Партии и организации консервативно-охранительного направления в России в нач. XX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партии и организации консервативно-охранительного направления в России в нач. XX в.



Партии и организации консервативно-охранительного направления выросли из помещичьих организаций, возникших на рубеже 19-20 веков. Вплоть до 1905 года консервативно-охранительные организации были похожы на клубы с социально-однородным составом, объединявшие идейных сторонников самодержавия,. Политические партии рассматривались в таких кружках как нечто чуждое России. Первая организация охранительного направления, преследующая политические цели, появилась в 1900 году в Петербурге – «Русское собрание». Его состав уже был разнообразным: знатные дворяне, крупные чиновники, военные, некоторые деятели искусства.

Она обозначила крайне правое, охранительное крыло. Образование политических партий в этом крыле происходило уже в условиях первой российской революции. Наиболее массовой политической организацией этого направления был «Союз русского народа», пользовавшийся поддержкой царя и придворных кругов.

Объединяющим фактором служила идея, выраженная знаменитой уваровской формулой «Православие, самодержавие, народность». Данная триада официальной политики приобрела в устах монархистов совершенно новое звучание. Власть монарха является незыблемой, а русская нардность понималась как державная: «Россия только для русских!». Только православие признавалось господствующей идеологией. Эти организации проповедовали великодержавный шовинизм, включая самую крайнюю реакционную форму – черносотенство, высказывались за жесткий автократический порядок (неограниченное самодержавие), вели яростную борьбу с любыми формами демократического движения. Социальная база – дворянство, государственная бюрократия, военные, часть интеллигенции, часть рабочих и крестьян, приверженные общинным идеалам и считавшие царизм идеалом общественного устройства.

Для проведения более решительных действий по поддержке и сохранению режима брались на вооружение такие методы борьбы, как погромы, провокации, политические убийства. С этой целью были созданы боевые дружины – «черные сотни».

Таким образом консервативно-охранительное направление было представлено такими партиями и организациями как «Союз русского народа» (политическая партия), Русский народный союз имени Михаила Архангела (ПП), Русская монархическая партия (ПП), «Совет Объединенного Дворянства» (общероссийская дворянская организация). Резкий рост образования организаций консервативно-охранительного направления приходится на период после опубликования Манифеста 17 октября.

Союз русского народа – крупнейшая всероссийская черносотенно-монархическая партия, принимавшая активное участие в политической жизни страны (1905 – 1917). Центральный печатный орган – газета «Русское знамя».

Две основные задачи существования: привлечение и объединение представителей различных социальных слоев под знаменем монархизма и создание боевых дружин для защиты порядка и законности. Социальный состав достаточно пестрый. В руководстве преобладали представители монархически настроенной интеллигенции, дворян-землевладельцев, духовенства, то среди рядовых членов было немало крестьян, мелкой буржуазии, рабочих.

К весне 1907 г. в него влилась большая часть правых организаций и групп. Ему содействовали правительственные лица, оказывал финансовую помощь Департамент полиции, покровительствовал ему сам Николай II. Лидеры этой организации заявляли, что она объединяет до 3 млн. человек, противники считали, что максимум — 10–20 тыс., в действительности — от 60 тыс. до 100 тыс. членов. К концу 1907 г. отделения этой организации действовали в 66 губерниях и областях.

Лидерами партии были чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел В. М. Пуришкевич, А. И. Дубровин — доктор медицины и курский помещик Н.Е. Марков. Дубровин стал председателем Главного совета — руководящего органа партии.

Раскол в партии привел к тому. Что ее лидеры (Марков, Пуришкевич, Волконский, Замысловский) старались отделиться от Главного совета и его председателя Дубровина, репутация которых была запятнана покровительством погромщикам. Главными причинами наметившегося раскола в руководстве CРН была борьба за власть в партии и неудавшиеся попытки создать чисто дворянскую партию.

Кризис в пратии привел к созданию независимого от CРН «Русского народного союза имени Михаила Архангела».

В 1907 году CРН объединился с «Союзом Русских людей» и «Русской монархической партией».

В конце января 1906 года СРН опубликовал свой Устав и Основоположения. Россия рассматривалась в качестве аграрной страны, проводилась идея ее ограждения от мировой капиталистической системы.

Будущее России связывалось с обязательным сохранением русского самодержавия, православия и народности, учреждением ГД, порядка и законности. Изменение действующего строя должно совершаться лишь путем учреждения ГД как органа связи между волею царя и правосознанием народа. Под изменением строя понималось изменение того министерского, бюрократического строя, который присвоил себе часть прав самодержавной власти и привел страну к революционным потрясениям. В своих правах Дума была ограничена правом непосредственного доклада царю, правом запроса министрам и фактического контроля за их деятельностью.

Часть программы – великодержавный шовинизм. Интересы нерусских наций принимаются в расчет в том случае, если они не противоречат интересам господствующей нации. Нерусские нации: финны, поляки, кавказские народы, особенно – евреи. Разрешалось допускать в ГД евреев в числе не более трех для доклада о частных нуждах еврейского народа. СРН оказывал поддержку конкретным целям сионистских организаций, в частности, была поддержана идея выселения евреев из России и образования ими независимого государства в Палестине.

Аграрный вопрос: «никакие меры, направленные на улучшение быта крестьян не должны нарушать неприкосновенности земельной собственности». Решение проблемы малоземелья крестьян – переселенческая политика, увеличение кредита крестьянам. Ликвидация общины – крестьянство должно само решить это вопрос. Рабочий вопрос ограничивался требованиями сокращения по возможности рабочего дня, введения государственного страхования, упорядочения условий труда, регулирования законом отношений между рабочими и работодателями.

Русский народный союз имени Михаила Архангела.

Всероссийская черносотенно-монархическая партия (1908 – 1913 годы). Органом был еженедельный журнал «Прямой путь». Возник в результате политического и организационного кризиса в СРН.СМА с начала 1908 года – самостоятельная организация. Первый руководитель - И.И. Восторгов, затем его председателем был избран В.М. Пуришкевич (до февраля 1914 года). Основной руководящий орган – Главная Палата из 14 членов, избираемая на съездах на 3 года, находилась в Петербурге. СМА имел местные палаты в Москве, Одессе, Киеве. Устав СМА утвержден 11 марта 1908 года, он признавал факт существования законодательных учреждений. Кроме того СМА отмежевался от СHP, от его уголовно-погромного направления деятельности. Это главные отличия СМА от СНР. По иным вопросам: рабочему, земельному, народного образования, суда, печати – программы СМА и CHP совпадали.

1). СМА отстаивал уваровский лозунг;

2). Цель – поддержка царской власти;

3). Защищали привилегии дворянства;

4). Вели беспощадную борьбу с рабочим движением;

5). Организовывали убийства прогрессивных деятелей и массовые еврейские погромы;

6). Признавал необходимость ГД, поддерживал аграрную политику Столыпина.

СМА признал существование капитализма в России и соответственно рабочий класс как самостоятельный. Ради массовой опоры начали создаваться черносотенные профсоюзы, отделы на ряде предприятий, велась пропаганда. Черносотенная агитация имела определенный успех среди недавних выходцев из деревни, сезонных рабочих, грузчиков, на малых предприятиях, в артелях. Пролетариат оказался наименее податливым черносотенной пропаганде.

Среди крестьян пропаганда не удалась. Потерпела крах попытка внедриться в студенческую среду.

СМА критиковал внешнеполитический курс правительства России, в основе которого лежало лавирование между интересами помещиков, тяготевших к развитию и упрочению союза с Германией, и крупной буржуазией, заинтересованной в англо-русском и франко-русском союзе.

Русская монархическая организация.

Одна из ведущих политических организаций данного направления. По целям, задачам и характеру деятельности РМП близка СРН («Московские ведомости», «Русский вестник».

Лидер Владимир Андреевич Грингмут (в руководстве – Долгоруков, Розен, Геника, Тихомиров).

Соц.сотав. На начальном этапе – дворянский корпоративный характер. Со временем стал разнородным: вступали представители консервативной интеллигенции, дворянства, помещиков. Среди рядовых членов были представители мелкой городской буржуазии, монархически настроенных рабочих и крестьян.

РМП выступала

* за защиту неограниченной самодержавной власти, за сохранение привилегий дворянства и православной церкви;

* против созыва ГД;

* поддержка официального курса борьбы с революционным движением.

Широко использовали агитационно-просветительскую работу, широко используя различные обществ.организации.

Объединялась с СРН и др. черносотенными организациями.

Высший орган – центральное бюро (координирующая и руководящая роль), важнейшее условие деятельности – идейное единство. В составе центр. бюро и во главе местных отделов – дворяне-землевладельцы. Устав требовал для вступления письменного заявления о согласии с программой и готовности содействовать ее осуществлению.

Апрель 1905 – в газете «МВ» отдельной брошюрой опубликованы Программа (15 разделов) и Устав. В основе – требование укрепления монарх. самодержав. власти. Задача партии – защита авторитета государственной власти. Время для реформ не пришло.

Крайне против представительных учреждений и какого-либо ограничения самодержавной власти Думой. Против любого выборного учреждения. Лишь за минимальную реорганизациб Госсовета. Куда по выбору государя назначались бы «выдающиеся по дарованиям, жизненному опыту и преданности самодержавию люди»; Госсовет не должен был ограничивать своими решениями государя.

Залог укрепления самодержавной власти – единая православная церковь.

Требования сохранения единой и целостной великой Российской империи, «свободного развития русской национальной и культурной идеи». Интересы других, если совпадали и не имели политического значения.

Евреи – запрещалось состоять на госслужбе и тем более быть в партии.

Социальная программа – формула «поднятие народного благосостояния». Цель – укрепление в массах идеи возможного разрешения резких соц. и экон. Противоречий, идеи подъема благосостояния за счет самодержавия. Пути достижения цели – совершенствование рабочего и крестьянского законодательства, развитие народного образования, изменение налоговой системы с целью защиты малоимущих, развитие мелкого и среднего предпринимательства.

Аграрный вопрос: ряд требований за улучшение крестьянского быта, поднятие с/х культуры, правильную организацию сельского кредита и т.д. Главное – это неприкосновенность имущественного права! Малоземелье – переселенческая политика, улучшение системы мелкого кредита.

Февральская буржуазная революция, отречение Николая II от власти вызвали распад монархических организаций. После октябрьской революции 1917 года наиболее активные деятели правых партий принимали участие в белом движении, другие оказались в эмиграции. Монархические организации оказались вне политической борьбы за власть.

 

19. Либеральные партии России (кадеты, «Союз 17 октября»). С середины 90-х годов XIX века наблюдалось значительное оживление буржуазного либерального движения. В 1899 году в Москве возникла полулегальная организация «Беседа», численность которой не превышала 50—60 человек. Первым крупным шагом в деле программного и организационного оформления либерализма как политической партии в общенациональном масштабе явилось основание журнала «Освобождение». Журнал выходил, с июля 1902 года по октябрь 1905 года тиражом 9—10 тысяч экземпляров (Струве). Либеральное движение было представлено ещё несколькими организациями. Ведущими были «Союз земцев-конституционалистов» (И. И. Петрункевича) и «Союз освобождения» П. Б. Струве.

Издание Манифеста 17 октября 1905 г. активизировало поляризацию сил в либеральной среде.

Конституционно-демократическая партия (в январе 1906 г. к основному названию было добавлено: партия народной свободы) организационно оформилась в октябре 1905 г. Лидеры: П. Н. Милюков, А. И. Шингарев, В. Д. Набоков и др. Печатные органы: газ. «Речь», журнал «Вестник партии народной свободы».

Партия октябристов (полное название "Союз 17 октября") была создана в ноябре 1905 г. Лидеры: А. И. Гучков, П. Л. Корф, М. В. Родзянко, Н. А. Хомяков, Д. Н. Шипов и др. Газеты «Слово», «Голос Москвы» и др., всего св. 50.

Общая численность каждой из этих двух крупных общероссийских либеральных партий изначально не превышала 60-70 тыс. человек. Что же касается других партий либерального толка, то они были малочисленны (численность партии демократических реформ и партии мирного обновления соответственно не превышала 2 тыс. человек).

Несмотря на схожесть социальной природы, между кадетами и октябристами имели место существенные разногласия по проблеме выбора пути модернизации России. Октябристы были убеждены в том, что оба господствующих класса, (и крупные помещики, и крупная буржуазия) в равной степени заинтересованы в модернизации всей системы социально-экономических и политических отношений. Причем эта модернизация, по их мнению, должна была протекать медленными темпами, не затрагивая основ экономического господства крупных помещиков и крупной торгово-промышленной буржуазии.

В свою очередь, кадеты, предлагали более радикальный вариант модернизации страны. Суть его сводилась к преобразованию России в цивилизованное демократическое государство, созданию условий для гармонического развития личности и нормального (без катаклизмов) функционирования гражданского общества.

Политическим идеалом кадетов являлось установление в стране конституционно-парламентарного режима, основанного на четком разделении трех ветвей власти. Законодательная власть принадлежала и осуществлялась монархом и двухпалатным народным представительством, избранным на основе всеобщего избирательного права. Исполнительная власть передавалась ответственному думскому министерству. Радикальному реформированию подлежала вся система органов местного управления и самоуправления. Все российские граждане независимо от пола, национальности и вероисповедания получали равные политические права, закрепляемые в конституции и охраняемые независимой судебной властью. Что касается октябристов, то их политическая программа носила консервативный характер. Они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии, были противниками парламентаризма, выступали за сохранение имущественного и образовательного цензов, а также ценза оседлости для выборов в Государственную думу, органы местного самоуправления и местный суд.

Большое внимание в программах кадетов и октябристов уделялось социальным проблемам, прежде всего наиболее острому для России аграрному вопросу. При этом общим для либеральных партий было стремление во что бы то ни стало максимально сохранить хозяйство капиталистического типа. Так октябристы основной акцент делали не на увеличение крестьянского землевладения за счет принудительного отчуждения помещичьей земли, а прежде всего на уравнении крестьян в гражданских правах с другими сословиями, на ликвидации архаичной системы земледелия, повышении производительности труда. Программа октябристов, по существу, совпадала со столыпинской аграрной программой(разрушение крестьянской общины). В свою очередь, кадеты считали, что без частичного принудительного отчуждения помещичьей земли решить аграрный вопрос нельзя. Отчуждение помещичьей земли предполагалось провести за выкуп - наполовину за счет государства и наполовину за счет самих крестьян. Кадеты намеревались передать решение земельного вопроса в местные комитеты, состоящие на паритетных началах из представителей заинтересованных сторон: помещиков, крестьян и чиновников.

По мнению теоретиков либерализма, государство должно было выступить в роли регулятора отношений между промышленниками и наемными рабочими. В конституции и специальном рабочем законодательстве должно было быть предусмотрено право рабочих и служащих на забастовки, создание профсоюзов, примирительных камер и арбитражных судов, кооперативов, страховых обществ и т.д.

Вместе с тем между кадетами и октябристами имели место некоторые расхождения по рабочему вопросу. Так, например, согласно октябристской программе, стачки запрещались на всех производствах, имевших "государственный и общественный характер": на железных дорогах, предприятиях оборонного значения, на коммунальном транспорте, в торговых предприятиях, аптеках и т.д. В отличие от кадетской программы, в которой фигурировало требование постепенного введения 8-часового рабочего дня, октябристы не спешили с сокращением рабочего дня для взрослых рабочих.

Будучи по своему миросозерцанию унитаристами, кадеты и октябристы не признавали право наций на политическое отделение от Российской империи, выступали против федеративного устройства государства. Однако между ними были и отличия. Так, кадеты в своей национальной программе требовали предоставления автономии Польше и Финляндии, прав культурно-национального самоопределения (использование родного языка в школе, высших учебных заведениях, суде и т.д.), а в отдельных, каждый раз особо санкционируемых представительной властью случаях - предоставления областной автономии. Октябристы были решительными противниками национальной автономии (за исключением Финляндии). По их мнению, предоставление личности гражданских и политических прав, распространение местного самоуправления на всю территорию России является вполне достаточным для защиты прав национальных меньшинств.

Если в политических и социальных разделах программ между кадетами и октябристами имелись различия, то в области экономических преобразований наблюдалось совпадение взглядов. Разрабатывая концепцию модернизации экономики, либеральные теоретики подчеркивали, что "подъем производительных сил есть в настоящее время подлинная национальная задача, национальная обязанность современных поколений, от которой зависит политическое и культурное будущее России". Развитие производительных сил, по их мнению, должно было способствовать реализации целого комплекса задач: превратить Россию в развитую индустриальную державу, ликвидировав тем самым ее экономическое отставание от передовых капиталистических стран; упрочить экономическую мощь и политическое влияние русской буржуазии; подвести прочный экономический фундамент под систему правового государства, под намечаемые социальные реформы, без проведения которых нельзя было достичь и политической стабильности.

 

20. Партии радикального толка: партия социалистов-революционеров (эсеров), РСДРП (б).

В XIX в. радикальными назывались партии, которые выступали за расширение избирательного права, за участие народных масс в политике, за гражданские права и за революционный приход к власти.

Российская социал-демократическая рабочая партия являлась самой "старой" и самой организационно зрелой партией России. Своей конечной целью социал-демократы ставили осуществление социалистической революции – установление диктатуры пролетариата, ликвидацию частной собственности на средства производства (программа-максимум). Ближайшей же задачей (программа-минимум) объявлялось осуществление буржуазно-демократической революции – свержение самодержавия, установление республики, введение гражданских свобод, 8-часового рабочего дня и прочее.

I съезд РСДРП состоялся еще в 1898 г., однако программные и уставные документы были приняты только на II съезде (1903 г.). В 1907 г. численность РСДРП составляла 167 тыс. человек. Кроме всего прочего, социал-демократы весьма четко представляли, интересы каких социальных групп они выражают.

Вместе с тем положение РСДРП еще со II съезда осложнялось расколом на радикальных "большевиков" (во главе с В. Лениным) и более умеренных "меньшевиков" (лидеры – Ю.Мартов, Ф.Дан, Г. Плеханов). Меньшевики считали движущей силой буржуазно-демократической революции буржуазию, рабочий класс – его союзником, а крестьянство определяли как в целом реакционную силу. Они также исходили из того, что после свержения самодержавия страна вступит в достаточно длительный период буржуазного развития, в ходе которого созреют предпосылки для осуществления социалистической революции. Большевики же считали движущей силой буржуазно-демократической революции пролетариат, а его ближайшим союзником – крестьянство, и выступали против любого сотрудничества с либералами, настаивая на необходимости сделать все для перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую. Между большевиками и меньшевиками имелись также разногласия по вопросу о способах достижения своих целей. Большевики считали наиболее действенным путь вооруженного восстания, к думской же деятельности они обратились только в период очевидного спада революции (выборы в I Думу в 1906 г. они, в отличие от меньшевиков, бойкотировали). Кроме того, большевики не брезговали таким способом пополнения партийной кассы, как "экспроприации ". С началом первой российской революции разногласия между двумя крыльями привели к фактическому расколу партии. В апреле 1905 г. большевики провели III съезд партии, а меньшевики – партийную конференцию. За 1907-10 гг. РСДРП потеряла около 90% своего состава, а ряд национальных организаций вовсе прекратил свое существование.

Таким образом, возникли две разные партии, каждая из которых имела прочные позиции в определенных слоях рабочего класса: меньшевики – среди наиболее квалифицированных рабочих (прообраз российской "рабочей аристократии"), большевики – в более широких рабочих массах, "пролетариате". Большевики во главе с В.Лениным выступали с позиций "пораженчества". Они выдвигали лозунг поражения в войне своего правительства и превращения войны "империалистической" в войну гражданскую.

Задачи РСДРП (б)были разделены на три группы: 1.политические требования (равное и всеобщее избирательное право, свобода слова, совести, печати, объединений, выборность

судей, отделение церкви от государства, полное равноправие всех граждан, независимо от национальности и право наций на самоопределение, уничтожение сословий);2.экономические требования рабочих (8-часовой рабочий день, целый ряд мероприятий по улучшению экономического, жилищного положения рабочих);3.требования по аграрному вопросу (отмена выкупных и оброчных платежей и возврат полученных по ним сумм, возвращение отрезков, отнятых у крестьян в ходе реформы 1861 года, учереждение крестьянских комитетов).

Апрельские тезисы В.И.Ленина:

1.Буржуазно-демократическая революция закончилась. Временное правительство не в состоянии решить задачи, отсюда лозунг большевиков:"Никакой поддержки временному правительству".

2.Курс на социалистическую революцию:"Вся власть Советам".добиться отставки правительства и Советы берут власть в свои руки. Возможность мирной революции, переход власти в руки рабочих. 3.Немедленная национализация земли, начало мирных договоров и заключение мира с Германией.

 

ЭСЕРЫ – члены российской Партии социалистов-революционеров. Партия сформировалась путем объединения народнических групп как левое крыло демократии в конце 1901– начале 1902.

Во второй половине 1890-х небольшие, преимущественно интеллигентские по составу народнические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Одессе. Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 – в «Союз эсеров». Организаторами выступили бывшие народники (М.Р.Гоц) и эстремистски настроенные студенты (Н.Д.Авксентьев, Б.В.Савинков и др.). В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия» объявила о создании партии. Учредительный съезд партии, утвердивший ее программу и устав, состоялся, однако, лишь через три года и проходил 29 декабря 1905 – 4 января 1906 в Иматре (Финляндия).

Одновременно с учреждением самой партии была создана ее Боевая организация (БО). Ее руководители – Г.А.Гершуни, Е.Ф.Азеф – выдвигали основной целью своей деятельности индивидуальный террор против высших государственных чиновников. Его жертвами в 1902–1905 стали министры внутренних дел (Д.С.Сипягин, В.К.Плеве), губернаторы (И.М.Оболенский, Н.М.Качура), а также вел. кн. Сергей Александрович.

В целом члены партии были сторонниками демократического социализма, который виделся им как общество хозяйственной и политической демократии. Их основные требования отразила Программа партии, составленная В.М.Черновым и принятая на Первом учредительном съезде партии. Как защитники интересов крестьянства эсеры требовали «социализации земли» (передачи ее во владение общин и установления уравнительно-трудового землепользования), отрицали социальное расслоение, не разделяли идеи установления диктатуры пролетариата, активно пропагандировавшейся в то время многими марксистами. Программа «социализации земли» должна была обеспечить мирный, эволюционный путь перехода к социализму. В Программе эсеровской партии содержались требования введения в России демократических прав и свобод – созыва Учредительного собрания, установления республики с автономией областей и общин на федеральным началах, введения всеобщего избирательного права и демократических свобод (слова, печати, совести, собраний, союзов, отделения церкви от государства, всеобщего бесплатного образования, уничтожения постоянной армии, введение 8-часового рабочего дня, социального страхования за счет государства и хозяев предприятий, организации профсоюзов.

Руководство партии социалистов-революционеров было возложено на Центральный комитет (ЦК). При ЦК действовали специальные комиссии: крестьянская, рабочая. военная, литературная и др. К началу революции 1905–1907 в России действовало свыше 40 эсеровских комитетов и групп, объединявших около 2,5 тыс. чел., преимущественно интеллигентов; более четверти состава составляли рабочие и крестьяне. Члены БО партии занимались доставкой в Россию оружия, создавали динамитные мастерские, организовывали боевые дружины. Издание Манифеста 17 октября 1905 руководство партии склонно было считать началом конституционного порядка, поэтому БО партии решено было распустить как. Вместе с другими левыми партиями эсеры соорганизовали Трудовую группу в составе депутатов I Государственной думы (1906), которая активно участвовала в разработке проектов, связанных с землепользованием.

В то время из партии выделилось левое крыло (создав «Союз социалистов-революционеров максималистов») и правое («народные социалисты» или «энесы»). При этом численность партии возросла в 1907 до 50–60 тыс. чел.; а количество рабочих и крестьян в ней дошло до 90%.

Однако отсутствие идейного единства стало одним из главных факторов, объясняющих организационную слабость эсеровской партии в обстановке политической реакции 1907–1910. Кризис партии усугублялся столыпинской аграрной реформой, укреплявшей в крестьянах чувство собственников и подрывавшей основы эсеровского аграрного социализма.

Вплоть до Февральской революции партия социалистов-революционеров находилась на нелегальном положении. 1914 год усилил идейные разногласия в партии и разделил эсеров на «интернационалистов» во главе с В.М.Черновым и М.А.Натансоном, выступавших за прекращение мировой войны, против аннексий и контрибуций, и «оборонцев» во главе с Н.Д.Авксентьевым, А.А.Аргуновым, И.И.Фондаминским, настаивавших на ведении войны до победного конца в составе Антанты.

После победы Февральской революции 1917 партия социалистов-революционеров стала полностью легальной, влиятельной, массовой, одной из правящих в стране. По темпам роста эсеры опережали другие политические партии: к лету 1917 их было около 1 млн. чел. В эсеровскую партию в тот год вступали целыми деревнями, полками и фабриками. Это были крестьяне, солдаты, рабочие, интеллигенция, мелкие чиновники и офицеры, студенты, имевшие слабые представления о теоретических установках партии, ее целях и задачах. Разброс взглядов был огромным – от большевистского-анархистских до меньшевистско-энесовских.

Внутренняя истории эсеровской партии в 1917 характеризуется складыванием в ней трех течений – правого, центристского и левого.

Правые эсеры (Е.Брешко-Брешковская, А.Керенский, Б.Савинков) считали, что вопрос о социалистическом переустройстве не стоит на повестке дня и потому полагали необходимым сосредоточиться на вопросах демократизации политического строя и форм собственности. Не согласные с ними левые эсеры (М.Спиридонова, Б.Камков,) полагали сложившуюся обстановку возможной для «прорыва к социализму», а потому выступали за немедленную передачу всей земли крестьянам. Они считали мировую революцию способной покончить с войной. Однако общий курс партии определяли центристы (В.Чернов и С.Л.Маслов).

Октябрьская революция 1917 осуществлялся при активном содействии левых эсеров. Благодаря коалиции с левыми эсерами, большевики смогли быстро утвердить новую власть в деревне: крестьяне поверили, что большевики и есть те самые «максималисты», которые одобряют их «черный передел» земли.

После разгона Учредительного собрания эсеры приняли решение отказаться от заговорщицкой тактики и вести открытую борьбу с большевизмом, последовательно отвоевывая массы, принимая участие в деятельности любых легальных

После окончания Гражданской войны партия эсеров оказалась на нелегальном положении; численность ее резко уменьшилась, большинство организаций распалось, многие члены ЦК были в тюрьмах. С арестом в 1925 последнего состава ЦБ эсеровской партии, она практически прекратила свое существование в России.

Что касается последователей анархизма, то в 1900-е гг. их число не превышало в России 5-7 тыс. человек. Среди них были анархисты-индивидуалисты, анархисты-коммунисты (сторонники П.А. Кропоткина) и анархисты-синдикалисты, вербовавшие себе сторонников среди студентов, интеллигентов, молодых рабочих, ремесленников, деклассированных элементов. Всех анархистов объединяло отрицание любых форм государственности, стремление освободить личность от всех форм политической, экономической и духовной зависимости посредством объединения в свободные и добровольные ассоциации граждан. Анархисты широко применяли террор, в том числе "безмотивный" (только за принадлежность к классу "паразитов-эксплуататоров"), а также экспроприации. Анархисты-синдикалисты считали профсоюзы высшей формой классовой организации пролетариата и основным рычагом его социального освобождения.

Анархо-синдикалисты сосредоточивали свои усилия на работе в профсоюзах, которые считали ячейками будущих производственных коммун. Анархистам было свойственно отрицание парламентаризма и пренебрежение к демократическим свободам. Применяли анархисты и т.н. "экономический индивидуальный террор", понимая под ним покушение на хозяев предприятий, мастеров и т.п. После поражения первой российской революции организации анархистов были практически полностью ликвидированы охранным отделением. Несколько оживилась их деятельность только в 1915-16 гг. Анархисты, так же как и прочие левые организации, пережили размежевание на "оборонцев" (сторонники П.Кропоткина) и "пораженцев", выступавших с позиций, близких к большевистским, и призывавших превратить войну "империалистическую" в "гражданскую войну против власти и капитала". Таким образом, российский социализм представлял собой в начале XX в. очень пеструю мозаику различных течений, которые находились в состоянии конфронтации не только с самодержавным режимом и буржуазией, но и между собой, расходуя на взаимные упреки, споры и "войну компроматов" неоправданно много сил и средств.

 

21. Лоббизм в Англии в XIX-XX вв. Термин «лобби» пришёл в английский язык из средневековой латыни и первоначально обозначал крытую площадку для прогулок, коридор. С 1553 года так стала называться прогулочная площадка в монастыре, а столетие спустя (40-е гг. XVII в.) – помещение для прогулок в палате общин в Англии. Переход чисто церковного слова в светско-парламентский обиход связан, с тем, что во времена образования английского парламента (XIII в.) было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества именно в здании церкви. (например, Westminster). Политический же оттенок это слово приобрело через два столетия, в США, когда им начали называть покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Уже в 1808 году слово «лобби» было впервые зафиксировано в протоколах Конгресса США десятого созыва. Достоверно известно, что традиции лоббизма уходят своими корнями в годы президентства У.С. Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу во время гражданской войны в США в 1861-1865 г. Вечерами 18-ый американский президент и его команда после «трудов праведных» имели привычку отдыхать в одной из гостиниц (Willard InterContinental Washington), точнее, в его вестибюле, который назывался «лобби». Там министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово – зачастую не бескорыстно, а за звонкую монету, - выполнить их. Остается сказать, что годы президентства Гранта ознаменовались огромным ростом коррупции, хищения государственных средств и спекуляции. Самым ранним зафиксированным случаем иностранного лоббизма считается наем в XIX веке российским правительством американского экс-сенатора для лоббирования покупки американским правительством Аляски.

Подходы к определению лоббизма.

Если заглянуть в англо-русский словарь, то там слово «lobby» трактуется как: «1. Прихожая, вестибюль; парламентские кулуары. 2. Обрабатывать членов парламента, конгресса с целью принятия того или иного закона».

Понятийный аппарат, относящийся к лоббистской деятельности, можно условно разбить на две группы: понятия, связанные с профессиональными лоббистами и лоббистской деятельностью, и понятия, относящиеся к непрофессиональным лоббистам.

Согласно краткому политическому словарю: «Лобби, лоббисты – система контор и агентств крупных монополий или организованных групп, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников, с целью принятия решений, получения правительственных заказов в интересах, представляемых ими организаций». В Политологическом словаре лоббизм понимается как «деятельность социальных групп, отстаивающих свои особые политические интересы, группы давления на органы законодательной и исполнительной власти (профсоюзы, деловые клубы, ассоциации и т.д.)». Показательно определение, выработанное Американской лигой лоббистов: «Лоббисты являются, прежде всего, экспертами в вопросах государственного управления. Кроме того, будучи основным звеном связи с творцами политических решений, они органически включены в планирование и реализацию соответствующих стратегий достижения политических целей».

Лоббизм в правовом смысле - это совокупность норм, регулирующих деятельность различных групп давления (граждан, ассоциаций бизнеса, профессиональных организаций и т.д.) по продвижению своих интересов в органах государственной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.066 с.)