Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия приема ребенка на пмпк

Поиск

Дифференциальная диагностика — в медицине способ диагностики, исключающий не подходящие по каким-либо фактам или симптомам заболевания, возможные у больного, что в конечном счёте должно свести диагноз к единственно вероятной болезни. Дифференциальную диагностику в медицине можно разделить на три этапа

  • 1. В первый этап входит сбор анамнеза заболевания, то есть тщательное изучение истории данного заболевания у больного, выяснения причин его появления. Причины, как правило, у каждого заболевания свои, но у различных болезней причины могут быть одни и те же. Например у острого респираторного — вирусного заболевания (ОРВИ) и пневмонии причиной может быть переохлаждение организма.
  • 2. Во второй этап входит осмотр больного и симптоматика. Это самый главный этап дифференциальной диагностики. В особенности он важен для работников скорой помощи. Не имея под рукой данных лабораторного и инструментального исследования нужно поставить правильный диагноз и верно оказать скорую медицинскую помощь.
  • 3. Третий этап дифференциальной диагностики является заключительным. Сюда входят лабораторные и инструментальные исследования для подтверждения правильности поставленного диагноза.

Феноменологическая диагностика начинается с обнаружения у испытуемого какого-либо психологического феномена. Это может быть предъявленное и описанное человеком психического переживание, чувства. Феноменом может стать любое действие или поведенческий акт человека, его мимика, жесты, голос, специфика построения речи. Кроме того, в качестве феномена справедливо рассматривать и определенные индивидуально-психологические качества и свойства человека, его способности, навыки, привычки, стиль мышления, ментальные репрезентации, мировоззрение, специфику реагирования на события обыденной жизни.

 

Этапы ППД Задачи на этапах ППД Проблемы
1) скрининг-диагностика; * своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений * примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка. * оценка качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: *выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей. 1. Явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. (Особенно детей первых 3 лет жизни). *набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования. *профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. 2. При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 3. Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию. 4. Часто начинается с запоздавшего. Обусловленного родительским наблюдением обращения.
2) дифференциальная диагностика; • разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка; • - выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения; • - оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; • - определение и обоснование педагогического прогноза.
  • определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса.
 
  • Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский), чем сходных для всех типов нарушенного развития.
проблема четкого разграничения психолого-
3) Феноменологическая диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. • - выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка; • - разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения; • - определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений; • - помощь в ситуациях с затруднениями в учебе; • - профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков; • - решение проблем социально-эмоционального плана.
  • Проблема ориентации методик на выявление потенциала развития.
  • Проблема построения системы индивидуально-психологического сопровождения для раскрытия и реализации личностного, интеллектуального потенциала.

4)Принципы психолого-педагогической диагностики аномального развития в трудах отечественных учёных.

Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропси-хологическое и другие обследования.

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных Качественных новообразований и их своевременная реализация в Различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка — этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

- отношение к ситуации обследования и заданиям;

- способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

- продуктивное использование помощи взрослого;

- умение выполнять задание по аналогии;

- отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

5)Применение психолого-педагогической характеристики в психолого-педагогической практике.

Психологическая практика – составная часть педагогической практики студентов в школе. Основная задача психологической практики – формирование психолого-педагогических умений и навыков, профессиональных черт личности будущего учителя, которые помогут ему успешно справляться с обязанностями педагога в школе. К их числу необходимо прежде всего отнести следующие:

– умение выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности;

– умение диагностировать уровень развития познавательных способностей школьников с помощью специальных методик и на основе поведенческих показателей;

– умение применять на практике индивидуальный подход к обучению и воспитанию путем выработки конкретных рекомендаций для отдельных учащихся на основе проведенного исследования;

– умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства;

– навыки использования методов наблюдения, беседы, изучения школьной документации, некоторых психодиагностических средств;

– навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития;

– умение планировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных, половых и индивидуально-психологических различий школьников;

– умение составлять психологически обоснованные конспекты проводимых уроков и воспитательных мероприятий;

– умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями и студентами-практикантами, и др.

Работа над составлением характеристики
Цели данного задания следующие.

1. Овладение навыками ориентировки в личностных качествах учащегося, их психологической интерпретации с последующими педагогическими выводами.

2. Формирование умений применения основных методов психолого-педагогического изучения учащегося (организация, проведение, фиксация и обработка результатов) и составления письменной психологической его характеристики.

Отчетными документами служат дневник наблюдений с протоколами проводимых психологических исследований школьника и психолого-педагогическая характеристика ученика.

Требования к характеристике
1. Раскрывая ту или иную особенность личности ученика, следует давать возможно более полное ее описание, используя для этого наиболее характерные факты поведения и данные эксперимента. Наличие фактического материала и аргументация психологических выводов – обязательное условие характеристики.

2. Глубина характеристики будет определяться степенью вскрытия подлинных психологических причин проявления соответствующих личностных качеств ученика и рекомендуемых мер педагогического воздействия с учетом этих причин.

3. Характеристика пишется в отдельной тетради, на титульном листе которой указывается, на кого и кем она составлена. Отмечается также, в течение какого времени проводилось изучение учащегося и какими методами. Готовая характеристика должна быть заверена (но не оценена) классным руководителем.

4. Психолого-педагогическая характеристика сдается вместе с остальной документацией по педпрактике, проверяется и оценивается преподавателем кафедры.

6) Алгоритм изучения психолого-педагогической характеристики на ребёнка специалистами различных учреждений системы психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей.

Заключения врачей ПМПК

Эти заключения имеют форму диагноза в соответствии со специальностью врача, инструкциями по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения разных видов и современными требованиями Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятого пересмотра).

Заключение психолога ПМПК

Это заключение состоит из двух частей — обязательной и дополнительной.

Заключение олигофренопедагога

Содержит следующие сведения:— об уровне сформированности и качественных характеристиках житейских и научных знаний, умений и навыков ребенка относительно его образовательного уровня;— о результатах сопоставления образовательного уровня с психологической структурой развития (по данным психологического обследования);— о результатах сопоставления образовательного уровня с клинической структурой отклонений в развитии (по данным клинического обследования);— о результатах диагностики зоны ближайшего развития в рамках проблем обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения или семьи;— о методических подходах к обучению и воспитанию ребенка с учетом индивидуальной структуры и динамики развития.

Заключение логопеда

Включает следующие параметры и блоки, которые могут компоноваться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития ребенка.

Состояние артикуляционного аппарата.Состояние фонематического слуха.Состояние звукопроизношения.

Характеристика устной речи (импрессивной и экспрессивной):— словарный запас;— грамматический строй языка.

Характеристика письменной речи.Характеристика чтения.

Заключение социального педагога

Содержит следующие сведения:— о динамике семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.);— о структуре семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);— о составе семьи на момент обследования, о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;— о соответствии места жительства и прописки (регистрации), в частности при наличии статуса беженцев и др.;— о бытовых условиях жизни ребенка (питании, одежде, наличии индивидуального места для сна, наличии условий для учебных или игровых занятий и т.п.);— о социальном, профессиональном статусе, образовательном уровне родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;— об обеспеченности социально-правовой защищенности ребенка в семье.

Окончательное оформление документации

Результаты обследования ребенка обсуждаются под руководством заведующего ПМПК в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения согласовываются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации.

Коллегиальное заключение состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций.

 

19)Требования к составлению заключения по результатам обследования ребёнка дошкольного возраста.

Заключения врачей ПМПК

Эти заключения имеют форму диагноза в соответствии со специальностью врача, инструкциями по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения разных видов и современными требованиями Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятого пересмотра).

Заключение врача-педиатра ПМПК содержит диагностические данные об общем соматическом состоянии и динамических изменениях в этой сфере.

— на сведениях о весе и росте ребенка, наличии врожденных и приобретенных соматических пороков развития и дисплазий, остаточных явлениях рахита, кариеса зубов, особенностей трофики, кожного и волосяного покровов;

— на результатах исследования состояния полости рта (миндалин, носоглотки); желудочно-кишечного тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем; измеряется артериальное давление, устанавливается наличие или отсутствие аллергических явлений;

— на результатах исследования состояния зрения, слуха и моторики (общая моторика, тонкая моторика рук, доминатная рука), а также на анализе заключений отоларинголога, офтальмолога, ортопеда и других специалистов.

Заключение врача-психиатра ПМПК содержит диагностические данные о психическом состоянии и динамике психического развития ребенка.— на сведениях о внешнем виде и поведении ребенка на приеме (мимика, жесты, поза, движения, походка, интенсивность общей двигательной активности; отношение к обследованию; ориентировка в месте, времени, собственной личности);

— на общей оценке познавательной активности и интеллекта ребенка, включая все психические функции;

— на результатах исследования особенностей эмоциональной сферы, инстинктов и влечений;

— на сведениях об общей характеристике личности ребенка.

Заключение врача-невропатолога содержит диагностические сведения о неврологическом состоянии и динамике имеющихся неврологических отклонений.— на сведениях об особенностях формы лица и черепа, размеров черепа, врожденных или приобретенных пороков и дисплазий, гидроцефальных стигмах;

— на результатах исследования состояния черепно-мозговых нервов;— на результатах исследования состояния двигательной сферы;— на результатах исследования состояния чувствительности (тактильной, болевой, кинестетической);— на результатах исследования состояния рефлекторной сферы;— на результатах исследования состояния вегетативной сферы.

Заключение психолога ПМПК

Это заключение состоит из двух частей — обязательной и дополнительной.

В обязательной части даются:

— Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, мыслительных операций обобщения, абстрагирования, опосредования, установления аналогий). Организация интеллектуальной деятельности на момент обследования: взаимодействие мышления и других интеллектуальных функций. Уровень интеллектуального развития.— Анализ социальной ситуации развития на каждом из возрастных этапов с точки зрения: 1) формирования основного психологического новообразования; 2) характера и динамики кризисных и стабильных возрастных этапов. — Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.— Оценка зоны ближайшего развития и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности. — Адаптивность ребенка в условиях приема на ПМПК и психологического обследования в частности.— Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность). — Целостность (конгруэнтность) личности.

В дополнительную часть в каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом, исходя из:— первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК;— беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом);— коллегиально согласованной диагностической гипотезы;— психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.

В общей схеме дополнительных психологических исследований должны быть отражены следующие параметры:— умственная работоспособность;— структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль);— характеристика основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, движения и действия (мышление см. в обязательной части);— пространственные синтезы (наглядные, символические);— речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления); нейропсихологический анализ при подозрении на алалические или афазические речевые нарушения;— эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение).

Заключение олигофренопедагога

Содержит следующие сведения:— об уровне сформированности и качественных характеристиках житейских и научных знаний, умений и навыков ребенка относительно его образовательного уровня;— о результатах сопоставления образовательного уровня с психологической структурой развития (по данным психологического обследования);— о результатах сопоставления образовательного уровня с клинической структурой отклонений в развитии (по данным клинического обследования);— о результатах диагностики зоны ближайшего развития в рамках проблем обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения или семьи;— о методических подходах к обучению и воспитанию ребенка с учетом индивидуальной структуры и динамики развития.

Заключение логопеда

Включает следующие параметры и блоки, которые могут компоноваться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития ребенка.

Состояние артикуляционного аппарата.Состояние фонематического слуха.Состояние звукопроизношения.

Характеристика устной речи (импрессивной и экспрессивной):— словарный запас;— грамматический строй языка.

Характеристика письменной речи. Характеристика чтения.

Заключение социального педагога — о динамике семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.);

— о структуре семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);

— о составе семьи на момент обследования, о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;— о соответствии места жительства и прописки (регистрации), в частности при наличии статуса беженцев и др.;— о бытовых условиях жизни ребенка (питании, одежде, наличии индивидуального места для сна, наличии условий для учебных или игровых занятий и т.п.);— о социальном, профессиональном статусе, образовательном уровне родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;— об обеспеченности социально-правовой защищенности ребенка в семье.

Окончательное оформление документации

1. В заключении отражаются следующие параметры11:

Индивидуальная структура развития (актуальный уровень развития):

— дифференциация индивидуальной структуры развития в рамках онтогенеза и структуры психического дизонтогенеза (ответ на вопрос, является ли развитие отклоняющимся от «нормативного» онтогенеза);

— особенности отклонений в развитии — квалификация первичного и вторичных дефектов (по терминологии Л.С. Выготского):

— время (возраст ребенка или плода), тяжесть (интенсивность) и продолжительность воздействия «вредности»12;

— функциональная локализация нарушения;

— характер аномального системогенеза (межфункциональные взаимодействия).

Время выявления отклонений в развитии (возраст ребенка).

Динамика развития ребенка: а) до появления отклонений в развитии; б) в момент (или период) появления (проявления) отклонений в развитии; в) в последующий период развития вплоть до настоящего момента:

— социальная ситуация развития: отношение между ребенком и окружающей его действительностью на момент обследования;

— ретроспективный анализ темпа развития: характер смены критических и стабильных возрастных этапов;

— структура возрастных этапов: соответствие психологических новообразований возрастным этапам.

Степень или стадия отклонений в развитии.

Квалификация вида психического дизонтогенеза (по классификации В.В. Лебединского).

Оценка резервных возможностей развития и компенсаторных образований:

— характеристика сохранных психических функций;

— анализ интересов и способностей ребенка;

— определение зоны ближайшего развития, или потенциального уровня развития.

Социально-правовая защищенность ребенка.

2. Рекомендации соответствуют особенностям развития ребенка, описанным в заключении.

Первый блок рекомендаций включает два единых для всех коллегиальных заключений пункта:

1) определение специальных условий получения образования (тип, вид образовательного учреждения, осуществляющего или курирующего обучение и воспитание ребенка; образовательная программа; форма получения образования; условия получения образования (идентичная информация указывается в справке для управления образования);

2) срок контроля состояния и развития ребенка в рекомендованных ему условиях. Например: «контроль динамики развития ребенка — до начала четвертой четверти текущего учебного года». То есть до указанного периода времени ПМП-консилиум образовательного учреждения направляет в ПМПК информацию о динамике развития ребенка.

Второй блок рекомендаций отражает резервные возможности ребенка, а также направления и характер их развития в обыденной жизни и в специальных развивающих условиях. Среди резервных возможностей особое внимание следует уделить следующим:

— сохранные психические функции;

— приоритетные индивидуальные способности и интересы;

— условия и механизмы формирования компенсаторных образований.

Остальные рекомендации исходят от конкретных специалистов ПМПК и уточняют особенности сопровождения ребенка соответствующими специалистами или родителями (законными представителями) в рекомендованных ПМПК условиях.

Третий блок содержит прогноз развития ребенка при выполнении и невыполнении данных выше рекомендаций.

20) Особенности проведения психодиагностических процедур с детьми дошкольного возраста. Протокол проведения конкретной диагностической методики. Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста. Чем младше ребенок, тем более непосредственным может быть его поведение в ситуации взаимодействия (у ребенка нет рефлексивного анализа того, как его поведение оценивают другие взрослые). Ребенок естественен в своем поведении, которое пока еще в наименьшей степени опосредовано социальными нормами (как надо и как не надо вести себя в подобной ситуации).. Поскольку функция собственного контроля в возрасте 3 – 3,5 лет находится в самой начальной стадии своего формирования, нужно иметь в виду, что для организации продуктивной деятельности ребенка в процессе диагностической взаимодействия нужен постоянный внешний контроль и программирование деятельности со стороны психолога

С ребенком в этом возрасте сразу начать работу, скорее всего не удастся. Необходимо в начале работы использовать те «игрушки-методики», которые заинтересовали ребенка в процессе обследовании кабинета специалиста. По мере утомления ребенок младшего дошкольного возраста может съезжать со стула, стремиться переместиться, например, на колени к матери, прерывая саму процедуру обследования без объяснения причин, только потому, что он устал и ему это надоело. Все это является показателем недостаточности произвольных механизмов владения собой.

Ближе к 4 годам мы наблюдаем в безопасной для ребенка ситуации как бы перерастание непосредственного поведения в опосредованное самим взаимодействием с посторонним взрослым, то есть поведение, зависящее от определенных социальных норм, принятых в конкретной социокультурной среде. Этот период развития ребенка совпадает и с началом формирования функции произвольной регуляции собственной деятельности (функций программирования и контроля деятельности).

В аналогичной ситуации взаимодействия ребенок 4 – 5 лет будет вести себя иначе. Для работы с ребенком этого возраста удобно применять с начала яркие игровые и доступные для ребенка игровые методики. Однако, наряду с этим, ему можно уже предложить не столь интересное задание, объяснить, что потом эта игра ему понравится или что ее делают все большие дети. В этом возрасте в определенной степени доступна произвольная регуляция, не только поведения в целом, но и эмоционального состояния. Это будет проявляться в сдерживании негативных проявлений по поводу того или другого задания или по отношению к самой процедуре обследования или исследователю. На фоне утомления возможность произвольного владения собой будет снижаться.

В возрасте 5 – 6 лет нормативно ребенок, как правило, понимает ситуацию экспертизы и при правильном поведении взрослых в процессе взаимодействия нуждается в минимальном использовании каких либо дополнительных приемов в организации совместной работы.

К 7 годам в норме дети не нуждаются в специальных приемах при проведении диагностики, но часто испытывают потребность в стимулирующей помощи, особенно если производиться обследование недостаточно уверенного в своих силах ребенка. На фоне утомления дети даже этого возраста нуждаются и в небольшом объеме организующей помощи.

Характеристика основных методов. Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Перед наблюдением формируется цель: какое психическое проявление будет изучаться, выбирается объект и ситуация, в которых будет осуществляться наблюдение. Данные наблюдения фиксируются.

Эксперимент – предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. Проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность. Эксперимент нуждается в постановке цели, выборе объекта. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования.

Эксперимент позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, что становится возможным благодаря варьированию условий его проведения. Исследователь не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путем создания условий. Эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал.

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее. Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном помещении.

 

Методики

1. Задания с предметами быта:а) Стимульный материал: набор карточек с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом ит. д. Попросить ребенка показать предметы, которые мы описываем по способу их употребления.Задание демонстрирует усвоение ребенком конкретных функциональных значений предметов.б) Стимульный материал: набор карточек с изображением разноцветных геометрических фигур.Попросить ребенка разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник и квадрат, указывая на соответствующую фигуру.Задание демонстрирует способность ребенка к сортировке по форме и цвету.в) Стимульный материал: набор карточек, где изображено по одному кружку, котенку, мальчику и т. д. и карточки с несколькими кружками, котятами, мальчиками.Задание демонстрирует элементарное понимание количественных отношений.

2. Исследование движений и действий (динамическая организация двигательного акта).а) «перебор пальцев» - поочередное прикосновение большим пальцем ко ІІ, ІІІ, IV и V пальцам (15 серий движений), которые должны проводиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2 – 3 серии), а потом в максимально быстром темпе.б) графические пробы. Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев «цепочки», «заборчики».

3. Исследование конструктивного праксиса.а) рисование без образца: «домик», «человечек».б) складывание разрезных картинок.в) решение конструктивных задач.

4. Исследование памяти.а) Попросить ребенка выполнить несколько действий подряд.Инструкция: «Встань со стула, обойди стол кругом, возьми книгу, подойди с ней к двери, постучи рукой в дверь, открой ее и вернись на место».б) Инструкция: «Расскажи мне с кем ты живешь дома», «Что ты кушаешь на завтрак?», «Во что ты любишь играть?», «Назови свое имя и фамилию».в) Для детей старшего дошкольного возраста.

Запоминание 10 слов (по А. Р. Лурия).

5. Исследование развития эмоционально-волевой сферы.

1. Общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный) его активность, наличие познавательных интересов, проявление возбудимости, расторможенности.

2. Контактность ребенка: желание сотрудничать со взрослыми. Эмоциональное реагирование на поощрение, на замечания. Реагирование на трудности и неуспех в деятельности.

6. Исследование речевого развития.а) Импрессивная речь:Инструкция: «Дай мне мячик. Положи его на стул. Подними упавший кубик».Задание демонстрирует понимание обращенной речи взрослого.

б) Спонтанная развернутая речь.Стимульный материал: сюжетная картинка.

21)Критерии определения основных показателей развития детей. Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), могут относиться к разным группам здоровья: I — абсолютно здоровые, II — рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний, и III — имеющие какое-либо хроническое заболевание.

I критерий здоровья — наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (анамнез).
Для более полной оценки I критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка необходимо знать семейный анамнез. Благодаря семейному анамнезу можно определить направленность риска, т. е. выяснить, грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.
Знание о том, как протекали беременность и роды, дает возможность судить о раннем развитии ребенка, о том, не было ли у малыша перинатальной энцефалопатии 2, для того чтобы помочь ему справиться со всеми трудностями внеутробной жизни и хорошо подготовиться к переходу в школу.
В том случае, если у малыша были перинатальная энцефалопатия или другие серьезные заболевания, то в первую очередь надо помнить, что эти дети «стрессоуязвимые». А это значит, что они чаще болеют ОРЗ с присоединением осложнений со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, что является дополнительным отягчающим фактором для центральной нервной системы, а также чаще подвергаются ЛОР-заболеваниям

Важное значение для здоровь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.46 (0.016 с.)