполнения заданий наряду с их результатами. лучше фиксировать количественные показатели не в виде цифр и букв, а используя более наглядные формы – длиной или толщиной линий, цветом, положением в пространстве и тому подобным.

Таким образом, материализация или опредмечивание обеспечивает или, по меньшей мере, облегчает увидеть неявное, объединить коммуникативные действия с реакциями на них, и кроме того, делает обратную связь более впечатляющей, а ее отдельные фрагменты более сопоставимыми. Сама по себе материализация не создает события, но она способствует их обнаружению и идентификации и, кроме того, делает эти события более рельефными, а общую картину событий – более полной. Не меньшее воздействие на событийную картину номера оказывает форма и способ подачи обратной связи.

При получении немедленной обратной связи цепь событий рельефна и однозначна, однозначна в том смысле, что каждое событие либо явно позитивно, либо столь же явно негативно. При получении совокупной и отсроченной обратной связи ее значение в большинстве случаев неоднозначно и размыто.

Обратная связь не является причиной или пружиной события, но ее функции подобны функциям спускового крючка. Подача обратной связи способна запустить переживания таких важных видов событий, как успехи или неудачи, выигрыши или проигрыши, победы или поражения. Обратная связь не меняет содержательную основу события, но она может стать решающим фактором его квалификации. Форма обратной связи определяет уровень интерпретации события: на уровне личностно значимых ценностей, целей текущей деятельности или условий выполнения конкретных задач. Если в тренинге используется оценочная обратная связь (похвала, критическое замечание), так или иначе затрагивающая личностную сферу членов группы, то используются при интерпретации событий ценностные категории. Использование безоценочной обратной связи в виде результирующей или процессуальной вовлекает в интерпретацию преимущественно деятельностные категории.

 

 

11. Циклическая модель Д.Колба (Лена Ким)

Любая модель экспериентального обучения, будь она циклической, спиральной или ступенчатой, включает в себя в явном или неявном виде понятие обратной связи, так как все компоненты этих моделей являются не чем иным как последовательными этапами обработки информации, поступающей по каналам обратной связи.

Экспериентальное обучение – обучение, основанное на опыте.

Простейшей и наиболее популярной моделью обучения, основанного на опыте, является, циклическая модель Д.Колба. В этой модели, которую сам автор считает основанной на идеях Дж.Дьюи и К.Левина, процесс обучения рассматривается как состоящий из четырех последовательных фаз: Конкретный опыт, Рефлексивное наблюдение, Абстрактная концептуализация, Активное экспериментирование.

Возможно, что исключительная популярность модели Колба в некоторой мере объясняется тем обстоятельством, что ее автор нечетко описал основные компоненты модели, что позволяет ее интерпретаторам вкладывать в содержание модели то, что им хочется видеть. Разные авторы по-разному понимают смысл тех или иных составляющих экспериентального цикла и дают им разные названия.

Но вариации наблюдаются не только в терминологии, количестве компонентов или выстраивании последовательности фаз работы с опытом. Позиции различаются и по поводу того, что запускает цикл обучения. По мнению большинства авторов выделение какой-то фазы как начальной или пусковой – дело бессмысленное, так как цикл может быть запущен в любой точке. Но немалое число специалистов соглашаются с тем, отправная точка обучения должна находиться в "стыке" между Рефлективным наблюдением и Абстрактной концептуализацией (Бакли, Кейпл).

Одно из содержательных расширений модели проведено К.Андерсоном и связано с разработкой программы тренинга, основанного на экспериентальной концепции. В предложенной Андерсоном модели СТАТ (Concept, Techniques, Application, Transfer, то есть Понятие, Технология, Применение и Перенос) дается описание видов активности ведущего (ведущих) занятий в четырех точках перехода от одной фазы цикла к другой. Так при переходе от Рефлективного наблюдения к Абстрактной концептуализации (это первая точка перехода, обозначаемая как Concept) организаторы тренинга предоставляют участникам за счет варьирования методов возможность для уяснения основных понятий и идей. Таким же образом описаны и остальные три точки перехода: Techniques, Application, Transfer.

Другое расширение – спиральная модель С.Фрэнсис и П.Мазани структурно повторяет циклическую модель Д.Колба и примечательна не тем, что вместо привычного круга мы видим зачаток спирали, а попыткой связать стадии обучения с тем, что они называют предоминантным стилем обучения, выражающемся в преобладании когнитивного, эмоционального или поведенческого компонента в активности учащихся. Первая фаза, Конкретный опыт, характеризуется преобладанием поведенческого и эмоционального компонентов. Вторую фазу, Сопоставительное наблюдение, отличает насыщенность эмоциональными и когнитивными элементами. Третья фаза - Абстрактная концептуализация - чисто когнитивная по своему составу. На четвертой фазе, обозначенной как Активное экспериментирование, наблюдается преобладание поведенческих и когнитивных составляющих в активности обучаемых. Авторы выражают мнение, что только сочетание в обучающих методах всех выделенных компонентов может привести к успеху.

 

12. Событие и его интерпретация в коммуникативном тренинге (Лена Сазонова)

Событие - пересечение некой границы, на нарушение некоторой установившейся структуры. То есть не всякое произошедшее-случившееся, а лишь то, что выходит за пределы устоявшегося «порядка вещей» получает статус события.

события, в терминологии Георга Хенрика фон Вригта- используя понятие положение дел- событие -существенное изменение в положении дел, идентификация события как события и его интерпретация (путем введения соответствующего контекста) является прерогативой сознания.

 

Только изменяющееся в мире становится фактом сознания. Тенденция к «вынесению за скобки» констант и удержанию переменных является, по-видимому, фундаментальным свойством живого сознания. (Мы склонны «не видеть» лиц хорошо знакомых людей, зато прекрасно замечаем и различаем выражения этих лиц. Прикрепление на входе учреждения таблички с просьбой не хлопать дверьми дает только кратковременный эффект, а затем становится чем-то вроде лакмусовой бумажки для отличения постоянного персонала от посетителей (первые — хлопают, вторые — нет))

Ряд бытия и ряд сознания могут идти каждый своим чередом, не пересекаясь и не сообщаясь друг с другом. Прохожий идет по улице, погруженный в свои раздумья, не отвлекаясь на происходящее вокруг. Требуется нечто экстраординарное, что обратило бы на себя его мысли. Бытие врывается в сознание событием. Событие — это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло. Событие заставляет задуматься и сосредоточивает на себе работу сознания до тех пор, пока описание происшедшего не получит интерпретацию-оценку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.130.77 (0.014 с.)