G) диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

G) диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика.



Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может анализировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д.

Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием определенной жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его в межличностных отношениях, предвидеть их развитие в реальной жизненной ситуации. Так, специально сконструированные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в больших по численности группах взаимодействия. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д.

8. Психологическое заключение про психологическое развитие ребенка по результатам наблюдения

Психодиагностические данные, полученные в результате комплексного обследования, вносятся в специальную Карту индивидуального психологического развития ребёнка. Эта карта содержит в себе частные показатели, относящиеся к различным психологическим качествам и полученные при помощи всех описанных выше методик.

В заголовках отдельных граф Карты индивидуального психологического развития ребёнка названы методики, описанные в тексте, а также те психологические свойства, которые оцениваются при помощи этих методик.

Справа сверху и в начале карты пишутся, соответственно, имя и фамилия ребёнка, его возраст и группа (если ребёнок учится или воспитывается в детской группе, посещая какое-либо дошкольное учебно-воспитательное учреждение).

В строки Карты индивидуального психологического развития вносятся данные, полученные о ребёнке в ходе его повторных обследований. При этом обязательно указывается дата очередного обследования.

Уровень психологического развития ребёнка-дошкольника на основе его комплексной психодиагностики оценивается как в общем, по всем частным методическим показателям, вместе взятым (показателям, полученным по методикам), так и по трём группам свойств, рассматриваемых в отдельности. Это познавательные процессы; личностные свойства; межличностные.

В качестве интегральных показателей уровня развития ребёнка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных.психологических свойств: 10 баллов — очень высокий уровень развития. 8-9 баллов — высокий уровень развития. 4-7 баллов — средний уровень развития. 2-3 балла — низкий уровень развития. 0-1 балл — очень низкий уровень развития.

 

39)Текущий контроль за состоянием и поведением детей раннего возраста. Контроль (метод диагностики) проводится по единой методике, с помощью определённого материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближе­на к естественным условиям жизни малыша. Для того чтобы правильно организовать воспитание детей, воспитательница должна знать:
1)каково состояние здоровья и общее самочувствие каждого ребенка на данный день;
2) как развивается каждый ребенок группы и каково его поведение;
3) каковы индивидуальные особенности каждого ребенка;
4) каков оптимальный ход развития детей данного возраста (сопоставлять развитие и поведение детей своей группы с показателями оптимального развития).

Любое педагогическое или оздоровительное мероприятие может оказать положительное влияние только в том случае, если оно соответствует фактическому состоянию здоровья и развития детей. Например, только зная уровень развития речи каждого ребенка группы, можно правильно наметить план занятий по этому разделу. При этом условии удастся правильно определить конкретную цель занятия, подобрать необходимые пособия, наметить методику проведения этих занятий и, распределив детей на разные подгруппы, тем самым добиться положительного эффекта от занятия.

Нельзя также установить правильный режим для группы, если неизвестно физическое и психическое состояние каждого ребенка. Назначение того или иного комплекса гимнастических упражнений требует знания физического состояния ребенка и уровня развития его движений. Поэтому одним из обязательных условий правильной организации воспитания является хорошо организованный, повседневный контроль за состоянием здоровья и развитием детей.

Правильно проводимый контроль является одним из существенных условий обеспечения своевременного и полноценного развития детей, средством улучшения воспитательной и оздоровительной работы. Такой контроль позволит своевременно заметить задержку в развитии или какие-либо нарушения в поведении того или иного ребенка и своевременно устранить недостатки.

Так как у детей раннего возраста легко нарушается физическое состояние (легко заболевают при незначительных нарушениях в уходе, питании) и также часто изменяется состояние возбудимости их нервной системы, то в каждом детском учреждении необходимо организовать прежде всего тщательное и объективное наблюдение за текущим состоянием детей, т. е. организовать повседневный контроль за их здоровьем и состоянием нервной системы.

Объективными показателями, по которым можно судить о состоянии здоровья и возбудимости нервной системы детей на данный день, являются температура тела, состояние зева и кожи, характер стула, аппетит, сон, эмоциональное состояние и поведение ребенка в период бодрствования.

Ежедневно на утреннем приеме детей воспитательница наряду с измерением температуры, осмотром зева и кожи, выяснением характера стула у ребенка должна расспросить мать о том, как и сколько времени он спал дома, каков его аппетит, эмоциональное состояние.

40)Обзор конкретных методик психодиагностики детей раннего возраста. Возможности психодиагностики в выявлении отклонений в развитии детей данного возраста. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-манипулятивная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия манипулятивных действий ребенка от орудийных действий высших приматов. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста (Ф.И.Фрадкина).

Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д.Боулби. Модели привязанности (М.Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д.Боулби).

Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве.

Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С.Выготский, И.Х.Швачкин). Формирование первичной понятийной базы.

Основные закономерности развития речи ребенка (В.Штерн, Ж.Пиаже, Н.Хомский, Д.Брунер, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Особенности развития понимания речи. Периоды развития речи - переходный и основной. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Развитие форм и функций речи в раннем возрасте.

Развитие памяти в раннем детстве.

Особенности развития эмоций и высших чувств.

Становление самопознания и формирование образа «Я». Переход от «полевого» к волевому поведению (К.Левин).

Принципы и технологии фасилитации психического развития в раннем возрасте. Основные правила фасилитирующего поведения взрослых.(баланса запретов и разрешений, «здесь и сейчас», ценностной эквивалентности, опережающего сенсорного воздействия).
^ Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста

a) методики диагностики развития бытовой, трудовой, игровой и др. видов деятельности;

Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности Анализ данных проводится по схеме:

Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата. Анализируются причины недостижения цели.

Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать и не расстроиться, если не получилось) и непосредственные желания (за ниматься, когда хочется играть, не выкрикивать ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).

Какие волевые качества сформированы у ребенка:

¾дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования (выполняет сразу охотно и точно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет, появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

¾самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет);

¾настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий;

¾как реагирует на препятствия в деятельности;

¾организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

¾инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированные волевые качества и привычки. Отмечается аккуратность ребенка при выполнении заданий и во внешнем виде (аккуратно ли он одет, опрятно ли выглядит, стремится ли сохранить аккуратную внешность и одежду).

b) методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;

Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:Как тебя зовут?Сколько тебе лет?Как зовут твоих родителей?Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь?Каких ты знаешь домашних животных? А диких?В какое время года на деревьях появляются листья?Что остается на земле после дождя?Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов: По результатам беседы заполняется п. 3 протокола. Ребенок получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. В пп. 1-4 верным считается правильный ответ в том числе, когда называются и уменьшительные имена и названия; в п. 5 - верно названы не менее 2 диких и домашних животных; в п. 6 — «весной», «когда зима кончилась» и т.п.; в п. 7 - «лужн», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.; в п. 8 «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.

Итоговый уровень оценки определяется на основе суммирования всех баллов: 7 - 8 - высокий уровень; 5-6 баллов - средний; А и менее - низкий.

c) методики диагностики речевого развития;

Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования. Данные заносятся в п. 4 протокола, в котором указывается имеющиеся нарушения звукопроизношения. В случае необходимости ребенок направляется на консультацию к логопеду.Оценка идет по ходу наблюдения за речью ребенка в процессе обследования. Речь ребенка 6-7 лет должна быть связной, грамотной, эмоционально-насыщенной. К этому возрасту ребенок должен начинать наряду с простыми употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Методика. «Назови слова». Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

Методика «Расскажи по картинке». Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

d) методики диагностики личностного развития ребенка;

Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.В распоряжении детского психодиагноста остаются или специальные детские варианты проективных тестов наподобие описываемых далее методик для изучения мотива достижения успеха и тревожности, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям-дошкольникам выступают взрослые люди, лично хорошо знающие данного ребенка. Только таким образом мы можем судить о качествах личности ребенка, которые им самим не осознаются и сами еще находятся в процессе развития.

Первая методика предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.

Методика «Запомни и воспроизведи рисунок». Методика «Выбери нужное лицо — тест детской тревожности». Методика «Какой Я?». Методы изучения межличностных отношений. Методики: «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», «Выбор в действии». Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников. Индивидуальная карта психологического развития дошкольника. Итоговая оценка уровня психологического развития ребенка-дошкольника.

e) методики диагностики психологической адаптированости ребенка к дошкольному учреждению;

Метод психолого-педагогической оценки уровня школьной зрелости ребенка и позволяет с достаточно высокой степенью достоверности оценить возможность овладения ребенком современной школьной программы. В процессе исследования определяется уровень развития основных психических процессов ребенка 6-7-летнего возраста и объем имеющихся у него знаний, необходимых для обучения в школе. Помимо этого, в процессе наблюдения за деятельностью дошкольника на диагностическом занятии и вне его, а также посредством использования специальных методических средств оценивается эмоциональная и социальная готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, предлагаемый комплекс затрагивает все основные компоненты школьной зрелости ребенка и может использоваться школьными психологами для работы с детьми, поступающими в 1-й класс общеобразовательной школы.

f) методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;

В процессе наблюдения психолог отмечает, насколько общителен ребенок, легко ли он идет на контакт, проявляет ли сам инициативу общения. Для более тонко диагностики социальной зрелости можно использовать методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.При анализе результатов обращают внимание не только на характер ответов, но и на мотивировку. Данные наблюдения, беседы и эксперимента сопоставляются, и делается вывод об уровне социальной зрелости ребенка.По результатам наблюдения определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций заинтересованность ребенка в выполнении задания и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.018 с.)