Представительный орган власти в Московском государстве. Причины становления институтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представительный орган власти в Московском государстве. Причины становления институтов



Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией.

Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине 15 века – единому государству, должны были соответствовать и новые социальные институты – сословия и представительные учреждения, отстаивающие интересы крупных областей. Это были Земские Соборы. Действовали в России чуть больше 100 лет. В основе их деятельности лежала идея соборности, т.е. общественного согласия всего населения страны. От его имени Земский собор принимал решения по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы санкционированные всеми сословиями, в исполнение.

Земские соборы собирались нерегулярно. Первый из них, так называемый Собор примирения, был созван в 1549 году. Заседал до 1550 года, принял Судебник и сформировал программу реформ. Существуют разные датировки созыва последнего Земского собора, по одной из них последний Собор был созван в 1653 году для решения вопроса о включении Украины в состав России.

В развитии соборной деятельности в России можно выделить 3 периода.

Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного достичь общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его малолетства, и заканчивается с пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора.

Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главным назначением Собора становится «оформление» восшествия на престол нового царя. Этот период завершается в 1613 г. избранием царя Михаила Романова.

С 1613 по 1653 гг. — третий период, в котором монархия и Земский собор выступают единым фронтом в ликвидации последствий смуты. Соборы в это время были самыми многочисленными, заседали годами (своего рода сессии) и решали не только политические, но и хозяйственные вопросы. Ряд исследователей помимо Земского собора 1653 г., принявшего решение о воссоединении Украины с Россией, считают последним Собор 1682 г., принявший решение об уничтожении местничества.

В Земский Собор входили: Боярская Дума (бояре и удельные князья), Освященный Собор (высшие слои духовенства), земские люди (воины, служилые люди).

В истории развития Земских Соборов можно выделить соборы 3-х групп: 1) выборные; 2) соборы последних лет Смуты и 1648 года; 3) все прочие.

Название «Земский собор» было введено в 19 веке. Он назывался Совет всея Руси, Совет всея Земли, Вся людская земля. Прецедентом для созыва Соборов было собрание 1471 года Ивана III, который послал за всеми боярами, епископами и они принимали коллективное решение по завоеванию Новгорода.

Земские соборы отличались многолюдством. Повод созыва Собора: избрание государя, война и мир, финансовые затруднения, принятие реформ, издание новых законов, введение новых налогов. Были призывные грамоты, которые посылались из Москвы; там указывалось, по какому делу собираются выборные, количество выборных, к какому сроку выслать выборных. Существовала система цензов: по служебному положению, по имуществу и т.д. Местными выборами занимался воевода. Он должен был известить уезд о призывной грамоте, собирал посадских, дворян с целью организации выборов.

Выборная кампания велась Разрядным Приказом. Население составляло наказы для выборных, в которых излагались все проблемы и нужды города.

Порядок заседания. Все собирались в Грановитой Палате, Успенском Соборе, Стоглавой избе или на Красной площади; Собор начинался с речи царя, которую читал сам царь либо Думный дьяк. Зачитывались призывы собора. Ответ давали коллективно либо каждый отдельно – в виде сказок или записывались дьяконами. На некоторых Соборах формировались 2 палаты: с верхними чинами и низшими чинами. Но решение было одним – общим. Все записывалось в Соборный акт дьяконом. Соборный акт приводился в действие исполнительной властью. После решения вопроса Собор расходился. Выборные получали по 5 рублей и Указ о Соборном положении.

*Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 – открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи излагалась цель созыва Собора и ставились вопросы для обсуждения. Вторая часть работы – обсуждение поставленных вопросов и выработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт – свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).

Со 2-й половины 17 века влияние Соборов падает, этот процесс связан с абсолютизацией монархии.

Структура Земского собора. Земский собор состоял из трех частей: Освященного Собора, куда входили иерархи русской церкви – митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярской думы – верхней палаты Собора – и выборных или естественных представителей служилого дворянства, городских посадов и частично черносошного крестьянства.

Боярская дума (в полном составе)

Освященный собор (высшие церковные иерархи)

Выборные от служилых людей "по отечеству" (дворян московских, приказной администрации, городового дворянства)

Выборные от служилых людей "по прибору" (стрельцов, пушкарей, казаков и т.д.)

Выборные от гостиной и суконной сотни

Выборные от посадского населения (черных сотен и слобод)

Инициатива созыва Земского собора исходила от царя, а в условиях междуцарствования – от Боярской думы или патриарха. Определенных сроков не было, Собор созывался по мере надобности. Процедура выборов тоже не была четко разработана. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей (а не «худых»). Существовал и своего рода нравственный ценз – в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы – инструкции (с указанием насущных нужд) и запас (содержание). Впрочем, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

9. Функции и полномочия Государственной думы. Организация работы I, II, III и IV Государственных дум царской России. Распорядок работы думы определялся Наказом Думы, представлявшим собой внутренний документ Думы и не имевшим силы закона. Предварительное обсуждение всех поступающих в Думу законопроектов и законодательных предположений, выдвинутых членами Думы, в обязательном порядке производилось в комиссиях. Голосование проводилось вставанием, а если были сомнения в правильности подсчета — разделением (голосующие за и против выходили в разные двери).

Государственная дума Российской империи I созыва — первый в России избранный населением представительный законодательный орган. Стал результатом попытки преобразовать Россию из самодержавной в парламентскую монархию, вызванной стремлением стабилизировать политическую обстановку в условиях многочисленных волнений и революционных выступлений. Государственная Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, с 27 апреля (ст. ст.) 1906 по 8 июля 1906 года, после чего была распущена императором.

Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору представлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий. Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

Выборы В 1 ГД Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии — землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс.— в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей.

Избирательное право имели не все жители империи. А только:

• по землевладельческой курии — быть владельцем от 100 до 650 десятин земли, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

• по городской курии — быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.

• по крестьянской курии — иметь домовладение;

• по рабочей курии — быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.

Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные, а также губернаторы.

Выборы проходили в несколько ступеней:

• для городской курии двухступенчатые.

• для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые:.

• для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании;

• для крестьянской — четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде).

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года. Выборы были бойкотированы представителями левых и крайне правых партий, левые считали, что Дума не обладает никакой реальной властью, а крайне правые вообще относились отрицательно к самой идее парламентаризма, выступая за незыблемость Самодержавия.

Состав

Всего было избрано 499 депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать). Были образованы фракции: кадетов — 176 человек, октябристов — 16, трудовиков (члены «Трудового союза») — 96, социал-демократов (меньшевики) — 18 (сначала меньшевики вступили во фракцию трудовиков и только в июне по решению 4-го съезда РСДРП образовали собственную фракцию); автономисты — 70 человек, прогрессисты — 12 (фракция образована беспартийными кандидатами с либеральными, близкими к кадетам, взглядами). Независимых кандидатов насчитывалось 100 человек.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Деятельность

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).

С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении ГС, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель. 23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образованию «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю. Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

Роспуск

6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ о роспуске Государственной думы. В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

Часть из депутатов — 180 человек — в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге, приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). В нём говорилось о том, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. Подписавшие его были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав.

Государственная дума Российской империи II созыва избиралась практически по тем же правилам, что и предыдущая Дума и также вступила в резкую конфронтацию с Советом министров, также провело всего одну сессию, с 20 февраля по 3 июня 1907 года, когда была распущена (Третьеиюньский переворот). После этого избирательное законодательство было изменено. II Дума проработала 102 дня.

Всего было избрано 518 депутатов. Только 32 члена Думы (6 %) являлись депутатами первой Думы.

По партийным фракциям они распределялись так: трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, кадеты — 98, социал-демократическая фракция — 65, беспартийные — 50, фракция октябристов и группа умеренных — 44, социалисты-революционеры — 37 и т.д. Председателем Думы стал избранный от Московской губернии правый кадет Фёдор Александрович Головин.

Работа Думы

Дума продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода её деятельности. В целом II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности. Депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки дел, подлежащих рассмотрению в Думе. Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т. д. Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения. Однако Дума 17 мая 1907 проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Было придумано ложное обвинение об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи. 1 июня 1907 П. Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя».

На основании этого надуманного повода Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 означал завершение российской революции 1905—1907.

Итоги. Дума одобрила только 20 законопроектов. Из них лишь 3 получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).

Государственная дума Российской империи III созыва. В отличие от двух предыдущих составов, она просуществовала весь отведенный ей законом срок — пять лет. Состоящая преимущественно из «правых сил», III Государственная дума во многом поддерживала политику Петра Столыпина.

III Государственная дума была избрана на основании Положения о выборах в Государственную думу 1907 года, принятого после роспуска II Государственной думы. Смысл данной статьи заключался в том, что правительство, в случае чрезвычайной необходимости, имело право принимать законы без обсуждения с Думой, в периоды между роспуском одной Думы и созывом другой, или же в периоды прекращения занятий Думы. Результатом переворота было изменение распределения депутатов Думы нового созыва по партиям, увеличившее представительство центра и правых партий, что позволило III Государственной думе и правительству наладить конструктивную совместную работу. III Государственная дума была созвана 1 ноября 1907 года и распущена 30 августа 1912 года.

Выборы

Система выборов

Выборы ГД 3 его созыва производились по новому Положению о выборах в Государственную думу 1907 года. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: основными куриями являлись волостная (то есть крестьянская), землевладельческая, 1я городская (высший избирательный ценз), 2я городская (низший избирательный ценз), рабочая. Кроме этого, в некоторых местностях были выделены казачьи курии, а также разделены курии русских и нерусских избирателей. Выбирались 442 депутата.

Система выборов была многоступенчатой.

Оценка избирательного законодательства Результатом этого запутанного законодательства было исключительно непропорциональное представительство. Сложные правила выборов, бессистемно деливших население по цензовому, религиозному и национальному признаку в различных местностях, не позволяют выразить данные о пропорции представительства разных классов в парламенте. Характер избирательного права в сочетании с многочисленными процедурными ухищрениями местных властей, направленными на содействие выбору правых кандидатов, существенно уменьшил доверие населения к III Думе.

Состав депутатов

Дума по закону состояла из 446 членов. Учитывая повторные выборы на место выбывших, в Думу было избрано всего 487 депутатов. Распределение депутатов по фракциям постоянно изменялось.

• Правая фракция: 49-52,.

• Русская национальная фракция: 77-91; Фракция Союза 17 октября: 121-154; Конституционно-демократическая фракция: 54-53.

• Трудовая фракция (в просторечии трудовики): 11-15. Социал-демократическая фракция (в просторечии эсдеки): 13-19 Беспартийные: 6- 23.

По сравнению со II Думой, расклад голосов существенно изменился. Сильно выросло представительство правого крыла и октябристов, уменьшилось представительство кадетов, трудовиков, эсдеков и национальных групп. Выборы бойкотировали эсеры.

Дума III созыва действовала на основании Учреждения Государственной Думы 1908 года. Законопроекты вносились в Думу министрами, либо Государственным Советом, либо собственными комиссиями Думы. Законопроекты, принятые Думой, передавались в Государственный Совет. Если Госсовет также принимал законопроект, он передавался на Высочайшее утверждения, после которого он превращался в закон. Госсовет мог также либо отклонить законопроект, либо передать его в совместную согласительную комиссию. Законопроекты, отклоненные Думой или Госсоветом, могли вноситься в Думу вторично в любое время. Дума не имела права изменять Основные Государственные Законы.

Ведению Думы подлежали:

• предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия или отмены;

• государственная роспись доходов и расходов;

• отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;

• дела о постройке железных дорог непосредственно распоряжением казны и за ее счет;

• сметы и раскладки земских повинностей в местностях, где не введены земские учреждения. Кроме того, Дума имела право обращения к министрам с запросами по поводу незакономерных действий, а также за разъяснениями относительно рассматриваемых ею дел.

Деятельность Думы

Законодательная деятельность

В III Думу ведомствами был внесен 2571 законопроект. Заваливание парламента маловажными законопроектами было эффективным средством, которым правительство пользовалось для нейтрализации Думы

Итоги

Результаты деятельности III Думы неоднозначны и противоречивы.

Новое избирательное законодательство 1907 года позволило выбрать такую Думу, которая была способна конструктивно работать с правительством; но в то же время, Дума уже практически не представляла широкие массы населения, депутаты III Думы перестали восприниматься народом как народные избранники.

Гсударственная дума Российской империи IV созыва. Председатель думы М. В. Родзянко. Основана 15 ноября 1912 года. В разгар событий Февральской революции, 25 февраля, император снова приостановил деятельность Думы. Более Дума уже никогда не собиралась на официальные заседания. Дума была официально распущена указом Временного правительства 6 октября 1917 года в связи с назначением выборов в Всероссийское Учредительное собрание.

Состав думы

Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре(консерваторы). Всего было избрано 442 депутата.

Октябристы — 98 Умеренно-правые — 88 Правые — 65 Кадеты — 59 Прогрессисты — 48

Консерваторы — 32 Трудовики и беспартийные — 37 Социал-демократы — 15 (меньшевики — 8, большевики — 7)

 

10. Протопартии в древнем Риме и Византии. Их цели и задачи. Хотя политические партии в современном понимании этого слова сформировались сравнительно недавно, сам термин “партия” был известен еще в Древнем Риме. В древнем Риме словом «партия» чаще всего называли группы политиков, объединившихся вокруг того или иного лидера. Обычно за этими объединениями не стояло никаких идей, кроме усиления влияния своего патрона. Однако наряду с партиями, объединявшимися вокруг конкретной личности, уже в древнеримской республике существовали политические течения с определенной идеологией, выражавшие интересы тех или иных групп римского общества, - оптиматы и популяры. Популяры (в переводе с латыни - «народные мужи») выступали за повышение роли народного собрания в противовес сенату, за восстановление и укрепление мелкого землевладения, за ограничение крупного землевладения, некоторые из них считали необходимым отменить ростовщичество. Видными популярами были братья Гракхи. Популярам противостояли оптиматы (в переводе с латыни - «лучшие»). Оптиматы ориентировались на повышение роли аристократии в политической и экономической жизни Рима. Оптиматы считались со времени движения Гракхов поборниками консервативной политики сената, стремившимися сохранить аристократическую республику. Самым знаменитым оптиматом был Сулла.

Борьба между аристократией и низшими слоями населения проходила в Древнем Риме всю его историю. Противостояние оптиматов и популяров — один из этапов этой борьбы, начавшийся с аграрного кризиса середины II в. до н. э. и окончившийся установлением диктатуры Юлием Цезарем.

В противовес оптиматам, популяры стремились ограничить власть аристократии, расширить гражданские свободы низших слоев населения и распространить римское право на латинян, италиков и других союзников. В острой политической борьбе оптиматами были убиты виднейшие популяры, народные трибуны Тиберий Гракх и Гай Гракх. Однако, тотальная коррупция среди римских магистратов, особенно ярко проявившаяся во время Югуртинской войны сильно ослабила позиции оптиматов, что позволило в 100 до н. э. прийти к власти популярам во главе с Гаем Марием и Апулеем Сатурнином. Но уже через год из-за несогласованной политики и разногласий Мария с Сатурнином, популяры потеряли своё влияние и уступили власть оптиматам.

Жесткая политика в отношении италийских союзников привела к Союзнической войне (91-88 гг. до н. э.), результатом которой стало дарование римского гражданства практически всем италийским племенам. На гребне войны к власти пришли популяры, которые провели ряд законов против оптиматов и, в частности потребовали отстранения от командования восточными армиями лидера оптиматов Луция Корнелия Суллы. В ответ Сулла двинул войска на Рим, взял его и подверг репрессиям популяров.

После гражданской войны и установления принципата акценты во внутренней политике Рима сместились, роль гражданских собраний и партий упала.

Концепция разделения политических сил в Древнем Риме на оптиматов и популяров в классическом виде была сформулирована Теодором Моммзеном и встретила широкую поддержку. Во второй половине XX века учёные начинают обращать внимание на во многом искусственное разделение римского республиканского политического лагеря на оптиматов и популяров, которое является модернизаторским и не всегда подтверждается источниками. Тем не менее, поскольку оба термина используются античными авторами (прежде всего, Цицероном).

Дальнейшее развитие протопартийные группировки получили в Византии. Формировались так называемые цирковые партии, на базе фанатских группировок, которые носили название «димы». Димы — спортивные партии цирков римских городов, к V в. трансформировались в политические. Сохраняли известную значимость до IX в. Вокруг зрелищ складывались партии «болельщиков», получавшие названия по цвету одежды возниц (так, венеты — «голубые», а прасины — «зелёные»). Димы имели своё выборное руководство, штат прислуги, возниц, артистов, а также дома, лошадей, денежные средства, которые каждая партия собирала со своих сторонников. Первоначально димы были чисто спортивными организациями. После закона императора Константина (правившего в 306—337) об «аккламациях» (праве городского населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемым в цирке постановлениям властей) димы стали превращаться к конце 4 в. в своеобразные политические партии с некоторой социальной окраской.

Были четыре основных цвета партий (в одежде этих цветов выступали возничие на ристаниях) - венеты (голубые), прасины (зеленые), русии (красные) и левки (белые). Наибольшее значение имели первые две - венеты и прасины, главные цирковые партии.

Венеты возглавлялись сановной знатью, стояли за централизацию, бюрократическое управление, православие, а прасины — с торгово-ремесленной верхушкой во главе — выступали за усиление органов местного самоуправления, проявляли симпатии к монофиситам (религиозное течение, выступающее за поглощение человеческого начала в Христе божественным).

Внутри димов было социальное расслоение. Партию венетов возглавляли представители сенатской аристократии, прасинов – богатые купцы, владельцы мастерских. Рядовые члены димов были простые выходцы из народа. Между партиями было множество разногласий: социальных, экономических, религиозных. Иногда социальные противоречия приводили к объединению рядовых В. и п., они выходили из повиновения своему руководству и совместно выступали против правительства (восстание в 532 «Ника»). Восстание было против увеличения налогов.

С начала 5 в. венеты и прасины получили определенные привилегии: стали привлекаться к обороне города, были обязаны выставлять определенное число вооружённых людей; таким образом, В. и п. получили право организации своей милиции и участия в местном самоуправлении (иногда правительство лишало какую-либо партию этих прав). В конце 5 и в 6 вв.(века) борьба между В. и п. обострилась: особенно буйно вели себя отряды молодёжи, так называемые стасиоты, устраивавшие побоища.

Из Константинополя данные группировки распространились на все города Византийской империи. Правительство империи было вынуждено расширить некоторые права – предъявлять требования к императору и его приближенным, право участвовать в официальных церемониях, носить оружие. Формально участвовали в провозглашении нового императора. Оказывали влияние до 8 в. К 8 в. В. и п. утратили политическое значение, роль В. и п. ограничилась участием их представителей в торжественных празднествах.

 

 

11. Гвельфы и гибеллины. Образование. Социальный состав. Цели в политической борьбе. В правление Фридриха II (1220—1250 годы) началось противостояние двух партий, которое в разной мере и разной форме оказало влияние на историю Центральной и Северной Италии вплоть до XV века. Речь идет о гвельфах и гибеллинах. Эта борьба началась во Флоренции и, говоря формально, всегда оставалась чисто флорентийским явлением. Однако на протяжении десятилетий, изгоняя побежденных противников из города, флорентийцы сделали соучастниками своих распрей чуть ли не весь Апеннинский полуостров и даже соседние страны, прежде всего Францию и Германию.

Группировки гвельфов и гибеллинов действительно образовались в XIII веке, но их истоком были не будничные «разборки» флорентийских кланов, а глобальные процессы европейской истории.

В то время Священная Римская империя германской нации простиралась от Балтийского моря на севере до Тосканы на юге и от Бургундии на западе до Чехии на востоке. На таком большом пространстве императорам было крайне сложно поддерживать порядок, особенно в Северной Италии, отделенной горами. Именно из-за Альп в Италию пришли названия партий, о которых мы ведем речь. Немецкое «Вельфы» (Welf) итальянцы произносили как «Гвельфы» (Guelfi); в свою очередь «Гибеллины» (Ghibellini) — искаженное немецкое Waiblingen. В Германии так именовались две соперничающие династии — Вельфы, которым принадлежали Саксония и Бавария, и Гогенштауфены, выходцы из Швабии (их именовали «Вайблингами», по названию одного из родовых замков). Но в Италии значение этих терминов было расширено. Североитальянские города оказались между молотом и наковальней — их независимости угрожали как германские императоры, так и Римские Папы. В свою очередь, Рим находился в состоянии непрерывного конфликта с Гогенштауфенами, стремящимися захватить всю Италию.

К XIII веку, при Папе Иннокентии III (1198—1216), наступил окончательный раскол между церковью и светской властью. Своими корнями он уходит в конец XI века, когда по инициативе Григория VII (1073— 1085) началась борьба за инвеституру — право назначения епископов. Раньше им обладали императоры Священной Римской империи, но теперь Святой престол хотел сделать инвеституру своей привилегией, рассчитывая, что это будет важным шагом на пути распространения папского влияния на Европу. Конфликт между клиром и миром был неизбежен.

Городам нужно было выбирать, кого взять себе в союзники. Тех, кто поддерживал Папу, назвали гвельфами (ведь династия Вельфов враждовала с Гогенштауфенами), соответственно, тех, кто был против папского престола, — гибеллинами, союзниками династии Гогенштауфенов. Утрируя, можно сказать, что в городах за гвельфов был пополо (народ), а за гибеллинов — аристократия. Взаимное соотношение этих сил определяло городскую политику.

Слова «гвельф» и «гибеллин», хотя и были «изобретены» на самом раннем этапе великого конфликта, особой популярностью в Средневековье не пользовались. Конфликтующие стороны в итальянских городах предпочитали называть себя просто «партией императора» и «партией Папы».

Гибеллины выступали против постоянного вмешательства папства в жизнь Италии и в германском императоре видели силу, могущую дать отпор этому вмешательству. Вот почему гибеллинов обычно называют императорской партией; вообще говоря, они были представителями крупнейшего феодального землевладения, стремившимися к своеобразной феодальной свободе и независимости и не желавшими делиться с папством плодами эксплуатации как своих крестьян, так и живших в «их» городах мелких торговцев и ремесленников. «Далекий» император, живший за альпийским барьером, казался им менее опасным претендентом на участие в грабеже населения, чем «близкий» папа, постоянно пребывавший в Риме или в его окрестностях. Наоборот, гвельфы, по существу такие же феодалы, но обычно меньшего калибра, опасались «итальянской свободы», которую они не совсем без основания отождествляли с господством крупнейшего землевладения, и в папе видели противовес как гибеллинам, так и императору, который мог оказаться союзником гибеллинов в деле угнетения всех слоев итальянского общества, не исключая и среднего землевладения. Гвельфы были, таким образом, представителями папской партии, в которую входили менее сильные феодалы, а также зачастую торгово-ремесленные элементы. Во главе гибеллинов в течение почти всего XIII в. находились Колонна, гвельфами же руководили Орсини. В XIV в. в связи с новыми взаимоотношениями между империей и папством и с более четким выявлением классовых отношений в северной Италии исчез первоначальный более или менее определенный в социальном отношении смысл названий этих двух группировок; но по традиции еще долго продолжалась вражда между этими двумя родами, причем Колонна остались как бы верны «республиканскому, свободному и независимому» знамени, а Орсини пользовались репутацией верных служителей папству.

Участие городов — вот что было принципиально новым в противостоянии Пап и германских императоров. Горожанин Италии почувствовал вакуум власти и не преминул им воспользоваться: одновременно с религиозной реформой началось движение за самоуправление, которому предстояло за два века полностью изменить соотношение сил не только в Италии, но и во всей Европе.

Экономическая сила итальянских городов оказалась едва ли не решающей в борьбе Империи и Папства. Город вовсе не противопоставлял себя традиционному феодальному миру. Напротив, он не мыслил себя вне его. Еще до того, как коммуна, этот новый способ политического самоуправления, окончательно кристаллизовалась, городская элита поняла, что пользование свободами должно быть признано императором или Папой, лучше — и тем, и другим. Ими же эти свободы должны были охраняться. К середине XII века в понятии свободы сконцентрировались все ценности городской цивилизации Италии. Государь, который посягал на нее, превращался из защитника в поработителя и тирана. В результате горожане переходили на сторону его противника и продолжали непрекращающуюся войну.

Жестокость была непременной составляющей борьбы итальянских средневековых партий. Жестокой была власть, но столь же жестокими по отношению к ней были горожане: «провинившихся» подестa, консулов, даже прелатов избивали, вырывали им языки, ослепляли, с позором гоняли по улицам. Такие нападения не обязательно вели к изменению режима, но давали иллюзию временного освобождения. Власть отвечала пытками и стимулировала доносительство.

Надо сказать, что в этой борьбе политические пристрастия менялись с быстротой калейдоскопа. Кто ты, гвельф или гибеллин, часто решали сиюминутные обстоятельства. За весь тринадцатый век вряд ли найдется один крупный город, где бы власть не поменялась насильственным образом несколько раз. Что говорить о Флоренции, менявшей законы с легкостью необыкновенной. Все решалось практикой. Захвативший власть формировал правительство, создавал законы и следил за их исполнением, контролировал суды и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.062 с.)