Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение жуковского как «учителя» Пушкина. Место и роль творчества жуковского во второй четверти XIX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Если в поэзии П больше глубокого, разумного и определенного содержания, больше зрелости и мужественности мысли, чем в поэзии Ж, то это потому, что П имел своим предшественником Ж.». Без Ж не было бы П. Романтическая субъективность, введенная Ж., была шагом вперед в русской литературе. Ж. Не чувство вообще, как до этого, а собственное чувство поэта. Через лирику Ж литература шла к решению проблемы характера. Гуманистическая идея человека обостряла художественное внимание к человеческой психологии. Однако романтику Ж было еще далеко до реалистического раскрытия личности, что было позднее разработано другими авторами. Велико его значение в области стиха. Он обогатил русскую ритмику, показал, что стих может быть музыкальным. В частности, Ж стал широко пользоваться амфибрахием. Ж. начал пролог «золотого века русской литературы». Это время преобладания поэзии, поэтическое слово имеет большее значение, чем проза.
Краткое содержание: Жил в Петербурге сын обрусевшего немца, военный инженер Германн. У него был небольшой капитал, но жил он бедно, на одно жалованье, не позволяя себе крупных трат. Но в душе он был азартный игрок. Тем не менее, по его выражению, он не мог «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», но так как карты любил, то просиживал целыми вечерами за карточными столами и смотрел, как другие играют. Однажды, на вечере в доме конногвардейца Наумова, некто Paul Томский, рассказал анекдот о своей бабушке, графине Анне Федотовне. В свое время, в Париже, она увлекалась игрой в фараон и на эту игру спустила чуть ли не все деньги мужа. Однажды она проиграла ужас как много герцогу Орлеанскому, но дала ему слово, что долг отдаст. А дедушка отказался выдать ей денег: и так уже все имения заложили. Бабушка не знала, что делать: такому человеку задолжала, и не отдать – позор. Решила она одолжить этих денег еще у кого-нибудь. Среди ее парижских знакомых был граф Сен-Жермен, личность легендарная. Графиня попросила денег у него, но тот сказал, что и рад бы, но предлагает ей другой способ получить деньги: отыграться. А отыграться можно с помощью тайны, за которую всякий игрок дорого бы дал – как отгадать три карты подряд. Графиня на следующий день поехала на карточную игру к королеве, выбрала три карты, поставила их и «все три выиграли соника, и бабушка отыгралась совершенно». После этого графиня никогда не играла и никому не открывала тайны. Но однажды она помогла покойному Чаплицкому, тому самому, что умер в нищете, промотав миллионы. Она назвала ему три карты и взяла с него честное слово никогда больше не играть. Чаплицкий их поставил, отыгрался и еще остался в выигрыше. На Германна история произвела впечатление. Он решил узнать секрет. Он даже был готов сделаться любовником графини, восьмидесятилетней старухи. Гуляя по Петербургу, он наткнулся на дом графини. Потом, когда снова гулял, опять увидел его. Словно неведомая сила тянула его к дому. Итак, он решился попасть внутрь. Для этого он воспользовался воспитанницей графини, Лизаветой Ивановной. Он часто проходил мимо окна, у которого девушка сидела за пяльцами, и пристально смотрел на нее. Потом во время прогулки передал ей письмо: «Письмо содержало в себе признание в любви: оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-немецки не умела и была им очень довольна». Через некоторое время между ними завязалась переписка. Наконец Лиза решила устроить с молодым человеком ночное свидание. Сама она с графиней должна была ехать на бал. В это время Германн мог пробраться в дом графини, в комнату Лизы. Но так как Германну Лиза вообще-то не особо была нужна, то, попав в графский дом, он отправился в кабинет старухи. Он пробыл там до приезда графини и сделался невольным свидетелем «отвратительных таинств ее туалета». Дождавшись, пока слуги уйдут, Германн вылез из укрытия и стал допрашивать графиню о картах. Старуха стала отпираться, говорила, что это была шутка. Он не поверил. Вначале стал умолять ее, а потом грозить ей незаряженным пистолетом. Старуха от страха умерла. Из дома Германна вывела Лиза, которая поняла, что ее использовали, и обозвала молодого человека разбойником, убийцей и чудовищем. Германн пришел на отпевание старухи в монастыре. Когда он подошел к гробу, ему показалось, что старуха открыла один глаз и подмигнула ему. Лизавету в это время вынесли в обмороке. Ночью Германну явилась старуха и сказала, что она пришла против своей воли. Потом назвала три карты: тройка, семерка и туз помогут выиграть. Только ставить надо одну карту в сутки, после выигрыша никогда не играть и жениться на Лизавете. Герман все выполнял, как она сказала. Поставил все деньги на тройку, потом на семерку, а на третий день выпала ему вместо туза пиковая дама, и картинка ужасно напоминала старуху, которая смеялась над ним. От горя Германн спятил, сидит теперь в Обуховской больнице в 17-м нумере и твердит: тройка-семерка-туз, тройка-семерка-дама… Лизавета вышла замуж за очень любезного молодого человека, и она воспитывает бедную родственницу.
Значение Пушкина для литературной прозы особенно велико. В статье «О прозе» (1832), вступая в полемику с Полевым, который заявил, что проза Карамзина устарела, Пушкин указал на проблемы современной прозы, а именно: речевую избыточность, излишнюю метафоричность. Проза требовала реформы. Проза требовала «мыслей и мыслей», она должна была быть серьезной, без этого блестящие выражения были бессмысленны. Отличая современную прозу от «важной простоты» архаистов и жеманного изящества слога карамзинистов, Пушкин ратовал за точность, краткость, «изящную простоту». Именно этого он постарался добиться в своих повестях, среди которых и «Пиковая дама». Она была написана в 1833 году. Подзаголовок «петербургская повесть». У этого произведения есть связь с «Красным и черным» Стендаля (1831). В центре романа Стендаля – талантливый сын крестьянина Жюльен Сорель, погубленный условиями французской действительности. Основной конфликт – между героем и правящими кругами эпохи Реставрации. Сорель убил в церкви свою бывшую любовницу. В заключительной речи на суде Сорель расценивает свой смертный приговор как месть всем простолюдинам, посмевшим попытаться завоевать себе место в обществе, достойное их ума и способностей (сходство в синдроме наполеонизма у главных героев – Сореля и Германна). Пушкин ставит вопрос о цели и средствах. Он не драматизирует повествование, всегда есть иронический, снижающий элемент. Уже в заглавии он есть. В качестве эпиграфа используются строки из «Новейшей гадательной книги»: «Пиковая дама означает крайнюю недоброжелательность». В финале произведения возникает мотив возвращения на круги своя. Лизавета Ивановна занимает позицию старой графини – берет в дом бедную родственницу на воспитание. Читатель может предположить вновь повторяющуюся схему борьбы человека за цель неприемлемыми средствами. Что сказал Лотман: В комментарии в ЕО Лотман говорил о теме игры в творчестве Пушкина, а также о теме «проигранной жизни». В судьбе Германа прослеживается нечто похожее, проигранная жизнь. Новый «герой времени» Новый герой современности – Германн. Что его отличает? Наполеонический характер. Причем черты Наполеона отличают как его внешний, так и внутренний облик. По выражению Поля Томского (персонажа), «Этот Германн – лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». Второй раз Наполеона он напоминает Лизе: «Он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона». Германн – Наполеон и душой. Он хищник-стяжатель, имеет характер демонически-эгоистический. Он одержим страстью возвышения, для которой нужны деньги. Он не играет, потому что у него мало денег, хотя он и страстный игрок в душе, он расчетлив: «Расчет, умеренность и трудолюбие – вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» Играть наобум, не зная, удастся ли выиграть – не по нем. Он хочет действовать наверняка, когда точно будет знать секрет беспроигрышной партии. Человек «сильных страстей и огненного воображения», Германн скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения богатства он готов на все: и увлечь молодую девушку, которую он на самом деле не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на убийство. Германн – предтеча Раскольникова. Пушкин осознавал, что существует соотношение между случайным и необходимым в жизни каждого человека. Независимо от того, осознает ли герой свои жизненные установки или нет, случайность может обернуться для человека определенной закономерностью. Особенно соотношение случайного и закономерного важно для персонажей, относящихся к авантюрно-героическому архетипу (Германн). Поэтому для него таким важным является соотношение случайности и закономерности. Для этого архетипа характерна установка быть победителем в любой ситуации, любой ценой.
7. Егор Кондратий Фёдорович Рылеев — поэт; один из пяти казненных руководителей восстания декабристов на Сенатской площади. Родился 18 (29) сентября 1795 в c. Братово близ Петербурга в обедневшей мелкопоместной дворянской семе, учился в 1-й Петербургском кадетском корпусе. В юности обнаружил склонности к поэзии — сохранилась его шуточная поэма Кулакияда, написанная «на смерть» корпусного повара. В 1814-1815 участвовал в зарубежных военных походах русской армии — Швейцария, Франция (Париж).
В 1818 вышел в отставку. Вступил (1821) в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу «Пламенеющей звезды». С 1824 служил правителем канцелярии в Российско-американской компании, где познакомился со М.М.Сперанским и графом Н.С.Мордвиновым, которому посвятил оду Гражданское мужество. К этому времени относится начало литературной деятельности — в периодических изданиях «Сын Отечества», «Невский Зритель», «Благонамеренный», «Соревнователь Просвещения» печатаются его стихотворения и небольшие статьи. Из стихотворений этого периода наиболее известно К временщику, гневно обличающее аракчеевские порядки. Знакомится с литературным миром Петербурга, дружит с А.Пушкиным, А.А.Бестужевым-Марлинским, Ф.В.Булгариным и др. Принимает участие в организации новых литературных изданий — в 1923 вместе с А.А.Бестужевым приступил к выпуску ежегодного альманаха «Полярная Звезда», просуществовавшего до 1825. Подготовленная в 1826 «Звездочка» — альманах меньшего объема — увидела свет только в 1870 в журнале «Русская старина». Написал цикл исторических песен Думы (1825), куда вошли Олег Вещий, Мстислав Удалый, Смерть Ермака, Иван Сусанин, Петр Великий в Острогожске, Державин и др. Обращаясь к прошлому, переосмысливает национальных героев России в духе собственных гражданских идеалов. Пушкин критиковал Думы Рылеева за надуманность сюжетов и тем.
Центральное произведение Рылеева — поэма Войнаровский (1825) — получила высокую оценку Пушкина. Это исповедь главного героя, сподвижника Мазепы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I. Ради пропаганды декабристских идей Рылеев идеализирует Войнаровского и Мазепу (с такой концепцией позже спорил Пушкин в Полтаве), наделяет их чертами борцов за свободу, жертвующих всем ради ее идеалов. В образе Андрея Войнаровского передана общая направленность мыслей друзей-декабристов поэта, в судьбе героя угадываются их дальнейшие судьбы. В неоконченной поэме Наливайко Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхты. В его гражданской лирике также фигурирует немало образов «рыцарей свободы», противостоящих угнетателям: Гражданин, На смерть Чернова, На смерть Байрона, к А.А.Бестужеву и др. Сатирические песни, написанные совместно с А.А.Бестужевым, Царь наш, немец русский…, Ах, тошно мне и в родной стране… и др. пронизаны ненавистью к самодержавно-крепостническому строю и содержат прямые призывы к его свержению. Первые собрания сочинений Рылеева были изданы в России только в 1872 × 1893. 14 декабря 1825 Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина. В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, — они были переданы на волю Е.П.Оболенскому через сторожа. Верховный суд приговорил его вместе с П.И.Пестелем, П.Г.Каховским, С.И.Муравьевым-Апостолом, М.П.Бестужевым-Рюминым к четвертованию, которое было высочайше заменено повешением. Написанное за несколько минут до казни письмо Рылеева несколько лет ходило в списках среди его друзей. 13 (25) июля 1826 вместе с другими четырьмя осужденными был казнен в Петропавловской крепости.
Для Рылеева литературное творчество было составной частью политического служения общественному благу. Он заявлял: «Я не поэт, я гражданин!» Развивал отечественную гражданскую лирику в духе дворянского революционного романтизма, цель которого — поднимать на борьбу, обличать тиранов, взывать к высшей правде и будить лучшие гражданские чувства. В этом видел предназначение своей поэзии и политической деятельности. Рылеева мы можем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились в одно целое. Незадол го до восстания декабристов Рылеевым было написано небольшое, но очень сильное стихотворение "Гражданин". В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто "с хладнокровием бросает хладный взор на бедствия страдающей отчизны". Развивая свою мысль, поэт говорит: Они раскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги. Такие политические стихи, как "Видение", "Гражданское мужество", "Я ль буду в роковое время...", поэмы "Войнаровский", "Наливаико", думы, агитационные песни, выводят Рылеева на первое место в литературном движении 10—20-х годов XIX века. Особое место занимают несколько песен, сложенных им в соавторстве с А. А. Бестужевым: "Ты скажи, говори...", "Ах, тошно мне...", "Уж как на небе две радуги...", "Как идет кузнец да из кузницы..." и другие. Своеобразие этих песен в том, что они очень близки по своему складу к народным. Они передают думы народа, порабощенного царской тиранией, барами и чиновниками: Ах, тошно мне И в родной стороне; Все в неволе, В тяжкой доле, Видно, век вековать. Нигде и ни в ком не находит народ правды: грабят его господа "без стыда", еще тяжелее народу от царских поборов: Нас поборами царь Иссушил, как сухарь, — То дороги, То налоги Разорили нас вконец. Однако и в крайней беде народ не падает духом, он верит в свои силы и способности: А что силой отнято Силой выручим мы то. Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл "Думы", который создавался в 1821—1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: "Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине..." Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение "доблести гражданской", "отчизны верный сын", "заклятый враг постыдного неправосудья". Не возникает сомнения, что мысли, которые высказывает Волынский: "Славна кончина за народ!.. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!", его готовность, "любовью к родине дыша", стать "за страждущих — железной грудью", — все это были убеждения самого Рылеева. Свой идеал поэта, "правды верного жреца", "поклонника пламенного добра", "органа истины священной", который "выше всех на свете благ/ Общественное благо ставил/ Святую добродетель славил", всегда оставался "гонимых обороной/ И зла непримиримым врагом", Рылеев воплотил в думе "Державин". Следует заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт. Особое место в цикле занимает "Иван Сусанин", единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин — самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу "Иван Сусанин" высоко ценил Пушкин. Глинка создал оперу "Иван Сусанин". Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака", которая стала народной песней ("Ревела буря, гром гремел"). В 1823 г. создается поэма "Войнаровский", отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пушкин: "Рылеева "Войнаровский" несравненно лучше всех его "Дум", — писал он, — слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет". Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму "Наливайко", посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига. Герой поэмы "Наливайко" — гетман, который поднял меч за свой край: Могу ли равнодушно видеть Порабощенных земляков? Нет, нет! Мой жребий: ненавидеть Равно тиранов и рабов Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя: Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителя народа — Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, Я это чувствую, я знаю. Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Декабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на "будущий жребий" поэта, и Рылеев согласился с ним. "Верь мне, — сказал он, — что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России". Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах — это деятельность борца за освобождение собственной страны. На стихах Рылеева воспитывались последующие поколения борцов за свободу России. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, "доблестным заветом и путеводною звездою". Маша П: Декабрист Рылеев – поэт с самой короткой творческой жизнью. Он начал писать стихотворения в 1820 году. В 1821 г. он вступил в «Вольное общество любителей российской словесности», оттуда попал в Северное общество декабристов, и уже в 1825 его, вместе с 4 другими заговорщиками, повесили. Его казнили только со второго раза – первый раз петля оборвалась. Хотя по традиции такого человека милуют, его не помиловали. Литература декабристов по своей сути дидактична.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.011 с.) |