Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике в античном мире. Отличие научного мировоззрения от мифологического. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике в античном мире. Отличие научного мировоззрения от мифологического.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Причины возникновения понятия "душа" и его содержание на ранних этапах эволюции общества у примитивных народов.

Возникновение понятия души связано с анимистическими взглядами первобытных народов. Душа четко не отделяется от тела. Эти представления сложились в результате донаучного, примитивно-материалистического истолкования явлений жизнедеятельности и сознания, в том числе таких, как сон, смерть, обморок и т.п. Не располагая средствами причинного объяснения подобных явлений, первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. Так как отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизненного процесса, то она воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и коллектива. Душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Души умерших составляют такие же коллективы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Коллективы живых людей и души мертвых взаимозависимы, их связь – материальная, хозяйственная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, обусловленные бессилием дикаря перед природой, породили культовое отношение к душе – первоначальную форму религии.

В дальнейшем в связи с развитием общества, с дифференциацией планирования и исполнения, физического труда и «духовных сил производства», с появлением классового общества и развитием абстрагирующей способности человека возникли идеи о внематериальной природе души. Последовательное проведение этой идеи приводит их к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) – своеобразной форме материализма. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем, и рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Следствием развития этих материалистических идей у атомистов Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция является токование души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом – духом, или, иначе говоря, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества (теория атома).

Этой материалистической концепции души в античности противостояла ее идеалистическая интерпретация – теория божественного происхождения души (Эмпедокл, пифагорейцы, Платон).

 

Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике в античном мире. Отличие научного мировоззрения от мифологического.

Представления о душе сущ. уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на природу. Философия возникла в эпоху смены первобытно- общинного строя классовым рабовладельческим обществом, почти одновременно как на Востоке (Индия, Китай), так и на Западе(Греция, Рим). Возникновение их было неизбежно т.к. предметом философских размышлений, напр. На рациональное объяснение, был мир в целом, включая все вопросы о человеке, о его душе.

Отличие научного мировоззрения от мифологического. (народное творчество, сказки) Отличия по способу получения, по форме их воплощения, по своему назначению (Душа- нечто сверхестественное) Самые первые научные представления о душе напр. На объяснение души и ее функций.

Пришедшее на смену мифологическим воззрениям философское научное мышление, или "мыслящее, рациональное мировоззрение", характеризуется иными чертами:

- Авторитет традиций здесь замещается авторитетом разума.

- Поиск генетического начала мира дополняется попытками найти его субстрат, субстанцию.

- Происходит деантропоморфизация, демифологизация окружающего мира, природы, космоса.

- Ставится задача не просто описать, но и объяснить душу и ее функции.

- На смену вере и образно-ассоциативным процессам как главным инструментам мифологического познания приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.

Одним из первых мифологических учений о душе в античной философии был анимизм (от лат. anima - душа). Это направление рассматривало психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь. Анимизм представлял душу как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес,Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес – воду, Анаксимандр – “апейрон”, Анаксимен – воздух).

Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считались изначально живыми, границы между живым, неживым и психическим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Тем не менее это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

Теория познания Эмпедокла.

В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но в то время, когда жил Эмпедокл, они не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения, то есть скорость света является очень большой, но все же конечной величиной. Эмпедокл, подобно элеатам, признавал закон сохранения — из ничего не происходит ничего. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора.

Подобно Анаксимандру, считал, что живое произошло от неживого, но отличие заключалось том, что в начале произошли части тела и органы, далее, по мере усиления Любви в мире, они произвольным образом соединялись, в результате чего появлялись двухголовые, четырёхрукие и т. п. Наиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживался некий целесообразный план. Эмпедоклу принадлежит и ряд замечательных мыслей в области медицины. Так, он полагал, что невозможно овладеть врачеванием, если не знать, не исследовать человека.

В своем учении о познании Эмпедокл выдвигает глубокую мысль о том, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Он полагает, что подобное постигается подобным, поэтому органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают истечения от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то истечения не могут проникнуть и восприятия не происходит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Причины возникновения понятия "душа" и его содержание на ранних этапах эволюции общества у примитивных народов.

Возникновение понятия души связано с анимистическими взглядами первобытных народов. Душа четко не отделяется от тела. Эти представления сложились в результате донаучного, примитивно-материалистического истолкования явлений жизнедеятельности и сознания, в том числе таких, как сон, смерть, обморок и т.п. Не располагая средствами причинного объяснения подобных явлений, первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. Так как отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизненного процесса, то она воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и коллектива. Душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Души умерших составляют такие же коллективы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Коллективы живых людей и души мертвых взаимозависимы, их связь – материальная, хозяйственная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, обусловленные бессилием дикаря перед природой, породили культовое отношение к душе – первоначальную форму религии.

В дальнейшем в связи с развитием общества, с дифференциацией планирования и исполнения, физического труда и «духовных сил производства», с появлением классового общества и развитием абстрагирующей способности человека возникли идеи о внематериальной природе души. Последовательное проведение этой идеи приводит их к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) – своеобразной форме материализма. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем, и рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Следствием развития этих материалистических идей у атомистов Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция является токование души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом – духом, или, иначе говоря, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества (теория атома).

Этой материалистической концепции души в античности противостояла ее идеалистическая интерпретация – теория божественного происхождения души (Эмпедокл, пифагорейцы, Платон).

 

Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике в античном мире. Отличие научного мировоззрения от мифологического.

Представления о душе сущ. уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на природу. Философия возникла в эпоху смены первобытно- общинного строя классовым рабовладельческим обществом, почти одновременно как на Востоке (Индия, Китай), так и на Западе(Греция, Рим). Возникновение их было неизбежно т.к. предметом философских размышлений, напр. На рациональное объяснение, был мир в целом, включая все вопросы о человеке, о его душе.

Отличие научного мировоззрения от мифологического. (народное творчество, сказки) Отличия по способу получения, по форме их воплощения, по своему назначению (Душа- нечто сверхестественное) Самые первые научные представления о душе напр. На объяснение души и ее функций.

Пришедшее на смену мифологическим воззрениям философское научное мышление, или "мыслящее, рациональное мировоззрение", характеризуется иными чертами:

- Авторитет традиций здесь замещается авторитетом разума.

- Поиск генетического начала мира дополняется попытками найти его субстрат, субстанцию.

- Происходит деантропоморфизация, демифологизация окружающего мира, природы, космоса.

- Ставится задача не просто описать, но и объяснить душу и ее функции.

- На смену вере и образно-ассоциативным процессам как главным инструментам мифологического познания приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.

Одним из первых мифологических учений о душе в античной философии был анимизм (от лат. anima - душа). Это направление рассматривало психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь. Анимизм представлял душу как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес,Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес – воду, Анаксимандр – “апейрон”, Анаксимен – воздух).

Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считались изначально живыми, границы между живым, неживым и психическим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Тем не менее это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.014 с.)