Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Изучение акустических показателей голосаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследование интенсивности звучания Данные об интенсивности звучания голоса получают несколькими способами: — измеряют шумомером; — при проведении ларингостробоскопии снимают показания с анализатора частот фирмы «Брюль и Къер», тип 2107 или других измерительных приборов, например, «Vосаl-2» или компьютерных программ «Видимая речь». Измерение интенсивности осуществляют неоднократно с интервалом 3—5 минут, вычисляя средние показатели. Среднюю интенсивность и динамический диапазон (по методике Ю.С. Василенко, 1975) определяют по формулам, имеющимся в инструкции к прибору: ССУ = L/t, где L — уровень спада интенсивности голоса от начала до конца фонации, t — время фонации; — с помощью прибора «Vоса1-2», преобразующего звуковой сигнал голоса испытуемого в электрический и световой, динамически меняющийся на экране монитора; — при определении «голосового поля» прибором фирмы «Хайнеманн» (более подробно описано ниже). Методика определения основной частоты Данные об основной частоте голоса получают при проведении ларингостробоскопии. Перед настройкой аппаратуры на табло фиксируются значения частоты основного тона при произнесении гласного звука. Исследование проводится во всем доступном для тестируемого частотном диапазоне, особое внимание обращается на возможность варьирования F0. Кроме того, для определения частотного диапазона используется компьютерная программа «Видимая речь», которая позволяет проводить исследовательскую работу и применяется для голосового тренинга. Для исследования частоты основного тона применяются модули «Высота» (градусник) и «Спектр». Тестируемый длительно произносит заданный звук. На экране дисплея в зависимости от высоты голоса ртуть на термометре поднимается при изменении высоты звучания. Справа внизу индикатор фиксирует границы частотного диапазона. В дальнейшем эти параметры используются для выбора начальной тональности в работе над диапазоном голоса. Модуль «Спектр» позволяет одновременно исследовать частотные и динамические характеристики в процессе занятий. В таблице 5 приведены ЧОТ и частотный диапазон у девочек и мальчиков разных возрастных групп.
Таблица 5 Частота основного тона и частотный диапазон у девочек и мальчиков разных возрастных групп (в Гц) (по D.K.Wilson, 1990)
Спектральный анализ гласных звуков Наиболее информативным методом исследования является спектральный анализ, позволяющий судить о формантой структуре звука, его интенсивности и изменении F0 в динамике. Первоначально проводится запись голоса на высокочувствительную магнитную ленту магнитофона в звукоизолированном помещении. Расстояние от конденсаторного микрофона до рта говорящего составляет 0,5 м. После предварительного вдоха просят испытуемого произнести максимально долго гласные звуки в удобной тональности. Для изучения структуры фразовой речи используют тестовую фразу в утвердительной интонации. Например: «Одна у человека мать родная, одна у него и Родина — это истина», в которую включены все гласные фонемы русского языка. После этого речевой материал подвергается всестороннему анализу на различной измерительной аппаратуре. Для этих целей применяют треть-октавный анализатор в реальном времени фирмы «Брюль и Къер», тип 3347; диалоговую человеко-машинную систему, разработанную в Институте проблем управления АН СССР. Полученные магнитофонные записи пропускают через блок специальной аппаратуры, результаты преобразования звукового сигнала высвечиваются на экране и фиксируются на бумаге. Спектрографический анализ, проведенный на динамическом спектрографе, особенно ценен, так как позволяет определить все интересующие параметры звука во временном плане, обработать полученные результаты на ЭВМ. Изменение интенсивности оценивается по семибалльной шкале. Метод определения «голосового поля» Для определения «голосового поля» можно использовать шумомер, пианино, а в последнее время — приборы фирмы «Хайнеманн», «Атмос». Обследуемому предлагают на форте и пиано повторить звуковой сигнал. Исследование начинается с низких тонов по всему доступному диапазону. Полученные показания заносят на специальный бланк — фонетограмму, в котором по оси абсцисс документируется интенсивность звука в от 40 до 120 дБ, по оси ординат регистрируются частотные характеристики в доступном диапазоне (от 49 до 1568 Гц). Соединение координат позволяет получить графическое изображение «голосового поля» в динамике: до начала занятий, в процессе и после завершения курса лечения. Исследование позволяет не только оценить голосовые возможности обучающихся, но и правильно выбрать тональность для начала коррекционной работы. Глава 3. Оценка клинико-функциональных реакций на дозированную нагрузку Для оценки клинико-функциональных реакций у подростков-вокалистов используется чтение специально подобранного стандартного текста в течение 20 минут при интенсивности голоса в 60-70 дБ (расстояние 50 см от источника звука) в свободном звуковом поле с маскировочным шумом в 40 дБ. При этом особое внимание обращается на время появления первых неприятных субъективных ощущений, особенности тембра голоса, атаку голоса, дыхание. После нагрузки проводятся повторные исследования функциональных показателей, оценивается клиническая картина в гортани методом микроларинго-стробоскопии. К субъективным факторам относятся: ощущения сухости, першения, жжения в глотке, навязчивое откашливание, недостаточность воздуха при произнесении фразы, частые доборы воздуха через рот. К объективным показателям — стабильность интенсивности голоса, времени максимальной фонации, тонального диапазона до и после дозированной нагрузки; отсутствие признаков изменения ларингостробоскопических показателей, тип и частота дыхания во время чтения, темп речи, продолжительность времени восстановительного периода. На основании учета этих показателей выделено три типа ответных реакций на дозированную голосовую нагрузку: физиологическая, промежуточная, патологическая. Физиологическая реакция характеризуется следующими показателями: 1. Стабильное качество звучания голоса во время чтения текста и после эксперимента, отсутствие неприятных субъективных ощущений. 2. Интенсивность голоса после исследования на форте — 80-90 дБ, пиано - 45-40 дБ. 3. Время максимальной фонации гласных звуков практически без изменения по сравнению с начальным значением (18-24 секунды). 4. Частота дыхания во время чтения теста превышает 10 раз в минуту. 5. Тип дыхания — нижнереберный или смешанный. 6. Тональный диапазон — 12-18 тонов. 7. Отсутствие признаков нарушения стробоскопических показателей. 8. Продолжительность восстановительного периода — не превышает 10 минут. 9. Промежуточная реакция: 10. Удовлетворительное самочувствие тестируемого во время выполнения задания, незначительная усталость, легкое першение и охриплость голоса. 11. Интенсивность голоса постепенно уменьшается во время 12. нагрузки на 15-20 дБ. Повышается частота основного тона на 13. 2—3 тона. 14. Время максимальной фонации гласных уменьшается по сравнению с исходным на 3—4 секунды и составляет 10—17 секунд. 15. Частота дыханий во время чтения не превышает 15 раз в минуту. 16. Тип дыхания — смешанный или верхнереберный. 17. Тональный диапазон — 8-11 тонов. 18. Нарушение отдельных стробоскопических показателей: нарушение синхронности амплитуды колебаний, неполное замыкание голосовой щели. 19. Продолжительность восстановительного периода — 15 минут. 20. Патологическая реакция: 21. Появление субъективных неприятных ощущений уже через 5—10 минут. 22. Интенсивность голоса нестабильна и не превышает 45-60 дБ. 23. Время максимальной фонации снижено до 5—8 секунд. 24. Отмечается одышка во время чтения текста, частота дыхания превышает 20 раз в минуту. 25. Тип дыхания — ключичный. 26. Тональный диапазон ограничен 4-5 тонами. 27. При стробоскопии регистрируются нерегулярные колебания голосовых складок, непостоянство амплитуды, несмыкание голосовых складок. 28. Продолжительность восстановительного периода превышает 15 минут.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.009 с.) |