Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и виды лоббизма в СССР.

Поиск

26. Выборы в средневековой Англии. Статус депутата в ХIV – ХV вв. К концу 14 века членство в палате общин стало восприниматься потенциальными парламентариями не как обуза, а как привилегия. Избиратели считали парламент способным реально защищать их интересы. Соответственно и членство в нижней палате было выгодно и престижно.

С ростом значимости палаты общин росло и внимание к ней знати, стремившейся добиваться своих целей в парламенте не столько своим личным участием, сколько проведением своих ставленников на выборах. Этим во многом объясняется напряженная ситуация на выборах, беспорядки и злоупотребления.

Другой силой, оказывающей давление на выборы депутатов, была королевская власть. Она могла реально влиять на состав будущей палаты общин. Выборами на местах руководили представители местной администрации: шерифы в городах и бейлифы в городах. По протекции короны парламентариями короны часто становились чиновники различных ведомств.

Процедура выборов в графствах.

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее открытия, и начиналась с писем-приказов, рассылавшихся из королевской канцелярии шерифам графств. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов. За выборы отвечал шериф, а проводились они в собраниях графств.

Средневековая Англия, таким образом, мела прочную систему органов местного управления и самоуправления.

Большинство в собраниях графств составляли средние и мелкие феодалы и зажиточное крестьянство. Главная роль на выборах принадлежала шерифам.

Процедура выборов в городах.

Все английские города, имевшие право на парламентское представительство можно разделить на четыре группы:

1). Небольшие города, не посылавшие собственных депутатов, а посылавшие делегатов на собрание графств. В английском парламенте представители городов не составляли отдельной палаты. В парламентских документах депутаты палаты общин обозначались как «рыцари графств и горожане сити и бургов».

В то же время представители графств в парламенте находились в гораздо более выигрышном положении, чем горожане. Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не горожане, а сельские землевладельцы. Отчасти такое положение объясняется большими возможностями магнатов влиять на выборы именно в городах, где не было сильной купеческой верхушки. Но сами горожане стремились получить депутата, имеющего влиятельных покровителей и способного отстаивать интересы своих избирателей.

Распорядителями процедуры выборов были бейлифы, а также члены городского самоуправления – олдермены. Выборы проводились на собрании городской общины. После выборов предписания с включенными в них именами новых депутатов возвращались в королевскую канцелярию через шерифа соответствующего графства.

 

В XIII – ХVI вв. в Западной Европе возникают сословно-представительные учреждения и соответственно совершенствуются избирательные процедуры. Господствующей формой государственного устройства становится сословная монархия, которая пришла на смену феодальной раздробленности, появляется необходимость надежной социальной базы, которой стали относительно широкие слои населения, организованные в сословия. Сословия имели общественно значимые интересы, которые выражались через сословно-представительные органы.

Во второй половине XIII в. возникает английский парламент.

Появление сословных органов способствовало изменению выборной практики. Она теряет свою локальность и постепенно становится неотъемлемым элементом государственной и общественной жизни.

В 1265 г. в Англии в разгар конфликта оппозиции с королем было созвано собрание, на которое, помимо знати, приглашались по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Так родился английский парламент. Упорядоченные парламентские сессии начались с 1295 г. когда королем Эдуардом I был созван "Образцовый парламент". С этого времени он обособился от королевских советов, приобрел особый статус и полномочия, разделился на две палаты верхнюю (палата лордов) и нижнюю (палата общин) Возникает должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и который представлял палату на переговорах с лордами и королем.

В ХIV – ХV вв. складывается представление и о статусе депутата, которое включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность (охрана жизни и имущества, свобода от ареста). За первые столетия существования парламента система выборов в палату общин была унифицирована и представляла собой систему выборов в графствах и городах. В графствах выборы проводились в собраниях графств (орган местного управления). Большинство в собраниях составляли средние и мелкие феодалы и зажиточное крестьянство. Общее число избирателей составляло, примерно, 16,5 тысяч человек. Помимо имущественного ценза, устанавливалась обязательность постоянного проживания избирателя в соответствующем графстве. Голосовали поднятием рук, решение принималось простым большинством.

Похожими были выборы и в городах, хотя имелись и свои особенности.

В середине ХV в. в парламенте было представлено более ста городов, а число избирателей превышало 100 тысяч, что на порядок выше, чем в графствах. Процедура выборов зависела от местных традиций. Выборы проводились, как правило, на собрании городской общины. После выборов предписания с включенными в них именами новых депутатов возвращались в королевскую канцелярию.

 

27. Избирательное право в Западной Европе в 19 в. Система цензов общее и особенное. Законодательство Великой Французской революции (1789-1884) имело огромное значение для формирования избирательных систем Нового времени. Основные права личности стали достоянием всего человечества.

В организации государственной власти произошли изменения, положившие начало формированию современных избирательных систем на основе разделения властей, выборов законодательных и судебных органов.

На этой основе на протяжении 19 века в Европе активно проводились реформы избирательного законодательства. Реформы затронули всю сферу избирательного права.

Во-первых, отменялись избирательные цензы, в том числе и имущественный, то есть выборы становятся всеобщими.

Во-вторых, выборы становятся прямыми. Институт выборщиков отменяется во Франции, Германии. Во второй половине XIX века Франция, Великобритания, Германия ввели систему избирательных округов, основанную на численности населения. Упорядочивается важная часть избирательного процесса – процедура составления списков избирателей. Списки избирателей становятся постоянными.

В-третьих, сформировалось две основные выборные системы, которые применяются до сих пор: мажоритарная и пропорциональная.

В-четвертых, голосование становится тайным. Избирательные урны вскрываются в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов. Вводится единый образец избирательного бюллетеня.

Во Франции активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими правами. К избирателям применяется требование ценза оседлости (не менее 6 месяцев). Избирательная правоспособность французских граждан устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, установленным Законом.

Это означает, что каждый избиратель должен зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Однако, это право, а не обязанность избирателя.

Законодательство Великой Французской революции (1789 – 84 гг.) имело огромное значение для формирования избирательных систем нового времени. Основные права личности, впервые сформулированные в "Декларации прав человека и гражданина", стали достоянием всего человечества. В организации государственной власти произошли изменения, положившие начало формированию современных избирательных систем на основе разделения властей, выборов законодательных и судебных органов. На этой основе на протяжении XIX в. в Европе активно проводились реформы избирательного законодательства. Реформы затронули всю сферу избирательного права. Во-первых, отменялись избирательные цензы, в том числе и имущественный, т.е. выборы становятся всеобщими. Во-вторых, выборы становятся прямыми. В Англии выборы парламента всегда были прямыми. Институт выборщиков отменяется во Франции, Германии, Бельгии и других государствах. Во второй половине XIX в. страны с наиболее передовым избирательным законодательством (Франция, Великобритания, Германия) ввели систему избирательных округов, основанную на численности населения. Упорядочивается важная часть избирательного процесса – процедура составления списков избирателей. Списки избирателей становятся постоянными. В-третьих, сформировались две основные выборные системы, которые применяются до сих пор: мажоритарные и пропорциональные. В-четвертых, голосование становится тайным. Избирательные урны вскрываются в присутствии наблюдателей представляющих кандидатов. Вводится единый образец избирательного бюллетеня. Можно говорить о том, что большинство современных избирательных процедур во многом было сформировано в XIX в. Обновленное избирательное законодательство стало одним из основных гарантов реализации гражданских прав и свобод человека.

 

28. Выборы в институты городского самоуправления в средневековых городах западной Европы. 1). В X – XIII вв. выборы и избирательные процедуры в Западной Европе получают значительный им пульс к развитию. Это было связано с возникновением средневековых городов и новой организацией власти. Массовое возникновение городов пришлось на IX – XI вв. и связано было с ростом производи тельных сил. Крупнейшими городами были Аугсбург, Болонья, Гамбург, Лондон, Неаполь и другие. В них проживало от 50 до 100 и более тысяч человек. В городах стали формироваться собственные органы самоуправления и суды, что предопределило развитие выборов и избирательных процедур. Характерными институтами городского самоуправления были советы и возглавляющие их мэры. Избирательные правила были достаточно жесткими. Во многих коммунах избранные лица не могли отказаться от избрания.

Развитый характер носили выборы и избирательные процедуры во Флорентийской и Венецианской республиках. Для избирательной системы Флорентийской республики были характерны многоступенчатая жеребьевка и краткосрочность магистратур. В Венецианской республике народное собрание избирало дожа – пожизненного правителя республики и Совет мудрейших – орган с законодательными функциями. В формировании политических институтов принимали участие все свободные граждане, достигшие 20-летнего возраста. Использовались особые избирательные процедуры.

2). Городское самоуправление в средневековых городах Западной Европы было представлено в Совете горожан. Он контролировал внутреннюю и внешнюю политику города, выбирал руководителя городской администрации. Обычно они занимали свой пост сроком на 1 год. Во Франции эта должность носила название консулы (обычно их было двое) или мэр. В Германии – бургомистр. Наиболее активными и авторитетными в городе были в первую очередь богатые и влиятельные люди-купцы, ремесленники, иногда мелкие землевладельцы. Они и водили в Совет.

Например, Венеция. Здесь высшим органом являлся «Большой Совет». Только человек, чьи предки заседали в нем, мог стать его членом. Каждый мужчина из семьи аристократов по достижению 25 лет входил в состав Совета. Первоначально Совет насчитывал 400-500 человек. Совет избирал основные советы и глав магистратов. Среди них – сенат, Дож, Совет сорока, Совет 10. Дож был пожизненным главой. Выборы не были прямыми. Большой совет избирал комиссию выборщиков, который избирал из членов Совета еще одну комиссию, которая выбирала другую комиссию и так 11 раз. Последняя и выбирала Дожа. Большой совет выбирал Сенат из 120 человек сроком на один год с правом переизбрания.

Таким образом, чтобы иметь право избирать, нужно было иметь недвижимость в городе, то есть собственный дом и платить определенную сумму налога, а также участвовать в городском ополчении. Нередко для того, чтобы иметь право избирать, необходимо было быть мастером какого-либо цеха. Стандартной была ситуация, когда ни ученики, ни подмастерья, ни чернорабочие не имели права голосовать. Полноправными горожанами, наделенными избирательным правом, являлась обычно небольшая часть общества, максимум 10 % горожан.

Традиции прямых выборов, когда население напрямую выбирает главу города или членов Городского совета, не существовало. Выборы шли обычно по цехам. В каждом цехе полноправные граждане выбирали своего главу или членов Совета (напр., Франция).

 

29. Избирательные процедуры во Франции в к. XVIII – нач. XIX. Понятие «активный гражданин». (Генеральные Штаты во Франции, как высший орган сословного представительства возникли в начале XIV в. Франция, как и вся средневековая Европа, еще не знала избирательного права и значение слова "выборы" существенно отличалось от современного. Поэтому можно говорить лишь об элементах выборности. Выборы проводились по сословиям, число выборщиков было ограничено имущественным цензом. Генеральные штаты так и не стали неотъемлемой частью государственного аппарата, собирались крайне редко, а после 1654 г. больше вообще не собирались.) - не нужно, для сведения.

В период эпохи Великой Французской революции избирательное законодательство получило значительное развитие. В 1789 г. созываются после долгого перерыва Генеральные Штаты. Конституция 3 сентября 1791 г. впервые в истории предоставила значительной части населения страны реальную возможность непосредственно участвовать в выборах различных органов власти – от местных до государственных. Философские и политические идеи Просвещения ("естественного права" человека и гражданина, "разделение властей") постепенно конституируются во французском законодательстве. Изменения касаются и норм избирательного права.

Был введен и широко использовался в юридических документах термин "активный гражданин". Для того, чтобы обладать всей полнотой гражданских прав, в том числе активным и пассивным избирательными правами, необходимо было отвечать основным требованиям: наличие французского гражданства, возрастного ценза (25 лет) и имущественного ценза (уплата обычных налогов), ценз проживания (не менее одного года). Женщины не имели выборных прав. Таким образом, произошла смена основных принципов выборности. В средневековье лишь территориальные образования и отдельные сословия вы ступали "избирателями", представители которых делегировались в органы власти. Теперь участие в выборах становится правом личности, а не сословия или части государства (города, провинции и т.д.). В конце 80-х начале 90-х гг. XVIII в. во Франции сложилась разветвленная структура новых представительных органов власти. Ее неотъемлемым элементом стали периодически проводимые избирательные компании, что давало возможность избирать и быть избранным в различные органы власти, действующие на выборной основе.

Законодательство Великой Французской революции (1789 – 84 гг.) имело огромное значение для формирования избирательных систем нового времени. Основные права личности, впервые сформулированные в "Декларации прав человека и гражданина", стали достоянием всего человечества. В организации государственной власти произошли изменения, положившие начало формированию современных избирательных систем на основе разделения властей, выборов законодательных и судебных органов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.007 с.)