Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Решение задач на пропорциональное делениеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характерные особенности такого вида задач: 1) В начальных классах решаются задачи на пропорциональное деление только с прямо пропорциональной зависимостью величин. 2) В начальных классах задачи на пропорциональное деление решаются только способом нахождения значения постоянной величины. Подготовка: 1) Работа над величинами. 2) Связь между величинами. 3) Наблюдение за зависимостью между величинами. 4) Хорошее овладение способами решения задач на нахождение четвёртого пропорционального. Ознакомление: первые задачи на пропорциональное деление иллюстрируются или инсценируются. Переход к ознакомлению можно осуществлять от задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Проверка решения выполняется способом установления соответствия между числами, полученными в ответе, и данными в условии задачи: узнаем, действительно ли картофеля привезли на 24 кг больше чем свёклы: 72 – 48 = 24; значит, можно считать, что задача решена правильно. Для закрепления умения решать задачи предлагаются: - готовые задачина нахождение неизвестных по двум разностям I вида с различными группами пропорциональных величин и проводятся различные упражнения творческого характера; - задачи на нахождение неизвестных по двум разностям II вида; - упражнения на преобразование задач. Задачи, связанные с движением, т. е. задачи с величинами: скорость, время, расстояние, рассматриваются в 4 классе. Подготовительная работа к решению задач, связанных с движением, предусматривает обобщение представлений детей о движении, знакомство с новой величиной – скоростью, раскрытие связей между величинами: скорость, время, расстояние. С целью обобщения представлений детей о движении полезно провести специальную экскурсию по наблюдению за движением транспорта, после чего провести наблюдение в условиях класса, где движение будут демонстрировать сами дети. На экскурсии и во время работы в классе пронаблюдать за движением одного тела и двух тел относительно друг друга. Так, одно тело (трамвай, машина, человек и т.п.) может двигаться быстрее имедленнее, может остановиться, может двигаться по прямой или кривой. Два тела могут двигаться в одном направлении, а могут двигаться в противоположных направлениях: либо приближаясь одно к другому (двигаясь навстречу одно к другому), либо удаляясь одно от другого. Наблюдая указанные ситуации в условиях класса, надо показать детям, как выполняются чертежи: расстояние принято обозначать отрезком; место (пункт) отправления, встречи, прибытия и т.п. обозначают либо точкой на отрезке и соответствующей буквой, либо чёрточкой, либо флажком; направление движения указывают стрелкой. Например, встречное движение двух тел изображается так:
А ├────────┼────────┤ В Здесь отрезок обозначает расстояние, которое должны пройти тела до встречи, флажок – место встречи, точки А и В – пункты выхода тел, стрелки – направление движения. Полезно выполнять и обратные упражнения: по данному чертежу выполнять соответствующее движение. При ознакомлении со скоростью целесообразно так организовать работу, чтобы учащиеся нашли скорость своего движения пешком. Для этого можно начертить во дворе, в спортзале или коридоре «замкнутую дорожку». На дорожке надо отметить расстояния по 10 м, чтобы удобнее было находить, какой путь прошёл каждый ученик. Учитель предлагает детям идти по дорожке, например, в течение 4 мин. Учащиеся сами легко найдут по десятиметровым отметкам пройденное расстояние. На уроке каждый из детей может вычислить, какое расстояние он проходит за 1 мин. Учитель сообщает, что расстояние, которое прошёл ученик за минуту, называют его скоростью. Ученики называют свои скорости. Затем учитель называет скорости некоторых видов транспорта. Эти данные учащиеся могут записать в своих справочниках и использовать в дальнейшем при составлении задач. Раскрытие связей между величинами: скорость – время – расстояние ведётся по такой же методике, как и раскрытие связей между другими пропорциональными величинами. В результате решения соответствующих простых задач ученики должны усвоить такие связи: если известны расстояние и время движения, то можно найти скорость действием деления; если известны скорость и время движения, то можно найти расстояние действием умножения; если известны расстояние и скорость, то можно найти время движения действием деления. Далее, опираясь на эти знания, дети будут решать составные задачи, в том числе задачи на нахождение четвёртого пропорционального, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестных по двум разностям с величинами: скорость, время, расстояние. При работе над этими задачами надо чаще использовать иллюстрации в виде чертежа, так как чертёж помогает правильно представить жизненную ситуацию, отражённую в задаче. Так же как и при решении задач других видов, следует включать упражнения творческого характера на преобразование и составление задач. Одновременно с решением задач названных видов в 4 классе вводятся задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях. Каждая из этих задач имеет три вида в зависимости от данных и искомого: I вид – даны скорость каждого из тел и время движения, искомое – расстояние; II вид – даны скорость каждого из тел и расстояние, искомое – время движения; III вид – даны расстояние, время движения и скорость одного из тел, искомое – скорость другого тела. В целях подготовки к введению задач на встречное движение очень важно сформировать правильные представления об одновременном движении двух тел: дети должны хорошо уяснить, что если два тела вышли одновременно навстречу друг другу, то до встречи они будут находиться в пути одинаковое время и при этом оба пройдут всё расстояние между пунктами, из которых они вышли. Чтобы дети осознали это, следует включать задачи-вопросы, аналогичные следующим: 1) Из двух городов одновременно отплыли навстречу друг другу два теплохода и встретились через 3 ч. Сколько времени был в пути до встречи каждый теплоход? 2) Из посёлка в город вышел пешеход и в это время из города навстречу ему выехал велосипедист, который встретил пешехода через 40 мин. Сколько времени был в пути до встречи пешеход? Теперь можно ознакомить детей с решением задач на встречное движение, причём целесообразно на одном уроке ввести все три вида, получая новые задачи путём преобразования данной в обратные. Такой приём позволяет детям самостоятельно найти решение, поскольку задача нового вида будет получена из задачи, уже решённой детьми. Раскроем это на конкретном примере. Учитель читает задачу: «Из двух поселков выехали одновременно навстречу друг другу два велосипедиста и встретились через 2 ч. Один ехал со скоростью 15 км в час, а второй со скоростью 18 км в час. Найти расстояние между поселками». Что известно о движении велосипедистов? Что надо узнать? Пусть это будет посёлок, из которого выехал первый велосипедист. (Учитель вставляет в наборное полотно карточку с римской цифрой «I»). А это посёлок, из которого выехал второй велосипедист. (Вставляет карточку.) Двое из вас будут велосипедистами. (Выходят два ученика.) С какой скоростью ехал первый? (15 км в час.) Это твоя скорость. (Даёт карточку, на которой написано число 15.) Это твоя скорость. (Даёт второму ученику карточку.) Сколько времени они будут двигаться до встречи? (2 ч.) Начинайте двигаться. Прошел час. (Дети вставляют одновременно свои карточки в наборное полотно.) Прошёл второй час. (Дети вставляют карточки.) Встретились ли велосипедисты? (Да.) Почему? (Шли до встречи по 2 ч.) Обозначу место встречи флажком. (Вставляет флажок.) Что надо узнать? (Всё расстояние.) Обозначу вопросительным знаком. Получается иллюстрация:
После такого разбора учащиеся сами находят два способа решения. Решения надо записать с пояснениями сначала отдельными действиями, а позднее можно записать выражение или уравнение. Первый способ: 1) 35 ∙ 2 = 30 (км) – проехал первый велосипедист; 2) 18 ∙ 2 = 36 (км) – проехал второй велосипедист; 3) 30 + 36 = 66 (км) – расстояние между поселками. Второй способ: 1) 15 + 18 = 33 (км) – сближались велосипедисты в час; 2) 33 ∙ 2 = 66 (км) – расстояние между поселками. Если дети затруднятся в решении вторым способом, надо вновь проиллюстрировать движение: прошел час – сблизились на 33км, ещё час – ещё сблизились на 33 км, т.е. велосипедисты проехали 2раза по 33 км. Учитель на доске, а дети в тетрадях выполняют чертёж к решённой задаче: 15км/ч 2 ч 18 км/ч
I ├────────┼────────┤ II
? Выясняется, который из велосипедистов прошёл до встречи большее расстояние и почему. Учитель изменяет условие задачи, используя тот же чертёж:
15км/ч? ч 18 км/ч
I ├────────┼────────┤ II
66 км Дети составляют задачу по этому чертежу, затем задача коллективно разбирается, после чего записывается решение с пояснениями: 1) 15+18=33 (км) – сближались велосипедисты в час; 2) 66:33=2 (ч) – время движения до встречи. Условие задачи ещё раз изменяется: ? км/ч 2 ч 18 км/ч
I ├────────┼────────┤ II
66 км Ученики составляют задачу, после чего коллективно разбираются два способа решения: Первый способ: 1) 18 ∙ 2 = 36 (км) – проехал до встречи второй велосипедист; 2) 66 – 36 = 30 (км) – проехал до встречи первый велосипедист; 3) 30: 2 = 15 (км/ч) – скорость первого велосипедиста. Ответ: 15 км в час. Второй способ: 1) 66: 2 = 33 (км) – сближались велосипедисты в час; 2) 33 – 18 = 15 (км/ч) – скорость первого велосипедиста. Ответ: 15 км в час. На последующих уроках проводится работа по закреплению умения решать задачи рассмотренных видов. С этой целью включаются готовые задачи на встречное движение, при этом учащиеся сами выполняют чертёж, выясняя предварительно, ближе к какому пункту произойдёт встреча. Как и при работе над другими задачами, следует выполнять различные упражнения творческого характера. Аналогичным образом ведётся работа над задачами на движение в противоположных направлениях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 4692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.009 с.) |