Экономическая и социальная политика СССР в годы перестройки, её результаты и последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая и социальная политика СССР в годы перестройки, её результаты и последствия.



 

 

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.). Он получил название «ускорения социально-экономического развития». Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса.

По вопросам ускорения научно-технического прогресса в июне 1985 г. было проведено в ЦК КПСС специальное совещание. Но вопрос о механизме реализации поставленных задач в те годы звучал достаточно робко и в общей форме.

Показательным для данного этапа реформ являлось проведение антиалкогольной кампании. Реализация данной идеи сулила политические дивиденды. Хотя в руководстве партии были представители, указывающие на бессмысленность данной кампании, указывая на бюджетные резоны, но сторонники борьбы против пьянства тоже опирались на экономические расчеты: сокращение потерь от пьянства на производстве должно было минимизировать потери бюджета от кампании. В реальной действительности негативные последствия антиалкогольной кампании намного превзошли ее плюсы.

Руководство страны серьезные намечало изменения в социальной области - в сфере образования, здравоохранения, системе социального обеспечения и заработной платы, в сфере жилищного строительства. Направленные на это решения, по мнению современных авторов, породили «революцию ожиданий», сыгравшую позднее злую шутку с инициаторами апрельского курса, когда большая часть обещаний оказалась невыполненной.

Но данные решения были инициированы под давлением ожиданий, идея ускорения, собственно, принята была для решения проблемы повышения благосостояния народа, обеспечения быстрого прогресса в данном направлении.

Намечалось осуществить ряд мер по повышению заработной платы. Была принята Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. Программа «Жилье» предусматривала обеспечение квартирами каждой семьи к 2000 г.

Комплексная программа экономических преобразований в стране была разработана на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Основным результатом июньского Пленума стало принятие Закона о государственном предприятии и «пакета» из 11 совместных постановлений ЦК и Совмина СССР, конкретизирующих закон. Законом изменялось соотношение прав министерств и предприятий, союзных и республиканских органов власти. Введением «государственного заказа», охватывающего лишь часть производимой предприятиями продукции, предполагался их постепенный перевод в рыночный режим работы.

На предприятиях предусматривалось избрание руководителей, а также советов трудовых коллективов (СТК). Планировалось расширение прав предприятий в определении зарплаты и выборе ассортимента выпускаемой продукции.

Очень «рыночной» была статья 23 Закона, допускающая возможность прекращения деятельности убыточного предприятия.

Результаты действия Закона были далеки от ожидаемых. Введение элементов рыночного регулирования хозяйственных отношений тормозило отсутствие рыночной инфраструктуры (бирж, посреднических контор и пр.).

Это осложняло реализацию изготовленных изделий. Предприятия стали восстанавливать прямые, чаще бартерные, отношения, что было шагом назад не только в плане продвижения к проектируемому рынку, но и в сравнении с социалистической экономикой.

Выборность директоров также не оправдала себя, часто приводила к выдвижению не лучших профессионалов.

Многие предприятия спешно поднимали зарплату работникам, повышали цены на свои изделия, сокращали выпуск дешевого ассортимента. Практически не работала статья Закона о банкротстве убыточных предприятий, действие которой могло привести к взрыву безработицы.

К такому повороту событий государство не было готово ни в экономическом, ни в социально-политическом плане. Неоднозначной оказалась и кооперативная политика.

В 1987-1988 гг. был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу. Но развитие кооперативного движения вызывало настороженное отношение. Закон о коперации легализовал теневой бизнес, создал условия для «отмывания» криминальных денег. С принятием этого закона специалисты связывают быстрый рост рэкета.

Предпринимаемые меры, направленные на улучшение экономической ситуации, ее только усугубили, особенно на потребительском рынке. Увеличение денежной массы, не обеспеченной товарами, привело к увеличению спроса и развалу потребительского рынка. Изменение системы цен могло бы предотвратить нежелательное развитие событий, но на это руководство страны пойти не решилось.

 

Демократизация общества в годы перестройки, реформа политической системы и её итоги.

К 1987 г. концепция реформирования советского общества получила дальнейшее развитие. Принципиально новым было то, что на данном этапе основное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы, которые в конечном итоге должны были дать мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества.

1987 г. стал переломным, поэтому многие исследователи начало горбачевской перестройки связывают с данным периодом.

Исходный импульс реформе политической системы страны был дан на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, на котором были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества», совершенствования избирательной системы, выборов руководителей различных рангов на альтернативной основе, необходимости разработки правовых актов, гарантирующих гласность.

Провозглашение политики гласности ускорило все социально-политические процессы в обществе, породило плюрализм мнений относительно реконструкции общества. Ее активное освоение привело к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. В печати развернулась критика не только отдельных сторон советской действительности, но социализма в целом.

Гласность завоевывала все новые и новые сферы, управлять ею становилось все труднее.

Переломным рубежом в политической жизни страны стала XIX партийная конференция (1988 г.), на которой достаточно откровенно обсуждался вопрос о политической реформе общества и которая выявила разногласия по вопросам ее осуществления.

На конференции был провозглашен курс на создание правового государства, образование постоянно действующего и реально функционирующего парламента (в советской форме), способного контролировать деятельность правительства, намечалась радикальная демократизация выборов партийных и советских органов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, разрешалось свободное развитие общественных организаций.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции были учреждены новые высшие органы законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и избранный из делегатов съезда Верховный Совет. Проводившиеся в марте 1989 г. выборы народных депутатов проходили по новому избирательному закону, позволившему представить в депутатском корпусе практически все группы и слои населения, в результате был сформирован первый в истории страны профессионально работающий парламент - Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М. С. Горбачев.

Причины распада СССР.

12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др.). Россия не могла оставаться с стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.

Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы – правительственная (Н.И. Рыжков) и программа «500 дней» (С. Шаталин – Г. Явлинский), за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа «500 дней» была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.

Переход России к рынку (октябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и республик, «война законов» переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров – Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин.

Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.

 

51. Экономические преобразования в России в 90-е гг.

Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту Ю. Н. Ельцину широкие полномочия для проведения в стране экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики. В конце 1991 г. правительство, возглавляемое Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования.

Важное место в программе занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения по сравнению к уровню жизни 1980-1990-х гг. почти на 50%. Уже к весне 1992 г. такой шаг российского руководства вызвал мощный социальный взрыв.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. Напротив, в стране начался резкий спад производства.

В декабре 1992 г. Е. Т. Гайдар был снят с поста премьер-министра. Новым главой правительства был назначен В. С. Черномырдин. Правительство В. С. Черномырдина заявило о поддержке курса реформ, но обещало внести в него «определенные коррективы». Кабинет В. С. Черномырдина подвергся реорганизации.

К осени 1997 г. Россия вступила в очередной этап реформирования. Символом стабилизации, по замыслу новых реформаторов, должна была стать деноминация рубля - единовременное повышение его покупательной способности в тысячу раз. Однако 17 августа 1998 г. правительство объявило дефолт, в результате которого разорились многие предприятия. Этот обвал привел к новому витку экономической и политической нестабильности, привел к обнищанию миллионов граждан. С целью стабилизации ситуации в стране с апреля 1998 г. по март 2000 г.

на должности Председателя правительства РФ сменились 5 человек: С. В. Кириенко, В. С. Черномырдин, Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин.

Смена лидеров правительства не меняла положения в стране. 31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин, не дожидаясь истечения срока президентских полномочий, подал в отставку. Одной из причин такого решения было резко ухудшившееся состояние здоровья, но главное - тупиковая ситуация, в которой оказалась страна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.154.197 (0.013 с.)