Лоббизм во Франции в XIX-XX вв. Его специфика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лоббизм во Франции в XIX-XX вв. Его специфика.



21. Становление лоббистской деятельности в США. Уже более шестидесяти лет (с 1946 г.) в этой стране действует федеральный «Закон о регулировании лоббизма». Он, в частности, предусматривает, что лоббист-профессионал, отстаивающий интересы своих клиентов в Конгрессе и бюрократических ведомствах, должен иметь юридическое образование и опыт работы в федеральных органах власти. Положения закона распространяются на любое лицо (кроме политического комитета, а также штатных и местных комитетов политических партий), которое собирает (получает) денежные средства и иные ценности с целью прямого или косвенного воздействия на Конгресс в процессе принятия или отклонения им какого-либо законодательного акта. Закон предусматривает обязательную регистрацию лоббиста секретарем Сената или клерком Палаты представителей. При этом лоббист обязан под присягой представить в письменном виде заявление, в котором приводятся следующие данные: имя и адрес учреждения регистрируемого лица; имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает; сроки найма; сумма вознаграждения; сумма и цели выделенных на расходы средств.

Однако этот закон, по мнению американских специалистов, имел ряд существенных недостатков: неясность некоторых формулировок, противоречия в статьях, наличие лазеек, отсутствие надежного механизма реализации. Кроме того, этот закон не распространялся на непрямой лоббизм и на лоббирование исполнительных органов власти. Вот почему в декабре 1995 г. в США был принят новый федеральный «Закон о раскрытии лоббистской деятельности». В литературе в настоящее время различают так называемый прямой политический лоббизм (когда проводится целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа, для того чтобы добиться принятия вполне конкретного решения, отвечающего конкретным интересам), косвенный политический лоббизм (когда в целях оказания давления организуются кампании, в основном проходящие за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но зачастую без указания конкретного адресата), внутренний политический лоббизм (когда какая-либо группировка внутри соответствующего органа добивается различными путями принятия определенного решения).

Выделяют две основные модели лоббизма:

англосаксонскую (США, Канада и ряд других стран), которая предполагает обязательность государственной регистрации лоббистских организаций и определение допустимых рамок деятельности групп давления;

континентальную (например, Италия), при которой заинтересованные организации могут воздействовать на законодательный орган, официально участвуя в работе специально созданных совещательных структур.

Можно привести весьма широкий спектр форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности, давно и успешно применяемых за рубежом:

- сбор информации; - предоставление информации законодателям; - выступления на слушаниях в комитетах конгресса; - представление готовых законопроектов; - участие в разработке законопроектов; - информирование конгрессмена о том, какие последствия вызовет рассматриваемый законопроект в его избирательном округе; - неформальные контакты; - пропагандистские кампании; - кампании писем, телеграмм и телефонных звонков; - финансирование избирательных кампаний; - участие в ведении избирательных кампаний или предоставление персонала для участия в них; - воздействие на законодателя через влиятельных избирателей; - воздействие на законодателя через распространение в избирательном органе результатов его голосования; -совместное лоббирование несколькими организациями (коллективный лоббизм). Перечисленные и подобные методы применяются в основном по отношению к законодательным органам".

В частности, в США выделяют следующие формы лоббистской деятельности: 1) выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон; 2) составление проектов законов и предложение для внесения их на обсуждение парламента: 3)организация пропагандистских кампаний в пользу или против готовящегося решения и кампании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам) и т.п.

Для эффективной реализации целей лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все крупные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своем составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников, юристов и других специалистов, имеющих обширные связи, соответствующие способности и качества). Во-вторых, заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наемных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации, предпринимательские, профессиональные или общественные по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению.

Отраслевой и «этнический» лоббизм в США.

Этнический лоббизм считается наиболее опасной формой лоббизма в США. Наряду с ним идет и отраслевой лоббизм, который представлен такими гигантами как Американская Федерация Рабочих Синдикатов - Союз промышленных объединений (AFL - CIO), производители оружия "Мак Доннел Дуглас", "Дженерал Дэйнемикс", "Боинг", "Грумман" и такие, как " Дженерал Электрик", "Вестингауз", "Крайслер", " АТТ", табачные "Филипп Моррис", "Рейнолдс Тобако", фармацевтические империи.

В своей повседневной деятельности этнические лобби занимаются следующим. Во-первых, они поставляют информацию членам Конгресса и правительства (что, учитывая полную безграмотность многих из них в вопросах мировой истории и географии, по-видимому, очень ценится). Во-вторых, они принимают участие в разработке законопроектов и резолюций Конгресса, связанных с внешнеполитической деятельностью. В-третьих, они организуют PR и медийные кампании, направленные на целевую обработку общественного мнения США. Особое внимание, естественно, уделяется финансированию избирательных кампаний "своих" политиков. Ну а если кто-то, по мнению лобби, создает проблемы, то своевременную и "бескорыстную" поддержку окажут их конкурентам. Важно отметить, что отнюдь не все этнические группы, проживающие в США, создают свои политические лобби. Во-первых, иммигранты, прибывшие в Америку как политические беженцы (например, кубинцы), организуют этнические лобби чаще, чем иммигранты, перебравшиеся в Америку по "экономическим" причинам (как, например, итальянцы). Во-вторых, иммигранты из стран, конфликтующих со своими соседями (Израиль, Армения), лоббируют интересы "материнской" страны гораздо активнее, чем иммигранты, прибывшие из "благополучных" стран (Норвегия, Швеция, Германия). В-третьих, наиболее сильные политические лобби формируются экономически успешными этническими группами (евреи, армяне, индийцы, греки). В-четвертых, этнические лобби наиболее успешны в своей деятельности, когда преследуемые ими цели поддерживаются американскими политическими элитами. И наоборот, этнические лобби, как правило, не достигают своих целей, если считается, что эти цели идут в разрез с национальными интересами США

Отраслевое лобби – это группа давления, представляющая интересы определенной отрасли промышленности.

Примером отраслевого лобби в США является аграрное лобби. Охарактеризуем участников аграрного лобби в США, заинтересованных в воздействии на выработку современной внешнеторговой политики Америки. Прежде всего, отметим одну из старейших организаций – АФФБ (Американская федерация фермерских бюро), на повестке дня которой стоят следующие вопросы. Во-первых, официальная позиция этой федерации в отношении Дохийского раунда (Дохийский раунд должен был отрегулировать торговые взаимоотношения стран-членов ВТО. Как предполагалось, развивающиеся страны должны были снизить таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые обязались уменьшить объемы субсидирования сельского хозяйства. Все эти условия в совокупности должны были предоставить равные конкурентные возможности для всех стран-членов ВТО) заключается в том, что необходим баланс между снижением субсидий развитыми странами и открытием рынков развивающимися странами. Кроме того, эта организация выступает против специальных переговоров по хлопку, этот товар должен рассматриваться наряду с другими. Основной задачей АФФБ считает улучшение экспортных возможностей для американского сельского хозяйства. Во-вторых, ратификация в 2011 г. конгрессом США соглашения о свободной торговле с Южной Кореей приведет к увеличению сельскохозяйственного экспорта на 1,9 млрд. долл. в год, тогда как аналогичные договоры с Колумбией и Панамой – на 370 и 46 млн. долл. в год соответственно. В 1999–2011 гг. на продвижение этих и других целей данная федерация потратила более 90 млн. долл.

Несколько слов об отраслевых заинтересованных группах в сельском хозяйстве. Американский сахарный альянс (АСА) – это одно из самых могущественных специализированных объединений фермеров, созданное в 1983 г. В отношении Дохийского раунда переговоров эта организация констатирует «состояние паралича» и отмечает, что акцент будет перенесен на заключение региональных торговых соглашений, при разработке которых интересы американских производителей сахара должны быть учтены. В ответ Дэйв Миллер, старший переговорщик иностранной сельскохозяйственной службы министерства по сельскому хозяйству США, заявлял, что администрация США понимает важность этой сферы и планирует всеми средствами защищать интересы американских фермеров. В 1999–2011 гг. альянс потратил на представительство своих интересов в органах государственной власти США более 20 млн. долл.

Национальный хлопковый совет Америки (НХСА), основанный еще в 1938 г., также представляет собой крайне влиятельную силу в Вашингтоне и в ходе переговоров по Дохийскому раунду не раз высказывал свою поизицию. С 1999 г. по 2011 г. НХСА израсходовал на лоббизм в Вашингтоне более 5 млн. долларов.

Среди объединений бизнеса следует отметить Торговую палату США, которая призывает участников переговоров достичь компромисса, который будет включать как сокращение субсидирования аграрного сектора, так и мер по снятию нетарифных барьеров.

Аграрное лобби Америки проявляет повышенную активность при отстаивании своей позиции в ВТО. Дело в том, что в 2008 г. доля сельскохозяйственного сектора в американском экспорте не превышала 5%, тогда как доля его лоббистов, среди всех указавших Дохийский раунд в качестве предмета лоббистской деятельности, составила 32%.

Аграрное лобби в США претерпело существенную трансформацию за последнее столетие. С Новым курсом Ф. Рузвельта, когда появилось понимание необходимости государственного регулирования экономики, фермеры начали использовать федеральный бюджет США как механизм защиты от колебаний рынка, отплачивая политикам соответствующим голосованием на выборах. С 1950-х гг., с уменьшением доли сельского населения, развитием отдельных отраслей сельского хозяйства, увеличением экспортных возможностей благодаря ГАТТ (впоследствии ВТО), аграрное лобби фрагментировалось. АФФБ потеряло былое могущество, а объединения производителей отдельных видов товаров наоборот усилились, более того, для многих из них значение государственных субсидий постепенно снижается, а роль экспорта возрастает.

А ктивно воздействуют на политическую обстановку предпринимательские организации в Германии. К их числу можно отнести Федеральный союз германской промышленности, а также отраслевые предпринимательские организации (в военной, автомобилестроительной, химической промышленности). Крупная предпринимательская организация возникла в 1972 г. в США под названием «Круглый стол» бизнеса страны. Почти три тысячи деловых ассоциаций имеют свои штаб-квартиры в Вашингтоне. Две наиболее значительные организации для многих отраслей бизнеса это коммерческая палата США и Национальная ассоциация производителей. Американский нефтяной институт представляет интересы крупных нефтяных компаний. Интересы фермеров защищает Американская федерация фермерских бюро, основанная в 1919 году.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.009 с.)