Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Психологическое обследованиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическое обследование направлено на выявление личностных особенностей пациентов, связанных с нарушением коммуникативной функции речи, определение первичных и вторичных проявлений, изучение характерологических особенностей, самооценки голоса и уровня притязаний. ММРI (Миннессотский многофазный личностный тест) Психологическую характеристику составляют на основании наблюдения за поведением обследуемых на занятиях, в общении с окружающими. Кроме того, проводятся дополнительные исследования. Одним из наиболее информативных тестов является Минессотский многофазный личностный тест (ММРI), состоящий из 550 утверждений, затрагивающих различные аспекты жизни человека. Обследуемый должен определить, «верно» или «неверно» предлагаемое ему для оценки утверждение. Далее выбираются «значимые» ответы и проводится дальнейшая обработка по 10 шкалам, количественно отражающим индивидуальные особенности человека в момент исследования.
1 -я шкала — степень озабоченности состоянием своего здоровья; 2-я шкала — уровень снижения настроения (депрессии); 3-я шкала — демонстративность поведения и вегето-эмоциональные нарушения (склонность к истерическим реакциям); 4-я шкала — уровень социальной дезадаптации; 5-я шкала — выраженность у испытуемого интересов, свойственных противоположному полу: у мужчины — сензитивность, женственность, у женщины — решительность, мужественность; 6-я шкала — чувствительность к мнению окружающих, ригидность; 7-я шкала — тенденция к образованию навязчивых мыслей, страхов, сомнений; 8-я шкала — своеобразие мышления и поведения; 9-я шкала — уровень психической и двигательной активности; 10-я шкала — степень замкнутости субъекта. Первые три шкалы — невротическая триада. 6-я, 7-я и 8-я называются психотическими. Однако, несмотря на информативность и достоверность результатов, тест весьма сложен для интерпретации и требует длительного времени для исследования. Поэтому он используется его выборочно для более углубленного исследования, в основном у больных, лечившихся в условиях стационара. Изучение факторов интраверсии-экстраверсии и невротизма Используется опросник Айзенка, форма В, содержащий 57 вопросов, позволяющих достаточно быстро определить факторы экстраверсии-интраверсии и уровень невротизма. Обследуемым предлагается заполнить анкету, ответив на вопросы утвердительно или отрицательно. По специальным шкалам оценивается уровень экстраверсии-интраверсии и невротизма. Определение уровня тревожности Для определения уровня тревожности используется методика И.Д. Спилберга, адаптированная Ю.Л. Ханиным (1976). Тест представляется надежным и информативным способом самооценки уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности. Тестируемому предлагается оценить предлагаемое суждение в баллах. По шкале личностной тревожности (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ) итоговый показатель располагается в диапазоне от 20 до 80 баллов. При интерпретации показателей оценивают уровень тревожности: до 30 баллов — низкий, от 31 до 44 — умеренный, от 45 — высокий. Тест Спилберга позволяет получить информацию о некоторых особенностях образа жизни, наличии у обследованных вегетативных и эмоциональных расстройств, психологической дезадаптации, психосоматических заболеваний, наследственной предрасположенности, а также о психотравмирующих ситуациях. Изучение самооценки личности Самооценка личности изучается по адаптированной автором методике С.А. Будаси (1971). Целью исследования является нахождение количественного уровня самооценки. Обследуемому предлагается выбрать из предложенного списка слова, характеризующие его представление о том, какими чертами он хотел бы обладать и какими обладает в действительности. В первый ряд выписывают слова, характеризующие «идеал» с положительной стороны (от 10—20 слов), а затем такой же ряд составляют для отрицательных качеств, т.е. тех характеристик, которыми «идеал» обладать не должен. Это эталонные ряды. Далее обследуемый из составленных им рядов выбирает те черты, которые присущи ему. При обработке материала для каждого множества подсчитывается коэффициент самооценки по «положительному» и «отрицательному» множеству, определяемый как отношение числа выбранных для себя черт к числу аналогичных в эталонном ряду. Если коэффициент по «положительному множеству» близок к единице, обследуемый переоценивает себя. Коэффициент, близкий к единице по «отрицательному» множеству, свидетельствует о повышенной критичности и недооценки своей личности. Коэффициент, близкий к нулю по «положительному» множеству, говорит о недооценке собственных возможностей, по «отрицательному» — о завышенной некритичной самооценке. Изучение самооценки дефекта голоса и речи Для самооценки речи и голоса используется модифицированная методика Дембо-Рубинштейн, позволяющая оценить степень осознанности своего здоровья и нарушения голоса.
Испытуемому предлагают отметить свое место на вертикальных прямых, дав оценку своему здоровью, речи, голосу, успеху и счастью, при этом считается, что верхняя граница — показатель нормы, а нижняя граница — болезненное состояние. Кроме этого, больным предлагают отметить свое место, сравнив себя с одноклассниками и соседями по палате. Результаты позволяют судить об отношении обследуемых к своему собственному нарушению, определить адекватность самооценки, степень фиксации на голосовом дефекте. Одновременно оценка степени нарушения голоса осуществляется бригадой аудиторов, сопоставление самооценки и оценки аудиторской бригады позволяет судить о фиксированности больного на собственном заболевании.
РАЗДЕЛ III Психогенная афония Классификация нарушений голоса у детей и подростков Глава 1. Функциональные нарушения голоса В настоящее время нет единой классификации расстройств голоса, но наиболее часто фониатры и логопеды группируют нарушения в зависимости от степени выраженности: афония, дисфония, фонастения. По характеру нарушения голосовые расстройства делятся на функциональные и органические. Под функциональными понимаются расстройства, носящие временный преходящий характер. Органические связаны с изменениями структуры органа или тканей. Это деление условно, так как функциональные нарушения переходят в органические, и наоборот. Основным симптомом при заболеваниях гортани у детей является функциональное нарушение голоса — афония или дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса). Под афонией понимается полное отсутствие голоса, дисфония — расстройство голоса, связанное с наличием различных добавочных призвуков. Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков: 1)различная степень охриплости, обусловленная нарушением дыхания; 2)гипер- или гипоназальность; 3)изменение интенсивности звучания (слишком тихий или громкий голос); 4)расстройство высоты звучания; 5)изменение просодики, связанное с нарушениями ударения, темпа, мелодики. Чаще всего приходится сталкиваться с сочетанием или комбинацией нескольких признаков, которые выявляются при дизартрии, ринолалии, заикании. Психогенная афония Причинами психогенной афонии чаще всего является стрессовое состояние — испуг, конфликт с родителями, учителями или сверстниками, — которое выступает как пусковой механизм, приводящий к полной потере голоса. Ребенок может общаться только шепотной речью, при этом сохранными остаются безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос у таких детей может как внезапно исчезать, так и спонтанно появляться. При ларингоскопии голосовые складки во время фонации полностью не смыкаются, остается щель, чаще всего овальной формы, до 4-6 мм. Провести ларингостробоскопическое исследование часто затруднительно из-за отсутствия звучания. Ларингосторобоскопическая картина характеризуется пестротой. Часто с одновременными изменениями частоты и амплитуды колебаний обеих голосовых складок отмечаются односторонние неравномерные их движения. Голосовая щель имеет непостоянную форму. В результате попеременного одностороннего укорочения амплитуд колеблющихся голосовых складок голосовая щель может смещаться из стороны в сторону от средней линии, что и объясняет шепотную фонацию. При психогенной афонии в связи с отсутствием звучного голоса проведение ларингостробоскопического обследования не представляется возможным, но его можно провести после появления первого, еще неустойчивого, голоса. Гипотонусная дисфония Обусловлена снижением мышечного тонуса голосовых складок. Причинами ее возникновения являются постоянное перенапряжение голосового аппарата, перенесенные ранее острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей. Иногда слабость гортанных мышц является врожденной. При ларингоскопии голосовые складки чаще имеют обычную окраску, но иногда лишены блеска, тонус их снижен, во время фонации отмечается неполное смыкание. При ларингостробоскопии преобладают ослабленные колебания малой и средней амплитуды, неполное замыкание голосовой щели: от 2 до 4 мм. В 75% колебания носят синхронный равномерный характер как по частоте, так и по амплитуде. Более отчетливо, по сравнению со здоровыми, выражен вертикальный компонент колебательного движения. Смещение слизистой оболочки по свободному краю определяется довольно четко, иногда даже усиленно. Голосовая щель часто имеет вид вытянутого овала, реже — форму треугольника в заднем и частично среднем отделе с основанием, обращенным к межчерпаловидному пространству, и линейную форму. Гипертонусная дисфония Нарушение голоса, вызванное повышением мышечного тонуса голосовых складок. Причина нарушения фонации чаще всего связана с использованием твердой атаки голосообразования и чрезвычайно громким голосом. Во время фонации голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия и небольшая отечность их свободного края. При ларингостробоскопии в 60% случаев голосовые складки выглядят неподвижными, находятся в напряженном сомкнутом состоянии. Иногда подобная неподвижность сочетается с очень кратковременными периодами быстро затухающих колебательных движений с малой амплитудой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.008 с.) |