Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема Петра 1 в творчестве Пушкина. Незаконченный роман «арап Петра великого».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пушкин ценил и любил Петра 1. именно на него как на образец подражания указывал он Николаю 1 в своих лирических произведениях (Стансы). Именно его чуть идеализированный образ мы видим в поэме Полтава, где Петр – веселый и уверенный в себе полководец, властитель обширных земель, знающий о понятиях долга и чести, милостиво и справедливо управляющий своим народом. Не отходит он от своего восхищения российским царем и в романе «Арап Петра Великого». Роман писался в течение двух лет (1827-1829) и так и не был дописан. Помимо того, что роман связан с любимой темой П. – Петра, так он еще и затрагивает семейственные предания рода Пушкина. Дядя мамы Пушкина был Иван Абрамович Ганнибал. А главным героем романа является Ибрагим Ганнибал – арап, отправленный Петром во Францию, чтобы вернуться оттуда патриотом-преобразователем. Краткий пересказ: Ибрагим заканчивает парижское военное училище, становится капитаном артиллерии, принимает участие в Испанской войне, влюбляется в графиню Леонору. Она отвечает ему взаимностью. Она жената, но это не мешает ей и Ибрагиму любить друг друга. Скоро у нее рождается чернокожий ребенок, они его прячут и подменяют другим. Но слухи ползут в обществе. Ибрагим получает письмо от Петра 1, типа приезжай или оставайся – сам решай, но я скучаю. Ибрагим подумал, что Леонора может и разлюбить его, да и долг зовет. Так, несмотря на свою сердечную привязанность все же возвращается в Россию. Ибрагим сравнивает Россию и Фр и делает выбор в пользу Р, говоря, что Фр – общий вихрь веселых забав, а Р – это мастерская, где каждый работник подчиненный общему порядку, занят своим делом. Ибрагим становится на сторону Петра и помогает ему строить новую Россию, он удивляется царю, такому прекрасному и деятельному. Отчетливо противопоставлены герцог Орлеанский, жаждущий наслаждения и пребывающий в растерянности, и Петр Великий, государь «Высокой души», «вечный работник на троне». Тем временем Ибрагим едет на ассамблею и там танцует с молодей девушкой Наташей, папаша которой ненавидит все заграничное, а тех, кто оттуда приезжает зовет «вертопрахами». Петр1 решил сосватать Ибрагима за Наташу, чтобы его развлечь. Ибрагим подумал: а почему нет? Все равно ему рассказал один чел, что Леонора уже нового любовника завела. Петр поехал к отцу Наташи Гавриле Афанасьевичу и рассказал свой мегаплан. У того волосы дыбом встали, но он виду не подал (дочь за негра отдать???!!!), мол, на все воля царя-батюшки. Наташа все услышала и упала в обморок. Она явно придерживалась непрогрессивных взглядов и была к тому же расисткой, решила, что лучше умереть. Тем более любила Валериана, сироту, которого ее отец пожалел и воспитал в своем доме. Валериана в армию загребли два года назад, но он взял и вернулся. И на самом интересном месте все закончилось... Я что-то не могу нигде ничего найти про образ Петра, поэтому вот вам мой наблюдения. Петр в романе очень деятельный и веселый, простой, человек широких взглядов. Когда арап приезжает, то видит, что Петр работает с князьями, слушает их доклады и отходит ко сну только когда проверит по записной книжечке, все ли он сделал на сегодня. Постоянно чем-то занят. Например, когда из Франции приезжает Корсаков (кст, этот парень – образ презренного вертопраха, который считает, что Россия –страна дикарей, а сам он в реале болван неуклюжий и тупой, зацикленный на шмотках) то представляется царю на корабельной верфи, где царь лично лазит по мачтам и все проверяет. Потом на ассамблее, благодаря Петру, все красивые и культурные, так что этот самый Корсаков не может поверить, как все изменилось. Петр не все иностранное перенимает без оглядки: всякого разврата не терпит. Например, Петр сам любит одежду попроще, изысков не любит и даже высмеял Корсакова за его вельветовые штаны. Еще он запросто может завалиться ко всяким вельможам, потребовать анисовой водки и щей. Пушкин точно любит Петра: вот хотя бы вот эпиграф к роману: «Железной волею Петра преображенная Россия». Но надо сказать, что образ Петра изменился потом, особенно в «Медном всаднике». Здесь Пушкин видит в Петре «мощного властелина судьбы», который сумел подчинить себе стихийную мощь России, но в то же время он уздой железной Россию поднял на дыбы. Поэт признает волю и творческий гений Петра, обернувшийся железной уздой, вздыбившей всю Россию. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала. Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что гос. власть и человек разделены бездной. Уравнивая все сословия одной «дубиной», усмиряя человеческую стихию России, Петр хотел превратить ее в покорный и податливый материал. Евгений должен был стать воплощением мечты самодержца о человеке-марионетке, лишенном исторической памяти, забывшем «родные предания», и своих предков. 5. Оля 1803 г. – выход книги Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка»,в к-рой он выступает с решительными возражениями против «нового слога» Карамзина и его последователей. К Ш. примкнули литераторы старой школы (Ширинский-Шихматов, Хвостов, Шаховский). Выступление Ш.=>отповедь сторонников карамзинской реформы литер. языка=>начало длит. полемики по вопросам языка худ. лит. Оч важно!, т.к. к нач. 19 в. процесс выработки норм рус. лит. языка ещё не завершился. Интенсивно шёл процесс формирования стилей худ. лит-ры. В спорах о «старом» и «новом» слоге проявились не только литературные, но и идейно-политич. разногласия. Адмирал Ш. возглавил партию полит. и литер. реакционеров и долгие годы боролся против либерализма и новаторства. В период войны 1812 г. был приближен Адександром I; составлял манифесты и рескрипты; незадолго до восстания декабристов назначен министром народного просвещения. Кроме «Рассуждения…» написал ряд других работ, напр., «Разговор о словесности» (1811). Ш. выступал против изменений в языке лит-ры, произошедших к концу 18 в. и приведённых в систему Карамзиным. Сближение лит.языка с живой разговорной речью образованного об-ва; резкое ограничение книжных, церковнославянских эл-тов; создание новых слов / заимствования из других европейских языков. Ш. обвинил К. и его последователей в пренебрежении церковнославянизмами. Он не допускал и смешения 3х стилей Ô. Но главным основанием борьбы против «нового слога» для Ш. были не стилистич., а морально-политич. мотивы. «Старый слог» для него в 1ую очередь ценен как хранитель старой идеологии. Это коренным образом отличало Ш. от Р. и поэтов-просветителей, к-рые использ. славянскую лексику и фразеологию для выражения высокого гражданского содерж. Политич. основа выступлений Ш. по вопросам лит-ры ещё чотче проявилась в его борьбе против иноземных влияний. Противники якобы увлекались заимствованиями из франц.яз. и стремились создавать слова по образцу иностранных. Причём речь шла не о крайностях в заимствованиях, а о том, что исп-ние слов другого языка наносит вред Впрочем, Ш. нащупал 1 слабое место у эпигонов К.: пристрастие к перифразам и словесным украшениям (ведь они ориентировались на речевые нормы дворянского об-ва). Скорбит об упадке не только языка, но и словесности (причина – чрезмерное «прилепление» к иностр. писателям). Образцами должны-де служить «священные книги», «летописи» и «все подобные им предания».!Поэт должен «напитаться» не только словами и выражениями предков, но и их мыслями. «Красоты мыслей никогда не стареются». Ясно, что такая языковая политика вызвала протест со стороны последователей К. Сам он в это время отходил от лит-ры и в полемике не участвовал. Зато выступил П.И.Макаров, изд-ль журнала «Моск. Меркурий». Выдвинул тезис о непрерывном развитии языка под влиянием просвещения и появления новых предметов и понятий. + Необходимость сближения книжн. и разг. языков. + Невозможность и нецелесообразность возврата «к обычаям и к понятиям старинным». Ещё один зашшитник – Д.В. Дашков, младш. тов-щ Жуковского по Благор. пансиону при Моск.Универ-е. Отвергает идею Ш. о единстве русского и славянского языков. Богатство языка достигается не сохранением в неизменном виде его сокровищ, а их расширением их в соотв. с новыми понятиями. + Призыв не мешать «суждения о словесности» и идеологию. На контратаки Ш-ва ответил книгой «О легчайшем способе возражать на критики» (1811) с разоблач. недопустимых приёмов полемики защитников «старого слога». Полемика между архаистами и новаторами не сводилась к теории. Литер. «староверы» пытаются создавать пр-ния в традиц. жанрах и стилистич. формах. Эпич. поэмы о Петре I и других ист. героях; классич. эпопеи о событиях войны 12го года; оды классич. стиля. Ширинский-Шихматов написал эпич. поэму «Пётр Великий» (1810) с обилием архаич. и церковнославянских эл-тов. Батюшков в эпиграмме «Совет эпич. стихотворцу» назвал её «поэмой полудикой». Стебал Шихматова и Пушкин. 1811г. – появляется лит.об-во «Беседа любителей русского слова», что придаёт собраниям сторонников Шишкова офиц. хар-р. Орган-ры постарались обеспечить ему правит. поддержку и привелегир. положение. Об-во было разделено на 4 разряда, каждый их к-рых имел своего попечителя. Председатели – Ш., Державин, Хвостов, Захаров. Большая часть имён членов «Беседы» осталась в истории лит-ры мало известной / приобрела печальную славу. (Державин не в счёт, он занимал в лит-ре начала века особую позиции. Как и Крылов.) В 1816г. «Беседа», такскзть, умерла. Классицизм пытался удержать позиции в сфере эстетич. теории и критики. В лит. критике старые эстетич. принципы защищал «Вестник Европы». Но и в лит. теории «классическая» доктрина давала трещины.
(тут частично из Соколова, из лекций и из тетрадей времени абитуриентства.кашеобразно) 1820-24гг. – период Юж. ссылки и одноврем-но – эпоха романтизма в тв-ве П. Романтич. созн. конфликтно, т.к. романтик особ-но остро переживает разрыв между мечтой и реальностью, что мучительно=>душа ищет выход.->2 теч. в русском ром-ме: элегич. ром-м (Жуковский) [мотивы смирения ыыы, судьбы; обращ. к фолькл.] и гражданский ром-м (декабристы). В это время формируется единство стиля его поэзии. Ему особенно близок Байрон! «Погасло дн е вное светило…» (1820). Позднее – подзаг-к «Подражание Байрону». Мотив прощания с родиной, но разработан не как у Б.. Уже начало ведёт к рус.нар.песне. Развитие традицию лицейск. элегич. поэзии, + глубок. искренность и сила переживания. Мотивы воспоминания, разочарования, бегства от родных мест, тайной и неразделённой ©, мечтаний о новом. Движение в будущее vs. память о прошлом. Муз.рефрен стихотворения (песенность!) – образ волнующегося моря, к-рый будет сопров. П. в течение всего «южного» периода его тв-ва. Герой движения (душа пост-но в стремлении к трансцендентному). Автор и герой достаточно близки, но не сливаются! 1820г. – нач. работу над 1й «южной» поэмой «Кавказский пленник». Обращена к реальной жизни, соврем-ти (ср. с «Рус. и Людм.»). Сам П. подчёркивал не только её лирич. окраш-ть, но и прямую автобиографичность образа гл. героя. Считал, что в этом сост. неудача разработки его хар-ра. + Байронбайрон; но! наряду с лирич. началом –и пристальное внимание поэта к окруж. действ-ти. В Пленнике П. «хотел изобразить это равнодушие к жизни…эту преждевременную старость души, которые сделались отличит. чертами молодёжи 19го в.». К осуществлению этой задачи он идёт романтическим путём. Ставит героя в экзотич. обстановку. Из всей его жизни берет только 1 исключ. эпизод.; всё остальное окружено атмосф. тайны («изведал людей и свет», разоч-ся, «обнял» «грозное страданье», его сердце «увяло»; ищет только свободы). Романтична и любов. фабула поэмы, как и идеальный образ героин Субъективно-романтич. метод изображения гл. героя мешал П. воплотить свой замысел - воспроизвести типический образ героя-современника. Был недоволен. Действительно, образ не только недостаточно развит (даже имени не имеет, хха!), но и обрисован непоследовательно, подчас противоречиво. Наделён исключит., титанич. чертами в духе байронич. поэзии. Бесстрашен, в то же время – герой элегический, страдающий от нераздел. любви..Однако уже этот «неудачный опыт» был худож. достижением П. Ему всё же удалось уловить характ. особ-ти целой эпохи. «Подобные лица часто встречаются в нынешнем положении об-ва» (Вяземский). В 1840е гг.: «Пленник, - это герой того времени, в к-ром были намечены черты героев нашего времени»; П. 1м указал на них; «В этом смысле «К.п.» - поэма историч.» (это всё БЕЛИНСКИЙ!!%)). + Историч. же проблем-ка: вольнолюбивый герой vs. об-во – разреш-ся в соотв. с романтич. схемой: бегство из мира цивилизации в первобытный мир, «естеств. жизни». Осн.на реал.истории! 1823г. – романтич. поэма «Бахчисарайский фонтан». Тесная связь с крымскими впечатл. П. + автобиографич. эл-т (в лирич. излияниях). Романтич-ть сюжета, в основе к-рого местное предание об исключит. любви крымскаго хана к пленённой им польской княжне; яркость образов – мрачного Гирея, трагич. натуры Заремы, ангельски чистой Марии; эмоциональность тона, даже композиция («бессвязные отрывки»); таин. недоговоренность – всё это делает «Б.ф.» пр-нием, наиболее отвечающим поэтике байронич. поэмы. Но! более объективное драматизирован. изобр. героев, чем в «К.п.» Однако ещё не оч удачно. 9 мая 1823г. (!!!) – П. приступает к «Евг. Онег.». Тема «вольнолюбив. надежд» составляет одну из осн. тем тв-ва П. периода Юж. ссылки. «Узник» (1822). Мотив «бегства» и «узничества». Заканчивается освобождением! «Наполеон» - истории. элегия. «Угас великий(!) человек…» В чём величие и в чём беда? Образ сына революции и в то же время её палача. Диалог. Политич. аллюзии. Искушение скепсисом – 1 из важных этапов в развитии чел-а. В 1823г. П. приходит к глубочайшему кризису – мировоззренческому и творческому: многие загадки невозможно разгадать, находясь в рамках ром-ма:( «Свободы сеятель пустынный» (1823) – переосмысл. еванг. мотивов. Трагедия романтика. Горькое разочарование, как и в «Демоне» (1823). 2 героя: «я» и демон. Тут прототип – молодой Раевский, с к-рым подружился П.Но поэт не хотел, чтоб демон отожд. с конкр. чел-ом. Демон выраж. что-то важное в чел-е пушк. эпохи, но принять его полностью П. отказывается. Позиция вселенского отрицания понятна, ей можно сочувствовать, но жизненно и творчески она бесперспективна. Для демона нет ни любви, ни дружбы, ни искусства. П. «разводит» образ своего «я» и образ романтич. героя. Намечается выход из кризиса.
6. Маша П
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.011 с.) |