Проблемная ситуация, репродуктивное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемная ситуация, репродуктивное



И продуктивное мышление

 

Опыт многократных эффективных действий человека в различных конкретных ситуациях приводит к формированию в его центральной нервной системе нейрональных моделей этих ситуаций. Пока поступающая в мозг информация находится в соответствии с этими нейрональными моделями, реакция человека может оставаться стандартной. Мыслительная деятельность, обусловленная стимулами такого рода, сводится к воспроизведению, репродуцированию одних и тех же привычных мыслей, мыслей-штампов, мыслей-условных рефлексов. В этом случае говорят о репродуктивном мышлении.

Однако человеку постоянно приходится встречаться с обстоятельствами, которые являются для него новыми, и, вместе с тем, требуют от него активных действий. Такие ситуации, в которых человек должен действовать, хотя способ действия ему неизвестен, называют проблемными ситуациями. Например, для ученика, студента проблемная ситуация в процессе обучения возникает, в частности, всякий раз, когда он встречается с задачей, способ решения которой ему еще неизвестен.

Для преодоления проблемной ситуации репродуктивного мышления недостаточно. Необходима качественно иная мыслительная деятельность, которая должна привести к возникновению новых идей, к нахождению в ограниченные сроки адекватного образа действий, нового для данного индивидуума. Мышление, результатом которого является возникновение в сознании человека идеи, новой для него самого, называют продуктивным мышлением.

– Понятие «продуктивное мышление», видимо, можно рассматривать как синоним термина «творческое мышление»?

Можно, однако слова «творчество», «творческий» применяют обычно для обозначения мыслительной деятельности, «порождающей нечто новое, никогда ранее не бывшее» [42]. Еще одно определение: «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных факторов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [43]. В приведенных определениях можно заметить социальный аспект понятия «творчество»: творчество, творческое мышление имеет результатом создание идей или материальных ценностей, в которых они воплощены, новых для человечества или, по меньшей мере, для значительной его части. Таким образом, мышление признается творческим лишь в том случае, когда оно приводит к результату, новому для других людей. Для продуктивного же мышления достаточна новизна продукта мыслительной деятельности только для человека, эту деятельность осуществляющего. Уловили существенное различие?

– Да, вполне. Но почему же тогда творческое и продуктивное мышления зачастую отождествляются?

С точки зрения психофизиологии. Потому что все процессы, происходящие в мозгу данного индивидуума при творческом и продуктивном мышлении, одинаковы.

– Да, конечно, можно бы и самому догадаться. Человек же, получая новый для него результат, не знает, что он новый только для него.

Совершенно верно.

Пойдем дальше. Исследованиями советских психологов [44-48] установлено, что необходимым атрибутом продуктивного мышления является участие эмоциональной сферы. Эмоциональное напряжение, возникающее в определенные моменты мыслительной деятельности, обеспечивает резкое возрастание ее интенсивности. Функциональное назначение эмоций, связанных с познавательной деятельностью (гностических эмоций), широкая активация коры головного мозга. При выработке новых для данного человека идей, новых форм поведения, нового образа действий должны сформироваться новые нейронные связи. Какие нервные клетки будут в этом участвовать, выявится только после того, как эти модели возникнут, то есть после завершения продуктивной мыслительной деятельности, в результате преодоления проблемной ситуации. Поэтому в процессе продуктивного мышления посредством эмоциональной активации вовлекается практически весь мозг.

– То есть продуктивное мышление и эмоции «намертво» связаны?

Да, и это не гипотеза, а вполне установленный факт. Убедительные доказательства участия эмоций в творческом мышлении были получены О.К. Тихомировым и его сотрудниками [44,45].

– Интересно, а как можно определить, участвуют эмоции в мышлении или не участвуют? Если только визуально, то это не научный факт, а субъективная точка зрения.

Существует традиционный метод регистрации возникновения эмоционального напряжения у человека – изменение электросопротивления кожи. Им и воспользовались исследователи. В момент получения или осознания информации, которая для человека неожиданна, требует от него немедленных активных действий или во всяком случае, сильно его волнует, происходит резкое снижение сопротивления кожи и изменение кожного потенциала. Эта электрическая активность кожи, связанная с психической деятельностью, была открыта еще в 1888-1890 годах Фере и Тархановым независимо и получила название кожно-гальванической реакции (КГР) [49].

О.К. Тихомиров и его сотрудники регистрировали КГР в процессе мыслительной деятельности, связанной с решением шахматных задач. Было установлено, что КГР наступает (с задержкой длительности до нескольких секунд) в тот момент, когда ход мысли человека резко меняет направление, когда у испытуемого возникает ощущение, что он нашел перспективный подход к решению задачи. Многочисленные опыты показали, что в процессе решения незнакомой испытуемому шахматной задачи во всех случаях, когда ему удается найти решение, наблюдается, по крайней мере, один спад электросопротивления кожи. Нередко во время поисков решения КГР наблюдалась несколько раз. Синхронная запись устных рассуждений, сопровождающих решение, и регистрация последовательностей точек фиксации взгляда на шахматной доске в процессе анализа позиции, позволили однозначно связать моменты появления КГР с резкими изменениями хода мысли испытуемого, то есть с моментами, когда мысль начинает работать в новом, неожиданном для него самого направлении.

В тех случаях, когда КГР отсутствовала, задача оставалась нерешенной.

Поскольку КГР является одним из общепризнанных индикаторов возникновения эмоционального напряжения, из опытов О.К.Тихомирова и его сотрудников следует вывод, что решение творческой задачи обязательно связано с вовлечением в мыслительную деятельность механизмов эмоций.

 

Структура творческого акта

 

Итак, подчеркиваем: продуктивное (творческое) мышление – не какое-то свойство особых «творческих» личностей, а естественная фаза мышления, наступающая у каждого человека в связи с его усилиями по преодолению проблемной ситуации и характеризующаяся высокой интенсивностью мыслительной деятельности.

– В таком случае, с процессом творческого мышления связана вполне определенная последовательность субъективных переживаний и внешних проявлений. Можно ли ее описать?

Конечно, можно. Существует обширный материал, которым можно воспользоваться. Это факты, приведенные в литературе по психологии творческого мышления, наблюдения в условиях научных семинаров и учебных занятий, интервью, устные и письменные описания результатов самонаблюдения научных сотрудников, преподавателей и аспирантов томских вузов[10].

К описанию структуры творческого процесса и отдельных его фаз обращались многие исследователи, представители самых разнообразных творческих профессий. Обстоятельный анализ стадий мыслительной деятельности, связанной с возникновением новых идей в области математики, выполнен Ж. Адамаром [50] на основе личного опыта автора, а также на основе свидетельств ряда выдающихся ученых: А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, К. Гаусса, Ф. Гальтона и других. Ж. Адамар уделяет большое внимание рассмотрению роли эмоций, взаимоотношению сознательной и неосознаваемой, вербальной и образной компонент творческого мышления на различных его этапах. Глубокий анализ процесса математического творчества в учебно-познавательной деятельности дан Дж. Пойя в его широко известных книгах «Математика и правдоподобные рассуждения» и «Математическое открытие».

В последние десятилетия проблема стадий творческого процесса стала одной из классических проблем психологии мышления. Ей посвящено большое число исследований советских и зарубежных психологов. Результаты этих исследований систематизированы в обзорах, монографиях и учебниках (например, [44,45,51-53]). Классификации фаз продуктивного мышления, предлагаемые различными авторами, в основных чертах весьма сходны и отличаются друг от друга лишь в деталях. Назовем здесь последовательные фазы творческого процесса, следуя работе Я.А. Пономарева [53].

«Первая фаза (сознательная работа) – подготовка (особое деятельное состояние, как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

Вторая фаза (бессознательная работа) – созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).

Третья фаза (переход бессознательности в сознание) – вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

Четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка».

В основу выделения фаз здесь положена идея трансформации сознательно организуемых логически обоснованных поисков к неосознаваемой мыслительной деятельности, интуитивному решению и последующему осознанию интуитивно найденного решения и к его эволюции в логически завершенное. В соответствии с характером мыслительной деятельности на перечисленных фазах творческого процесса автор [53] называет их, соответственно, фазой логического анализа, интуитивным решением, фазой вербализации интуитивного решения, фазой формализации вербализированного решения.

– И каждая фаза, как я понимаю, сопровождается определенной эмоциональной реакцией, имеет свою эмоциональную окраску?

Да, но какую, как Вы думаете?

– Первая фаза, вы сами сказали, – негативные эмоции, а затем – позитивные, задача-то решена!

По сути верно, разница лишь в оттенках эмоций.

– Ну, это ерунда. Главное, чтобы эмоции были положительные.

Не скажите. Именно от интенсивности эмоциональной реакции, то есть от тех самых оттенков, зависит, в первую очередь, работа памяти и динамика адаптационных реакций. Поэтому пренебрегать этим вопросом не стоит.

Если рассматривать последовательное развитие продуктивного мышления с точки зрения характера связанных с ним субъективных переживаний, то представляется возможным выделить следующие его стадии: 1) осознание проблемной ситуации и последующий ее анализ, которому сопутствует возникновение отрицательного эмоционального состояния; 2) озарение – внезапное осознание новой идеи, содержащей или приближающей решение; эта фаза имеет чаще всего положительную эмоциональную окраску радостного изумления, удовлетворения, может быть, счастья; 3) формулировка и реализация новой идеи, то есть приведение решения к форме, в которой оно может быть сообщено другим людям; тут, как мы говорили, наравне с положительными эмоциями возможны и муки вербализации; 4) последствие озарения, принимающее различные формы, однако всегда связанное с положительными эмоциональными переживаниями, имеющими характер «торжества победы».

Вот, что касается классификации этапов, – все. Подытожить сможете?

– Запросто. Последовательность фаз образует целостный процесс продуктивного мышления, индуцированного одной проблемной ситуацией. В содержательном отношении он начинается с анализа проблемы и заканчивается реализацией ее формализованного решения. В плане субъективных переживаний он начинается с отрицательных эмоций, возникающих в связи с осознанием проблемной ситуации, и завершается положительными эмоциями «торжества победы». Правильно?

Абсолютно. Вас можно поздравить, дальше будет легче. Обратимся теперь непосредственно к описанию каждого этапа творческого акта в отдельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.015 с.)