Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для преподавателей 5 курс Х- семестр т.№ 1 стомат.ф-т

Поиск
Учебная дисциплина Детская челюстно-лицевая хирургия
Модуль № 2 Опухоли и опухолеподобные новообразования ЧЛО, врожденные пороки развития, приобретенные дефекты и деформации ЧЛО у детей.  
Содержательный модуль № 3 Закономерности клинического течения, алгоритм диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при воспалительных, травматических, опухолевых заболеваниях, врожденных и приобретенных пороках развития тканей челюстно-лицевого области у детей.  
Тема занятия № 1 Закономерности клинического течения, алгоритм диагностично - лечебных и профилактических мероприятий, выбор метода обезболивания у детей с воспалительными заболеваниями ЧЛО и сопутствующими соматическими заболеваниями в условиях поликлиники и стационара.
Курс  
Факультет Стоматологический
Количество часов  

Составила: доц. Гречко Н.Б.

Доц. Ярославская Ю.Ю.

ХАРЬКОВ 2014

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.

ТЕМА № 1 Закономерности клинического течения, алгоритм диагностично - лечебных и профилактических мероприятий, выбор метода обезболивания у детей с воспалительными заболеваниями ЧЛО и сопутствующими соматическими заболеваниями в условиях поликлиники и стационара.

Цель занятия:

Углубить знания о воспалительных заболеваниях ЧЛО, изучить алгоритм диагностично - лечебных и профилактических мероприятий, выбор метода обезболивания у детей с воспалительными заболеваниями ЧЛО и сопутствующими соматическими заболеваниями в условиях поликлиники и стационара.

Конкретные цели: Знания о принципах выбора метода обезболивания воспалительных заболеваний (ВЗЧЛО) ЧЛО у детей, диагностики, лечения и профилактики ВЗЧЛО, основных этиологических факторах, и особенностях детского организма, влияющих на течение ВЗ, методах диагностики ВЗ ЧЛО являются фундаментальными в формировании систематических знаний для планирования диагностических мероприятий и лечения у пациентов.

Дифференцированный подход, основанный на понимании влияния физиологических осбенностей строения ЧЛО на течение и исходы воспаления позволит формировать лечебно-профилактические мероприятия, направленные на устранение последствий заболевания на организм ребенка.

2. Учебные цели занятия: Проанализировать со студентами принципы классификации видов обезболивания. Научить студентов диагностировать различные клинические проявления, обучить принципам планирования лечебно – профилактических мероприятий, направленных на профилактику, лечение ВЗЧЛО и их последствий

3. Цели развития личности. Научить студентов корректному и бережному отношению к детям с различными видами ВЗЧЛО во время обследования и лечения. Знание о возможных ближайших и отдаленных последствиях воспалительного процесса позволит хирургу- стоматологу провести мероприятия по их профилактике.

4. Междисциплинарная интеграция.

Дисциплины Знать Уметь
Предыдущие (обеспечивающие) дисциплины: анатомия. Нормальная анатомия строения зубочелюстного аппарата, костей и мягких тканей в физиологическом аспекте. Рассказать ключевые моменты.
Последующие дис-циплины: хирургическая стоматология взрослых Методы диагностики ВЗЧЛО, выбор метода обезболивания при вмешательствах при ВЗ Применить клинические, лабораторные, рентгенологические методы для диагностики ВЗ.
Рентгенология: Принципы и методы рентгенологического исследования. Перечислить Rő-гические особенности строения зубов и челюстных костей в возрастном аспекте.

Контрольные вопросы

для проверки исходного уровня знаний суббординаторов

1. Дайте краткую характеристику иммунологических особенностей детского организма.

2. Перечислите возрастные анатомо-топографические особенности детского организма, влияющие на клиническое течение острых и хронических гнойных воспалительных заболеваний (состояние иммунологической защиты, водно-солевого обмена и других обменных процессов, эндокринной системы, паренхиматозных органов, ЦНС и др.)

3. Назовите возрастные анатомо-топографические особенности ЧЛО, влияющие на клиническое течение острых и хронических воспалительных процессов.

4. Назовите возрастные особенности гемограммы здоровых детей.

5. По каким показаниям подбирают метод обезболивания для хирургического вмешательства у детей при острых гнойных воспалительных процессах?

6. Понятие антимикробной химиотерапии и основные термины, представление о рациональной противомикробной терапии

7. Основные возбудители инфекционных воспалительных заболеваний челюстно - лицевой области (ИВЗЧЛО), основные характеристики этиозависимого воспалительного процесса.

8. Основные группы противомикробных лекарственных средств и принципы эмпирической антибактериальной терапии.

9. Современное представление о повышении эффективности антимикробной химиотерапии.

10. Алгоритмы противомикробной химиотерапии, принципы дифференцированного подхода к планированию антимикробной химиотерапии.

Задание для домашней подготовки:

1. Написать рецепты 3-х антибиотиков широкого спектра действия в инъекциях и таблетках; их дозировку для детей 3, 6, 12 лет для лечения ВЗ ЧЛО.

2. Написать рецепты 3-х сульфаниламидных препаратов и их дозировку для детей 3, 6, 12 лет для лечения ВЗ ЧЛО.

3. Написать рецепты 3-х антигистаминных средств и их дозировку для детей 3, 6, 12 лет для лечения воспалительных заболеваний ЧЛО.

4. Написать рецепты 3-х противовоспалительных и ненаркотических обезболивающих препаратов в таблетках и их дозировку для детей 3, 6, 12 лет для лечения воспалительных заболеваний ЧЛО.

5. Укажите основные принципы неотложной хирургической и медикаментозной помощи при флегмонах ЧЛО у детей.

Cокращения:

ИВЗЧЛО - возбудители инфекционных воспалительных заболеваний ЧЛО

ЧЛО - челюстно - лицевая область

А/б – антибиотики

МПК - минимальная подавляющая концентрация

МРЛАТ - метод регионарной лимфотропной антибактериальной терапии

План расчеты времени и организационная структура занятия.

Этапы занятия Материальное обеспечение Время в мин.
Оборудование Учебные пособия и средства контроля Место проведения
1. Вступительное слово преподавателя   План содержания занятия Учебная комната 5 мин.
2. Определение исходного уровня знаний   1. Контрольные вопросы. 2. Ситуационные задачи. для проверки исходных знаний суббординатора Учебная комната 50 мин.
1. Организация занятия. 2. Постановка учебной цели. 3. Контроль исходного уровня знаний. Набор хирургических инструментов. Диагностическая аппаратура, диапроектор, экран, негатоскоп, компьютер, видеоматериалы. 1. Учебник Харькова Л.В. и соавт.. „Хирургическая стоматология детского возраста”, А.А. Колесов «Стоматология детского возраста». 2. Метод. рекомендации для студентов 4 и 5 курсов. 3. Записи лекций. 4. Истории болезни и др. документация относительно клинического разбора больного. 5. Рентгенограммы 6. Перечень рецептов. Поликлиника, стационар, учебная комната 45 мин.
4. Основной этап. Набор инструментов, медикаменты, бланки рецептуных направлений в диагностические и лечебные отделения Истории болезни и другая медицинская документация больных. А.А. Колесов «Стоматология детского возраста», учебник Харькова Л.В. и пел. „Хирургическая стоматология детского возраста”. Метод. рекомендации для студентов 4 и 5 курсов.   Поликлиника, стационар 205 мин.
5. Формирование профессиональных знаний и практических навыков.Демонстрация пре- зентаций. Самостояте- льная работа студентов. Презентация темы Закономерности клинического течения, алгоритм диагностично - лечебных и профилактических мероприятий, выбор метода обезболивания у детей с воспалительными заболеваниями ЧЛО и сопутствующими соматическими заболеваниями в условиях поликлиники и стационара. Истории болезни. Отчетные листки студентов Поликлиника, стационар Во время приема б-ных
6. Определение степени усвоения, контроль усвоения темы   Карты с контрольными ситуационными задачами Поликлиника, стационар 45 мин.
7. Подведение итогов занятия, задача на следующее занятие   Учебник. Дополнительная литература. Метод. Рекомендации для студентов 4, 5 курсов, записи лекций Поликлиника, стационар 10 мин.
Всего 360 мин.

4. Содержание учебного материала.

Актуальность. Проблеме гнойной инфекции посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов. Успехи, достигнутые в лечении гнойных воспалений более 30 лет назад, были настолько велики, что многие врачи считали проблему профилактики и лечения хирургической инфекции решенной.

Широкое применение антибиотиков привело к изменению видового состава микробной флоры, ее постоянной мутации, появлению устойчивых к антибиотикам штаммов, что снизило эффективность применения антибиотиков.

В последнее десятилетие чаще наблюдается агрессивное течение разлитых флегмон, остеомиелита, появились такие тяжелейшие осложнения как медиастенит, тромбофлебит лицевых вен и тромбоз пещеристого синуса, сепсис, менингит, менингоэнцефалит и др. Довольна высока летальность при осложнениях воспалительных заболеваний. В связи с этим особую актуальность имеют вопросы профилактики, совершенствования методов диагностики и лечения воспалений для стоматологии детского возраста. Только заболеваемость острой одонтогенной инфекцией за год составляет 43 – 52 случаев на 1000 детей.

При этом допускаются диагностические ошибки в связи с особенностями проявления и течения воспалительных заболеваний у детей в различные возрастные периоды. Поэтому часто дети поздно госпитализируются, а запоздалая хирургическая помощь приводит к тяжелым осложнениям.

1. ПОНЯТИЕ АНТИМИКРОБНОЙ ТЕРАПИИ И ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОТИВОМИКРОБНОЙ ТЕРАПИИ. Инфекционные процессы встречаются в практике стоматолога любой специальности. Наиболее часто проблема лечения инфекции встает перед стоматологами-хирургами, челюстно-лицевыми хирургами, стоматологами-терапевтами. Основным этиотропным действием является противомикробная терапия, включающая в себя многофакторное воздействие на микроорганизм, приводящее к гибели микроорганизма, ослаблению патогенности или к элиминации из очага воспаления. Противоинфекционные препараты отличаются от других групп лекарственных средств прямым воздействием на возбудителя, подавляя их существование и размножение. Для обозначения избирательного воздействия лекарственных средств на возбудителей инфекции в современной медицине применяется термин "антимикробная химиотерапия", а все вещества, вызывающие угнетение их роста и размножения без вреда для макроорганизма, называют антибиотиками(а/б).

Поскольку бактерии являются наиболее частой причиной ИВЗЧЛО, то антибактериальная терапия является важной составляющей частью антимикробной химиотерапии. Основные термины и понятия, применяющиеся в клинической фармакологии, микробиологии, стоматологии, используемые в данном методическом руководстве:

1. Бактерии- одноклеточные организмы, которые относятся к разным семействам. Они имеют разнообразную форму и довольно сложную структуру, определяющую многообразие их функциональной деятельности. Для бактерий характерны три основные формы: сферическая, цилиндрическая, извитая.

n Кокки - бактерии, имеющие сферическую (шаровидную) форму. Подразделяют в зависимости от плоскости деления и расположения отдельных особей на:

1. Микрококки

2. Диплококки

3. Стрептококки

4. Тетракокки

5. Сарцины

6. Стафилококки

7. Палочки(бациллы) - бактерии образующие споры.

n Грамположительные - это бактерии характеризующиеся более выраженным муреиновым слоем в клеточной стенке, менее проницаемой клеточной стенкой (по сравнению с грамотрицательными бактериями), соотношением РНК:ДНК в их цитоплазме 8:1 и pH 2,0-3,0.

n Грамотрицательные - это бактерии характеризующиеся менее выраженным муреиновым слоем в клеточной стенке, более проницаемой клеточной стенкой (по сравнению с грамотрицательными бактериями), соотношением РНК:ДНК в их цитоплазме 1:1 и pH около 5,0

2. Патогенность - это потенциальная, генетически детерминированная способность микроорганизмов вызывать инфекционный процесс в организме хозяина.

3. Вирулентность - это количественная характеристика степени патогенности данного штамма микроорганизма в отношении животных определенного вида при стандартных условиях заражения.

4. Минимальная подавляющая концентрация (МПК) - наименьшая концентрация противомикробного вещества, которая через определенный период времени приостанавливает рост специфических микроорганизмов in vitro в стандартных условиях исследования.

5. Обострение хронического периодонтита (острый периодонтит) - острый одонтогенный инфекционно-воспалительный процесс, ограниченный границами периодонта одного зуба

6. Периостит-острый одонтогенный инфекционно-воспалительный процесс, ограниченнный условной границей пародонта одного зуба с образованием поднадкостничного абсцесса.

7. Острый одонтогенный остеомиелит челюстных костей - острый одонтогенный инфекционно-аллергический воспалительный процесс кости, распространяющийся за пределы условной границы пародонта одного зуба.

8. Одонтогенный абсцесс - острый гнойный инфекционно-воспалительный процесс, локализующийся в клетчаточном пространстве, ограниченный пиогенной мембраной.

9. Одонтогенная флегмона - распространенный острый инфекционно-аллергический процесс, развивающийся в оклочелюстных клетчаточных пространствах.

Противомикробная химиотерапия - раздел клинической фармакологии, рассматривающий сложное и динамическое взаимодействие трех основных компонентов:

n возбудителя инфекции,

n макроорганизма и

n лекарственного средства.

Планирование рациональной антибиотикотерапии осуществляется

исходя из определенных принципов:

• Антибиотик должен избирательно подавлять жизнедеятельность патогенного микроорганизма, не оказывая существенного воздействия на гомеостаз организма больного.

• Для воздействия на инфекционно-воспалительный процесс антибиотик должен поступать в ткани очага в достаточной (минимальной подавляющей) концентрации.

• Назначение терапии должно осуществляться с учетом чувствительности возбудителя.

• Начальная (эмпирическая) противомикробная терапия проводится с учетом органолептических свойств возбудителя, основывается на знаниях о наиболее вероятном микробном пейзаже гнойной раны.

• Исходя из полиэтиологической теории ИВЗЧЛО целесообразно проведение полиантибактериальной терапии препаратами с перекрывающими полями противомикробного спектра.

• Дозы, путь введения, кратность введения противомикробного препарата должны основываться на необходимости создания в очаге воспаления минимальной подавляющей концентрации (МПК).

• Назначение антибактериального препарата должно сопровождаться комплексной "терапией сопровождения" направленной на регуляцию тех звеньев гомеостаза, которые наиболее подвергаются агрессии данным препаратом (группой).

• При проведении противомикробной терапии необходимо учитывать химиорезистентность микроорганизмов и включать в комплекс мероприятия, направленные на ее преодоление.

• Антимикробная терапия должна состоять не только из собственного антибактериального средства, но и из мероприятий, направленных на создание условий неблагоприятных для жизнедеятельности микроорганизмов и на уменьшение количества патогенов в ране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.008 с.)