Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое своеобразие фильмов Феллини.

Поиск

Ведь Феллини всегда относился к действительности - прошлой, настоящей, будущей - не иначе как через призму художественной фантазии. Все его фильмы -это многогранное, полихромное, многозначное зеркало, в которое он постоянно смотрится и видит там изображение всех времен в настоящем времени, изображение современного общества и изображение самого себя. Оттого что изображение не всегда четкое, не всегда ясное, чаще всего несколько стертое и размытое, все изображения кажутся необычными, деформированными, неопределенными и таинственными.

Феллини вместо объективного исторического процесса дает фантасгически-субъективную модель, великолепно оснащенную и художественно-образной, формообразующей системой, позволяющей средствами искусства показать и в известной мере раскрыть противоречия, разъедающие изнутри капиталистическое общество. И именно поэтому его чрезвычайно субъективная и индивидуальная модель истории выступает как весьма действенная критика существующих порядков, обычаев, нравов, ритуалов и т.д.

Фильм «Казанова» - это демонстрация извращения всех позитивных человеческих ценностей. Феллини создает модель того, как «не надо», а не как должно быть, то есть создает модель «от противного», модель негативную, а не позитивную. Действительно, все, что мы видим в фильмах Феллини, и в частности в «Сладкой жизни», -это правда жизни, все это имеет место, происходит или случается. Но правда правде рознь.

Одна правда -это правда явления, когда все то, что лежит на поверхности, отражается в формах видимости и по законам явления, по законам чувственного видения, художественного воображения и творческой фантазии. Эта правда предстает во всем чувственном блеске и великолепии, во всем богатстве красок, тонов, полутонов, оттенков, рефлексов, плоскостей, объемов, планов, перспектив, со всеми фантастическими видениями, деформациями, гиперболизациями. Здесь сущность как бы лежит на поверхности и просвечивает' насквозь каждый предмет, каждое лицо, каждую фигуру, каждый пейзаж.

Другая правда -это правда сущности, когда взгляд художника через явления и посредством явлений устремляется в глубины той реальности, которая скрывается за явлениями и лежит по ту сторону явлений. Здесь все богатство творческого воображения и творческой фантазии, все многообразие чувственного мира, все средства и способы художественного творчества направляются на то, чтобы увидеть невидимое, постичь непостижимое, познать непознаваемое, все то, что, пожалуй, никогда не выступает в чистом виде или в чистомобразе, но всегда лишь является или проявляется через видимости, явления, кажимости, то есть через то, что как будто не имеет никакой субстанциальной основы.

Если художник останавливает свой взор на видимости, а не на сущности, то видимость сразу же приобретает самостоятельное значение, которое в силу постоянной изменчивости и оторванности от сущности превращается в нечто тайное и таинственное. При этом тайна не требует своего раскрытия, наоборот, она нуждается в сокрытии, в еще большей таинственности.

К работе в кино Феллини привлек Роберто Росселлини: в фильме "Рим — открытый город" его имя числится в ряду сценаристов. Росселлини благодаря этой картине стал классиком неореализма, Феллини никогда не исповедовал принципов этого главного направления итальянского послевоенного кино, хотя реалистические постулаты неореалистической эстетики в ранних фильмах режиссера можно проследить с достаточной очевидностью. Есть отзвуки неореализма — незамысловатость историй, невзрачность персонажей и послевоенный фон, но есть и предвозвестники того кинематографа, который во всем мире будут называть феллиниевским. Автобиографизм, карнавальная фантазия, насмешливая ирония мистификатора и комедианта, католицизм — все у него особое, своеобычное, субъективное. Отличия от неореализма стали доминантой в "Дороге" (1954,пр. на МКФ в Венеции, пр. "Оскар" в 1956) и позволили говорить о том, что поэтика Феллини радикально отлична от неореализма.

В "Сладкой жизни" (1959, пр. МКФ в Каннах в 1960) Феллини, поднявшись по социалыной лестнице, показал пресытившихся буржуа, даже от удовольствий не получающих наслаждения, циничных репортеров, гоняющихся за сенсациями, церковников с их помпезностью, словно насмехающихся над духовностью, — и все они в круговерти нелепых, гнусных и смехотворных событий и ситуаций представляют собой живую фреску современной буржуазной жизни. "Сладкая жизнь" — это жизнь пустая, бессмысленная, суетливая, и Феллини показывает ее с присущим ему сарказмом, самоиронией и любопытством. Во многом автобиографична и следующая лента Феллини "Восемь с половиной" (1963, пр. МКФ в Москве в 1963, пр. "Оскар"), которая стала шедевром мирового киноискусства, открыв для него новаторский ассоциативный монтаж, в котором соединились сокровенный процесс творчества, "я" художника, в котором личность, ее фантазии, сны, детские воспоминания, размышления о смысле бытия, мечты о будущем и сиюминутная житейская неустроенность. Все это переплавлено в едином, нерасчленимом потоке сознания героя, кинорежиссера Гвидо Анселыми. Феллини оказался первым художником, в пластических образах запечатлевшим бесконтрольные, подсознательные импульсы, ведущие творца к его творению.

Искусство Феллини, в котором так глубинно вросли друг в друга трагизм и комедия, иррациональное и рациональное, реальность и фантазия, интеллектуализм и эмоциональность было новаторским для кинематографа XX века на протяжении трех десятилетий. Оно было "открыыой книгой", по которой учились несколько поколений режиссеров и зрителей. Но это не значит, что оно полностью исчерпано.

Кинематограф М. Антониони.

Итальянский режиссер и сценарист. Родился 29 сентября 1912 г. в Ферраре "в мелкобуржуазной семье с пролетарскими корнями". Перед войной окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, но увлекся журналистикой и кинокритикой, примкнул к прогрессивному журналу "Чинема", где в мрачные годы фашизма разрабатывались теоретические основы неореализма, посещал Экспериментальный киноцентр. В 1942 г. впервые выходит на съемочную площадку в качестве ассистента режиссера на фильме Марселя Карне "Вечерние посетители". Свой собственный путь в кино А. начинает как документалист: фильмы "Люди с реки По" (1947), "Служба чистки улиц" (1948), "Суеверие" (1949), "Семь тростей, один костюм" (1950) выражают его эстетическую приверженность неореализму — "реальность, правда и еще раз правда".

Свой первый полнометражный фильм "Хроника одной любви" А. снял в 1950 г., но ни эта картина, ни последовавшие затем "Побежденные" (1952), "Дама без камелий" (1953) не принесли ему успеха. "Подруги" (1955, пр. МКФ в Венеции), где, казалось бы, режиссер ни в чем не изменил себе, стали переломными в творческой судьбе А. Намеченный в ранних картинах абрис психологического кинематографа, суховато-аскетичного в отношении среды и скрупулезно-педантичного в отношении героя критики признали за индивидуальный, авторский стиль, за особый взгляд режиссера на мир буржуазной пресыщенности и скуки, который делает человека одиноким и не способным к коллективистской жизни, которую еще совсем недавно воспевал неореализм. Через два года А. показывает "Крик", который французская критика встречает восторженно и называет "шедевром". Но временем подлинного триумфа А. становятся 60-е: "Приключение" (1960, спец. пр. МКФ в Каннах), "Ночь" (1960, гл. пр. МКФ в Западном Берлине, 1961), "Затмение" (1961, спец. пр. МКФ в Каннах, 1962), "Красная пустыня" (1964, гл. пр. МКФ в Венеции) составили тетралогию и принесли режиссеру мировую славу. Отныне А. называют "поэтом отчуждения", "певцом некоммуникабельности". В самом деле, главные темы его творчества связаны с социально-психологическим исследованием таких болезней современного буржуазного общества, как эмоциональная усталость, духовное омертвление, тотальная разочарованность и, как следствие, одиночество и неспособность к деятельной жизни. Неореализм остался на другом полюсе, А. в своем кинематографе 60-х гг. ближе к экзистенциализму, столь модному в это время среди западной интеллигенции. "Человеческое сообщество — это пустыня, — констатирует А. — Красная — значит, опасная".

А. всегда был автором всех своих сценариев. Его первый сценарный опыт связан с картиной "Трагическая охота" (1947, реж. Дж. Де Сантис), он был в числе авторов "Белого шейха" (1950, реж. Ф. Феллини), писал для Блазетти, Рене Клемана и др. Новый успех А. ознаменовала картина "Фотоувеличение" ("Блоу- ап", 1967, Великобритания, гл. пр. МКФ в Каннах), где за историей молодого фотографа, который рвется из модерновой фотостудии в реальную жизнь, встает сущностный вопрос искусства: способно ли оно узнать правду и поведать о ней. Камера видит явление, но она неспособна понять и постичь его.

В 70-е гг. Микеланджело Антониони пытается в своих картинах "Забриски Пойнт" (1970, США) о молодежном бунте против истеблишмента, в документальной картине "Китай" (1972), в "Профессии: репортер" (1975) приблизиться к постановке социально-политической проблематики, которая в прогрессивном, гражданственно- активном кинематографе Италии формируется в особое направление, получившее название "политического". В "Профессии: репортер" едва ли не впервые в творчестве A. зазвучала тема невозможности для человека сохранять политический нейтралитет в мире, расколотом на добро и зло, когда вопрос поставлен с предельной ясностью: или диктатура — или свобода. Герой А. решает даже изменить свое имя, чтобы освободиться от принципов журналистского нейтралитета и стать участником борьбы, которому небезразличны тревоги и мечты прогрессивных борцов. Но все его попытки оборачиваются фатальной обреченностью: человек, имя которого он взял, оказывается, был беспринципным торговцем оружием и спекулянтом. В 80-м А. снимает телевизионный фильм "Тайна Обервальда", где пытается адаптировать к кинематографу новые средства эстетического выражения, которые к этому времени привнесло появление и развитие видео. Он проходит стажировку на студии Ф. Ф. Копполы "Зоетроп", постигая "тайны компьютерных технологий". В следующей его картине "Идентификация женщины" (1982) замыкается творческий круг режиссера: вернувшись к темам 60-х, режиссер демонстрирует известную исчерпанность своих тем и сюжетов, усталость художника. В 1982 г. А. удостаивается пр. МКФ в Каннах за вклад в киноискусство. Тяжелая болезнь на долгие годы приковывает А. к инвалидному креслу. И только через 15 лет вместе с немецким режиссером Вимом Вендерсом он снимет фильм "Там, за облаками" (1997) по собственным рассказам 60-х гг. из сборника "Тот Кегельбан над Тибром", к сожалению, еще раз продемонстрировав свою принадлежность времени давно ушедшему. В 1997 г. Антониони был награжден "Оскаром" за свое творчество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.009 с.)