Организация процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация процесса обучения



 

– Если продолжить предложенную вами аналогию образовательного учреждения с театром или концертным залом, то следует, видимо, признать, что психологический комфорт является основной декорацией, на фоне которой развертывается само действо – школьный урок или студенческий семинар. Следовательно, есть какие-то принципы, основы, правила, которые обеспечивают, так сказать, «качество декораций».

Психологический комфорт создается через атмосферу доброжелательности и уважения к мнению каждого. При этом ученик имеет право на ошибку, она естественна, а, следовательно, ненаказуема. У ученика исчезает унизительное чувство страха и неуверенности. Поощряется любая интересная мысль, любая инициатива в учебной деятельности: свобода определения объема изучаемого самостоятельно конкретного материала, свобода выбора предлагаемых работ (работы даются с учетом особенностей мышления, разного уровня сложности).

Для организации благоприятной ситуации развития мышления, кроме психологического комфорта, создаются условия максимальной активности в работе, которая возможна лишь при резонансе предлагаемой учителем деятельности с особенностями мышления учащихся. Кроме того, оценивается не только качество работы ученика, но и его активность.

4.3.2 Общее содержание процесса

 

Изучение материала должно проводиться по логически завершенным блокам (темам, главам).

– Почему?

Стандартный школьный или вузовский урок – 40-45 минут. Исследования американских психологов и педагогов еще в 60-е (!) годы показали, что приблизительно от четверти до половины учебного времени идет на инструктирование, что и как нужно делать. Еще четверть времени – на сообщение информации организационного характера. И только 5 % учебного времени расходуется на развитие самостоятельности учащихся (творческая самодеятельность отсутствует вообще). Наконец, от 1 до 0,5 % учебного времени идет на самостоятельные умозаключения. Ну-ка, посчитайте, сколько это будет от 40 минут урока! Один из американских педагогов – Г. Рагг писал в 1963 г.: «Мы тратим миллионы часов на тренировку в решении аргументированных задач, но почти не уделяем внимания развитию воображения» (Цитируется по [81]).

Анализируя практику современной средней общеобразовательной школы, американский психолог С. Парнес отмечает, что обычно в учебном процессе обращается внимание на творчество учителя (впечатляемость используемого материала, демонстрация кинофильмов, опытов и т.д.) и значительно меньшее – на развитие творческой деятельности самих учащихся. Между тем даже эффективное информирование недостаточно для развития творческих способностей [82].

– А если не тратить время на оргвопросы и прочее?

Все равно ничего не выйдет! Довелось мне как-то видеть план урока одной в общем-то хорошей учительницы. Так вот, где-то в последней трети урока после проверки домашнего задания, объяснения новой темы стояло: «Развитие способностей учащихся – 5 мин».

– Конечно, маловато…

Да не в этом дело! Вы, когда беретесь за новую деятельность или когда начинаете заниматься новой темой, что делаете? Читаете литературу, знакомитесь с вопросом. Потом углубляете свои знания, используя специальные журналы и общаясь с коллегами – специалистами в этой области. Иными словами, собираете и осмысливаете информацию. И только потом, когда ее количество перевалит за какую-то "критическую точку", Вы сможете сделать в этой области что-то новое, то есть получите возможность творить. Так же и ученики должны пройти все эти стадии, ибо для творчества нужна база. А создать ее на одном уроке даже теоретически невозможно. Поэтому работа по блокам – это не моя прихоть, а насущная необходимость для реализации тех задач, которые мы ставим перед учебным процессом.

Итак, изучение материала должно проводиться по логически завершенным блокам. По каждой теме проводится вариативная система занятий, количество которых определяется сложностью и объемом темы, а также интенсивностью усвоения ее учащимися. Эти уроки можно условно разделить на следующие:

1) целевой урок,

2) урок обсуждения материала и коррекции знаний,

3) урок математического моделирования физических процессов,

4) урок практического применения знаний,

5) урок творчества (урок проверки своих возможностей).

О сути каждого из уроков мы еще подробно поговорим, но прежде остановимся на их общих чертах.

Исключаются традиционные элементы урока: опрос, объяснение учителем нового материала, закрепление, домашнее задание, определяемое учителем.

– В принципе, после нашей беседы я понимаю, почему исключаются, но все же, в двух словах…

Опрос – проверка механической кратковременной памяти. Объяснение урока учителем – как правило, отдых мысли ученика или, в лучшем случае, пассивная работа. Закрепление… – закреплять еще нечего. Все это мало способствует развитию мышления учащихся. Как и домашнее задание, то есть материал, который, по желанию учителя, ученик должен запомнить к следующему уроку.

Чтобы от урока была польза, по возможности максимальная, необходима активная работа мысли ученика на протяжении урока, направляемая учителем.

– Иными словами, необходим диалог учителя и ученика.

Оставляющий след в мышлении учащегося. Но это значит, что учитель и ученик при обсуждении материала урока должны быть партнерами, пусть не совсем равными. То есть ученики должны прийти на урок со своими мыслями, представлениями об этом материале.

– Правильно, иначе ни диалога, ни обсуждения не получится.

Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся предварительно самостоятельно приготовили материал, который будет рассмотрен на уроке.

– А они приготовят?

Как показывает опыт, ученики работают с учебной литературой самостоятельно с бóльшим интересом, чем если бы их предварительно познакомили с ее содержанием. При этом объем материала к данной теме они определяют сами, часто выходя за рамки школьного учебника. Каждый работает по своим возможностям. Учитель же определяет только тему, которая будет рассматриваться на следующем уроке (уроках) без детальной конкретизации.

В результате у учеников появляются навыки рациональной самостоятельной работы с литературой. Кроме того, материал готовится с опережением, всегда есть резерв времени.

Далее. Необходим контроль за формированием внутренних образов, связанных с изучаемым физическим процессом, ибо искажение внутреннего образа или его отсутствие является одной из причин возникновения ошибочных представлений в сознании ученика. Поэтому результаты мыслительной деятельности учеников должны контролироваться учителем не только на словесно-математическом, но и на зрительно-образном уровнях.

Ученикам предлагается дать не только словесное или математическое описание изучаемого процесса, но и воспроизвести его зрительный образ в динамике (описанный, к примеру, математическим уравнением) или изобразить его на рисунке согласно своим представлениям. Сравнивая действительный процесс или его изображение с воображаемым, ученики лучше видят и понимают ошибки, чем при словесном объяснении. Кроме того, у них формируется способность к зрительному абстрагированию, развивается воображение, что необходимо для творческого мышления.

Материал темы (логически завершенного блока) изучается учащимися самостоятельно в два этапа: 1 – самостоятельная работа дома; 2 – самостоятельная работа под руководством учителя на уроке. Цель первого этапа – накопление необходимой информации и установление смысловых связей между ее элементами в доступных для каждого ученика пределах. Цель второго – использование учителем приобретенного и приобретаемого информационного материала учениками как многоцелевого инструмента для реализации функциональных возможностей мозга: памяти, мышления, эмоций, интуиции и так далее.

– Теперь расскажите поподробнее о каждом из занятий, перечисленных выше.

 

Целевой урок

 

Учащиеся должны знать, что и зачем они будут изучать. Эти уроки проводятся учителем в начале новых разделов. Дается общий обзор раздела, историческая справка, практическое значение. Определяется место темы в рамках общего курса, цель работы по этому разделу и первая тема самостоятельной работы.

– То есть, это просто урок-введение.

Да, можно и так сказать. Хотя это название мне не очень нравится. Под вводным занятием, как правило, подразумевают либо легкий треп на околонаучные темы, либо скучные штампы «о пользе», «о необходимости», «о применении». Таким уроком интерес не вызовешь. Ведь от интереса зависит мотивация, а только через мотивацию, как мы говорили, можно «достучаться» до сверхсознания. Поэтому целевой урок – чрезвычайно ответственное мероприятие и отнестись к нему нужно со всей серьезностью.

Какие-то увлекательные, может быть, даже сенсационные материалы, относящиеся к теме, неразгаданные тайны природы, загадки Вселенной – все это собирается ежедневно и в конце концов используется на целевых уроках. Если это историческая справка, то не в виде сухих цифр и фактов: родился, открыл, получил, а очень интересный рассказ, близкий по увлекательности к художественной литературе. Последняя, кстати, тоже довольно часто используется, поэтому желательно быть в курсе как литературной классики, так и книжных новинок.

– Спасибо, по крайней мере, суть этого занятия я уловил.

Однако повторюсь еще раз: целевой урок – это прежде всего урок формирования мотивации.

 

Урок обсуждения материала

И коррекции знаний

 

– Как я понимаю, во время коллективного обсуждения учитель не предлагает пересказывать текст учебника.

Да, здесь нужно высказать свое мнение по тем или иным ключевым вопросам темы, придерживаясь принципа, выраженного Г. Лессингом: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, – но, ради бога, размышляйте, и хоть криво, но сами». На этом уроке учитель видит наиболее четко работу мысли учеников, получает достаточную информацию о характере, особенности их мышления и, следовательно, может создать наиболее полезный, благоприятный режим работы.

При помощи системы вопросов и постановки проблемных демонстраций учитель определяет объем информации, которым владеют ученики, выясняет характер установившихся первоначальных смысловых связей между элементами информации, помогает сформулировать недостающие, выделить в смысловой связи основное содержание информации.

– Иными словами, выясняется глубина понимания теоретического материала?

И если необходимо, производится коррекция знаний. Так как ошибки в понимании материала могут быть, и они вполне естественны, мысль учащихся направляется так, чтобы они сами (сами!) пришли к верному решению или к мысли о необходимости дальнейшего расширения знаний по этой теме.

Вопросы учителя должны быть информационными сигналами, включающими механизмы внимания, памяти, мышления ученика. Сами вопросы и процесс поиска ответа должны вызывать эмоциональную реакцию у учащихся. При этом степень их эмоциональной реакции связана с реакцией учителя и может быть усилена в ту или иную сторону. Если вопросы достигают цели, то информация оказывается в долговременной памяти с первого предъявления, и ученики уйдут с урока не с пятью процентами информации, а с гораздо большим объемом.

– Но ведь при самостоятельном изучении материала и последующем обсуждении его на уроке в лучшем положении оказываются учащиеся с развитым абстрактным (левополушарным) мышлением, так как текст в большинстве учебников содержит большое количество абстрактных понятий. А в худшем – ученики, у которых преобладает образное (правополушарное) мышление, для них возникает порой непреодолимый барьер в понимании подобным образом представленного материала.

В таком случае при обсуждении темы учитель должен абстрактное превратить в нечто конкретное, предметное, чтобы предоставить возможность активно работать ученикам с образным мышлением.

Но, напомню, разговор на этом уроке идет на привычном родном языке. Всякие математические построения должны быть исключены!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.021 с.)