Рейхстаг- имперский сословно-представ. орган Германии в к. 15 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рейхстаг- имперский сословно-представ. орган Германии в к. 15 в.



С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв. "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Но фактически этот орган имел дихотомическую структуру, одну составляющую которой образовывала коллегия курфюрстов, а другую - остальные курии. На Вормсском съезде в 1495 г. он был назван рейхстагом и принял регламент своей деятельности. В данном документе определялось, в частности, что рейхстаг должен созываться не менее чем раз в год и заседать не менее одного месяца. Место и день созыва каждого последующего рейхстага определялись предыдущим. Их участники решали вопросы войны и мира, имперского обложения, изменений в имперском праве и т.п. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья - княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

Княжества имели свои местные сословно-представительные учреждения – ландтаги (собрания местных чинов), которые состояли из трех замкнутые курий: духовенста, рыцарей и горожан. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества. Согласие ландтага обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов.

7. Реставрация парламентов в странах Зап. Европы в к.18-н19 вв. К концу XVI - середине XVII в. в большинстве европейских стран сословный парламентаризм пришел в упадок: преуспев в создании мощной королевской бюрократии и централизованной системы принуждения, монархи не нуждались более в согласии провинций на какие-либо государственные решения. Но восторжествовавший в большинстве случаев абсолютизм часто воспринимался как нарушение традиций (об этом свидетельствовала постоянная фронда городов в большинстве европейских государств), а возрождение представительных начал в новых условиях конца XVIII - начала XIX в. рассматривалось как возврат к древнему принципу "что касается всех, должно всеми и решаться". К тому же на европейском континенте не исчезла полностью альтернативная модель правления, характеризующегося не ослаблением, а, напротив, постепенным усилением представительного начала. Классическим примером в этом плане была Британия. Синтез ее политического опыта, привлекательного хотя бы в силу экономических и колониальных успехов англичан, и опора на глубоко укоренную и еще не забытую к концу XVIII в. традицию сословного представительства определили формы, в которых произошло обновление государственного устройства европейских стран. Достигнув экономического доминирования, третье сословие явилось ядром формирующихся современных наций и потребовало адекватного политического представительства.

Впервые такое обновление началось в пламени Великой французской революции. Летом 1789 г. депутаты третьего сословия, прибывшие по зову короля на Генеральные штаты, отказались от традиционной посословной регистрации, при которой неизбежно доминировали дворянство и духовенство. 17 июня эти депутаты объявили себя Национальным собранием (оно вошло в историю как Учредительное собрание - Конституанта). Было принято постановление, в котором, в частности, говорилось: "Между троном и Собранием не может стоять еще какой-либо власти, имеющей силу запрета". Король ответил декларацией от 25 июня: "Королю угодно, чтобы старинное разделение трех сословий было полностью сохранено... и чтобы депутаты, свободно избранные каждым из сословий, составляющих три палаты. Однако революция уже шла по своим законам упрощения формул противостояния. 3 сентября 1791 г. была принята конституция, 1 статья первой главы которой устанавливала, что "Национальное собрание, образующее законодательный корпус, действует постоянно в составе одной палаты. Таким образом, однопалатная форма Национального собрания стала результатом революционной модели - развития через отрицание, превращения прошлого в tabula rasa.

Но уже через два года, пройдя через революционный террор и положив под нож гильотины его главных героев, победоносная буржуазия приступила к конструированию механизмов, которые должны были стать гарантией от повторения ужасов диктатуры парламентского большинства. 44 статья конституции от 22 августа 1795 г. разделила законодательный корпус на две палаты: Совет старейшин и Совет пятисот (вот когда вспомнился афинский образец!). Произошло отрицание отрицания.

Наполеоновская конституция, заменив греческие названия институтов римскими, сохранила принцип двухпалатности. Реставрация монархии не остановила процесс парламентского конструирования, но вернула его в лоно национальной традиции, не отвергнув при этом основные и уже ставшие привычными для общества результаты революционных десятилетий. Согласно Конституционной хартии 4 июня 1814 г. законодательная власть должна была осуществляться совместно "королем, палатой пэров и палатой депутатов от департаментов" (15 статья). Палата пэров мыслилась не как аналог английской палаты лордов, а как восстановление старинной традиции участия родового дворянства в работе представительного органа. "Мы усмотрели в восстановлении пэрии истинно национальное учреждение, которое должно связать все воспоминания со всеми надеждами, соединяя времена прошедшие и новые", - гласила хартия.

Итак, после периода революционных экспериментов expressis verbis четко провозглашался принцип преемственности развития французского государства и его представительных органов. Палата пэров трактовалась в хартии "как существенная часть законодательной власти" (24 статья). Назначение пэров Франции принадлежит монарху, члены королевского семейства и принцы крови суть пэры по праву рождения. Июльский переворот 1830 г., несколько расширив права палаты депутатов и ограничив права короля в законодательном процессе, в целом сохранил схему 1814 г., которая к тому времени стала образцом для конструирования парламентов ряда других европейских стран.

На примере истории французского парламента достаточно четко видно, что однопалатное устройство законодательного органа по преимуществу характерно для революционных периодов, тогда как эпохи эволюционного развития знаменуются возвращением к двухпалатной конструкции.

Аналогичные выводы можно сделать, прослеживая историю парламентов других крупных европейских стран. В Испании на Кадисских кортесах 1812 г., когда национально-освободительное движение достигло наивысшего подъема, борьба между староиспанскими принципами формирования законодательного органа и принципами Французской революции завершилась созданием однопалатного парламента. По окончании последовавшего затем длительного периода внутренних войн и потрясений Королевский статут 1834 г. установил двухпалатную конструкцию, при которой нижняя палата формировалась путем выборов, а верхняя состояла из пэров, архиепископов и других "достойных испанцев" - государственных советников, высших военных чинов и т.д.

В германских государствах периода, последовавшего за наполеоновскими войнами, развитие двухпалатной модели представительства происходило иным образом. Нижние палаты состояли из депутатов, избираемых от городов и округов (напр.: герцогства Баденского; Конституцию Саксонии от 4 марта 1831 г., ст. 68 и др.). Верхние палаты сочетали наследственный принцип формирования с избранием их членов от сословий и корпораций. Таким образом, в германской модели средневековый принцип сословного многообразия представительства плавно перешел в современную модель двухпалатности как средства взаимного контроля властей и ограничения господства исполнительных институтов. После объединения Германии в 1871 г. двухпалатный принцип был реализован и в конструкции общегерманского парламента - рейхстага. Его вторая палата ликвидировалась лишь однажды - в 1934 г., указом Гитлера о роспуске рейхсрата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.251.21 (0.005 с.)