Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Психологическое обследование

Поиск

Психологическое обследование направлено на выявление личностных особенностей пациентов, связанных с нарушени­ем коммуникативной функции речи, определение первичных и вторичных проявлений, изучение характерологических особен­ностей, самооценки голоса и уровня притязаний.

ММРI (Миннессотский многофазный личностный тест)

Психологическую характеристику составляют на основании наблюдения за поведением обследуемых на занятиях, в обще­нии с окружающими. Кроме того, проводятся дополнительные исследования.

Одним из наиболее информативных тестов является Минессотский многофазный личностный тест (ММРI), состоя­щий из 550 утверждений, затрагивающих различные аспекты жизни человека. Обследуемый должен определить, «верно» или «неверно» предлагаемое ему для оценки утверждение. Да­лее выбираются «значимые» ответы и проводится дальнейшая обработка по 10 шкалам, количественно отражающим индиви­дуальные особенности человека в момент исследования.

 

1 -я шкала — степень озабоченности состоянием своего здо­ровья;

2-я шкала — уровень снижения настроения (депрессии);

3-я шкала — демонстративность поведения и вегето-эмоциональные нарушения (склонность к истерическим реакциям);

4-я шкала — уровень социальной дезадаптации;

5-я шкала — выраженность у испытуемого интересов, свой­ственных противоположному полу: у мужчины — сензитивность, женственность, у женщины — решительность, муже­ственность;

6-я шкала — чувствительность к мнению окружающих, ри­гидность;

7-я шкала — тенденция к образованию навязчивых мыслей, страхов, сомнений;

8-я шкала — своеобразие мышления и поведения;

9-я шкала — уровень психической и двигательной актив­ности;

10-я шкала — степень замкнутости субъекта.

Первые три шкалы — невротическая триада. 6-я, 7-я и 8-я называются психотическими.

Однако, несмотря на информативность и достоверность ре­зультатов, тест весьма сложен для интерпретации и требует длительного времени для исследования. Поэтому он использу­ется его выборочно для более углубленного исследования, в основном у больных, лечившихся в условиях стационара.

Изучение факторов интраверсии-экстраверсии и невротизма

Используется опросник Айзенка, форма В, содержащий 57 вопросов, позволяющих достаточно быстро определить фак­торы экстраверсии-интраверсии и уровень невротизма. Обсле­дуемым предлагается заполнить анкету, ответив на вопросы ут­вердительно или отрицательно. По специальным шкалам оце­нивается уровень экстраверсии-интраверсии и невротизма.

Определение уровня тревожности

Для определения уровня тревожности используется методи­ка И.Д. Спилберга, адаптированная Ю.Л. Ханиным (1976).

Тест представляется надежным и информативным спосо­бом самооценки уровня реактивной (ситуативной) и личност­ной тревожности. Тестируемому предлагается оценить предла­гаемое суждение в баллах.

По шкале личностной тревожности (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ) итоговый показатель располагается в диапа­зоне от 20 до 80 баллов. При интерпретации показателей оце­нивают уровень тревожности: до 30 баллов — низкий, от 31 до 44 — умеренный, от 45 — высокий.

Тест Спилберга позволяет получить информацию о некото­рых особенностях образа жизни, наличии у обследованных ве­гетативных и эмоциональных расстройств, психологической дезадаптации, психосоматических заболеваний, наследствен­ной предрасположенности, а также о психотравмирующих си­туациях.

Изучение самооценки личности

Самооценка личности изучается по адаптированной авто­ром методике С.А. Будаси (1971). Целью исследования являет­ся нахождение количественного уровня самооценки.

Обследуемому предлагается выбрать из предложенного списка слова, характеризующие его представление о том, каки­ми чертами он хотел бы обладать и какими обладает в дейст­вительности. В первый ряд выписывают слова, характеризую­щие «идеал» с положительной стороны (от 10—20 слов), а затем такой же ряд составляют для отрицательных качеств, т.е. тех характеристик, которыми «идеал» обладать не должен. Это эта­лонные ряды.

Далее обследуемый из составленных им рядов выбирает те черты, которые присущи ему. При обработке материала для каждого множества подсчитывается коэффициент самооценки по «положительному» и «отрицательному» множеству, опреде­ляемый как отношение числа выбранных для себя черт к числу аналогичных в эталонном ряду.

Если коэффициент по «положительному множеству» бли­зок к единице, обследуемый переоценивает себя. Коэффици­ент, близкий к единице по «отрицательному» множеству, сви­детельствует о повышенной критичности и недооценки своей личности. Коэффициент, близкий к нулю по «положительно­му» множеству, говорит о недооценке собственных возможнос­тей, по «отрицательному» — о завышенной некритичной само­оценке.

Изучение самооценки дефекта голоса и речи

Для самооценки речи и голоса используется модифициро­ванная методика Дембо-Рубинштейн, позволяющая оценить степень осознанности своего здоровья и нарушения голоса.

 

Испытуемому предлагают отметить свое место на вертикаль­ных прямых, дав оценку своему здоровью, речи, голосу, успеху и счастью, при этом считается, что верхняя граница — показа­тель нормы, а нижняя граница — болезненное состояние.

Кроме этого, больным предлагают отметить свое место, сравнив себя с одноклассниками и соседями по палате.

Результаты позволяют судить об отношении обследуемых к своему собственному нарушению, определить адекватность са­мооценки, степень фиксации на голосовом дефекте.

Одновременно оценка степени нарушения голоса осу­ществляется бригадой аудиторов, сопоставление самооценки и оценки аудиторской бригады позволяет судить о фиксирован­ности больного на собственном заболевании.

 

 

РАЗДЕЛ III

Психогенная афония

Классификация нарушений голоса у детей и подростков

Глава 1. Функциональные нарушения голоса

В настоящее время нет единой классификации расстройств голоса, но наиболее часто фониатры и логопеды группируют нарушения в зависимости от степени выраженности: афония, дисфония, фонастения.

По характеру нарушения голосовые расстройства делятся на функциональные и органические.

Под функциональными понимаются расстройства, нося­щие временный преходящий характер.

Органические связаны с изменениями структуры органа или тканей. Это деление условно, так как функциональные на­рушения переходят в органические, и наоборот.

Основным симптомом при заболеваниях гортани у детей является функциональное нарушение голоса — афония или дисфония различной степени выраженности (от легкой охрип­лости до резкого изменения тембра голоса).

Под афонией понимается полное отсутствие голоса, дисфо­ния — расстройство голоса, связанное с наличием различных добавочных призвуков.

Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:

1)различная степень охриплости, обусловленная наруше­нием дыхания;

2)гипер- или гипоназальность;

3)изменение интенсивности звучания (слишком тихий или громкий голос);

4)расстройство высоты звучания;

5)изменение просодики, связанное с нарушениями ударе­ния, темпа, мелодики.

Чаще всего приходится сталкиваться с сочетанием или ком­бинацией нескольких признаков, которые выявляются при ди­зартрии, ринолалии, заикании.

Психогенная афония

Причинами психогенной афонии чаще всего является стрессовое состояние — испуг, конфликт с родителями, учите­лями или сверстниками, — которое выступает как пусковой механизм, приводящий к полной потере голоса. Ребенок мо­жет общаться только шепотной речью, при этом сохранными остаются безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос у таких детей может как внезапно исчезать, так и спонтанно по­являться.

При ларингоскопии голосовые складки во время фонации полностью не смыкаются, остается щель, чаще всего овальной формы, до 4-6 мм.

Провести ларингостробоскопическое исследование часто затруднительно из-за отсутствия звучания. Ларингосторобоскопическая картина характеризуется пестротой. Часто с одно­временными изменениями частоты и амплитуды колебаний обеих голосовых складок отмечаются односторонние неравно­мерные их движения. Голосовая щель имеет непостоянную форму. В результате попеременного одностороннего укороче­ния амплитуд колеблющихся голосовых складок голосовая щель может смещаться из стороны в сторону от средней ли­нии, что и объясняет шепотную фонацию.

При психогенной афонии в связи с отсутствием звучного голоса проведение ларингостробоскопического обследования не представляется возможным, но его можно провести после появления первого, еще неустойчивого, голоса.

Гипотонусная дисфония

Обусловлена снижением мышечного тонуса голосовых складок. Причинами ее возникновения являются постоянное перенапряжение голосового аппарата, перенесенные ранее острые воспалительные заболевания верхних дыхательных пу­тей. Иногда слабость гортанных мышц является врожденной. При ларингоскопии голосовые складки чаще имеют обычную окраску, но иногда лишены блеска, тонус их снижен, во время фонации отмечается неполное смыкание.

При ларингостробоскопии преобладают ослабленные коле­бания малой и средней амплитуды, неполное замыкание голо­совой щели: от 2 до 4 мм.

В 75% колебания носят синхронный равномерный характер как по частоте, так и по амплитуде. Более отчетливо, по срав­нению со здоровыми, выражен вертикальный компонент колебательного движения. Смещение слизистой оболочки по сво­бодному краю определяется довольно четко, иногда даже уси­ленно. Голосовая щель часто имеет вид вытянутого овала, реже — форму треугольника в заднем и частично среднем от­деле с основанием, обращенным к межчерпаловидному про­странству, и линейную форму.

Гипертонусная дисфония

Нарушение голоса, вызванное повышением мышечного то­нуса голосовых складок. Причина нарушения фонации чаще всего связана с использованием твердой атаки голосообразования и чрезвычайно громким голосом.

Во время фонации голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия и небольшая отечность их свободного края.

При ларингостробоскопии в 60% случаев голосовые склад­ки выглядят неподвижными, находятся в напряженном сомк­нутом состоянии. Иногда подобная неподвижность сочетается с очень кратковременными периодами быстро затухающих ко­лебательных движений с малой амплитудой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.008 с.)