Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Теоретические основы здравоохранения

Поиск

История кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения.

Кафедра основана 1 февраля 1967 года. 23 февраля 1968 года курс был реорганизован в кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения с историей медицины, экономики и организации фармацевтического дела с курсом гигиены и МСГО. В 1971 году реорганизована в кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения.

Заведующие кафедрой

Алексей Петрович Иванов, кандидат медицинских наук, доцент(1967-1972 годы).

Александр Артемьевич Моисеенко, заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук, доцент (1973-1979 годы)

Валерий Иванович Долгинцев, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, академик международной академии экологии, безопасности человека и природы, заслуженный профессор Тюменской государственной медицинской академии, лауреат премии имени В. И. Муравленко, Почетный нефтяник Тюменской области (с 1979 года по настоящее время).

С 1974 года на кафедре стали проводиться курсы повышения квалификации для врачей Тюменской и Курганской областей, а с 1979 года открыта очная и трехгодичная заочно-очная клиническая ординатура по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Первичная специализация проводится в форме субординатуры, интернатуры, клинической ординатуры, курсов профессиональной переподготовки по 520-часовой программе. Кафедра разрабатывает научное направление «Региональные проблемы здоровья населения и здравоохранения».

На кафедре выполнено и защищено 5 докторских и 22 кандидатских диссертаций. По заказам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, сотрудниками кафедры выполнено 16 научно-исследовательских работ по проблемам здоровья и здравоохранения Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

Сегодня на кафедре работают заслуженныйработник здравоохранения РФ доцент В. И. Костров, кандидат медицинских наук В. Г. Сычев, ассистенты Н.В. Долгинцева, О.Л. Бородина, Ю.Н. Глазунова, В.В. Дячишин, А.В. Падерин, Т.Я. Терехова.

  1. Основные методы социально-гигиенического исследования

Основной метод социально-гигиенических исследований – статистический.

Исследования могут быть направлены на изучение здоровья населения (статистика здоровья) и выявление различных сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений и служб здравоохранения (статистика здравоохранения). Кроме того, применяют методы эксперимента и моделирования, анкетирования и др. С помощью этих методов изучают состояние и динамику общественного здоровья в связи с социальными условиями жизни, определяют неблагоприятное, а также оздоравливающее влияние социальных факторов на здоровье населения и его отдельных групп. Результаты исследований используются для разработки научных основ, совершенствования форм и методов организации, повышения качества и эффективности лечебно-профилактической помощи населению и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Большое внимание уделяется особенностям организации лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий и сельскому населению. Возрастно-половая специфика отдельных групп населения учитывается при разработке мероприятий по охране здоровья матери и ребенка и организации гериатрической помощи.

Методы исследования:

1. Исторический

2. Статистический (одномерноного и многомерного анализа)

3. Эпидемиологический

4. Социологический

5. Социально-психологический

6. Системный анализ и подход

7. Графологический

8. Моделирования

9. Прогнозирование

10. Экономический анализ

11. Ситуационный анализ

12. Непосредственное наблюдение

13. Организация эксперимента

14. Экспертная оценка

15. Вероятностный

 

  1. Общечеловеческие ценности как теоретическая основа здравоохранения. Здравоохранение - неотъемлемая часть социально-экономической системы общества.

Родившаяся после второй мировой войны ООН уже на третьем году своего существования 10 декабря 1948 года приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Этот день в правовом смысле считается днём рождения человечества: оно получило закон. И в этом законе нашли отражения общечеловеческие ценности, имеющие отношение к здоровью людей и факторам его определяющим.

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Общечеловеческие ценности как ведущая сила развития и прогресса нашли отражение и в других документах ООН. К ним относятся «Декларация социального развития и прогресса» (1969 г.), «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971 г.), «Декларация о правах инвалидов» (1975 г.), «Свод общих руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей» (1985 г.) и другие. Не знать эти основополагающие документы, в которых выделены и сформулированы общечеловеческие ценности, накопленные за тысячелетия развития человеческой цивилизации, и не руководствоваться ими в своей деятельности по охране здоровья людей невозможно.

Фундаментальной основой здравоохранения является глобальная политика ВОЗ «Здоровье для всех», впервые провозглашённая в 1977 году и непрерывно развивающаяся. Её целью является достижение всеми жителями земли такого уровня здоровья, который позволит им жить продуктивно в социальном и экономическом плане. Подчёркивается, что цель будет достигнута не за счёт оснащённых сложной передовой техникой больниц, а благодаря первичной медико-санитарной помощи и участия населения в делах, касающихся его здоровья.

Здравоохранение в России в условиях формирующейся рыночной экономики в той или иной мере использует ее законы и принципы для решения своих задач, заставляет работников здравоохранения активно искать пути обеспечения лечебно-профилактических учреждений необходимыми ресурсами и их эффективного использования, поэтому знание основ рыночной экономики столь необходимо специалистам системы здравоохранения.

Конечной целью всей экономической деятельности является удовлетворение многообразных потребностей людей, в том числе в товарах и услугах здравоохранения, в здоровье. Потребности людей в товарах и услугах в области медицины достаточно велики и продолжают расти, а финансовые и материально-технические ресурсы для их удовлетворения явно недостаточны.

Поэтому в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование для поддержания здравоохранения, образования, культуры, безработных и т.д. Однако, Правительство лишь устанавливает правила экономического поведения субъектов, но в саму экономическую деятельность не вмешивается, не нарушает звенья рыночного механизма.

Экономика здравоохранения – это отраслевая экономическая наука, которая изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов здравоохранения, управления ими для максимального удовлетворения потребностей людей в здоровье, товарах и услугах медицинского назначения.

Экономика здравоохранения изучает факторы и условия, обеспечивающие максимальное удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах при минимальных затратах. Специалисты осуществляют анализ:

· влияния здоровья населения на экономическое развитие страны, регионов, производство и т.д.

· экономического эффекта профилактики, лечения, реабилитации, снижения нетрудоспособности, смертности, новых методов лечения, программ профилактики и т.д.

  1. Здравоохранение в дореволюционной России. Городская и земская медицина. Возникновение медицинского страхования.

Медицина дореволюционной России была одной из лучших в Европе, наши ученые-теоретики удостаивались Нобелевской премии (И.И. Мечников, И.П. Павлов), ведущие клиницисты России второй половины и конца XIX начала ХХ века приглашались для преподавания на медицинские факультеты крупнейших Европейских университетов (С.П. Боткин, В.Н. Шамов, С.П. Федоров и др.).

Одной из самых примечательных страниц истории здравоохранения дореволюционной России является формирование и развитие государственной системы здравоохранения. Правовое осмысление отечественного опыта строительства государственного здравоохранения было осуществлено уже в 1912-1916 гг. в Межведомственной комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства в России под председательством академика Г.Е. Рейна. Как известно, работа этой комиссии завершилась созданием Главного управления государственного здравоохранения. Созданию Главного управления предшествовало формирование на протяжении десятилетий соответствующей профессиональной и социальной среды в регионах и в государстве в целом и постепенное выстраивание единой структуры государственного здравоохранения. Наряду с государственными медицинскими учреждениями в регионах действовали учреждения здравоохранения местных самоуправлений (городских и земских), ведомственные, общественные, частные. Всех их объединяли общие задачи. Межведомственные связи носили при этом реальный функциональный характер и развивались в рамках единой системы. Сформировавшееся в России к началу XX столетия "многоуровневое", межведомственное взаимодействие различных типов и видов учреждений здравоохранения позволяло успешно решать и вопросы подготовки и использования среднего медицинского персонала. Гибкая структура организации системы здравоохранения обеспечивала успех многотрудной деятельности и общин сестер милосердия Российского Общества Красного Креста (далее - РОКК)

Первые сведения об организации помощи больным на территории Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10—11 вв. Первый государственный орган управления медицинским делом — Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) — возник в России в 1581 одновременно с первой («царёвой») аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней.

В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Медицинская канцелярия, а с 1763 — Медицинская коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены «приказы общественного призрения» (в ведение которых переданы благотворительные и медицинские учреждения), а затем — врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы — местные органы управления медицинским делом. В 1803 Медицинская коллегия была заменена Медицинским департаментом в составе Министерства внутренних дел.

С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого государственного органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Лечебная помощь оказывалась преимущественно частнопрактикующими врачами. Жители окраинных районов были практически лишены медицинской помощи. Дореволюционная Россия не имела государственной системы охраны здоровья.

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Становление системы помощи населению при болезни в Российской Империи связывается, в первую очередь, с развитием в конце 19 века земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. В 1912 г. был принят закон о введении обязательного страхования от несчастных случаев и болезней работающих граждан. Принятый закон имел ограниченный характер. Из 13 млн. рабочих страхованию от несчастных случаев и болезней подлежали 2 млн. Страхование не охватывало Сибирь и Среднюю Азию. 60% расходов по страхованию оплачивали рабочие. Созданные в соответствии с законом больничные кассы занимались страхованием на случай болезни и выдачей пособий. Организация медицинской помощи в их обязанности не входила. К началу 1916 г. в России было 2 тыс. больничных касс.

  1. Методологические аспекты понятий "здоровье", "общественное здоровье".

Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия

Структура ВОЗ

Всемирная ассамблея здравоохранения

Исполнительный комитет

Секретариат

Задачи ВОЗ

-предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения

-установление стандартов здравоохранения

-сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения

-разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

Сферы деятельности ВОЗ

-Укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;

-Предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;

-Охрана и оздоровление окружающей среды;

-Охрана здоровья матери и ребёнка;

-Подготовка медицинских кадров;

-Развитие медико-биологических исследований;

-Санитарная статистика.

  1. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

1. Сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в области здравоохранения осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.

2. Органы управления здравоохранением, организации здравоохранения имеют право устанавливать прямые связи с органами управления здравоохранением иностранных государств, с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами.

3. Соглашения, заключаемые в рамках международного сотрудничества в области здравоохранения органами управления здравоохранением, а также организациями здравоохранения, не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения, закрепленные общепризнанными принципами и нормами международного права, настоящим Федеральным законом и другими актами законодательства Российской Федерации.

4. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан, лиц без гражданства в образовательных учреждениях Российской Федерации в области здравоохранения осуществляются по договорам, заключаемым физическими и юридическими лицами с образовательными учреждениями Российской Федерации.

5. Порядок направления граждан Российской Федерации органами управления здравоохранением на лечение за пределами Российской Федерации за счет средств Российской Федерации, квоты и условия оплаты расходов на лечение за пределами Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Теория стресса Г. Селье

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу; избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболевания, а его психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса" – наиболее часты инсульт, инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны.

  1. Профилактика - генеральное направление здравоохранения.

Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства.

Профилактика – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия – важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Данные мероприятия включают формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направлены на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Выделяют индивидуальную и общественную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве:

а) индивидуальная - меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек. Она практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.;

б) общественная - система социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин, порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры.

Основные направления профилактики - личная, медицинская и общественная.

К личной профилактике относятся:

- ведение здорового образа жизни (рациональное и здоровое питание, адекватная физическая активность, соблюдение режимов труда и отдыха, гармоничные семейные и сексуальные отношения, психогигиеническое поведение, отсутствие вредных привычек);

- самоконтроль состояния здоровья, в том числе контроль веса, артериального давления, состояния кожи и видимых слизистых оболочек, молочных желез, менструального цикла;

- соблюдение гигиенических требований и норм;

- своевременное консультирование со специалистами в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

- выполнение рекомендаций специалистов по изменению образа жизни, данных по результатам консультирования.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики:

Первичная профилактика — это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-рофилактическими учреждениями.

К первичной относятся:

- разработка гигиенических требований к условиям окружающей среды;

- осуществление экологического и социально-гигиенического мониторинга, разработка соответствующих рекомендаций и реализация их в пределах компетенции;

- проведение индивидуального и группового консультирования, направленного на формирование здорового образа жизни (включает в себя информационное обеспечение, гигиеническое воспитание, формирование действенной мотивации, оказание содействия и профессиональной помощи в борьбе с табакокурением, повышенным потреблением алкоголя и потреблением наркотиков и наркотических средств);

- улучшение организации и повышение качества всех видов профилактических медицинских осмотров, формирование мотивации к контролю за здоровьем;

- проведение диспансеризации населения для выявления рисков развития хронических соматических заболеваний и оздоровление контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера;

- проведение иммунопрофилактики;

- оздоровление.

Вторичная профилактика — это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Ряд специалистов предлагают термин “ третичная профилактика ” как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности.

Вторичная профилактика включает в себя:

- целевое санитарно-гигиеническое воспитание и консультирование, обучение конкретным знаниям и навыкам;

- проведение целевых медицинских профилактических осмотров для раннего выявления социально значимых заболеваний;

- проведение диспансеризации лиц с повышенным риском заболеваемости для снижения уровня влияния модифицируемых факторов риска, своевременной диагностики заболеваний и оздоровления;

- проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления.

Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Третичная профилактика включает в себя проведение:

- диспансеризации больных хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные осмотры, наблюдение, лечение и реабилитацию;

- медико-психологической адаптации;

- мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера по сохранению здоровья и остаточной трудоспособности, возможности к адаптации в социальной среде, созданию условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Примордиальная профилактика - недопущение появления факторов риска развития заболевания при их отсутствии.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

  1. Актуальные проблемы развития общества и здравоохранения. Здоровье как социальная ценность.

Актуальные проблемы, изучаемые современной социальной гигиеной:

-изучение теоретических и организационных основ здравоохранения

-изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения

-разработка критериев оценки общественного здоровья

-разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения

-исследование проблем народонаселения и их связей с общественным здравоохранением

-исследование процессов урбанизации изучение экологии человека

-исследование социальных, экономических и медицинской значимости здравоохранения как общественной системы и разработка рациональных путей ее развития

-изучение правовых и этических основ здравоохранения

-изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре

-разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения

-разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики

-разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний (туберкулез, сахарный диабет, СПИД)

-разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.

-разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования

-разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию

-разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (ВОЗ).

3доровье – индивидуальная и социальная ценность высшего ранга; оно не может быть заменено или вытеснено никакой другой ценностью или интересом без существенного ущерба для полноты существования индивида.

Дефицит здоровья налагает серьезные ограничения на возможности индивидуального и социального функционирования.

Здоровье населения оценивается комплексом демографических показателей: уровень рождаемости, заболеваемость, средняя продолжительность жизни, уровень физического развития, смертность. Уровень физического развития и функциональные возможности организма человека отображаются в цифровых показателях – индексах здоровья.

Основные факторы, влияющие на здоровье нации:

— условия труда, характер и уровень его оплаты, режим труда и отдыха;

— уровень соотношения занятости и безработицы, потенциальная и актуальная угроза утраты рабочего места и социального статуса;

— профессиональные вредности, т.е. воздействие вредных агентов, связанных с технологией и/или организацией данного вида деятельности;

— уровень и качество питания;

— жилищные условия;

— особенности образа жизни;

— вредные привычки (или зависимости: алкогольная, наркотическая, пищевая и т.д.);

— состояние окружающей среды;

— уровень и качество развития здравоохранения и санитарное состояние территории.

  1. Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука и предмет преподавания. Н.А. Семашко и З.П. Соловьев - организаторы первых кафедр социальной гигиены в России.

Социальная гигиена и организация здравоохранения – это наука об общественном здоровье населения и здравоохранении, о социальных проблемах медицины. Ее основными задачами являются изучение закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп и теоретическое обоснование эффективной системы государственных и общественных мероприятий, путей и методов, направленных на устранение влияния вредных факторов окружающей среды, обеспечение высокого уровня здоровья всех членов общества, увеличение периода их активного творческого долголетия.

В нашей стране социальная гигиена научно обосновывает политику в области охраны здоровья населения. Ей принадлежит ведущая роль в научном обосновании профилактического направления медицины. Важными разделами являются разработка научных основ диспансеризации населения как метода деятельности лечебно-профилактических учреждений, а также методики анализа и оценки деятельности этих учреждений. Все возрастающее значение приобретает разработка научных основ экономики, планирования и прогнозирования здравоохранения, форм и методов управления здравоохранением. Большой удельный вес в общем комплексе профилактических мероприятий имеют вопросы организации санитарно-эпидемической службы, которая выполняет функцию «охраны здоровья здоровых», а также гигиеническое воспитание населения, формирование здорового образа жизни.

Николай Александрович Семашко – врач, советский партийный и государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР,

В 1921-1949 Семашко — профессор, заведующий кафедрой социальной гигиены медицинского факультета Московского университета (с 1930 — 1-й Московский медицинский институт).

С 11.7.1918 по 25.1.1930 народный комиссар здравоохранения СНК РСФСР.

С 1930 по 1936 годы Семашко работал во ВЦИК, занимая должности члена Президиума, председателя Деткомиссии (ей была поручена борьба с беспризорностью, руководство лечебно-профилактической работой в детских оздоровительных учреждениях). В 1945—1949 — директор института школьной гигиены АПН РСФСР и одновременно (1947—1949) — института организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР (с 1965 ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко). Инициатор создания Центральной медицинской библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927—1936 главный редактор Большой медицинской энциклопедии. Первый председатель Высшего совета по делам физической культуры и спорта (с 1923), председатель Всесоюзного гигиенического общества (1940—1949). Делегат 10, 12—16-го съездов ВКП(б).

Зиновий Петрович Соловьёв – врач, один из организаторов советского здравоохранения, заместитель Наркома здравоохранения РСФСР. В 1920-28 годах руководил военно-санитарной службой Красной Армии и Исполкомом Российского общества красного креста. По его инициативе и при активном участии в Крыму был создан пионерский лагерь-санаторий Артек и ряд детских оздоровительных учреждений.

Передовые представители русской интеллигенции в середине XIX века — революционные демократы — придавали большое значение вопросам гигиены.

  1. Формирование предпосылок для возникновения и развития социальной гигиены как науки и предмета преподавания. История ее развития.

Потребность научного обоснования здоровья и болезней на индивидуальном и, главное, на групповом и популяционном уровнях послужила предпосылкой возникновения социальной гигиены и организации здравоохранения. Практическим воплощением такой потребности является изучение и раскрытие причин наиболее распространенных заболеваний населения, выявление социальной обусловленности здоровья.

Во второй половине XIX века в России одновременно с Германией получила развитие гигиена. Условия, способствовавшие этому, были в основном те же, что и в других капиталистических странах: экономическое развитие страны, вступившей в средине XIX века в капиталистическую общественно-экономическую формацию, рост промышленности, увеличение населения в городах, успехи естествознания, применение которых позволило давать гигиеническим факторам точное выражение, исследовать их количественно и качественно методами естественных наук. Высокая заболеваемость заразными болезнями и смертность от них в России возбуждали вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении и предупреждении этих болезней. Общественное движение в России и нарастание революционного подъема после поражения в крымской войне, тяжелые санитарно-бытовые условия русского крестьянства, обусловившие начало революционно-демократического периода русского освободительного движения, придавали особую окраску развитию гигиены в России во второй половине XIX века и обусловили особые самобытные черты в деятельности большинства отечественных гигиенистов, резко отличавшие их от гигиенистов западноевропейских стран.

Во второй половине XIX века, в России, на медицинских факультетах ряда университетов стали создаваться учебные программы, курсы для изучения общественного здоровья. В Казанском университете, например, в 60-х гг. проф. А.В. Петров читал лекции по общественному здоровью. Там же в 70-х гг. проф. А.П. Песков читал курс лекций по медицинской географии и медицинской статистике. В последующем курсы общественного здоровья были введены на медицинских факультетах университетов Москвы, Петербурга, Киева и др.

В послереволюционный период история социальной гигиены в России ведет свою летопись с организации в 1918 г. в Москве музея социальной гигиены. В 1920 г. музей был реорганизован в научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения. В настоящее время это ведущий центр социально-гигиенической науки в СНГ.

В историческом аспекте важное значение имеют корни самого термина и определения "социальная гигиена". Впервые в отечественной литературе термин был применен русским социал-гигиенистом В.О. Португаловым в работе "Вопросы общественной гигиены".

Официально возникновение социальной гигиены относят к первому десятилетию XX века и связывают с именем немецкого врача А. Гротьяна. В 1903 г. он организовал журнал социальной гигиены, в 1905 г. основал одноименное научное общество, в 1920 г. возглавил первую в истории медицинского образования кафедру социальной гигиены в Берлинском университете. Аналогичные кафедры вскоре стали организовываться и в других университетских центрах.

  1. Задачи социальной гигиены и организации здравоохранения как науки и предмета преподавания. История кафедры социальной гигиены Тюменской медицинской академии.

Социальная гигиена занимается разработкой научно обоснованных методов предупреждения и устранения вредного для здоровья влияния социальных факторов и условий окружающей среды.

Задачами социальной гигиены являются:

1) изучение состояния здоровья населения и его отдельных групп в связи с влиянием условий окружающей среды;

2) разработка принципов диспансеризации, профилактики социальных болезней;

3) установка связи между заболеваемостью населения и условиями труда;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.1 (0.017 с.)