Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие идеологического романа. Жанровая специфика «пятикнижия» Достоевского.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Традиции жанров античной литературы в поэтике романов Пятикнижия Ф.М. Достоевского (теоретический аспект)
Вопрос о генезисе пространственной поэтики романов Пятикнижия Ф.М. Достоевского одним из первых поднял М.М. Бахтин [2], исследуя природу полифонического романа. Последующее развитие науки о Достоевском, вслед за Бахтиным, в той или иной мере обращалось к вопросу об истоках его романной поэтики. Тем не менее, до настоящего времени данная проблема не обрела своего окончательного решения, что свидетельствует о ее масштабности, с одной стороны, и сложности в подборе инструментов анализа и способов интерпретации, с другой. Поэтому наиболее продуктивным способом решения заявленной проблемы является одновременная разработка нескольких магистральных направлений:
1. Как указывал М.М. Бахтин, роман обладает так называемой «памятью жанра», которая проявляется имплицитно и, как правило, не осознается автором, но в значительной степени формирует пространственный мирообраз произведения и позицию человека в нем. Генетическая память жанра заложена в романе a priori и не является чертой авторского стиля. Это своего рода универсальная категория, присущая всем романам независимо от времени возникновения и жанровой разновидности: «Литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые, «вековечные» тенденции развития литературы. В жанре всегда сохраняются не умирающие элементы архаики. Правда, эта архаика сохраняется в нем только благодаря постоянному ее обновлению…Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы в каждом индивидуальном произведении данного жанра…Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития» [1, с. 121–122].
2. В то же время, наряду с универсальной («память жанра»), проблема генезиса пространственной поэтики имеет индивидуально авторскую проекцию: писатель включает в текст своего оригинального произведения цитаты, аллюзии и принципы миромоделирования своих предшественников. Для решения данного аспекта проблемы генезиса необходимо исследование целого ряда источников, которые определили стратегию авторского мышления и послужили основой для создания образов: мифопоэтические тексты (сказка, Евангелие и др.), античные памятники литературы, западноевропейский роман и русская литературная традиция. Тем самым в фокусе внимания оказываются как архаические пласты человеческой культуры; имеющие тысячелетнюю историю, так и близкие автору по времени своего существования. Правомерность сопряжения разных по времени возникновения, особенностям функционирования в культуре, идеологическому заряду пластов объясняется спецификой жанра романа (так называемая «память жанра» обнаруживает органическую связь с мифопоэтической и античной традициями как своим первоисточником), и особенностями полифонического романа Достоевского, диалог в котором проявляется на всех уровнях организации поэтики и имеет глубинную укорененность в предшествующей писателю литературной и культурной традиции. Универсальность проблематики, образов, созданных в романах Достоевского обеспечивается установкой на синтез предшествующего творческого опыта с уникально авторскими способами воплощения универсального содержания.
В связи с этим проблема «Достоевский и античность» представляет собой весьма продуктивное направление для современного литературоведения по обилию тем и задач исследования. Традиции жанров античной литературы в творчестве Достоевского (жанр мениппеи как основа карнавализации, жанр сократического диалога, черты античного романа и т. д.), символические проекции образов героев (Настасья Филипповна – Венера, Клеопатра и др.), аллюзии на известные античные тексты etc. Все вышеупомянутые аспекты, безусловно, важны для понимания особенностей полифонии Достоевского, структуры характера, развития сюжетного действия. Мы же ограничимся рассмотрением античных корней в аспекте пространственной поэтики романов Достоевского.
Говоря о генезисе романного жанра, М.М. Бахтин выделяет три основных корня: эпопейный, риторический и карнавальный, которые впоследствии сформировали три соответствующих линии в развитии европейского романа. В связи с Достоевским наибольший интерес представляет третья ветвь – роман диалогический, карнавальный, истоки которого восходят к жанрам сократического диалога и Менипповой сатиры.
Можно выделить следующие принципы миромоделированиямениппейной традиции в аспекте пространственной поэтики романов Пятикнижия Ф.М. Достоевского:
1. Сочетание профанно-бытового, низменного и сакрального пластов, «свободной фантастики, символики и иногда мистико-религиозного элемента с крайним и грубым …трущобным натурализмом» [1, с. 132]. Герои Достоевского, как и герои мениппеи, проходят путь испытания идеи, который пролегает через площади, распивочные, трактиры, «заведения», углы и каморки: «Идея здесь не боится никаких трущоб и никакой жизненной грязи. Человек идеи…сталкивается с предельным выражением мирового зла, разврата, низости и пошлости» [1, с. 132];
2. Несмотря на предельную бытовую конкретность, даже физиологичность в изображении пространства в романах Достоевского («скверные» запахи, пыль, духота, грязь), ему присущи универсальные, внебытовые черты, онтологический размах. Этот феномен объясняется, с одной стороны, остротой нравственно-философских проблем, с которыми сталкиваются герои-идеологи; с другой стороны, исключительностью, даже экстремальностью ситуаций, в которых они оказываются1;
3. Напряженность идеологического поиска героев Достоевского акцентируется в тексте использованием так называемых «пороговых» пространств (порог, площадь, лестница), в которых разворачивается диалог, сталкиваются мнения героев, определяются важнейшие сюжетные ходы. Именно эта характерная черта мениппеи, тяготеющей к «диалогам на пороге», переходным локусам, смене пространственных координат (Олимп-земля-преисподняя, земля-небо), оказалась органичной для пространственного мирообраза романов Пятикнижия в силу своей динамики, подвижности, способности максимально точно выражать остроту и глубину универсально-философской проблематики;
4. Мениппея как жанр тяготела к изображению сцен скандалов, в которых герои ведут себя эксцентрично, раскрывают самые сокровенные уголки своей души, «натуры» в терминологии Достоевского. Это свойство античного источника во многом повлияло на построение конклавных сцен в романах Пятикнижия, в которых раскрывается сущность каждого из героев-участников сцены, достигает своего кульминационного пика идеологическая проблематика. При этом пространство, в котором разворачивается конклавная сцена, при всей своей бытовой атрибутике обретает универсальный, всеобщий статус, выполняет во многом функцию карнавальной площади как символа всенародности;
5. Характерная черта стиля мениппеи – включение вставных жанров – реализуется в романах Достоевского двумя способами: с одной стороны, в использовании приема «текст в тексте» (статья Раскольникова в «Преступлении и наказании», исповедь Ипполита в «Идиоте», Легенда о Великом Инквизиторе в «Братьях Карамазовых»); с другой стороны, в создании образов, статусную позицию которых можно обозначить как «пространство в пространстве» (угол, комната, кухня и т. д.), что по функции соответствует структуре «текст в тексте». Как и вставные тексты, играющие исключительную роль в раскрытии характеров героев и динамике сюжетного действия, «пространства в пространстве» в силу своей особой выделенности являются предельно значимыми в стратегии пространственных перемещений героев Достоевского. Они – своего рода идеологические узлы пространственного континуума, в котором движется герой на пути к реализации своей идеи. «Пространства в пространстве» представляют собой точки высочайшего эмоционально-нравственного напряжения, провоцирующие рефлексию героя, заставляющие его самоопределяться;
6. Романы Достоевского с произведениями мениппейной традиции сближает и особое отношение к слову как материалу литературы. Слово предстает как величина сложная, многоплановая, многофункциональная. Градация от бытового до сакрального, от конкретного до символического делает слово уникальным инструментом для воплощения «натуралистических» подробностей жизни и универсального философского содержания. Отсюда – стилевая сложность вербальной экспликации картины мира в произведениях Достоевского: каждый пространственный образ должен быть прочитан в нескольких плоскостях (реально-бытовая, смысловая, символическая, сакральная, онтологическая).
Следовательно, мы можем говорить об использовании Достоевским ряда фундаментальных принципов мениппеи для построения художественного пространства своих романов. Причем обусловлено это было не «субъективной памятью» самого Достоевского, а «объективной памятью» самого жанра романа, сохранявшего особенности античной мениппеи. При этом жанровые особенности мениппеи обновились у Достоевского, и, прежде всего, это касается полифонии, которой античный источник еще не знал.
Наряду с жанрами мениппеи, философского диалога, трагедии огромное влияние на формирование поэтики романов Достоевского оказали античный авантюрно-бытовой роман и риторическая автобиография и биография.
Впервые на связь особенностей творчества писателя с авантюрно-бытовым романом (Петроний, Апулей, Лонг) обратили внимание еще исследователи начала XX века: «Он прежде всего воспроизвел, единственный раз во всей истории классического русского романа – типичные фабулы авантюрной литературы. Традиционные узоры…романа приключений не раз послужили Достоевскому эскизными образцами для построения его интриг», «Нет, кажется, ни одного атрибута старого романа приключений, который не был использован Достоевским» [4, с. 53].
Основное значение античного авантюрно-бытового романа для пространственной поэтики романов Достоевского (и всей мировой литературы) заключается в том, что в рамках жанра на фольклорной основе формируется романный хронотоп: «Для романа…характерно слияние жизненного пути человека (в его основных переломных моментах) с его реальным пространственным путем-дорогой, то есть со странствованиями.
Здесь дается реализация метафоры «жизненный путь» [3, с. 47]. Важно, что путь пролегает по родной, знакомой герою стране, в которой нет ничего экзотического, чуждого и чужого. Именно поэтому «пространство наполняется реальным жизненным смыслом и получает существенное отношение к герою и его судьбе. Этот хронотоп настолько насыщен, что в нем приобретают новое и гораздо более конкретное и хронотопическое значение такие моменты, как встреча, разлука, столкновение, бегство и т. д.» [3, с. 47–48].
По сравнению с фольклорными и евангельскими источниками, в авантюрно-бытовом романе хронотоп дороги предельно конкретен, что позволяет широко развернуть в нем быт, в то время как «сам главный герой и основные переломные события его жизни – вне быта. Он его только наблюдает, иногда вторгается в него как чужеродная сила, иногда сам надевает бытовую маску, но по существу он быту не причастен и бытом не определяется», «Герой сам переживает исключительные внебытовые события, определяемые рядом: вина – возмездие – искупление – блаженство» [3, с. 48]. Думается, что здесь мы находим ключ к пониманию особенностей бытописания у Достоевского: «Он не описывает быт, а сгущает его в философские символы. Каморка петербургского студента – одна из ячеек мироздания. Для Достоевского характерен космизм мышления, и мир его романов основан на контрастном сочетании крайностей с опусканием промежуточных звеньев, на соприкосновении космических природных символов (солнца, неба, звезд) с грязью и зловонием серых будней Петербурга. Эта…ненормальная реальность воспринимается как удивительное видение, уродство быта приобретает при такой «подкладке» особую эстетическую ценность» [5, с. 9–10]. Быт становится обязательным атрибутом романного действия, раскрывающим характер героя, сообщающим универсальность и онтологический размах происходящему. При этом даже самая незначительная, на первый взгляд, бытовая деталь становится важным элементом пространственной поэтики. Как следствие, авантюрный сюжет сочетается у Достоевского с острой проблемностью, «всецело поставлен на службу идее: он ставит человека в исключительные положения, раскрывающие и провоцирующие его, сводит и сталкивает его с другими людьми при необычных и неожиданных обстоятельствах именно в целях испытания идеи и человека идеи, то есть «человека в человеке»» [1, с. 120].
Вторая, важная для пространственной поэтики романов Пятикнижия, жанровая традиция риторической автобиографии и биографии позволяет внести уточнения в представления о полифонической природе романов Достоевского. Важно отметить, что эти произведения делают актуальным для сознания автора и читателей внешний, реальный хронотоп, поскольку автобиографии и биографии риторического типа были «словесными гражданско-политическими актами публичного прославления или публичного самоотчета реальных людей. Поэтому здесь важен не только и не столько внутренний хронотоп их (то есть время-пространство изображаемой жизни), но и, прежде всего, тот внешний реальный хронотоп, в котором совершается это изображение своей или чужой жизни как граждански-политический акт публичного самопрославления или самоотчета. Именно в условиях этого реального хронотопа, в котором раскрывается (опубликовывается) своя или чужая жизнь, ограняются грани образа человека и его жизни, дается определенное освещение их.
Этот реальный хронотоп – площадь («агора»). На площади впервые раскрылось и оформилось автобиографическое и биографическое самосознание человека и его жизни на античной классической почве» [1, с. 59–60]. Поэтому ключевыми принципами в построении системы персонажей романов Достоевского является установка на диалог с миром, постоянное стремление героев на проговаривание правды о себе, стремление к напряженному идеологическому контакту с другими людьми. Покаяние Раскольникова на Сенной площади, смерть Катерины Ивановны и Мармеладова на улице – попытка воссоединения с миром, своего рода гражданский акт, только в его высшей, онтологической ипостаси.
Специфика риторической биографии и автобиографии предписывала отказ от запретов на освещение частной жизни, а поэтому в таком человеке не могло быть ничего приватного, личного, все публично: «Публичная жизнь и публичный человек по своей природе открыты, зримы, слышимы» [1, с. 51]. Отсюда важность в романах Достоевского мотивов подслушивания, подглядывания, конечная цель которых – узнать правду о герое через его собственное слово. Однако принципиальная разница героев произведений Достоевского, по сравнению с риторической традицией, заключается в том, что при всей установке на проговаривание вслух, публичность высказываний, вовлечения в диалог народа, человек не утрачивает своей приватности, ценность частной жизни остается неизменной.
Все вышесказанное позволяет рассматривать пространственную поэтику романов Ф.М. Достоевского 1860-х годов как сложное символико-семантическое явление, которое обладает «диахронической глубиной», «сложной системой памяти», без которой невозможно ее функционирование. Связь пространственной поэтики с архаическими культурами проявляется в «памяти жанра» и использовании писателем архаических схем миромоделирования, в символических и текстовых аллюзиях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.013 с.) |