Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ч. Чаплин. Персонаж и его автор.

Поиск

Ч.Чаплин – актер Чарльз Спенсер Чаплин, (1889-1977 гг.) родился в Лондоне, в семье эстрадного актера, вырос в нужде и рано начал трудовую жизнь. В шестилетнем возрасте он уже работал на подмостках эстрады. Чаплин творчески сложился как актер лондонского мюзик-холла, руководимого Фредом Карно. В разнообразной программе мюзик-холла актер должен был делать все: танцевать, заниматься эквилибристикой, играть в пантомимах и т.д. В 1913 г., когда Чаплин приехал на гастроли с мюзик-холлом Ф.Карно в Америку.

Предложение одного из руководителей фирмы "Кистоун" сниматься в кино было встречено Чаплиным скептически, и только крупная сумма гонорара, предложенного фирмой, заставила его отказаться от контракта с Ф.Карно и перейти на работу в кино. В 1914 г. Чаплин выступает в короткометражных комедиях Мака Сеннета. Он осваивает законы киноискусства. Первый фильм, в котором выступил Чаплин, назывался «Зарабатывая на жизнь» (начало 1914 г.). Джентльмен во фраке, с цилиндром на голове и с лихо закрученными вверх усами. Затем последовали «Затруднительное положение Мейбл» (с Мабель Норман в главной роли), «Детские автогонки», «Между двумя ливнями». Чаплин постепенно приближался к знакомому нам образу бродяги или, как его называют в Америке, «трэмпа», который окончательно сложился у Чаплина только в конце 1914 г. Сам Мак Сеннет в 1914 г, поставил только один фильм с Чаплиным - «Прерванный роман Тилли», в котором участвовали эстрадная актриса Мера Дреслер и Мабель Норман, - постоянная звезда фирмы «Кистоун». Это была первая полнометражная (6 частей) комедия в истории американского кино.

По истечении годового контракта с фирмой «Кистоун» он перешел в фирму «Эссеней». Ее руководители предоставили ему полную свободу действий и право выпуска фильмов по его собственным сценариям и под его режиссурой. Секрет Чаплина заключался в том, что он сумел одушевить доселе холодные схемы, действовавшие в «кистоунских» комедиях, нашпигованных нелепыми персонажами, способными смешить, но не волновать зрителей.

Жалкий оборванец с утиной походкой, в стоптанных башмаках и дырявом котелке, среди беззаботной клоунады мог неожиданно посмотреть в зрительный зал такими грустными глазами, что смех замирал и сердца зрителей наполнялись сочувствием. Он был так трогателен в своем одиночестве, так смешон в своих попытках подражать солидным людям. Его никогда не могли понять владельцы студий, которым фильмы Чаплина приносили миллионны и которые требовали, чтобы великий художник экономия каждую сотню долларов, каждый метр пленки. Он не мог согласиться с этим. Он ушел из «Эссеней», чтобы иметь больше самостоятельности в студии «Мьючуэл». И после его ухода «Эссеней» прекратил свое существование, потому что «золотая жила» иссякла. Чаплин переходит из «Мьючуэл» в «Ферст нэшнл» (1917), где он стал продюсером своих фильмов и смог построить собственную студию на бульваре Сансет в Голливуде.

В самом начале 1918 г., когда Америка была охвачена разгулом милитаризма, Чаплин одел своего героя в солдатский мундир, сшитый явно не по размеру, нацепил ему на пояс массу «необходимых» солдату вещей, включая терку и машинку для сбивания яичных белков, и отправил его за океан, сражаться на полях Европы и жить неуютной окопной жизнью. «Какая смешная комедия», - говорили одни на первых просмотрах фильма «На плечо!». «Какое издевательство над героизмом наших солдат!»-кричали другие.

По совету друзей Чаплин сократил фильм. Он сделал все, чтобы успокоить благонамеренных пуритан, но, кто знает, сколько метров чаплинского таланта ушло в корзину и было потеряно навсегда для его благодарных зрителей!

Ч.Чаплин – режиссер Чарльз Спенсер Чаплин один из крупнейших художников кино. Его фильмы- не только биография одареннейшего мастера; в них отражены и те процессы, которые происходили и происходят в американском кинематографе.

Чаплин пришел в американский кинематограф на заре его развития появившись на студии Сеннетта 1913 году. Работа под руководством Сеннетта многому научила Чаплина. Это и стало началом его творческого пути. Чаплин быстро усвоил. Он изучил несложную в те годы технику работы перед аппаратом и познакомился с принципами монтажа, которыми Сеннетт, как ученик Гриффита активно пользовался. В студии Кистоун Чаплин начал заниматься режиссурой. Первая его постановка- "20 минут любви" была им снята летом 1914 года в течении одного дня. Впоследствии он сам режиссировал все короткометражки, в которых снимался.

Но для Чаплина это было лишь отправным пунктом в его творчестве. Чтобы осуществить свои творческие стремления, ему нужна была творческая независимость. В ноябре 14 года срок договора с Кистоун истек и Чаплин ушел в фирму Эссеней. Здесь он получил относительную самостоятельность в выборе сюжетов и их трактовке. Сюжеты его короткометражек постепенно усложнялись и становились содержательнее. В фильме "Спокойная улица" Чаплин рассказал о злоключениях безработного бродяги, мечущегося между полицейским участком, молитвенным домом и "салуном". Неистощимый юмор этого фильма был смешан с горькой иронией. Тема Давида и Голиафа прозвучала в "Спокойной улице" неожиданно громко.

Потом были выпушены "Собачья жизнь", "На плечо!", "Сельская идиллия", "Малыш", "Пилигрим". В этих фильмах окончательно раскрылось своеобразие мастерства Чаплина — его удивительное умение сочетать глубоко человечные мотивы реалистической драмы с эксцентрической формой комической ленты. О любви, самопожертвовании, самоотверженности и героизме, о бесстрашных буднях маленького затравленного действительностью человека заговорил в своих фильмах Чаплин.

Творчество мастеров Голливуда послужило Чаплину не только материалом для творческого выявления своего чувства юмора. Основоположники американского реалистического кинематографа Гриф­фит и Инс были для Чаплина учителями и наставниками; к их творчеству он внимательно присматривался и тщательно его изучал. Столь долгожданной творческой независимостью Чаплин решил воспользоваться, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту- осуществить постановку подлинно драматического фильма. В представлении зрителя облик художника-режиссера слился с обликом воплощенного им персонажа "Чарли".

Однако Чаплин поставил фильм, в котором совсем нет "Чарли". Это— "Парижанка" (1923), до сегодняшнего дня остающаяся одной из вершин реализма в зарубежном кино. "Парижанка" сразу показала художника во весь рост. "Парижанка" должна была означить целый этап в творческом пути автора, подвести итог уже достигнутому. За 8 лет работы в кино Чаплин не только раскрыл, но и развил свой талант- талант выражения сокровенной работы ума и души посредством скупых внешних жестов. В новом фильме он намеревался исследовать пределы такой выразительности- насколько широк диапазон и устремлений героев. В "Парижанке" Чаплин решил дать цельную, психологически углубленную характеристику нравов и быта буржуазного общества. Сюжет фильма прост и непритязателен, даже трафаретен: это хорошо известная по классической литературе история купленной и загубленной женской жизни. Чаплин проявил в "Парижанке" талант кинодраматурга и режиссера, не только остро чувствующего чудовищную несправедливость и пошлость буржуазного мира, но и способного к художественным и философским обобщениям большого плана, обличительная сила которых может быть сравнима только с лучшими классическими произведениями критического реализма.

Чаплин работал над своими картинами медленно, тщательно, осторожно. На "Парижанку" он потратил около года; на "Золотую лихорадку"— два года; на "Цирк"— три года, на "Огни большого города" — около трех лет; на "Новые времена"—около пяти лет. Вот что говорит Чаплин о своей работе: "Моя картина "Парижанка" не имела успеха в Америке, потому что не оставляет никакой надежды своей развязкой. И потому еще, что это жизнь, как она есть. А публика лю­бит, чтобы герой ускользнул от неизбежной гибели, чтобы женщина в конце концов вернулась к нему для "счастливой жизни". А "Парижанка" — почти трагедия. Я люблю трагедию. Я люблю трагедию потому, что в ос­нове ее есть всегда что-то прекрасное. А для меня пре­красное — самое ценное, что я нахожу в искусстве и жизни. С комедией стоит возиться, если там найдешь вот это пре­красное, но это так трудно...

В Европе та же "Парижанка" имела большой успех. Этот вопрос очень интересен, и не только для меня. Он занимает и всех моих коллег. Я знаю, что с моего "Пилигрима" пуб­лика в Европе уходила растроганная до слез. Я знаю, что зрителей менее всего притягивает у меня забавное. В Европе меня рассматривают как художника подлинной жизни. В Германии еще отмечают у меня высокую интеллек­туальность. В Англии больше всего любят у меня кло­унаду."

Кинематограф по Хичкоку.

Хичкок на протяжении всей жизни боялся полицейских и ни разу не сел за руль автомобиля из-за того, что в детстве за небольшой проступок по совету отца его заперли на десять минут в камере отделения полиции. После того, как его выпустили, полицейский сказал ему, что именно так наказывают плохих людей. В дальнейшем из-за боязни полицейских многие его фильмы были построены на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием.

Режиссёрский почерк Хичкока складывался под влиянием немецких экспрессионистов; его фильмы 1940-х пересекаются с нуаром. Он очень бережно работал со звуком, используя неожиданные эффекты для усиления того, что показано на экране. Той же цели служит оригинальная музыка, как правило, написанная Бернардом Херрманном. Излюбленные герои Хичкока — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. Сюжетные ситуации, как правило, распадаются на три категории:

Ошибочно подозреваемые в преступлении, которое они не совершали, вынуждены вести собственное расследование, чтобы доказать свою невиновность («Жилец», «39 ступеней», «Диверсант», «Незнакомцы в поезде», «Я исповедуюсь», «Поймать вора», «Не тот человек», «К северу через северо-запад», «Исступление»). Роковая женщина сбивает любовника с пути истинного, как правило, чтобы погибнуть вместе с ним («Шантаж», «Саботаж», «Ребекка», «Дурная слава», «Головокружение», «Марни»).

Классический детектив: расследование убийства, зачастую совершённого психически ненормальным («Тень сомнения», «Верёвка», «Окно во двор», «Психо», «Исступление»).

Среди излюбленных кинематографических приёмов Хичкока стоит отметить съёмку с точки зрения персонажа, то есть съёмку камерой с такого аспекта, чтобы зритель видел сцену как бы глазами персонажа. Движения камеры и ракурсы вообще отличаются непредсказуемостью и оригинальностью. Хичкоку приписывается изобретение очень быстрого и дробного монтажа, ярко продемонстрированного в знаменитой сцене убийства в душе в фильме «Психо».

Хичкок известен также своими камео. Он обожал появляться в эпизодах в своих фильмах: то в образе случайного прохожего, то в образе уличного зеваки. Он снялся почти во всех своих поздних фильмах. И в целом, Хичкок, особенно в поздние годы, стремился создать вокруг себя мистическую атмосферу, окружал себя ореолом таинственности. Было замечено и фирменное пристрастие Хичкока снимать в главных ролях «холодных» блондинок (Марлен Дитрих, Грейс Келли, Вера Майлз, Ким Новак, Джанет Ли, Типпи Хедрен, Клод Жад).

С 1910 года по 1913 год Альфред учился иезуитском колледже Святого Игнатия в Лондоне, где обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам. В 1914—1915 года Хичкок поступает в Инженерно-навигационную школу, где изучал такие предметы, как механика, акустика и навигация. Параллельно Хичкок начал посещать лекции по искусствоведению в Лондонском университете.

12 декабря 1914 года у Хичкока умирает отец — Уильям Хичкок. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Хичкок записался добровольцем в армию, но из-за избыточного веса ему отказали, записав в резерв, где он изучал подрывное дело.

С 1920 года Хичкок начал работать на киностудии электриком. Вскоре он стал художником отдела рекламы. В том же 1920 году Альфред устраивается работать дизайнером титров в кинокомпанию Famous Players-Lasky. Первоначально в его задачи входило рисование карточек с именами актёров для титров, затем он стал сочинять сценарии и ассистировать режиссёрам.

В 1921 году в компанию Famous Players-Lasky приходит работать монтажёром Альма Ревилль — будущая жена Альфреда. В 1922 году Хичкок — в роли сорежиссёра — снимает фильм «Всегда говори своей жене» и фильм «Номер 13», который не был закончен. В 1923 году проходят съемки фильма «Женщина женщине» (англ. Woman to Woman). На этих съемках Хичкок работает в роли соавтора сценария, художника-постановщика и ассистента режиссёра. В тот же год Альфред делает предложение Альме, после чего они становятся женихом и невестой.

В роли режиссёра Альфред Хичкок в 1925 году снимает свой первый фильм «Сад наслаждения», который снимался в Мюнхене и является фильмом англо-германского производства. В 1926 году он снял первый триллер «Жилец». Ему принадлежит первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, — «Шантаж» (1929).

2 декабря 1926 года Альфред Хичкок и Альма Ревилль поженились и прожили вместе до смерти Хичкока в 1980 году. 7 июля 1928 году Альма Ревилль родила ему единственного ребёнка — дочь Патришу Хичкок, ставшую актрисой. В 1934 году Хичкок снимает фильм «Человек, который слишком много знал», который стал первым фильмом из шести известных.

ЗС началом Второй мировой войны производство фильмов в Великобритании прекратилось, и Хичкок уехал в Голливуд (1939), где поселился в Беверли-Хилз. Он стал работать на звёздного продюсера Дэвида Селзника, который часто вмешивался в творческий процесс, но в то же время обеспечивал финансирование и хорошую прессу. Благодаря его связям первый же американский фильм Хичкока, «Ребекка», выиграл «Оскар» как лучший фильм года. Однако производство фильма вылилось в войну. Хичкок не вполне понимал, почему именно продюсер должен стоять у руля. Тем более что Селзник играл на понижение, настаивая на понятных, простых решениях. Ссора произошла из-за буквы R в финале «Ребекки». Селзник хотел, чтобы литера читалась в облаке поднимавшегося от пепелища дыма. Хичкок настаивал на подушке. Окончательный монтаж «Ребекки» делал продюсер.

В 1948 году Хичкок снимает свой первый цветной фильм — «Верёвка». В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 года сам же их и продюсировал. Его любимыми актёрами были Кэри Грант, Джимми Стюарт, Грейс Келли. Пика своей карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы с крупнобюджетными текниколоровыми проектами — иногда чисто комедийными («Неприятности с Гарри», «Поймать вора»), иногда предвещающими эстетику «бондианы» («К северу через северо-запад»). Начиная с 1950-х режиссёр активно работал на телевидении (сериал «Альфред Хичкок представляет»).

17 января 1952 года дочь Хичкока выходит замуж за Джозефа О’Коннела, от которого родит три дочери: Мэри, Тереза и Кэтлин. Альфред принял американское гражданство 20 апреля 1955 года, став полноправным гражданином США.

После фильмов «Окно во двор» (1954) и «Головокружение» (1959), которые своими нестандартными повествовательными решениями и глубоким психологизмом оказали влияние на европейский арт-хаус, режиссёр стал применять ещё более экспериментальные, даже шокирующие приёмы. Нашумевшие картины «Психо» (1960) и «Птицы» (1963) стоят в творчестве Хичкока особняком; иногда их определяют как фильмы ужасов.

Начиная с фильма «Марни» (1964) работы Хичкока принимались публикой и критиками весьма сдержанно. Несмотря на критическое отношение к коммерческому голливудскому кино, Хичкока боготворили критики французской «новой волны». Франсуа Трюффо не только заметил авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино, он снял несколько фильмов в подражание Хичкоку и опубликовал книгу интервью со своим кумиром. Сильным влиянием Хичкока отмечены также фильмы Шаброля и Брайана Де Пальмы.

В 1976 году на экраны выходит последний фильм, снятый Хичком, — «Семейный заговор». В 1978 году Американская киноакадемия вручила Хичкоку премию «За достижения всей жизни». Незадолго до своей смерти Хичкок был возведен в дворянское звание английской королевой. Режиссёр умер от почечной недостаточности у себя дома, в Лос-Анджелесе, США, в возрасте 80-ти лет. Его похороны проходили в католической церкви на Беверли-Хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.

Фильмографию Хичкока можно условно разделить на несколько периодов: Тихие годы, Британская классика, Марочный Голливуд, Военные годы, Совершенствование стиля, Четвёртое десятилетие, Мастер саспенса, Великий пожилой человек, Возвращение домой.

«Не тот человек» (1956), «Головокружение» (1958), «К северу через северо-запад» (1959) — три фильма, в которых главных героев принимают не за тех, кем они являются на самом деле.

«Головокружение», «К северу через северо-запад» и «Психо» (1960) — главные герои пытаются искусственно заполнить пустоту, вызванную смертью любимой женщины («Головокружение»), загадочной фигурой несуществующего человека («К северу через северо-запад») и смертью матери («Психо»), причём в последнем случае Норман Бейтс пытается воскресить мать, заняв её место в реальности.

«К северу через северо-запад», «Психо» и «Птицы» (1963) образуют трилогию о пустоте и дисбалансе в семейных отношениях: отсутствие фигуры отца компенсируется болезненно раздутым материнским суперэго. Властная мать главного героя во всех трёх фильмах относится к нему как к своей собственности, и своим вмешательством рушит его попытки выстроить полноценные отношения с другими женщинами.

Хичкок был педантом: например, биографии героев в фильмах разрабатывались с особой тщательностью, не пропуская ни одной мелкой детали. Альфред обладал довольно специфическим юмором. Он вполне мог четыреста копченых рыбешек человеку, которому был отвратителен запах рыбы. При съемках фильма «39 ступеней» главным героям пришлось проходить весь день в наручниках, потому что режиссёр, по его утверждению, потерял ключ от них. Известен также случай, когда Хичкок подарил Мелани Гриффит, когда та была в пятилетнем возрасте, куклу с лицом её матери актрисы Типпи Хедрен, которая лежала в игрушечном гробу. Причина данного подарка крылась в произошедшем конфликте на съемочной площадке между Хедрен и Хичкоком. Хичкок также любил рассаживать гостей на специальный подушки, издающие неприличные звуки. Однажды он пошутил над мужем писательницы Дафны дю Морье актером Джералдом дю Морье, пригласив его в гости на маскарад. Всем остальным гостям он сказал, что это будет официальный вечер. В итоге весь вечер Морье провел среди смокингов в костюме турецкого султана.

Когда у жены Хичкока случился инсульт, он все время, во время которого его жене делали медицинские процедуры, просидел в ресторанчике напротив. В дальнейшем он никогда не приближался к этому ресторанчику, так как помнил все те чувства, что он испытал, когда его жена попала в больницу Хичкок страдал овофобией (или яйцефобией) — боязнью предметов овальной формы. Хичкок очень нервничал при виде куриного яйца, поданного официантом.

28. Творческое открытие Эрика Фон Штрогейма и Джозефа Фон Штернберга.

В Австрии (1885—1908) Эрих Штрогейм сочинил свою биографию. Оказавшись в Соединённых Штатах, он присвоил себе аристократическое имя и титул (граф Эрих Освальд Ганс Карл Мария фон Штрогейм и Норденвалль); позже, в Голливуде, превратился в офицера с богатым военным прошлым. На самом деле он родился в состоятельной еврейской семье; отец, Бенно Штрогейм, коммерсант, женившись на пражанке Йоханне Бонди, с помощью её богатых родителей открыл фабрику, выпускавшую соломенные и фетровые шляпы; в дальнейшем фирма «Штрогейм и Ко» производила не только шляпы.

По окончании средней школы Штрогейм в 1901—1904 годах учился в Граце в Коммерческой академии, некоторе время работал на отцовской фабрике. С детства влюблённый в военную форму, в апреле 1906 года он пытался поступить на военную службу, однако из-за своего невысокого роста (168 см) и физической слабости был признан непригодным для строевой службы; чуть больше полугода он находился в армии, в кавалерии, в качестве вольноопределяющегося, но в декабре был уволен. Несбывшуюся мечту Штрогейм в дальнейшем осуществит в своих собственных и в чужих фильмах: сыграет около двух десятков офицеров, от лейтенантов до фельдмаршала.

В 1908 году обстоятельства, до сих пор не вполне выясненные, заставили Штрогейма покинуть Австрию.

В 1909 году он впервые пересёк океан и в конце ноября оказался на берегах Америки. Много лет спустя Штрогейм утверждал, будто первые три года своего пребывания в стране он служил в американской армии; однако, как и многое в его свидетельствах, это не соответствует действительности: в январе 1911 года он действительно записался в эскадрон первого кавалерийского полка штата Нью-Йорк, но уже в марте того же года был отчислен. К этому времени он успел исколесить всю Америку; представившись по прибытии австрийским аристократом, Штрогейм в первые годы зарабатывал на жизнь в качестве чернорабочего, грузчика, мойщика посуды, официанта... В конце концов он стал журналистом, писал небольшие пьесы, одновремнно выступал в варьете.

Желание стать режиссёром в 1914 году привело Штрогейма в Лос-Анджелес. Он работал в Голливуде, в том числе у Д. У. Гриффита в фильмах «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916) и «Сердца мира» (1918), в качестве ассистента режиссёра, технического директора, художника по костюмам, использовался одновремено как статист и каскадёр. В 1915—1917 годах он снимался в основном в таких ролях, которые не указывали в титрах; после вступления Соединённых Штатов в войну Штрогейм, с его легендой о богатом армейском прошлом и самовольно присвоенным офицерским чином, оказался востребован и как консультант, и как актёр: среди его ролей появились Лейтенант, Офицер, Адъютант — сначала безымянные, в 1918 году уже с именами: лейтенант Курт фон Шнидитц («Неверующий»), фон Бикель («The Hun Within»); но больше всего запомнился зрителям его Эрих фон Эберхард в фильме Алана Холубара «Сердце человечества», — Штрогейм настолько преуспел в создании образа врага, циничного и безжалостного (в фильме Холубара его герой, помимо прочего, выбрасывал из окна ребёнка, мешавшего ему своим плачем), что ненависть американцев в конце концов обратилась на него самого.

В 1919 году на киностудии «Юниверсал» Штрогейм дебютировал как режиссёр фильмом «Слепые мужья», в котором он был одновременно сценаристом, художником по костюмам и исполнителем одной из главных ролей — лейтенанта Эриха фон Штойбена. Брутальный немецкий офицер военных лет теперь, в мирное время, превратился в мелкого негодяя и соблазнителя чужих жён, подбирающего, впрочем, лишь то, что плохо лежит, — в конце концов, именно благодаря ему «слепой муж» осознаёт, что уделяет слишком мало внимания своей любящей жене. Уже первый фильм Штрогейма заметно отличался от аналогичных произведений, поставленных в стиле Сесиля де Милля, — нехарактерным для тогдашего немого кино в целом реализмом, в том числе естественностью поведения персонажей, не стремившихся, как это было принято в те годы, компенсировать отсутствие звука преувеличенной мимикой и жестикуляцией.

Даже в этом недорогом по сравнению с более поздними фильме Штрогейм превысил бюджет в несколько раз; однако кассовый успех «Слепых мужей» позволил киностудии окупить все расходы. Второй фильм Штрогейма, снятый в том же году, «Отмычка дьявола» (The Devil’s Pass Key), не сохранился, но закрепил успех режиссёра и позволил приступить к наиболее значительной работе первых лет — вышедшему на экраны в 1922 году фильму «Глупые жёны» (Foolish Wives), в котором самому себе Штрогейм отвёл роль очередного негодяя в военной форме, но уже не столь мелкого. «Графа» Карамзина исследователи толкуют как самопародию, в той или иной мере присутствующую и в других фильмах режиссёра: Карамзин — такой же фальшивый граф, как сам Штройгейм, и, очень вероятно, такой же фальшивый офицер, бежавший из своей страны (в фильме — из революционной России) и отчасти вынужденный зарабатывать на жизнь чем и как придётся.

Размах, присущий Карамзину в частной жизни, сам Штрогейм демонстрировал в своей режиссёрской деятельности: его возраставшавшая от фильма к фильму расточительность, несмотря на кассовый успех, раздражала руководство студии, и четвёртый фильм, «Карусель» (Merry-Go-Round), ему не удалось завершить. Продюсер фирмы Ирвинг Тальберг хотел уволить Штрогейма ещё в процессе работы над «Глупыми жёнами», но не смог, поскольку Штрогейм исполнял в фильме главную роль; и хотя режиссёр обещал в следующем фильме в бюджет уложиться, Тальберг, не поверив, настоял на том, чтобы в «Карусели» в главной роли снимался другой актёр.

Во время съёмок «Карусели» между Штрогеймом и руководством студии возник конфликт, закончившийся его отстранением от работы над фильмом незадолго до окончания съёмок; сменивший его Руперт Джулиан переснял большую часть уже отснятого материала, и, поскольку Штрогеймом под этим фильмом подписываться отказался, в титрах был указан только Джулиан. В октябре 1922 года фирма расторгла контракт; однако, несмотря на слухи (нередко преувеличенные) о его безумной расточительности, репутация Штрогейма-режиссёра к тому времени была уже столь высока, что, едва выйдя за порог «Юниверсал», он тотчас получил предложение от «Метро-Голдвин-Мейер», со значительно более высоким окладом.

Здесь Штрогейм уже в конце 1922 года приступил к работе над фильмом «Алчность» по повести Фрэнка Норриса «Мактиг. Сан-францисская история». Этот фильм стал вершиной его режиссёрской деятельности: хотя не все поклонники Штрогейма считают «Алчность» его лучшим созданием, именно этот фильм по различным опросам занимает самые высокие позиции среди лучших фильмов всех времён. Однако против воли Штрогейма фильм был многократно (с 42 катушек до 10) сокращён по требованию продюсеров. Поскольку сам режиссёр согласился сократить фильм лишь до 24 катушек, дальнейшее сокращение произвела киностудия. Окончательную версию сам Штрогейм отказался признать своей, однако именно в таком, изуродованном виде фильм известен зрителям; оригинальная версия, по-видимому, не сохранилась.

Оскорблённый режиссёр тем не менее оказался вынужден продолжить работу на «Метро-Голдвин-Мейер» и по заказу киностудии экранизировать оперетту Франца Легара «Весёлая вдова». Штрогейм предложил весьма своеобразную трактовку оперетты, съёмки проходили в постоянных конфликтах со «звёздами», назначенными на главные роли руководством студии (сам Штрогейм всегда предпочитал работать не со звёздами); дело дошло до того, что по требованию исполнительницы главной роли Штрогейм был отстранён от работы над фильмом; спасла его съёмочная группа, отказавшаяся работать с другим режиссёром.

Исключительный коммерческий успех «Весёлой вдовы» (The Merry Widow), вышедшей на экраны в 1925 году, подарил Штрогейму свободу — позволил покинуть «Метро-Голдвин-Мейер» и уже на студии «Парамаунт» приступить к реализации собственного замысла под названием «Свадебный марш».

«Свадебный марш» (The Wedding March), в котором Штрогейм, как в ранних своих фильмах, сам сыграл главную роль, иногда называют автобиографическим — по традиции, сложившейся в те времена, когда вымышленная биография режиссёра ещё считалась подлинной: венский аристократ Николас фон Вильделибе-Рауфенбург, офицер императорской гвардии, — тот, кем Штрогейм хотел быть, но нкиогда не был. Если не автобиографичность, то автопортретизм, нередко ироничный и даже злой, присутствует в «Свадебном марше», как и во многих других фильмах Штрогейма.

Работа над фильмом завершилась очередным конфликтом и разрывом; перемонтаж студия поручила Джозефу фон Штернбергу, который, по собственному убеждению, сделал всё, чтобы спасти фильм, по мнению Штрогейма, совершенно исказил его замысел. В конце жизни Штрогейму удалось частично восстановить оригинальную версию.

Оказавшемуся без работы режиссёру ещё один шанс предоставила Глория Свенсон, в годы славы Штрогейма, как и многие известные актёры, в том числе Грета Гарбо, мечтавшая сняться в его фильме. В 1926 году Свенсон основала собственную киностудию, на которой и была предпринята попытка реализовать совместный проект, получивший название «Королева Келли» (Queen Kelly).

К новому фильму Штрогейм подошёл во всеоружии не только «гениальности» (этот эпитет сопровождал и ранние его фильмы), но и творческой зрелости, и мастерства, — при всём обаянии «Слепых мужей», отснятый материал «Королевы Келли» свидетельствует об огромном пути, пройденном режиссёром за эти десять лет; «Королева Келли» могла стать лучшим фильмом Штрогейма, но стала ещё одной незавершённой работой. Дорогостоящие, как всегда у Штрогейма, съёмки затягивались, а между тем наступала эра звукового кино, — опасаясь, что к моменту завершения работы немой фильм уже не сможет заинтересовать публику и не окупит расходы, Глория Свенсон отстранила Штройгема от работы. Фильм заканчивали другие режиссёры, существенно изменив и сократив при этом сценарий (в 1985 году была восстановлена оригинальная версия, которая и издаётся в настоящее время на DVD).

После неудачи с «Королевой Келли» Штрогейм оказался отлучён от режиссуры; его и прежде неоднозначная репутация теперь была испорчена окончательно. В 1933 году он неожиданно получил предложение снять звуковой фильм, вышедший в прокат под названием «Привет, сестра!», однако и эта история закончилась конфликтом с киностудией, оригинальная версия была перемонтирована и изменена до неузнаваемости.

После «Королевы Келли» Штрогейму в течение ряда лет пришлось перебиваться более или менее случайными заработками — в качестве актёра, сценариста, консультанта... Находить работу помогали друзья и поклонники, обретённые в предыдущие годы; так Грета Гарбо выговорила для Штрогейма роль в фильме «Какой ты меня желаешь» (As You Desire Me, 1932), а в «Метро-Голдвин-Мейер» для него нашли в конце концов работу в литературном отделе, с небольшим, 150 долларов в неделю, но по крайней мере твёрдым заработком (как режиссёр Штрогейм получал на «МГМ» 3 тысячи долларов в неделю).

Такая жизнь была слишком унизительна, и в 1936 году, получив предложение из Франции, от режиссёра Раймона Бернара, Штрогейм без сожаления покинул Голливуд. За успешно сыгранной в фильме Бернара («Marthe Richard au service de la France», 1937) ролью барона Эриха фон Людова последовали новые предложения, в том числе от Кристиана-Жака(«Пираты на рельсах» и «Исчезнувшие из Сент-Ажиля», 1938) и Пьера Шеналя («Алиби» и «Дело Лафарж»); но ещё раньше – от горячего поклонника Штрогейма-режиссёра Жана Ренуара; роль Рауффенштайна в его фильме «Великая иллюзия» (1937) принесла настоящую славу Штрогейму-актёру.

Начавшаяся Вторая мировая война заставила Штрогейма в конце 1939 года вернуться в США. Здесь он играл на сцене (на Бродвее) и продолжал сниматься в кино; среди лучших ролей — фельдмаршал Роммель в фильме Билли Уайлдера «Пять гробниц по пути в Каир» (1943).

После войны, в 1946 году, Штрогейм вернулся во Францию, снимался у французских режиссёров, в том числе в фильме Ролана-Бернара «Портрет убийцы» (1949) — с Арлетти, Пьером Брассёром и Марселем Далио. Из-за сильного акцента играть ему приходилось преимущественно иностранцев; даже в «Наполеоне» Саша Гитри, собравшем едва ли не всех знаменитых на тот момент актёров, Штрогейму досталась роль Бетховена.

Соединённые Штаты после войны Штрогейм посетил лишь однажды, в 1950 году, чтобы сыграть в фильме Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» Макса фон Майерлинга — некогда знаменитого режиссёра; «звёзду» немого кино, отлучившую его (хотя и иначе, чем в жизни) от режиссуры, сыграла Глория Свенсон, и старый фильм, который забытая «звёзда» смотрит в своём домашнем кинотеатре, — не что иное, как «Королева Келли»...

Эрих фон Штрогейм был одним из тех режиссёров, которые в своих фильмах открывали новые возможности молодого вида искусства. От своего учителя Гриффита Штрогейм унаследовал потребность в эпическом размахе, реализованную, однако, принципиально иначе, на совершенно ином материале. В отличие от Гриффита и многих других современников, он стремился к созданию реалистичного кинематографа — к максимальной достоверности, вплоть до мельчайших подробностей, не только костюмов, реквизита и декораций (даже если декорация показывалась всего одним планом и тут же уничтожалась пожаром), но, в первую очередь, к подлинности переживаний, к воссозданию сложности человеческих характеров. В фильмах Штрогейма реалистично само течение врмени: оно замедляется, растягивается в ключевых моментах, позволяя режиссёру запечатлеть все детали и нюансы, которые именно в такие моменты приобретают важность для его героев.

О причудах режиссёра слагали легенды и анекдоты, достоверность которых сейчас уже трудно проверить; однако исследователи принимают на веру рассказ о том, как во время съёмок «Весёлой вдовы» Штрогейм пришёл в ярость, обнаружив, что дверной колокольчик не работает. Снимался немой фильм, но режиссёру нужна была естественная реакция актёров на реальный звук.

Перфекционизм Штрогейма оказался преждевременным: в 20-х годах владельцы многих компаний ещё не рассматривали кинематограф как вид искусства, ещё не было телевидения — для демонстрации фильмов большой протяжённости, слабо развитый прокат вынуждал производителей ограничивать бюджеты фильмов смехотворными по нынешем временам суммами, в которые Штрогейм в принципе не мог уложиться... Но, изданные на DVD, фильмы Штрогейма и в настоящее время находят всё новых и новых поклонников.

Как актёр Эрих фон Штрогейм снялся более чем в 70 фильмах.

Джозеф Штернберг (Josef von Sternberg) (ум. 1969), американский режиссёр.

Джозеф фон Штернберг (нем. Josef von Sternberg; 29 мая 1894, Вена — 22 декабря 1969, Голливуд) — американский режиссёр, продюсер, сценарист и композитор австрийского происхождения.

Йонас Штернберг родился в Вене в семье предпринимателя Моисея Штернберга и его жены Серафины. В 1901 отец забирает его с семьей в Америку, где надеется начать новую жизнь. В 1904 после безуспешных попыток закрепиться в США супруги Штернберги возвращаются уже с пятью детьми в Вену. В 1909 семья снова отправляется в Америку; Йонас Штернберг живет на случайные заработки. По его воспоминаниям, семья живет на грани прожиточного минимума. С 1911 Штернберг работает в мастерской по ремонту фильмов, которая позднее входит в состав кинопрокатной фирмы World Film Corporation (WFC). В 1914 WFC заключает с ним постоянный контракт, и он делает там карьеру. В его задачу входит монтаж и изготовление интертитров (надписей) к фильмам. В 1917 со вступлением США в Первую мировую войну его призывают на два года в армию, и он служит в Вашингтоне. В 1923 Штернберг приезжает в Голливуд и работает ассистентом режисссера. Так как продюсеры предпочитают аристократические имена, в титрах его объявляют «Джозефом фон Штернбергом». Он сохраняет это имя. Летом 1924 по собственному сценарию снимает первый фильм в качестве режиссера - «Охотники за спасением» (The Salvation Hunters). По инициативе Чарли Чаплина «Юнайтед Артистс» покупает этот фильм для проката. В феврале 1925 «Охотники за спасением» выходят на экраны и пользуются огромным успехом. Штернберг заключает контракт с «Метро-Голдвин-Майер», но уже после второго фильма покидает студию. В 1926 женится на актрисе Ризе Ройс.

1927-1935 работает на студии «Парамаунт». В 1927 его фильм «Подполье» (Underworld) становится важной вехой в развитии жанра ганстерского кино. В 1928 на экраны выходят такие его фильмы, как «Последний приказ» (The Last Command) и «Доки Нью-Йорка» (The Docks of New York). В «Последнем приказе» он впервые работает с немецким актером Эмилем Яннингсом, который за исполнение роли русского генерала, ставшего в Голливуде статистом, получает премию американской киноакадемии «Оскар».

В 1929 Штернберг снимает свой первый звуковой фильм «Гром и молния» (Thunderbolt) и еще до премьеры уезжает в Германию. В 1930 по инициативе Эмиля Яннингса на студии УФА он снимает фильм «Голубой ангел» (Der



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.018 с.)