О соотношении социального и биологического в здравоохранении и медицине. Социально-экономическая обусловленность болезни и здоровья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О соотношении социального и биологического в здравоохранении и медицине. Социально-экономическая обусловленность болезни и здоровья.



Правильное понимание соотношения биологического и социального имеет важное значение не только для решения такого широкого теоретического вопроса, как взаимосвязь и взаимодействие человека, природы и общества, но и для решения многих теоретических и практических вопросов медицины.

Конечно, то, что человек в одно и то же время является биологическим и социальным существом, не вызывает спора. Не может быть сомнений и в том, что учет социальной жизни человека, его трудовой, производственной деятельности и т. д. имеет важное значение для уяснения вопросов этиологии и патогенеза заболеваний, поскольку эти факторы также оказывают влияние на ход и течение болезни.

В специальной литературе, особенно в работах последних лет, преобладает мнение, что биологическое в патологических явлениях содержится в снятом виде в рамках. Многие исследователи считают, что именно социальные факторы являются определяющими для возникновения и развития болезни. А.Д. Адо пишет; Важнейшим критерием для понимания сущности болезни человека является отношение его организма к среде. Последней для человека является среда социальная, в которой биологические (физиологические) закономерности протекают в снятом виде.

В противоречивом единстве биологического и социального в патологических явлениях ведущей стороной является социальное. Взаимоотношения между биологическими и социальными сторонами в болезненном процессе проявляются по-разному, и, возможно, в одних случаях, на той или иной стадии болезненного процесса, ведущее место занимает биологическое, а в других социальное. Но и в первом и во втором случаях биологическое содержится в социальном в снятом виде, ведущее место принадлежит социальному, а биологическое преломляется через него.

Человек как социальное существо в процессе труда создает материальные и духовные ценности и активно приспосабливается к природе, что не проходит бесследно и для его телесной организации. Человек становится как бы носителем двух видов закономерностей биологических и социальных, которые, взаимопроникаясь и переплетаясь, вместе с тем сохраняют относительную самостоятельность. На возникновение, течение и исход болезни, безусловно, определенное, а в ряде случаев и решающее влияние оказывают социальные факторы и социальная сущность человека, но от этого сама болезнь не перестает быть биологическим явлением, подчиняющимся биологической закономерности.

Подчеркивая значительность влияния социальной среды на биологическое функционирование человеческого организма, нужно указать на двоякий характер этого влияния: 1) непосредственное влияние социальной среды на человека (тяжелые или легкие формы труда, организация и качество питания, жилища, одежды, что в конечном счете обусловливается производственными отношениями, искусственное вмешательство в климатические условия и т. д.) и 2) опосредованное нервно-психическими факторами влияние социальной организации в целом: отношения собственности, форма правления, законодательства, различного рода психические раздражители и т. д., оказывающие общее воздействие на организм, на психику человека, что, в свою очередь, влияет на его биологическое состояние.

Общеизвестно, что психическое состояние человека в значительной мере влияет на течение и исход болезней, но сам патологический процесс от этого не перестает быть биологическим.

  1. Закон РФ (1999 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения

Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека

Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

Глава V. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Глава VI. Государственная санитарно – эпидемиологическая служба Российской Федерации

Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Он является основным актом, регламентирующим деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит из 7 разделов, объединяющих 43страны.

Первый раздел закона раскрывает содержание понятия “санитарно-эпидемиологическое благополучие населения” и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия.

Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.

В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия, при которых наступает экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства.

Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов (государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора, определяет сущность производственного и общественного контроля, их взаимодействия.

В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений и органов (ст. 37).

В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы, в ст. 39 — их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в ст. 42.

Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию международных договоров.

  1. Системный подход в здравоохранении: типы систем, их признаки, методы системного анализа.
  1. Принципы национального здравоохранения. Ответственность государства и общества за охрану здоровья населения.

12 принципов организации здравоохранения:

1. Условия врачебной деятельности в любой системе здравоохранения должны определяться при участии представителей организаций врачей.

2. Любая система здравоохранения должна позволять пациенту выбирать врача, а врачу выбирать пациента и лечить только этого пациента, без каких-либо влияний на обоих. Принцип свободного выбора также должен соблюдаться в случае оказания помощи полностью или частично в лечебных центрах. Врач имеет безоговорочный профессиональный и этический долг оказывать помощь в неотложных случаях.

3. Любая система здравоохранения должна быть открыта для лицензированных врачей; ни медики в целом, ни отдельный врач в частности не должны принуждаться к работе в системе здравоохранения, если они этого не хотят.

4. Врач должен иметь возможность свободно выполнять свои обязанности там, где он пожелает, а также ограничивать свою деятельность областью, в которой он специализируется. Так как должны удовлетворяться медицинские потребности всей страны, то медики, когда это необходимо, должны искать возможности для привлечения молодых врачей в те области, где они наиболее требуются. В тех случаях, когда эти области менее выгодны по сравнению с другими, врачи, работающие в них, должны соответствующим образом стимулироваться: иметь нормальное оборудование, чтобы уровень их жизни соответствовал их профессиональным обязанностям.

5. Медики должны быть адекватно представлены во всех официальных органах, занимающихся проблемами здравоохранения.

6. Все лица, принимающие участие в лечении пациента на любой стадии лечения, либо лица, контролирующие это лечение, должны осознавать и соблюдать конфиденциальный характер взаимоотношений врача и пациента. Властям следует должным образом это учитывать.

7. Должна быть гарантирована моральная, экономическая и профессиональная независимость врача.

8. Если в какой-либо системе здравоохранения вознаграждение за оказание медицинских услуг не оговаривается прямым соглашением между врачом и пациентом, то адекватное вознаграждение врача должно обеспечиваться властями.

9. Вознаграждение за оказание медицинских услуг должно выплачиваться исходя из объёма предоставленных услуг. Размер вознаграждения не должен зависеть исключительно от финансового положения властей, которые его обеспечивают, а также не может определяться односторонним решением правительства, но должен согласовываться с организацией, представляющей медиков.

10. Проверка числа, качества, стоимости и порядка оказания врачебных услуг должна осуществляться исключительно врачами и основываться в большей степени на местных или региональных, а не общегосударственных стандартах.

11. Во имя обеспечения первостепенных интересов больного не должно быть никаких ограничений на право врача прописывать медикаментозные или любые иные способы лечения, соответствующие общепринятым медицинским стандартам.

12. Должна поощряться деятельность врача, направленная на углубление его знаний и повышение его профессионального статуса.

  1. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни, качество жизни.
  1. Этика и деонтология. Особенности врачебной этики и медицинской деонтологии в работе врача.

Медицинская этика, или медицинская деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Медицинская деонтология – это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

• научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

• практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

• медицинский работник – больной,

• медицинский работник – родственники больного,

• медицинский работник – медицинский работник.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному

-Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

-Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

- К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев

приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак

-С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника.

-К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного.

-Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др.

-Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики.

-Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как “огурчик” - она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.

  1. Международное значение отечественного здравоохранения.
  1. Роль и влияние отечественного здравоохранения на организацию здравоохранения в зарубежных странах.

 

  1. Основные формы здравоохранения ( частная, страховая, государственная, благотворительная ).

В настоящее время в зарубежных странах существует 3 основных системы охраны здоровья: государственная, страховая и частнопредпринимательская. Как правило, в большинстве стран эти системы сочетаются с преимуществом одной из них.

Государственная система здравоохранения охватывает все категории населения. Это наиболее доступная форма оказания медицинской помощи. При такой системе основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. Управления и планирование системой здравоохранения осуществляют центральные и местные органы. Государственная или бюджетная система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет. При этом на здравоохранение выделяется определенная сумма средств в % от национального дохода. Так в Великобритании он составляет 9,8%, в Италии - 11,1%, в Японии - 12,4%. Все средства накапливаются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали. Такое централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Это, несомненно, положительная сторона бюджетного финансирования. Кроме того, бюджетные ограничения заставляют медиков экономить, ограничивающих масштабы использования дорогостоящей и не всегда нужной техники, снижают вероятность злоупотреблений, значительно реже встречаются случаи навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций, лекарств с целью получения дополнительного дохода. Однако поскольку источники финансирования здравоохранения замыкаются на центральный государственный бюджет, его размер зависит от других статей государственных расходов и, более того, конкурирует с ними

Наиболее признана в мире страховая система здравоохранения. Эта система также руководствуется государственными органами власти, но финансируется, как правило с 3-х источников: субсидии государства, целевые взносы работодателей и взносы самих работников.

Частнопредпринимательская система - это преимущественно платная система, финансируется из личных средств населения и медицинское обслуживание предоставляется преимущественно на платной основе. Здравоохранение, при этом является не только видом медицинской деятельности, но и бизнесом: врач продает свои услуги, а больной их покупает. Медицинскую помощь населению, как правило, предоставляют частнопрактикующие врачи, получающие плату за это непосредственно от больного или через страховую организацию. Они организуют прием больных в частных кабинетах, получая за это большие гонорары, Приемная врача, оборудование, инструменты - все это личная собственность врача. Хозяин и работник, руководитель и исполнитель объединяются в одном лице.

  1. Здравоохранение в зарубежных странах.

 

 

  1. ВОЗ, ее структура и основные направления деятельности.

Cпециальные учреждение ООН, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

Структура ВОЗ

Всемирная ассамблея здравоохранения

Исполнительный комитет

Секретариат

Задачи ВОЗ

-предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения

-установление стандартов здравоохранения

-сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения

-разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

Сферы деятельности ВОЗ

-Укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;

-Предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;

-Охрана и оздоровление окружающей среды;

-Охрана здоровья матери и ребёнка;

-Подготовка медицинских кадров;

-Развитие медико-биологических исследований;

-Санитарная статистика.

  1. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

1. Сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в области здравоохранения осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.

2. Органы управления здравоохранением, организации здравоохранения имеют право устанавливать прямые связи с органами управления здравоохранением иностранных государств, с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами.

3. Соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества в области здравоохранения органами управления здравоохранением, а также организациями здравоохранения, не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения, закрепленные общепризнанными принципами и нормами международного права, настоящим Федеральным законом и другими актами законодательства Российской Федерации.

4. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан, лиц без гражданства в образовательных учреждениях Российской Федерации в области здравоохранения осуществляются по договорам, заключаемым физическими и юридическими лицами с образовательными учреждениями Российской Федерации.

5. Порядок направления граждан Российской Федерации органами управления здравоохранением на лечение за пределами Российской Федерации за счет средств Российской Федерации, квоты и условия оплаты расходов на лечение за пределами Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.037 с.)