Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Карта логопедического обследования
Похожие статьи вашей тематики
Ф. И. О.______________________________________________________
| Первичное обследование
| Динамика
| Дата обследования
|
|
| Возраст ребенка
|
|
| КОНТАКТ:
|
|
| в контакт не вступает
|
|
| контакт формальный (чисто внешний)
|
|
| контакт избирательный
|
|
| легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нем заинтересованность
|
|
| ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:
|
|
| пассивный, инертный
|
|
| повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность
|
|
| колебания настроения
|
|
| активный, бодрый, деятельный
|
|
| ВНИМАНИЕ:
|
|
| низкая концентрация и неустойчивость внимания (плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)
|
|
| недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое
|
|
| плохое переключение внимания
|
|
| достаточно устойчивое
|
|
| ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
|
|
| низкий
|
|
| несколько снижен
|
|
| соответствует возрасту
|
|
| РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:
|
|
| снижена
|
|
| достаточная
|
|
|
| Первичное обследование
| Динамика
| ДОРЕЧЕВОЕ И РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
|
|
| протекало с выраженной задержкой
|
|
| протекало с задержкой
|
|
| нормальное (по возрасту)
|
|
| Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:
|
|
| крик
|
|
| гуление
|
|
| лепет
|
|
| первые слова
|
|
| простые фразы
|
|
| ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:
|
|
| не понимает обращенную речь
|
|
| понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное)
выполняет простые речевые инструкции
|
|
| понимание обращенной речи на бытовом
уровне
выполняет сложные речевые инструкции
|
|
| в полном объеме
|
|
| ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:
|
|
| название предметов (реальных и на картинках)
|
|
| понимание смыслового значения слова, действия
|
|
| понимание простого сюжета
|
|
| понимание лексико-грамматических конструкций
|
|
| ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ
|
|
| (экспрессивная речь)
|
|
|
| Первичное обследование
| Динамика
| 1-й уровень речевого развития:
|
|
| полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
|
|
| произносит отдельные звуки, звукокомплексы
|
|
| произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
|
|
| использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)
|
|
| 2-й уровень речевого развития:
| .
|
| пользуется простой фразой
|
|
| аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена
|
|
| 3-й уровень речевого развития:
|
|
| пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; фонетико-фонематические нарушения
|
|
| 4-й уровень речевого развития:
|
|
| лексико-грамматическая и фонетико-фо-нематическая недостаточность
|
|
| № пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована
|
|
|
| Первичное обследование
| Динамика
| ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:
|
|
| проявляет склонность к эхолалии
|
|
| наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)
|
|
| ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ РЕЧИ:
|
|
| СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:
|
|
| резко ограничен
|
|
| беден
|
|
| в пределах обихода
|
|
| достаточный
|
|
| ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:
|
|
| не сформирован
|
|
| сформирован недостаточно
|
|
| сформирован (N)
|
|
| СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:
|
|
| описание сюжетной картинки
|
|
| простой сюжет
|
|
| сложный сюжет
|
|
| составление рассказа по серии сюжетных картин
|
|
| пересказ текста
|
|
| творческий рассказ
|
|
| СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ:
|
|
| не нарушена (N)
|
|
| Нарушения слоговой структуры слов:
|
|
| парафазии (замены звуков, слогов)
|
|
| элизии (пропуски звуков, слогов)
|
|
|
| Первичное обследование
| Динамика
| итерации (повторения звуков, слогов)
|
|
| контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
|
|
| персеверации (отсроченное повторение)
|
|
| перестановки звуков, слогов
|
|
| антиципации
|
|
|
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
|
|
| А
| О
| У
| Ы
| И
| Э
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К
| К'
| Г
| Г'
| Х
| Х'
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Й
| М
| М'
| П
| П'
| Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б'
| Ф
| Ф'
| В
| В'
| Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т'
| Д
| Д'
| Н
| Н'
| С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| С'
| З
| З'
| Ц
| Ш
| Ж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ч
| Щ
| Р
| Р'
| Л
| Л'
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
| Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения — искажения:
|
|
| усредненность гласных
|
|
| недостаток произношения свистящих
|
|
| недостаток произношения шипящих
|
|
| недостаток произношения соноров
|
|
| недостаток произношения губных
|
|
| недостаток произношения губно-губных
|
|
| недостаток произношения губно-зубных
|
|
| недостаток произношения средненёбных
|
|
| недостаток произношения заднеязычных
|
|
| | | | | | | | | | | | | | |
| Первич-ное обследо-вание
| Дина-
мика
| недостаток произношения твердых согласных
|
|
| недостаток произношения звонких согласных
|
|
| изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки — общая смазанность речи
|
|
| фонетический строй речи сформирован достаточно (N)
|
|
| Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков):
|
|
| замены
|
|
| смешения
|
|
| ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
|
|
| нарушено
|
|
| сохранное
|
|
| Степень разборчивости речи:
|
|
| речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
|
|
| разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
|
|
| разборчивость речи не нарушена (N)
|
|
| ДЫХАНИЕ:
|
|
| поверхностное, затрудненное
|
|
| неровное, неритмичное
|
|
| свободное
|
|
| Дифференциация носового и ротового выдоха
|
|
| ГОЛОС:
|
|
| Недостаточная сила голоса: тихий, слабый, истощающийся
|
|
| Нарушение тембра голоса:
|
|
| глухой, сдавленный
|
|
| хриплый
|
|
| назализованный
|
|
| напряженный
|
|
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
| дрожащий
|
|
| сильный, звонкий (N)
|
|
| Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции:
|
|
| нарушена
|
|
| сохранна
|
|
| Просодическая организация звукового потока:
Мелодико-интонационная сторона речи: N
|
|
| нарушение интонационного оформления речи
|
|
| отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)
|
|
| слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный)
|
|
| Темп речи:
|
|
| нормальный
|
|
| тахилалия
|
|
| брадилалия
|
|
| запинки
|
|
| заикание
|
|
| Ритм речи:
|
|
| нормальный
|
|
| растянутый
|
|
| скандированный
|
|
| СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики:
|
|
| спастический парез
|
|
| тонические нарушения управления типа ригидности
|
|
| гиперкинезы
|
|
| атаксия
|
|
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
| апраксия
|
|
| ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:
|
|
| гипомимия
|
|
| Тонус лицевой мускулатуры: N
|
|
| нарушение мышечного тонуса лица: спастичность
|
|
| гипотония
|
|
| дистония
|
|
| сглаженность носогубных складок
|
|
| асимметрия лица
|
|
| гиперкинезы лица
|
|
| ГУБЫ:
|
|
| N, толстые/тонкие; наличие расщелины
|
|
| Тонус губной мускулатуры: N
|
|
| Нарушение мышечного тонуса губ:
спастичность
|
|
| гипотония
|
|
| дистония
|
|
| Подвижность: губы малоподвижные
|
|
| губы подвижные
|
|
| ЗУБЫ:
|
|
| крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, N
|
|
| прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный
|
|
| ТВЕРДОЕ НЁБО:
|
|
| готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N
|
|
| МЯГКОЕ НЁБО:
|
|
| длинное/короткое
|
|
| подвижное/малоподвижное
|
|
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
| отклонение увуля
|
|
| Движение нижней челюсти:
|
|
| открывание/закрывание рта
|
|
| умение держать рот закрытым
|
|
| ЯЗЫК:
|
|
| толстый, маленький, узкий, раздвоенный
|
|
| невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки
|
|
| Тонус язычной мускулатуры: N
|
|
| Нарушение мышечного тонуса языка:
|
|
| спастичность
|
|
| гипотония
|
|
| дистония
|
|
| гиперкинезы языка
|
|
| тремор языка
|
|
| девиация (отклонение) языка в сторону
|
|
| Объем артикуляционных движений языка:
|
|
| строго ограничен
|
|
| неполный
|
|
| снижение амплитуды артикуляционных движений
|
|
| в полном объеме
|
|
| Умение удержать артикуляционную позу
|
|
| Способность к переключению
|
|
| Произвольное высовывание языка
|
|
| Подъем языка вверх
|
|
| Боковые отведения (вправо/влево)
|
|
| Пощелкивание
|
|
| Облизывание губ (круговые движения языка)
|
|
| Глоточный (рвотный) рефлекс:
|
|
| повышен
|
|
| N
|
|
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
| Наличие патологических рефлексов орального автоматизма
|
|
| Вегетативные расстройства:
|
|
| Гиперсаливация: постоянная
|
|
| усиливающая при определенных условиях
|
|
| Жевание:
|
|
| N
|
|
| отсутствие жевания твердой пищи
|
|
| затруднение жевания
|
|
| Глотание:
|
|
| не нарушено
|
|
| поперхивается, захлебывается при глотании
|
|
| ОБЩАЯ МОТОРИКА:
|
|
| Сформированность основных двигательных навыков:
|
|
| удержание головы
|
|
| самостоятельное сидение
|
|
| удержание вертикального положения стоя
(у опоры / самостоятельно)
|
|
| ходьба с поддержкой
|
|
| самостоятельная ходьба
|
|
| нарушение походки
|
|
| ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:
|
|
| направление руки к предмету
|
|
| захват предмета, его удержание в руке
|
|
| простейшие манипуляции с предметами
|
|
| свободное манипулирование предметами
|
|
| дифференцированные движения пальцев рук
|
|
| выделение ведущей руки (правая / левая)
|
|
|
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Варианты логопедического заключения для детей раннего возраста
Задержка речевого развития.
Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.
Задержка речевого развития, дизартрия.
Задержка познавательного и речевого развития.
Задержка психоречевого развития.
Заключение (диагноз) «дизартрия» употребляется только тогда, когда у ребенка развивается собственная (экспрессивная) речь хотя бы на уровне слов и простых фраз. До этого момента (вне зависимости от возраста), если у ребенка отмечаются речедвигательные (неврологические) нарушения в мышцах и моторике речевого аппарата, то в заключении указывают «симптоматика спастического пареза в артикуляционной мускулатуре» или «спастико-паретический синдром в речевой моторике».
Варианты логопедического заключения для дошкольного возраста
1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические нарушения:
— дизартрия;
— дизартрия: фонетический дефект;
— стертая спастико-паретическая дизартрия;
— средняя степень гиперкинетической дизартрии;
— неярко выраженная спастико-атактическая дизартрия.
2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:
— фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;
— фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии;
— фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.
3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:
— общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;
— общее недоразвитие речи (II уровень) при дизартрии;
— общее недоразвитие речи (III уровень) у ребенка с легкой степенью дизартрии.
4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигательные расстройства при нарушении всех компонентов речи:
— системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
IV глава Специфика коррекционно-логопедической работы при дизартрии
4.1. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии
Знание особенностей структуры нарушений у детей с дизартрией позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.
|